Модифицированная программа по волейболу (мальчики)
рабочая программа по физкультуре по теме

Модифицированная программа дополнительного образования по волейболу (мальчики) расчитана на школьников 11-16 лет. Она предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнения учащимися контрольных нормативов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modificirov_progr_po_voleyb_m.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  «Средняя общеобразовательная школа №11»

Рассмотрена и рекомендована                                                      Утверждена приказом                                                                                                                                                   к утверждению                                                                                МБОУ СОШ № 11                                                                                                                                                     методическим советом                                                                   от_______№_______                                                                                                                                               Протокол  от ______ №____

                                                                                                                                   

                                                             

                                                                                                                                             

 Модифицированная программа по волейболу (мальчики)                                                                                                                                        составлена  на основе программы «Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ  спортивной секции «Волейбол» под редакцией А.В. Долинской.                                              

                                                      Составитель:                                                                                                                                           учитель физической культуры                                                                                                   Доронина Ирина Иосифовна

г. Новый Уренгой                                                                                                                                   2011 год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования учащихся «Волейбол» составлена на основе программы «Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ  спортивной секции «Волейбол» под редакцией А.В. Долинской.

Программа предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовки, укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физкультурой; подготовку и выполнение нормативов комплекса физической подготовленности;  организаторов спортивно-массовой работы (инструкторов).

Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Это увлекательная игра пользуется большой популярностью у школьников. Волейбол способствует укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию, служит средством активного отдыха.

        Цель программы «Волейбол»:

Систематическое вовлечение учащихся в двигательную деятельность.

Укреплять здоровье и способствовать всестороннему физическому развитию. Совершенствование  игрового навыка. Заполнение свободного времени тренировками, что отвлекает их от вредных привычек.

Задачи:

  1. Укреплять здоровье и закаливать организм;
  2. Повышать уровень общей физической подготовленности;
  3. Развивать специальные физические способности;
  4. Обучать основам техники и тактики игры;
  5. Воспитать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, навыкам культуры поведения, чувства дружбы;
  6. Прививать организаторские навыки.

Программа «Волейбол» рассчитана на школьников 11-16 лет. Она предусматривает проведение теоретических, практических знаний, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Сроки реализации программы « Волейбол» три года. Занимающиеся в спортивно-оздоровительной секции делятся на учебно-тренировочные группы 1-ого года обучения, 2-ого и 3-его года обучения.

Занятия в этих группах проводятся 2 раза в неделю, с недельной нагрузкой 2 часа, курс рассчитан на 70 часа в год.

Практические занятия с юными волейболистами различают по направленности: однонаправленные (посвящены одному из видов подготовки: технической, тактической, физической), комбинированные (включают материал 2-3 видов в различных сочетаниях), игровые (игровая тренировка, двухсторонняя игра, игровой фрагмент), контрольные .

В теоретических занятиях используют формы: лекции, беседы, зачеты.

Основной показатель работы в учебно-тренировочной группе - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, теоретической подготовленности, физического развития.

Особенность 1-ого года обучения в учебно-тренировочных  группах  состоит в том, что здесь начинается стабильная специализированная работа  по волейболу.

2-ой год обучения по своему содержанию является логическим продолжением работы, первого года обучения, однако начинается проявляться специализированость в плане выявления игровых функций занимающихся.

На занятиях учащиеся второго года обучения должны приобрести навыки судейства игры.  

На 3-ем году обучения учебно-тренировочные  группы достигают высокого уровня физической подготовленности, прочно овладевают основами техники, тактики игры, приобретают определенные игровые навыки.

Материал программы дается в четырех разделах:

  1. Основы знаний
  2. Общая физическая подготовка
  3. Специальная подготовка
  4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

В разделе «обшефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Обшефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества. По мере овладения двигательными качествами и умениями, ОФП снижается в 5-6 классах (1-ый год обучения) – 50%; в 7-8 классах (2-ой год обучения) – 40%; в 9-11 классах (3-ий год обучения) – 30%. В то же время возрастает специальная подготовка.

В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам. С 9 класса учащиеся должны принимать участие в соревнованиях по волейболу.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

  1. Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста                               занимающихся (11,12,13,14,15,16 лет);
  2. Контрольные нормативы по тактической подготовке (начиная с 14 лет) 3-й год обучения;
  3. Нормативы по физической подготовке для девушек с (11 лет).

Два раза в год  должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке. По данным контрольным испытаниям дается оценка обучающихся волейболом.

Для занятий волейболом необходимо следующее оборудование и инвентарь:

      1. Сетка волейбольная                          2 штуки

      2. Стойки волейбольные                      2 штуки

      3. Гимнастическая стенка                     6 пролетов

      4. Гимнастические маты                       4 штуки

      5. Скакалки                                             12 штук

      6. Мячи волейбольные                          15 штук

      7. Мячи набивные (масса 1кг)              10 штук        

Учебно-тематическое планирование учебно-тренировочной группы

I года обучения 5 – 6 классы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

всего

теоретические знания

практические

занятия

1

Основы знаний

2

2

-

2

Общефизическая подготовка

32

-

32

3

Специальная подготовка

32

-

32

4

Контрольные испытания

4

-

4

Всего часов:

70

2

70

Содержание программы

        Основы знаний (теоретическая часть):

  1. Основы истории развития волейбола в России;
  2. Сведения о строении и функциях организма человека;
  3. Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль;
  4. Правила игры в волейбол (в мини-волейбол);
  5. Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

  1. Строевые упражнения;
  2. Гимнастические упражнения;
  3. Акробатические упражнения;
  4. Легкоатлетические упражнения;
  5. Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

  1. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
  2. Подвижные игры;
  3. Упражнения для развития прыгучести;
  4. Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
  5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
  6. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Техника нападения (практическая часть):

  1. Перемещения и стойки;
  2. Действия с мячом. Передачи мяча;
  3. Нападающие удары.

Техника защиты:

  1. Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
  2. Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками; прием мяча снизу с подачи; одиночное блокирование.

Тактическая подготовка. Тактика нападения:

  1. Индивидуальные действия
  2. Групповые действия
  3. Командные действия

Тактика защиты:

  1. Индивидуальные действия
  2. Групповые действия
  3. Командные действия

Контрольные игры и соревнования:

теоретическая часть

  1. Правила соревнований
  2. Положение о соревнованиях
  3. Расписание игр
  4. Оформление хода и результата соревнований

практическая часть:

  1. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола
  2. Учебно-тренировочные игры
  3. Товарищеские встречи.

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Мальчики

1

Бег 30м с высокого старта (с)

5,7

2

Бег 30м  (6х5) (с)

12,0

3

Бег 92м с изменением направления (с)

31.0

4

Прыжок в длину с места (см)

160

5

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

40

6

Прыжок вверх с разбега толчком двух ног (см)

40

7

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы

двумя руками (м):

сидя

стоя

в прыжке с места

5.0

7.0

8.0

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный

показатель

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

2

Подача нижняя прямая на точность

3

3

Первая передача (прием) на точность из зоны 6

в зону 3 (расстояние 6м)

3

 

        В конце 1-го года обучения занимающиеся волейболом должны

знать:

  1. Основы истории развития волейбола в России;
  2. О строении и функциях организма человека;
  3. Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
  4. Правила игры в волейбол; места занятий, инвентарь.

                                                                          уметь:

  1. Технически правильно выполнять двигательные действия  в волейболе.
  2. Играть в волейбол по упрощенным правилам.

Учебно-тематическое планирование учебно-тренировочной группы

II года обучения 7 – 8 классы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

всего

теоретические знания

практические

занятия

1

Основы знаний

2

2

-

2

Общефизическая подготовка

24

-

24

3

Специальная подготовка

40

-

40

4

Контрольные испытания

4

-

6

Всего часов:

70

2

70

Содержание программы

        Основы знаний (теоретическая часть):

  1. Физическая культура и спорт в России;
  2. Сведения о строении и функциях организма человека (о сердечно-сосудистой системе человека и ее функциях; дыхание и газообмен);
  3. Влияние физических упражнений на организм занимающихся (на увеличение мышечной массы и подвижность суставов; на систему дыхания);
  4. Гигиена и врачебный контроль, самоконтроль (режим дня и питания с учетом занятий спортом; предупреждение спортивных травм; гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю);
  5. Правила игры в волейбол (состав команды, замена игроков, костюм игрока; упрощенные правила игры; основы судейской терминологии и жеста).

Практические занятия.

Общая физическая подготовка:

  1. Строевые упражнения;
  2. Гимнастические упражнения;
  3. Акробатические упражнения;
  4. Легкоатлетические упражнения;
  5. Метание;
  6. Спортивные игры;
  7. Подвижные игры.

Специальная физическая подготовка:

  1. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
  2. Подвижные игры;
  3. Упражнения для развития прыгучести;
  4. Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
  5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
  6. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Практические занятия.

Техника нападения:

  1. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходное положение); низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
  2. Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, в тройках.
  3. Нападающие удары: прямой нападающий удар.

Техника защиты:

  1. Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
  2. Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками, с различными заданиями; прием мяча  снизу – с подачи; одиночное блокирование.

  Тактическая подготовка. Тактика нападения:

  1. Индивидуальные действия (выбор способа отбивания мяча через сетку);
  2. Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй подаче);
  3. Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.

Тактика защиты:

  1. Индивидуальные действия (выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку; при блокировании (выход в зону удара); при страховке партнера, принимающего мяч с подачи передачи); при действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником;
  2. Групповые действия;
  3. Командные действия (расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед»).

Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований

Мальчики

1

Бег 30м с высокого старта (с)

4,9

2

Бег 30м, 6х5 (с)

11,2

3

Бег 92м, «елочка» (с)

28,0

4

Прыжок в длину с места (см)

170

5

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

45

6

Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками, сидя (м)

6, 0

7

Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (м)

9,5

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный

показатель

1

Верхняя передача на точность из зоны 3(2) в зону 4

4

2

 Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены

4

3

Подача верхняя прямая в пределы площадки

3

4

 Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3

3

5

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

8

6

 Нападающий удар по мячу на резиновых амортизаторах

3

В конце 2-го года обучения занимающиеся волейболом должны

знать:

  1. Основы истории развития физической культуры в России;
  2. Влияние физических упражнений на организм занимающихся;
  3. Физиологические основы деятельности систем дыхания кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках;
  4. Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
  5. Правила игры в волейбол.

уметь:

  1. Технически правильно выполнять двигательные действия  в волейболе.
  2. Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  3. Применять технические и тактические приемы в нападении и защите в игре волейбол;
  4. Играть в волейбол по упрощенным правилам.

Учебно-тематическое планирование учебно-тренировочной группы

III года обучения 9 – 11 классы

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

всего

теоретические знания

практические

занятия

1

Основы знаний

2

2

-

2

Общефизическая подготовка

20

-

22

3

Специальная подготовка

 44

-

44

4

Контрольные испытания

4

-

4

Всего часов:

70

2

70

Содержание программы

        Основы знаний (теоретическая часть):

  1. Физическая культура и спорт в России;
  1. Гигиена и врачебный контроль, самоконтроль: гигиенические требования к местам проведения занятий; временные ограничения и противопоказания к занятиям волейболом; понятия о травмах, их причины и профилактика; первая помощь при ушибах, растяжении связок: общий режим дня; гигиена сна, гигиена питания; гигиена обуви и одежды. Предупреждение спортивных травм при занятиях волейболом;
  2. Сведения о строении и функциях организма человека (костная система и ее развитие; связочный аппарат и его функции; мышцы, их строение, функции и взаимодействие, сокращение и расслабление мышц);
  3. Влияние физических упражнений на организм занимающихся (на работоспособность мышц и подвижность суставов);
  4. Правила игры в волейбол (состав команды; расстановка и переход игроков; начало игры и подачи; удары по мячу; переход средней линии; вход мяча из игры; проигрыш очка; счет и результат игры; правила мини-волейбола);
  5. Основы методики обучения и тренировки по волейболу (обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств);
  6. Основы техники и тактики волейбола (характеристика техники и тактики сильнейших юных волейболистов; анализ технических приемов и тактических действий на основе программы для данного года);
  7. Контрольные игры и соревнования (установка на предстоящую игру; технический план игры команды и задания отдельным игрокам; характеристика команды противника; разбор проведенной игры);

Практические занятия: соревнования по волейболу.

Инструкторская и судейская подготовка

      1.   Составление комплекса упражнений по физической, технической и тактической      

           подготовке и проведение его с группой.

      2.  Проведение подготовительной и основной частей занятия по начальному обучению      

        навыкам игры в мини-волейбол.

   

 

     3.          Проведение занятий в школе по обучению навыкам игры в мини-волейбол.

     4.          Проведение соревнований по мини-волейболу в школе. Выполнение обязанностей

                  главного судьи, секретаря. Составление календаря игр.

Практические занятия.

     Общая физическая подготовка:

  1. Строевые упражнения;
  2. Гимнастические упражнения;
  3. Упражнения для мышц туловища и шеи;
  4. Упражнения для мышц ног, таза;
  5. Акробатические упражнения;
  6. Легкоатлетические упражнения;
  7. Подвижные игры.

            Специальная физическая подготовка;

  1. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
  2. Подвижные игры;
  3. Упражнения для развития прыгучести;
  4. Упражнения с отягощением;
  5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов и передач мяча;
  6. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач;
  7. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов;
  8. Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании;

Практические занятия.

      Техника нападения.

      Действия без мяча:  

  1. Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами.

      Действия с мячом:

  1. передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;
  2. передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;
  3. передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх);
  4. подача мяча – верхняя прямая;
  5. нападающие удары – из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач.

Техника защиты.

        Действия без мяча:

  1. остановка прыжком;
  2. падения и перекаты после падений;
  3. сочетание способов перемещений с остановками и стойками;
  4. сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите.

Действия с мячом:

  1. прием мяча снизу двумя руками; нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками снизу с подачи в зонах 6,1,5 и первая передача в зоны 4,3,2;
  2. прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.
  3. Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2.

Тактика нападения.

  1. Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зоне 2; стоя спиной по направлению; для выполнения подачи.

  1. При действии с мячом: чередование способов подач; вторая передача (из зоны 3) игроку, к которому передающий обращен спиной.
  2. Групповые действия: взаимодействия игроков при второй передачи зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач).
  3. Командные действия: прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая – игроку, к которому передающий стоит спиной. Система игры со второй передачи и игрока передней линии.

Тактика защиты.

  1. Индивидуальные действия: выбор места при приеме нижней и верхней подач. Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.
  2. При действии с мячом: выбор приема мяча, посланного через сетку противником.
  3. Групповые действия: взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приеме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.
  4. Командные действия
  5. Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

Контрольные испытания. Сдача норм по общей и специальной физической и технической подготовке.

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований

Мальчики

1

Бег 30м с высокого старта (с)

4,8

2

Бег 30м, 6х5 (с)

11,1

3

Бег 92м, «елочка» (с)

27,8

4

Прыжок в длину с места (см)

220

5

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

50

6

Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками, сидя (м)

6, 5

7

Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (м)

10,0

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный

показатель

1

Верхняя передача на точность из зоны 2 в зону 4

5

2

 Из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению)

5

3

Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке

6

4

 Передача сверху, снизу (стоя у стены)

5

5

Подача на точность

5

6

 Нападающий удар  прямой из зоны 4 в зону 5 и 6

4

7

Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4 (2)

4

В конце 3-го года обучения занимающиеся волейболом должны

знать:

  1. Основы истории развития физической культуры в России;
  2. Гигиена и врачебный контроль, самоконтроль;
  3. Правила игры в волейбол (состав команды; расстановка и переход игроков; начало игры и подачи; удары по мячу; переход средней линии; проигрыш очка; счет и результат игры; правила мини-волейбола);
  4. Основы методики обучения и тренировки по волейболу (обучение и тренировка как единый процесс формирования и совершенствования двигательных навыков, физических и волевых качеств);
  5.  Основы техники и тактики волейбола (характеристика техники и тактики сильнейших юных волейболистов; анализ технических приемов и тактических действий на основе программы для данного года).

уметь:

  1. Составлять комплекс упражнений по физической, технической и тактической подготовке и проводить его с группой;
  2. Проводить подготовительную и основную часть занятий по начальному обучению технике игры;
  3. Технически правильно осуществлять двигательные действия в волейболе, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  4. Играть в волейбол по упрощенным правилам.

Список литературы

  1. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер – Москва: Физкультура и спорт, 1972г
  2. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу - Москва: Физкультура и спорт, 1965г
  3. Мондозолевский Г.Г. Щедрость урока - Москва: Физкультура и спорт 1984г
  4. Урок физкультуры в современной школе – Москва: Физкультура и спорт 2002г
  5. Основы волейбола. О. Чехов - Москва: Физкультура и спорт, 19769г
  6. Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех - Москва: Физкультура и спорт, 1966г
  7. Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ. Воспитание» В.Д. Ковалева – Москва: Просвещение, 1988г
  8. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол -  Москва: Физкультура и спорт, 1983г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

Модифицированная программа по изо 8 -- 9 классы на основе программы Т. Я. Шпикаловой.

Данные материалы содержат модифицированую программу по изобразительному искусству для 8 -- 9 классов. В ней находится пояснительная записка и календарно -- тематическое планирование. Она уже опробован...