Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе
статья по физкультуре на тему

Миронова Алена Игоревна

 

 

Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_skorostnoy_vynoslivosti_v_basketbole.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе

Введение

Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Единицей измерения выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно-координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

Различают общую и специальную выносливость:

Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Для баскетболиста необходима скоростная выносливость, которая позволяет поддерживать высокую скорость на протяжении всей игры.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Выносливость нужно развивать, ориентируясь всегда на специфические требования соревнований. Поэтому при развитии скоростной выносливости, характерной для работы субмаксимальной и максимальной мощности, когда мобилизация энергии происходит преимущественно в анаэробных условиях, общая и специальная соревновательные выносливости взаимосвязаны.  Достижения, связанные с выносливостью данного типа, требуют высокой аэробной и максимальной анаэробной производительности. При этом необходимо помнить, что основу для развития анаэробной возможности составляет аэробная производительность.

Тренеру при планировании и организации учебно-тренировочного процесса необходимо конкретизировать каждую тренировку не только в технико-тактическом плане, но и в плане совершенствования физических качеств.  Для выработки скоростной выносливости учебно-тренировочный процесс необходимо строить таким образом, чтобы последовательно решались вначале задачи развития общей, а затем скоростной выносливости.

При развитии выносливости необходима следующая последовательность постановки задач:

1) воспитание общей выносливости;

 2) воспитание скоростной выносливости;

3) воспитание игровой выносливости.

Главная задача по развитию выносливости на начальном этапе подготовки  состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их — значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.

Источник: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

  1. Методика развития общей (аэробной) выносливости

Я занимаюсь спортивным ориентированием, в моем виде спорта общая и специальная выносливость являются самими важными физическими качествами, необходимыми для достижения высокого результата.  Я считаю, что при решении задачи развития общей выносливости, наиболее приемлемым упражнением для всех категорий занимающихся и для любого вида спорта, является равномерный бег.

В нашем спорте говорят: «для начала интенсивной работы необходима база». Под базой подразумевают большой объем  аэробной работы – равномерные  кроссы. В начале сезона мы, как минимум,  3 недели бегаем только  кроссы, не делая интенсивных нагрузок. Почему? Потому, что прежде  их делать, нужно подготовить свой организм к предстоящей работе.

Ежедневная программа продолжительного бега в аэробном режиме абсолютно необходима для того, чтобы достичь правильного развития в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. И чем длительнее такие ежедневные пробежки, тем лучшие результаты в этом направлении будут достигнуты. Такая работа должна быть «фоном», на который накладываются все остальные объёмы специальных упражнений.  Анаэробную работу надо включать в тренировки только тогда, когда наиболее полно развиты аэробные способности и максимальное устойчивое состояние доведено до возможно более высоких величин. Приведу цитату из одной известной статьи:

«Теперь остановимся подробнее на том, что происходит с сердцем. Поймите, сердце – не машина, его достаточно просто необратимо испортить неправильными тренировками. Тренируясь, мы вместе с мышцами тренируем и сердце, добиваясь увеличения минутного объема кровообращения. Сердце увеличивается, гипертрофируется.

Для увеличения объема сердца используются длительные тренировки на пульсе, соответствующем максимальному ударному объему. Этот показатель индивидуален. Обычно ударный объем начинает резко расти при пульсе 100, к 120 сильно увеличивается, у некоторых растет до пульса 150. Длительная тренировка при максимальном ударном объеме – это, условно говоря, упражнения на «гибкость» для сердца. Мышцы гонят кровь, и сердце этим потоком крови начинает растягиваться. Следы такого растягивания остаются, и постепенно сердце значительно увеличивается в объеме. Его можно увеличить раза в 2, а на 35-40% почти гарантированно, поскольку сердце - это «висячий» орган, в отличие от скелетных мышц, и растягивается достаточно легко. Вот для этого «набегивать объемы».  Но тренеры не знают, что делают, а говорят так: "Мы наращиваем базу". Какую базу? Никто не знает четко, что такое "база". Я сам был таким же в своё время, так же думал. Раньше я не понимал в чем дело, но "базу" я должен был создать, катался по 8 часов в день. А на деле – это растягивание сердца. Чем дольше оно будет находиться в этом состоянии, тем большие следы этого растягивания будут оставаться. В конце концов, его можно очень сильно растянуть. Знаменитый бельгийский велосипедист Эдди Меркс, пятикратный победитель велогонки "Тур де Франс", в какой то мере является эталоном. Когда он закончил карьеру, объём сердца у него был 1800 мл, (через 10 лет оно уже было около 1200 мл). Но даже и 1200мл - это очень много, у нормального человека объём сердца около 600 мл.

Что такое дистрофия миокарда и как ее зарабатывают? Когда мы сидим в покое, то каждая клеточка сердца сокращается что есть силы, потому что миокардиоциты всегда работают на пределе своих возможностей. По мере того, как ты начинаешь бежать, кровь начинает приливать к сердцу (мышцы гонят кровь), сердце начинает растягиваться, а потом сокращается, опять растягивается, затем сокращается. А когда пульс достигает 190-200 уд/мин, оно не успевает растянуться, расслабиться полностью. Короче говоря, если пульс 200 уд/мин, то диастола практически исчезает. То есть сердце не успевает расслабиться, как опять надо сокращаться. В итоге возникает внутреннее напряжение сердца, и кровь через него начинает плохо проходить, начинается гипоксия. А гипоксия - значит нехватка кислорода, значит, митохондрии перестают работать, начинается анаэробный гликолиз. Молочная кислота в сердце образуется. И если это закисление долго продолжается, например, часами, то начинается разрушение митохондрий и других органелл. А если это продолжается очень долго, то может наступить некроз отдельных миокардиоцитов, то есть клеток сердечной мышцы. Это микроинфаркт. Потом каждая такая клеточка должна переродиться в соединительную ткань, а эта соединительная ткань плохо растягивается. Она вообще не сокращается и является плохим проводником электических импульсов, она только мешает. Вот это явление называется дистрофия миокарда, спортивное сердце. Есть такие данные - у внезапно умерших спортсменов брали сердце, смотрели, и находили там огромное количество микроинфарктов. Это подтверждает то, что я сейчас говорил».

Источник:  журнал "Лыжный спорт" Селуянов В.Н.: Сердце – не машина…

  1. Методика развития скоростной выносливости

Под скоростной выносливостью понимается способность к поддержанию предельной и околопредельной быстроты движений в течение определённого времени без снижения эффективности профессиональных действий. Сами эти действия специфичны для многих профессий, однако методика совершенствования скоростной выносливости всегда будет иметь сходные черты. В профессиональной физической подготовке этот вид выносливости обычно требуется для ускоренного передвижения.

Основным методом развития скоростной выносливости является интервальный переменный, когда интервал отдыха ограничен, нагрузка выполняется на фоне недовостановления.

К числу основных факторов, определяющих проявление скоростной выносливости, относят:

1. Скоростно-силовую подготовленность.

2. Уровень развития анаэробных механизмов энергообеспечения работы максимальной мощности.

3. Техническую подготовленность (совершенство двигательных навыков).

4. Психическую подготовленность к работе максимальной мощности.

Это значит, что для развития скоростной выносливости необходимы, прежде всего, соответствующий уровень развития силы, быстроты и гибкости работающих мышц, а также мощность фосфагенной системы энергообеспечения. Увеличение алактатной анаэробной ёмкости приводит к увеличению продолжительности выполняемой работы с максимальной мощностью без включения анаэробного гликолиза, а совершенствование двигательных навыков, техники профессиональных действий - к экономии энергозатрат и повышению эффективности использования энергетического потенциала.

        

Источник:  Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

В моем виде спорта интервальный переменный метод очень часто используется в подготовительном периоде. Нагрузку нужно увеличивать постепенно, нельзя делать интенсивную работу в первый день после отдыха. Наиболее высокая нагрузка обычно приходится на 2ой и 5ый дни микроцикла. Очень важно следить за переносимостью нагрузки занимающимися, так как есть риск возникновения перетренированости.  В конце недели обязательно делаются восстановительные кроссы.

        Существует очень много вариантов интервальной нагрузки, вот несколько примеров, которые я наиболее часто использую в процессе подготовки:

  1. Ускорения 20-30 раз по 100м, через 100м медленного бега (время за которое должен пробегаться отрезок  либо постоянное, либо уменьшается).
  2. Ускорения 5 раз по 1000м, через 400м медленного бега (время постоянное).
  3. Бег с «тележкой» 100м, затем тележка отцепляется и сразу пробегается ускорение 100м. Серия повторяется, число серий может быть 5-10.

  1. Развитие игровой выносливости.

Игровая выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, поддержание уровня заданной эффективности двигательной деятельности.

Упражнения для развития игровой выносливости:

1) Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):

а) от лицевой линии до штрафной и обратно;

б) до центра и обратно;

в) до противоположной штрафной и обратно;

г) до противоположной лицевой и обратно.

2. Усложненный вариант - с попаданием каждый раз в кольцо.

3. Упражнение выполняется потоком. Баскетболисты построены в колонну по одному, у первых трех по мячу (если мячей достаточно, то у каждого). Первый занимающийся начинает упражнение - передачи и ловля мяча в стену без ведения мяча с продвижением вперед, бросок одной рукой сверху в движении, подбор мяча, ведение до боковой, прыжки толчком двумя (одной) одновременно вращая мяч вокруг туловища (или ведение вокруг туловища правой и левой) до средней линии, ведение мяча с поворотами или изменением направления перед собой, бросок с места или штрафной, мяч передают следующему или баскетболист становится в конец колонны. Как только игрок выполнил передачи в движении, упражнение начинает следующий.

4. Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный "угол» площадки и начинает упражнение сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.

5. Упор присев, мяч внизу. Продвижение вперед по прямой, перекатывая руками мяч (два мяча, три мяча).

6. Игра в баскетбол 6 таймов по 10 мин. Отдых между первым и вторым таймом 5 мин., между вторым и третьим 4 мин., между третьим и четвертым 3 мин., между четвертым и пятым 2 мин. между пятым и шестым 1 мин.

Источник:  Баскетбол в средних профессиональных учебных заведениях. Учебно-методическое пособие.

Список используемой литературы:

1.                 Баскетбол. Учебник для ВУЗов физической культуры. (Под общей редакцией Ю.М. Портнова). Москва, 1997.-476с.

2.                 Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.:ФиС, 1982.-224с.

3.                 Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР», 1997.-224с.

4.                 Коробейников И.М., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание. Учебное пособие для средних-специальных учебных заведений. М: Высшая школа, 1984.-336с.

5.                 Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.:ФиС, 1971.-120с.

6.                 Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. – Минск.: Беларусь, 1967.- 184с.

7.                 Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Физическая подготовка юных баскетболистов. – Минск.: Беларусь, 1970. – 136с.

8.                 Спортивные и подвижные игры. (Под общей редакцией доцента П.А. Чумакова). М.: ФиС, 1970.-297с.

9.                 Спортивные игры. (Под общей редакцией Н.П. Воробьева). М.: Просвещение, 1975.-271с.

10.              Физическая культура. Учебник для проф. тех. Образования. – М.: Высшая школа, 1976.-297с.

11.              Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

12.               Журнал "Лыжный спорт" Селуянов В.Н. : Сердце – не машина…

13.               Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.

14.               Баскетбол в средних профессиональных учебных заведениях. Учебно-методическое пособие.

15.               Бег с Лидьярдом. Артур Лидьярд, Гарт Гилмор, издательство «Физкультура и спорт», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

«Особенности развития скоростных способностей по бадминтону на этапе начальной подготовки»

Еще в июле 2011 года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и президент Национальной федерации бадминтона России Сергей Шахрай подписали соглашение о развитии бадминто...

Конспект занятия "Развитие силовой выносливости боксера этапа начальной подготовки"

План - конспект учебного занятия "Развитие силовой выносливости боксёра на этапе начальной подготовки"...

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...

Воспитание скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методом

Методический материал по теме воспитания скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методам...