Рабочая программа по физической культуре 10-11 классы
рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему

Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_kl.rab_.pr_.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

Полное общее образование.

10- 11 классы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе ее освоения обеспечивается формирование у школьников целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

На основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 568-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2011/2012 учебный год» на изучение физической культуры в средней школе  (10 - 11 классы) по 102 ч - в каждом классе, по 3 часа в неделю.

Для разработки рабочей учебной программы  по физической культуре для 10 - 11 классов, а также составления календарно-тематического планирования были использованы следующие  нормативные документы:

  • Закон  РФ «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Физическая культура. ( одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской Академии образования от 23 декабря 2003г, № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего и  среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089);

  • Федеральный базисный учехъбный план. Извлечение. (одобрен решением коллегии

Минобразования России и Президиума Российской Академии образования от 23 декабря 2003г, № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего и  среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 №1312);

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физической

культуре;

  • Примерные  образовательные программы  по физической культуре для

общеобразовательных  школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ;

  • Оценка качества подготовки выпускников среднего(полного) общего образования.

Настоящая  рабочая  программа  курса физической культуры соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по  физической культуре, составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  с учетом базисного учебного плана и опирается на комплексную программу по физическому  воспитанию 10 - 11 классов для общеобразовательных учреждений авторов В. И.   Ляха и  А.А. Зданевич, допущенную МО РФ (Издательство «Просвещение», 2007).

Программа  адресована учащимся 10 – 11  классов общеобразовательных учреждений. Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в основной школе является формирование физической культуры личности школьника посредством совершенствования навыков содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью.

В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
  • расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  • дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
  • формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
  • закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
  • формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
  • дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Особенностями программы образовательной области «Физическая культура» за курс полного общего образования являются:

  • на уроках продолжается работа по выработке умений использовать средства физической культуры для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам, для отдыха и досуга. В числе оздоровительных задач важное место принадлежит формированию у молодых людей общественных и личных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности, а также содействию их гармоничному развитию.
  • процессе усвоения материала программы углубляются знания старшеклассников о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций материнства и отцовства; даются конкретные представления о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • в старшем школьном возрасте продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение координационного базиса путем освоения новых, еще более сложных двигательных действий и вырабатывается умение применять их в различных по сложности условиях.
  • в тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков (техники и тактики) осуществляется работа по разностороннему развитию кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скоростных, гибкости) и координационных (быстроты перестроения и согласования двигательных действий, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей, а также сочетанию этих способностей.
  • углубляется начатая на предыдущих ступенях работа по закреплению у юношей и девушек потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формированию у них адекватной самооценки. При этом делается акцент на воспитание таких нравственных и волевых качеств личности, как самосознание, мировоззрение, коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание, а также на развитие психических процессов и обучение основам саморегуляции.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  • Распределение учебного времени
  • Содержание программы
  • Учебные нормативы
  • Требования  к уровню подготовки учащихся
  • Минимальные требования к оснащенности учебного процесса
  • Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре
  • Календарно – тематическое планирование

Распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры (сетка часов)

Вид программного материала

Классы

10

11

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

Навыки, умения:

Гимнастика с элементами акробатики

19

19

Легкая атлетика

46

46

Спортивные игры:

Волейбол

        12

           12

Баскетбол

        16

           16

Круговая тренировка (развитие силовой выносливости)

        9

           9

Развитие двигательных качеств

В процессе урока

2. Содержание программы

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБНОСТИ

Гимнастика с элементами акробатики:

Выполнять комбинацию из пяти элементов на перекладине (юноши), на бревне (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок , стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); подтягивания, ОРУ с повышенной амплитудой, упражнения на гимнастической стенке, с предметами, совершенствование строевых упражнений.

Легкая атлетика:

Высокий и низкий старт; стартовый разгон; бег на результат 100м; эстафетный бег;

бег в равномерном и переменном темпе 15-25 мин, бег 2000м и 3000м ; прыжки в длину с

9-11 шагов разбега; метание мяча с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на  дальность и заданное расстояние в коридор 10м; варианты челночного бега с изменением направления, скорости способа перемещения; прыжки и многоскоки; выполнение обязанностей судьи по видам л/а соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками.  

Спортивные игры:

Баскетбол: комбинации из освоенных элементов техники передвижений; варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника(в различных построениях); варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника; действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание); комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; игра по упрощенным правилам баскетбола, игра по правилам.

Волейбол: комбинации из освоенных элементов техники передвижений; варианты техники приема и передач мяча; варианты подач мяча; варианты нападающего удара через сетку; варианты блокирования нападающих ударов, страховка; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; игра по упрощенным правилам волейбола, игра по правилам.    

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности;   сознательно   тренироваться   и   стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющий вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. 

Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всесторонность развития личности; укрепление здоровья и содействие творческому долголетию; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни; физическая подготовленность к воспроизводству и воспитанию здорового поколения, к активной жизнедеятельности, труду и защите Отечества.

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения (на примере «Спорт для всех»), их социальная направленность и формы организации.

Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями профессионально ориентированной и оздоровительно-корригирующей направленности. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов; способы составления комплексов упражнений. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий.

Основные технико-тактические действия и приемы в игровых видах спорта, совершенствование техники движений в избранном виде спорта.

Основы начальной военной физической подготовки, совершенствование основных прикладных двигательных действий (передвижение на лыжах, гимнастика, плавание, легкая атлетика) и развитие основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость, ловкость) в процессе проведения индивидуальных занятий.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика,). Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых соревнованиях.

Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья; поддержание репродуктивных функций человека, сохранение его творческой активности и долголетия.

Основы организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

Основы техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические мероприятия (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительные мероприятия (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания), причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье, в том числе здоровье детей. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.

Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных ранее.

3. Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.

10 класс.

№ п/п

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 30м.

4,9

5,2

5,4

5,4

6,3

6,7

2

Бег 100м.

14,5

14,9

15,5

16.5

17,0

17,8

3

Челночный бег 6х10м

15,6

17,6

18,6

17,0

18,2

19,4

4

Бег 1000м

3.50

4.40

5.00

4.45

5.10

6.00

5

Бег 3000м (ю), 2000м (д)

15.00

16.00

17.00

10.10

11.40

12.40

6

Прыжки в длину с места (см.)

225

190

170

190

170

150

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

28

26

24

17

16

15

8

Наклон вперед из положения сидя

14

8

6

20

11

8

9

Поднимание туловища  за 1мин.

50

45

35

40

28

20

10

Прыжок в высоту (см.)

135

130

115

120

115

105

11

Метание мяча 150г, м

50

45

35

40

28

20

12

Подтягивание

11

9

8

-

-

-

13

Прыжки на скакалке 1 мин.

130

125

120

130

125

120

14

Бросок набивного мяча 1 кг (см.)

750

600

500

550

450

400

11 класс.

№ п/п

Контрольные упражнения

Юноши

Девушки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 30м.

4,2

5,0

5,2

5,0

6,0

6,4

2

Бег 100м.

14,2

14,5

15,0

16.0

16,5

17,0

3

Челночный бег 6х10м

15,4

17,4

18,4

16,8

18,0

19,2

4

Бег 1000м

3.40

4.30

4.50

4.35

5.00

5.50

5

Бег 3000м (ю), 2000м (д)

13.00

15.00

16.30

10.00

11.30

12.30

6

Прыжки в длину с места (см.)

230

200

180

190

170

150

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

34

32

30

18

17

16

8

Наклон вперед из положения сидя

14

8

6

17

11

9

9

Поднимание туловища  за 1мин.

50

45

40

40

30

20

10

Прыжок в высоту (см.)

140

135

120

120

115

105

11

Метание мяча 150г, м

50

45

40

40

30

20

12

Подтягивание

12

10

8

-

-

-

13

Прыжки на скакалке 1 мин.

140

135

130

140

135

130

14

Бросок набивного мяча 1 кг (см.)

800

630

560

580

490

430

4. Система оценивания учащихся

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Объяснять:

  • роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
  • роль и значение занятий физической культурой в   укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

Характеризовать:

  • индивидуальные особенности физического и    психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
  • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
  • особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями  общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
  • особенности    обучения    и    самообучения    двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
  • особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
  • особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;
  • организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
  • культуры поведения и взаимодействия во время   коллективных занятий и соревнований;
  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

  • самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладно и оздоровительно-корригирующей направленностью;
  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
  • приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • приемы массажа и самомассажа;
  • занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
  • судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

  • индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

  • уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
  • эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
  • дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Минимальные требования к оснащенности учебного процесса

 (В соответствии с Перечнем учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России. Минобразование РФ № 529 от 27.12.93)

Оборудование спортивное:

 основной комплект учебного спортивного оборудования;

— комплект для занятий по общей физической подготовке;

— тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качества;

— комплект для занятий гимнастикой;

— комплект для занятий легкой атлетикой;

— комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.

Вспомогательное оборудование:

 вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря и оборудования.

Оборудование для пришкольных спортивных площадок:

 гимнастический городок с полосой препятствий.

5. УМК

-Программа: «Физическая культура». В. И. Ляха. 10-11 классы.

-Учебник В. И. Лях –М. : Просвещение, 2012 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...