Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся 7-х классов
опыты и эксперименты по физкультуре (7 класс) на тему

Янгаева Надежда Николаевна

В работе исследовались ученики 7-х классов , которые занимались дополнительно спортом и учащиеся только на уроках физической культуры. Исследовались физическое развитие и физическая и функциональная подготовленность учащихся. Были сделаны выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fp_i_fr_uchashchihsya_7-h_klassov.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

   

Мониторинг физического развития  и физической и функциональной  подготовленности учащихся  МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»  7-х классов

(занимающихся   только физической культурой  и физической культурой, и спортом).

Задание №1

Цель методики:   формировать знания, умения и  навыки, необходимые для оценки показателей собственного здоровья, изучить и показать различия результатов в зависимости от различных методик (занимающихся   только физической культурой или и физической культурой, и спортом).

Задачи:

1. Освоение учащимися методики замеров, расчетов и тестирования;

2. Обучение анализу полученных результатов.

3. Внедрение информационно-диагностических компьютерных технологий для сбора, обработки и хранения данных по оценке показателей здоровья.

Исследование построено на результатах, полученных в ходе фактических измерений и практических работ.

Тестирование проходило на базе МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова» г.о. Троицк  в период с 15.09 по 15.10.2014 года, где  принимали участие учащиеся параллели седьмых классов:  по 5 мальчиков и 5 девочек из каждого класса. Формирование групп осуществлялось по принципу занятости / незанятости учащихся в спортивных секциях.

 В первую группу вошли ученики 7а класса, которые кроме уроков физической культуры занимаются различными видами спорта: плаванием, хоккеем, футболом, настольным теннисом, конным спортом, борьбой, большим теннисом, спортивно-бальными танцами. Вторая группа представлена учениками 7в класса, восемь из которых занимаются физическими упражнениями только на уроках физической культуры и двое посещают дополнительные занятия ОФП (общей физической подготовки).

 Замеры показателей здоровья проводились на уроках физической культуры и внеурочной деятельности. Исследование проводили учитель физической культуры и медицинские работники.

Результаты мониторинга оформлены в виде таблицы «Карта  тестирования показателей здоровья школьников» (приложение)

Фактические измерения:

1. Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья.

 Исследование физического развития проводилось с использованием антропометрических методик:

1) соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки.

В первой группе росто - весовой показатель в норме у 9 человек из десяти (независимо от гендерной принадлежности),  у одного ученика весовой показатель незначительно выше нормы. Во второй группе наблюдается лишний вес у 4-х  человек из десяти.

Несмотря на то, что рост, масса тела, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами, в этом возрасте на изменение росто – весовых показателей оказывают влияние условия жизнедеятельности и внешние факторы (социальные условия, питание, образ жизни, режим, экология). У  учащихся, занимающихся спортом, происходит более интенсивное и сбалансированное развитие организма.

Одним из основных показателей, характеризующим физическое развитие

человека, является окружность грудной клетки (ОГК). 

 Показатели  окружности грудной клетки учитывают индивидуальные особенность человека. Разница величины окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Сравнивая средние показатели  первой группы на вдохе (грудной объем расширился на 6,5 см, второй         группы на 3 см) и на выдохе  (средняя разница  между первой и второй групп составила  1.8 см) можно сделать вывод, что подвижность грудной клетки  у  учащихся занимающихся спортом выше.

2) физиометрических –  мышечная сила кистей рук, жизненная емкость легких.

Силу кисти  рук измеряли кистевым динамометром согласно инструкции. Измерение проводилось три раза с интервалом  в 30 секунд. Наибольшая величина записывалась в «Карту  тестирования показателей здоровья школьников».

Результаты измерений (средний показатель по мальчикам и девочкам) хорошо видно таблицы:

группы

Правая рука

Левая рука

девочки

мальчики

девочки

мальчики

1 группа

23, 2

28

22

24, 6

2 группа

21, 6

22, 8

20, 6

21, 8

Результаты измерений соотносились с возрастными нормами показателей динамометрии. Проведенный мониторинг позволяет заметить, что и девочки, и мальчики из 1 группы достигли соответственно высокого и выше среднего уровня показателей; девочки из 2 группы – среднего, а мальчики – низкого уровня.

Важным показателем функции дыхательной системы является жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

По результатам (см. приложение «Карта тестирования») видно, что ЖЕЛ  учащихся первой группы выше. Высокими показателями отличаются учащиеся, которые занимаются плаванием и хоккеем: среди девочек – 2,6 л ученицы, занимающейся плаванием, среди мальчиков –2,9 л у мальчика, занимающегося хоккеем.

Во второй группе  2 девочки и 3 мальчика показали результат ниже нормы. Выводы: регулярные занятия физической культурой и спортом позволяют повысить показатели физического развития (в частности, показатели динамометрии и ЖЕЛ), что в конечном итоге приводит к улучшению и укреплению здоровья учащихся.

2. Функциональная подготовленность

Важным показателем состояния здоровья и работы системы кровообращения является артериальное давление (АД). С помощью электронного тонометра измерялась величина артериального давления учащихся (см. «Карту  тестирования показателей здоровья школьников»). Систолическое давление (верхнее)  в норме у исследуемых должно находится в пределах 110 - 136 мм. рт. столба, диастолическое (нижнее) должно равняться 70 - 86 мм. рт. столба. Измерение АД показало: в 1 группе у учащихся давление в норме, кроме одной ученицы (142/82 мм. рт. столба); у трех учащихся второй группы пониженное давление (109/64, 108/61, 106/70 мм. рт. столба).

Выводы: показатели АД находятся в норме, если учащиеся занимаются физической культурой и спортом, что способствует укреплению сердечнососудистой системы. Однако, в подростковом  возрасте возможны скачки АД, т.к. в этом возрасте происходят гормональные изменения. Но иногда повышение /  понижение давления говорит о заболеваниях сердечнососудистой или эндокринной системы.

Исследование пульса (ЧСС – частота сердечных сокращений) является одним из наиболее доступных объективных методов изучения функции сердечнососудистой системы .Результаты исследования были оформлены в виде таблицы (см. приложение)

 I группа: у 10 учащихся пульс восстанавливался быстро, и через 1 минуту отдыха разница составила от 0 до 6 ударов.

II группа: у 2-х учащихся пульс восстанавливался  медленнее, чем в 1 группе и составил разницу 6 и 8 ударов; у 8 детей отмечалось значительное замедление восстановительного периода – от 14 до 44 ударов.

Выводы: на работу сердца действительно положительное влияние оказывают физические упражнения, занятия спортом, активный отдых на свежем воздухе: сердце быстрее восстанавливается после нагрузок.

 

3. Физическая подготовленность

Для оценки физической подготовленности  использовались следующие тесты:  

  • бег 30 метров (позволяет оценить скоростные способности);  
  • бег 1000  метров  (используется для оценки выносливости);
  • прыжок в длину с места (для оценки скоростно-силовых качеств);  
  • подъем туловища за 30 секунд  (для оценки скоростно-силовых качеств);  
  • прыжки через скакалку за 1 минуту (для оценки координационных качеств);
  •  подтягивание (мальчики), отжимание (девочки) (для оценки силовых  качеств);  
  • наклон туловища вперед  (для оценки гибкости в позвоночном столбе)

Сравнивая результаты двух групп с результатами тестов, рекомендованных программой (Комплексная программа физического воспитания учащихся: Программы образовательных учреждений. 1 – 11 классы. / Для учителей образовательных учреждений. – 9-е издание. – М.: Просвещение, 2012 . – 127 с. – с. 45) можно сделать вывод: у учащихся, систематически занимающихся различными видами спорта, в отличие от сверстников, которые ограничиваются только уроками физической культуры,  показатели физических качеств по всем параметрам  значительно выше (см. «Карту тестирования»):

Высокий уровень по скоростным показателям в  первой группе имеют  3 человека, во второй группе таких учащихся нет; уровень  выше среднего в первой группе имеют 7 учащихся,  во второй группе таких учащихся тоже нет.  Во второй группе средние показатели имеют 9 учащихся  и  один учащийся  - низкий показатель.

 Высокий уровень по силовым показателям в первой  группе имеют 9 человек, во второй – 1;  в первой группе  и во второй по одному человеку имеют средний  показатель; во второй группе низкий показатель имеют остальные 8 учащихся.  

Высокий уровень по скоростно-силовым  качествам  в первой группе  имеют 4 человека, во второй группе таких  нет, выше среднего уровня  первая группа имеет 4 учащихся, вторая – 1; средний уровень в первой группе 1 человек, во второй 4 человека; низкий уровень во второй группе показали остальные 5 учащихся.

Высокий уровень  гибкости в первой группе имеют 6 человек, во второй 1; средний уровень в первой группе имеют 3 человека, во второй – 2; низкий уровень в первой группе имеет 1 человек, во второй группе таких учащихся 7. 

Высокий показатель по выносливости в первой группе имеют 6 человек, во второй группе таких учащихся  3; остальные 4 учащихся первой группы имеют средние показатели, таких учащихся второй группы 1, а остальные 6 человек второй группы имеют низкие показатели.

Общие выводы

Полученные данные  позволяют характеризовать тринадцатилетний возраст как возраст наибольших перемен в физическом  состоянии, как мальчиков, так и девочек. На физическое развитие и функциональную подготовленность учащихся существенное влияние оказывают  регулярные и равномерно распределенные занятия физической культурой и спортом, что приводит к повышению уровня их физической подготовленности.

Мониторинг физического развития, функциональной и физической подготовленности школьников помогает  оценить  состояние физического здоровья учащихся.

Правильный педагогический и родительский контроль  позволяет своевременно выявить уровень здоровья школьников и дает возможность распределять нагрузку каждого ученика наиболее оптимально.

 

План

проведения педагогических измерений показателей здоровья   школьников

Цель тестирования: выявление уровня здоровья учащихся, воспитание у школьников  потребности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.              

Задачи:  научить пользоваться  знаниями, умениями и навыками, необходимыми для оценки показателей здоровья учащихся.    

. Организационные мероприятия:

Приказ директора о назначении ответственного за тестирование  учителя ФК.

  1. Назначить ответственным за распечатки карты тестирования, сбора, хранения и обработки информации учителя информатики.
  2. Ответственный за тестирование осуществляет знакомство учителей ФК с картой тестирования и методикой, требованиями к выполнению тестовых упражнений и измерений, организацию тренировочных занятий.
  3. Классным руководителям 7а и 7в классов подготовить список учащихся класса (10 человек – 5 мальчиков + 5 девочек) с указанием параметров: Ф, И, О.; дата рождения, специализация в различных видах спорта 7а классу и список учащихся 7в класса,  которые занимаются только на уроках физической культуры.
  4. Медицинским работникам провести инвентаризацию медицинского оборудования. Необходимо иметь:

 а) весы - для определения массы тела

б) ростомер – для измерения роста

в) кистевой  динамометр для замера силы кистей рук

г) спирометр для замера ЖЕЛ

 д) тонометр медицинский для замера артериального давления

е) секундомер -  для замера ЧСС, частоты дыхания, задержки дыхания

  6. Учителям ФК подготовить для выполнения упражнений гимнастические маты, скамейку, перекладину, брусья, секундомер и сантиметровую ленту.

Методика организации и проведения измерений основывается на следующих принципах:

- соблюдение единства условий;

- доступность и доходчивость;

- возможность выявления максимальных результатов;

- выражение полученных результатов в цифровых показателях;

- психологическая готовность учащихся.

Проведение тестирования:

 1. Время и место проведения:

-Тестирование проводится в начале  (сентябрь-октябрь) и конце учебного года (апрель-май) на школьном стадионе, в спортивном зале и на спортивной площадке.

- Учащиеся тестируются на уроках физической культуры, дополнительно используются результаты соревнований «Президентские состязания» и Дней Здоровья 

- .

Проведение мониторинга.

Перед началом проведения тест - программы классный руководитель проводит беседу о целях и  задачах. После этого раздает анкеты учащимся для заполнения.

 Первый этап проходит в медицинском кабинете под руководством медицинских работников ОУ. Измеряются:

-рост;

-вес;

-обхват груди (на вдохе, в покое, на выдохе);

- жизненная емкость легких;

-артериальное давление;

-пульс, в состоянии покоя лежа, в состоянии покоя стоя, после нагрузки (30 приседаний) и после первой минуты восстановления.

- произвольно максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе.

 Замеры выполняются в покое всеми учащимися. Полученные данные фиксируются в карте результатов.

            Методические рекомендации по проведению измерений:

Измерение длины тела (рост) проводилось при помощи деревянного ростомера. Обследуемый становился  спиной к вертикальной стойке ростомера, касаясь его пятками, ягодицами и лопатками (или межлопаточной областью). Подвижная планка ростомера опускается до соприкосновения с головой. Точность измерения - до 0,5см.

Масса тела (вес) определялась  взвешиванием на  напольных медицинских весах с точностью до 1 килограмма.

 Измерение окружности грудной клетки проводилось в различных положениях: в покое, при максимальном вдохе и максимальном выдохе, сантиметровой лентой, которая накладывается горизонтально спереди (под сосками – у девушек, по соскам - у юношей) и сзади (под углом лопатки).

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется максимальным количеством воздуха, которое может выдохнуть человек после максимального вдоха и  измеряется прибором, который называется спирометром. Замер производился стоя после 3-5 минутного отдыха (после максимального вдоха зажать нос пальцами, обхватить мундштук губами  и делать равномерный, максимально глубокий  выдох в спидометр, держась прямо). Из 3 измерений с паузами 15-20 секунд фиксируется лучший результат.

Величина артериального давления (АД) измеряется с помощью электронного тонометра:

№1 Измерение пульса в спокойном состоянии в течение 30 секунд. Полученный результат умножали на 2. Таким образом, получали результат частоты сердечных сокращений (ЧСС), т.е. пульс за 1минуту.

 № 2. Измерение пульса после 30 приседаний.

№ 3. Измерение пульса после 1 минуты восстановления.

Второй этап проходит в спортивном зале под руководством учителя физической культуры и классных руководителей и включает в себя измерение следующих показателей:

1.Сила мышц кисти правой и левой руки.

2.Гибкость пояснично - крестцового отдела позвоночника.

3. Силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса.

4.Силовая выносливость мышц брюшного пресса за 30 сек.

5. Длина прыжка с места.

6.Прыжки через скакалку за 1 минуту.

7. Бег на 30 м.

8. Бег на 1000 м.

Упражнения проводятся после небольшой разминки, когда организм разогрет, тонус мышц повышен, система дыхания и кровообращения активно работают.

Полученные результаты фиксируются в карте результатов.

Методические рекомендации по проведению тестирования физической подготовленности учащихся.

1. Подтягивание на перекладине. Участник с помощью судьи

принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным

движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной.

Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и

фиксирует на 0,5 сек. видимое для судьи положение виса. Не допускается:

сгибание рук поочередно, рывки ногами или туловищем, перехват руками,

остановка при выполнении очередного подтягивания. Пауза между

повторениями не должна превышать 3 сек. Скрещивание ног, рывки и

сгибание колен при выполнении упражнения запрещаются.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание). Исходное

положение – упор  лежа на полу. Голова, туловище и ноги составляют

прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью предмета

высотой не более 5 см, не нарушая прямой линии тела, а разгибание

производится до полного выпрямления рук при сохранении прямой

линии тела. Дается одна попытка. Пауза между повторениями не должна

превышать 3 сек. Фиксируется количество отжиманий, при условии

правильного выполнения упражнения.

3. Подъем туловища из  положения  лежа на спине за 30 сек.

Исходное положение: лежа на спине, руки за головой, пальцы в замок,

ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество

выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке

за 30 сек. При возвращении в  положение  лежа на спине касание коврика

лопатками и локтями обязательно.

4. Прыжок в длину с места. Выполняется с места двумя ногами от

стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от

стартовой линии до ближней точки касания ногами или любой частью

тела. Участнику предоставляется три попытки.

5. Наклон вперед из положения сидя. На полу обозначается центровая

и перпендикулярная линии. Участники, сидя на полу, ступнями ног

касаются центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни

вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется

три наклона вперед, на четвертом фиксируется результат касания и

фиксации (не менее 2 сек) кончиков пальцев на  перпендикулярной мерной

линии. Сгибание ног в коленях не допускается.

6. Челночный бег 3х10 метров

Челночный бег проводится на ровной дорожке не менее 12-13 метров. Отмеряется 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линиями (стартовая и финишная черта). Участник становится за стартовой чертой и по команде «марш» начинает бег в сторону финишной черты, касается ногой финишной черты и возвращается к линии старта. Касается ногой линии старта, снова бежит к финишной черте и, пробегая ее, финиширует. Учитывается время выполнения теста от команды «марш» до пересечения линии финиша.

   7. Бег 30  метров

Бег 30 метров проводится на стадионе по беговой дорожке. Каждый участник стартует по своей дорожке ( участник, перебежавший свою дорожку снимается с вида) . Старт произвольный (низкий или высокий). Участник, стартующий раньше команды (фальстарт) получает предупреждение, после второго нарушения снимается с вида. Результат фиксируется до 0,1 сек. При пересечении финиша грудью.

30 метров бегут участники  12 лет, участники 13 лет - 60 метров.

 8. Бег 1000 метров.

При забегах на 1000 метров участники стартуют группой своей школой (отдельно девушки и юноши) по беговым дорожкам стадиона с высокого старта, не мешая другим участникам и не сокращая дистанцию.

                                 

Порядок заполнения карты тестирования  (форма заполнения таблицы в приложении).

1. Обязательны  для заполнения все столбцы общей части.

2. Столбцы разделов физического развития, физической и функциональной подготовленности заполняются в строгом соответствии с указанной размерностью (кг., сек., см.)

3. В карту тестирования заносятся лучшие результаты.

Методы обработки результатов тестирования

методы исследования физического развития (в нашем тестировании физическое развитие определялось по общепринятой методике)

тестирование физической подготовленности (в программу педагогического тестирования были включены тесты, оценивающие основные физические качества )

математико-статистическая обработка материала.                                           На первом этапе изучались литературные источники, подбирались адекватные методы исследования, определялись задачи исследования.

На втором этапе мониторинга были проведены замеры  показателей физического развития и функциональной подготовленности учащихся.

 Завершение тестирования

 Карта тестирования показателей здоровья с результатами фактического здоровья и титульный лист  подписывается директором школы и другими ответственными лицами и в определенные сроки передается для обработки информации.

 По результатам фактических измерений и расчетов отслеживается динамика качественных и количественных характеристик.

Положительная динамика показателей  свидетельствует об организации учебного процесса, содействующая здоровью учащихся.

           

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

Тестирование проводилось в 5 и 8 классах. Первый этап тестирование в сентябре-октябре 2008 года , второй в апрель-май 2009. Всего в тестирование приняло участие 40 человек, что составило 98 % учеников...

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной школы.

 Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности в начале и в конце года, учеников 5 и 8 классов МОУ Саввинской средней общеобразовательной шко...

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся выпускных классов.

Был проведен мониторинг  и оценка физического развития и физической подготовленности учащихся выпускных классов с различной образовательной нагрузкой и влияние  введения инновационных прогам...

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся.

Мониторинг- важнейший элемент в системе педагогического управления. В его рамках отслеживается, оценивается , корректируется и прогнозируется образовательная деятельность....

Мониторинг физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся 7-х классов

В данном мониторинге дается анализ физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся 7-х классов...

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

В данной работе проведен мониторинг физического развития учеников 11 класса с помощьюразличных методик....

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ НОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №22 ОАО «РЖД»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ  НОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №22 ОАО «РЖД» с учащимися 80-х годов прошлого ...