Значение ловкости у юных волейболистов
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Теплинский Олег Дмитриевич

Волейбол . Ловкость и ее развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ловкость85.44 КБ

Предварительный просмотр:


ЗНАЧЕНИЕ ЛОВКОСТИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Выполнил: Теплинский Олег Дмитриевич                                                                                    

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

  1. Обзор литературы

5

1.1 Особенности соревновательной деятельности волейболистов

6

1.2.Развитие ловкости у юных волейболистов…………………….

8

1.3. Ловкость, основные понятия, классификация ловкости, методы  её развития, критерии оценки……………………….

11

1.4. Значение ловкости в тренировочной и соревновательной деятельности……………………………………………………

23

2. Организация исследования

25

2.1 Цель и задачи   исследования………………………………...

25

2.2 Контрольные испытания ……………………………………...

26

2.3.Результаты исследования

34

Вывод………………………………………………..

27

Список использованной литературы…………

28

Введение

Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические  особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы. Для соревновательной деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается. Характерная особенность соревновательной деятельности – многократное использование большого количества соревновательных упражнений – технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) (Берштейн А.Н.1991).

Данный вид спорта  весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. Игра требует от участников хорошей координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, физической силы, проявления смелости и сообразительности. Ловкость в волейболе проявляется при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связана с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью  (Беляев А.В. 2005.)

Основными видами двигательных актов  волейболистов являются быстрые перемещения, прыжки, броски, при приеме мяча. Наиболее существенным отличием техники волейбола является непосредственный кратковременный контакт с мячом, что абсолютно исключает броски и захваты. Все двигательные акты очень изменчивы. Сложность игровых действий заключается в том, что весь арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, требующих от игроков исключительной точности и дифференцирования движений, быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру  (Железняк Ю.Д. 1998).

Среди всех физических качеств ловкость занимает особое положение, но рассматривается как вторичное качество, зависящее в основном, от комплексного развития силы, быстроты и выносливости и одновременно состояния ЦНС, ловкость имеет самые многообразные связи с остальными физическими качествами и поэтому носит наиболее комплексный характер, и исходя из этого ловкость играет очень важную роль в игровой деятельности волейболистов. Ловкость в волейболе условно делится на акробатическую  (двигательные действия в защите) и прыжковую (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).

- акробатическая ловкость - это которая проявляется во время игры, в защите;

- прыжковая ловкость -  это умение владеть своим телом в безопорном положении (Беляев А.В. 2006).

Объект исследования: тренировочный процесс юных волейболистов

Предмет исследования: уровень  развития ловкости юных волейболистов.

Цель исследования: определить уровень развития ловкости у юных волейболистов.

Задачи:

  1. Определить значение ловкости в игровой деятельности волейболистов.
  2. Подобрать контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости.
  3. Определить уровень развития ловкости у юных волейболистов.

Для решения поставленных задач применялись научного методы исследования анализ научно-методической литературы, контрольные испытания, методы математической статистики.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Особенности соревновательной деятельности волейболистов

Структуру соревновательной игровой деятельности следует рассматривать как совокупность технико-тактических приемов, операций, объединенных в целостную систему результативных действий. При этом, прежде всего, следует выделить элементарный набор технико-тактических действий в игре спортсменов и умение эффективно применять их с учетом игровых ситуаций  (Ивойлов А.В. 1985).

Для соревновательной деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается (.Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. 1991)

Характерная особенность соревновательной деятельности – многократное использование большого количества соревновательных упражнений – технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). Помимо этого, важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации технико-физического потенциала спортсменов в специфической соревновательной деятельности.( Железняк Ю.Д., Ивойлов. А.В. 1991).

И на всем протяжении игры, находясь в непрерывном противоборстве с соперником, каждый игрок должен быть способным действовать, не снижая эффективности своих действий оптимально исполняя свою игровую роль. Спортивный результат в волейболе служит основным критерием оценки уровня спортивного мастерства волейболистов и качества работы тренеров.

За время игры волейболист выполняет 120-220 приемов игры, примерно столько же перемещений различными способами. Соревновательная деятельность волейболистов состоит из активных, рабочих фаз, продолжительность их в среднем 8,7 с . , у мужчин и 9,6 с., у женщин. Активные фазы чередуются с пассивными  , продолжительность которых в среднем 7,1 с., у мужчин и 7,9 с., у женщин. Максимальное число активных фаз в игре составляет 324 у мужчин и 316 у женщин (Железняк, Ю.Д., Ивойлов, А.В. 1991).

 Одной из важных задач в волейболе является задача определения траектории и скорости полета мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования, важна также быстрота двигательной реакции и способность управлять временем движений.

Еще одна отличительная черта волейбола – сложность и быстрота решения двигательных задач в игровых ситуациях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и противника), предугадать действия партнеров и разгадать замысел противника, быстро произвести анализ сложившейся обстановки, вынести решение о наиболее целесообразном действии, эффективно выполнить это действие. При скоростной ирге степень и срочность решения задач, которые зависят от быстроты действий игроков, значительно повышаются.

Соревновательная игровая деятельность возникает с момента вступления в противоборство двух соперничающих команд (в ситуации «мяч в игре»), когда мы имеем острую конкуренцию. Для соревновательной деятельности волейболистов характерны постоянно изменяющиеся условия, поскольку действия отдельных игроков и команды в целом находятся под постоянным контролем соперника, старающегося разрушить защиту, атаку и т. п., навязать свой план игры и нанести поражение. Все это предъявляет к игроку ряд специфических требований: он должен быть способным видеть в каждый момент игровую ситуацию в целом, видеть эту ситуацию в области своей зоны атаки или защиты (атака-защита, защита-подготовка атаки) , уметь анализировать ситуацию и на основе этого делать адекватные выводы, принимать оптимальные решения на те или иные действия и своевременно выполнять ответные действия. Этим объясняется характерная для спортивных игр черта – сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно меняющихся условиях (Клещёв Ю.Н. 1985)

1.2 Развитие ловкости у юных волейболистов.

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все физические качества, но преимущественное значение приобретает какое-либо одно из них. Например, при беге на короткие дистанции — быстрота; при беге на длинную дистанцию — выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега — сила в сочетании с быстротой  Курамшин Ю. Ф.

У юных волейболистов преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости.

Ловкость — это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Существуют два пути развития ловкости.

Во-первых,  уровень развития ловкости возрастает при овладении новыми разнообразными движениями, полученные во время тренировочного и соревновательного процесса. При отсутствии новых двигательных  действий снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элементы новизны и в те движения, которыми занимающиеся уже владеют. Во-вторых, ловкость будет развиваться в большей мере, если удается усложнить  сочетание знакомых движений, изменить привычные условия выполнения тела.

Спортсмены должны уметь применять освоенные умения в игровой ситуации (например, способы передачи и приема мяча, прыжки и передвижения по площадке) Курамшин Ю. Ф., Плотонов Ю. П.

Методические приемы развития  ловкости у юных волейболистов:

    Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать), (прием и передача мяча партнеру из нестандартных положений например: лежа, сидя и т, д.). Изменение скорости или темпа движений, смена способов выполнения упражнений.

    Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений. Курамшин Ю. Ф.

Перечисленные выше способы развития ловкости в большей или меньшей степени доступны для юных волейболистов. Предпочтение в выборе упражнения следует отдавать целостным действиям, имеющим конкретную двигательную задачу.

Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. Поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетается проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами.

Основным методом воспитания ловкости у юных волейболистов является повторный. Упражнения на развитие ловкости рекомендуется включать в занятие в начале основной части или в подготовительной. Обогащение занимающихся новыми двигательными навыками должно быть непрерывным. Установлено, что в течение долгого времени запас движений не пополняется, то способность к обучению снижается. Автоматизированные движения, протекающие в стандартных условиях, перестают способствовать развитию ловкости. Упражнения на ловкость выполняются до проявления первых признаков утомления Железняк Ю.Д.

Ловкость имеет разновидности:

- акробатическая ловкость - которая проявляется во время игры, в защите;

- прыжковая ловкость - умение владеть своим телом в безопорном положении.

Средствами для развития ловкости, как способности волейболиста быстро переключаться с одних действий на другие, являются подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями, различные сочетания акробатических упражнений, гимнастические упражнения на снарядах, изменение способа выполнения упражнений, прыжки в глубину или длину из положения стоя спиной к направлению прыжка, жонглирование мяча, прыжки на батуте, упражнения на равновесие Железняк Ю.Д.

1.3 Ловкость, основные понятия

Л. П. Матвеев полагает, что условно ловкость включает в себя следующие компоненты:

  1. ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы («телесная ловкость»);
  2. ловкость, проявляемая в действиях, связанных с передвижением  в условиях усложненной  и  меняющейся обстановки(например,  бег и передвижение на лыжах по пересеченной местности, слалом, преодоление препятствий, лазание, перелезание и т. п.);
  3. ловкость, проявляемая в упражнениях с изменяющимся
    сопротивлением (перетягивания, борьба, бокс и т. п.);
  4. ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами (брос
    ки и ловля, перебрасывание, жонглирование, метание и т. п.),—
    это так называемая «ручная» или «предметная» ловкость;
  5. ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согла
    сованных усилий нескольких участников (садиться и вставать
    вдвоем, держась за руки; поднимать вдвоем или втроем партнера
    или какую-либо тяжесть, перепрыгивать вдвоем, втроем через
    препятствия, держась за руки и т. п.);
  6. ловкость, проявляемая в командных упражнениях, тре
    бующих тактически согласованных действий, и в играх с такти
    ческим противодействием и взаимодействием участников.

1. Ловкость – это способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро  (Ю.Н. Клещев 1985 ).

  1. Ловкость – способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
  •  правильно (адекватно и точно),
  •  быстро (то есть, скоро и споро),
  •  рационально (целесообразно и экономично),
  •  находчиво (изворотливо и инициативно) (Лях В.И.1998) .
  1. Ловкость - способность быстро обучаться новым двигательным действиям и способность перестраивать свою двигательную деятельность в зависимости от меняющейся ситуации (Берштейн А.Н.1991,  Лях В.И. 1989) .
  2. Ловкость - это психологический компонент, который определяет отношение нашей нервной системы к навыкам (Берштейн А.Н.1991).
  3. Ловкость – способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствиис требованиями меняющейся обстоновки (Беляев А.В.2007).
  4. Ловкость – способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро (Клещев Ю.Н. 1985).
  5. Ловкость – способность быстро и рационально координировать движения всего тела (М.Фидлер 1972).
  6. Ловкость - это способность перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями, и задачами поставленными перед  игроком (Железняк.Ю.Д.1998).

9.   Подчеркивая связь двигательной ловкости с умственными способностями, ( Бернштейн Н. А.1991) пишет, что «двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость». «Ловкость,— пишет он,— есть способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

  1. Правильно (т. е. адекватно и точно).
  2. Быстро (т. е. скоро и споро).
  3. Рационально (т. е. целесообразно и экономично).
  4. Находчиво (т. е. изворотливо и инициативно)».

Н. А. Бернштейн (1991) говорит о том, что ловкость не заключается в самих по себе движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, по степени успешности решения реализуемой ими двигательной задачи, «...ловкость — не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость — это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно сможет соорудиться у человека тот или иной двигательный навык, и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть.

Далее мы убедились, что ловкость не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость — это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно сможет соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть. И упражняемость и ловкость, несомненно, представляют собою упражняемые качества, но как та, так и другая стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства.

В волейболе это качество проявляется в умении быстро перестраиваться в соответствии с моментально меняющейся обстановкой на площадке. Она органически связанно с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.  Ловкость приобретается в процессе обучения, усвоения многих и разнообразных двигательных навыков и умений. При воспитании этого физического качества следует постепенно переходить от простых упражнений к более сложным, осваивать упражнения в левую и правую стороны, усиливать противодействие занимающихся в парах и групповых упражнениях. Упражнения на ловкость требуют большого внимания, точности и быстроты движений. Поэтому целесообразно включать их в первую половину занятий, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран.

Для развития ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившийся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. Больше всего этим требованиям отвечают спортивные (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол и др. ) и подвижные игры,  основные упражнения  волейбола, выполняемые выполняемые в непревычных условиях или из необычных положений, также способствуют воспитанию ловкости  (Клещев Ю.Н.1985).

Итак, физическое качество ловкость в  волейбола требует, чтобы в методике было отражено следующее: 

1. Развитие способности согласовывать свои движения с направлением и скоростью полета мяча (дифференцирование пространственно-временных отношений), чтобы своевременно выйти к «месту события».

2. Развитие специальных физических способностей, главным образом силы и быстроты сокращений мышц, от которых зависит овладение моментом собственно воздействия руками на мяч (при передаче, подаче, нападающем ударе). Этому подчинены также подводящие упражнения, которые развивают специальные координационные способности для конкретного приема. 

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности, тактического мышления. При недостаточном развитии этих качеств обучение тактическим действиям будет носить характер заучивания тактических комбинаций, схем и применяться в игре формально, без творческого преобразования ( Клещев Ю.Н.1985 )

Упражнения для развития ловкости :

  • акробатические прыжки и перевороты, падения и кувырки;
  • прыжки на батуте;
  • спортивные игры на уменьшенных площадках;
  • зеркальное выполнение упражнений;
  • подвижные игры

Упражнения из других видов спорта, направленны на воспитание ловкости, используют в основном в подготовительном периоде (на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах) , а в предсоревновательном периоде применяют средства волейбола (Клещев Ю.Н.1985 ).

Методы развития ловкости:

  1. По мнению некоторых авторов (Худаков И.А., Фарфель В.С., Зациорский В. М., Шлемин А. М. , Келлер В.С. , Любомирский Л.Е.), важное значение для развития способности восприятия собственных движений в пространстве и времени (воспитание «чувства пространства» и «чувства времени»). Упражнения на ловкость лучше включать в первую треть учебного занятия короткими, не более чем 15 - минутными сериями.

Из разнообразных методических приемов, повышающих проявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:

- применение необычных исходных положений (бег из положения стоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движения;

- смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

- использование в упражнениях предметов различных форм, массы, объема; выполнение согласованных действий школьниками участниками (вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки); систематически и целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условия игры.

Это положительно сказывается на функциональных возможностях двигательного анализатора.

Подчеркивается целесообразность применения в целях тренировки ловкости, главным образом таких упражнений, которые содержат элементы новизны. Хорошо освоенные (привычные) двигательные действия в этом отношении оказываются малоэффективными. В качестве конкретных методических приемов рекомендуется  применять упражнения с необычными исходными положениями; «зеркальное» выполнение упражнений; изменять скорость и темп движений; варьировать пространственные границы, в которых выполняется упражнение; усложнять упражнения дополнительными движениями; изменять противодействия занимающихся в групповых или первых упражнениях. Д. Харре подчеркивает, что развитие ловкости стимулируется повышением координационных трудностей, с которыми должен справляться спортсмен: изменение скорости или темпа движений, изменение пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, усложнение   упражнений   посредством   добавочных   движений, создание непривычных условий выполнения упражнения с применением специальных снарядов и устройств.

И. Л. Дударов, и Плахтиенко В. А.(1991) выделяют в качестве основных два метода тренировки ловкости: применение необычных двигательных заданий и метод, который они называют сенсорным. Суть этого последнего метода заключается в применении дополнительной и срочной информации в управлении двигательными действиями.

Большинство авторов придает особое значение спортивным и подвижным играм, а также единоборствам, считая их наиболее эффективными средствами тренировки ловкости (Лях В. И. 1998) проверял в эксперименте действенность подвижных игр, как средства развития ловкости у детей 8—9 и 11 —12 лет, и пришел к выводу о целесообразности их применения. Однако эти данные позволяют в какой-то мере судить о влиянии подвижных игр на уровень развития ловкости лишь в самом начальном периоде специальной тренировки и не дают оснований для рекомендаций  об организации многолетней  системы  занятий.

По мнению (Матвеева Л. П. 1972) с целью развития ловкости целесообразно воздействовать на отдельные факторы, определяющие успех в повышении уровня развития этого физического качества:

а) обогащение занимающихся новыми двигательными навыками и умениями;

б)        быстрота ответа на внезапное изменение обстановки;

в)        умение  ориентироваться в пространстве  и  во времени;

г)        умение уравновешивать свое тело в различных условиях;

д)        прыгучесть и скорость выполнения отдельных движений
и действий.

Важность и необходимость накопления двигательного опыта вытекает из того значения, которое он имеет в построении нового движения. Возможность правильного выбора действия в неожиданно сложившейся обстановке будет тем вероятнее, чем большим количеством ранее освоенных приемов владеет обучаемый. Более ловким баскетболистом в игре окажется тот, который владеет техникой не одного какого-либо броска по кольцу (например, только от груди), а многих бросков и способов ловли мяча. Так же обстоит дело и во всех видах спортивного единоборства.

Все отдельные действия должны быть прочно освоены и вместе с тем достаточно приспособительно изменчивы. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность освободить внимание от контроля над правильностью выполнения отдельных технических приемов и направить его на решение других, более важных на данном этапе, задач (например, оценить обстановку, принять новое решение и др.)

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

  1. Разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания;
  2. Варьировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;
  3. Регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;
  4. Определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям восстановления пульса.
  5. Движения в условиях уменьшений опоры и неустойчивой опоры

Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать, поэтому упражнения для развития и совершенствования ловкости должны включать элементы новизны, должны быть связаны с мгновенным реагированием, акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры, а так же  используются разнообразные методические приёмы:

  1. Выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений
  2. Зеркальное выполнение упражнений
  3. Создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств
  4. Усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  5. Изменение скорости и темпа движений;
  6. Изменение пространственных границ выполнения упражнения;
  7. Акробатические прыжки и перевороты;
  8. Прыжки на батуте;
  9. Спортивные игры на уменьшенных площадках;
  10.  Подвижные игры

Классификация ловкости: Фарфель В.С - различают три степени ловкости:

  1. Пространственная точность и координированность движений
  2. Пространственная точность и координированность движений в быстроте
  3. Пространственная точность и координированность движений в быстроте и меняющейся обстановке

Фарфель В.С., считает основными измерителями ловкости пространство и время. «Ловкие движения,— пишет он,— это движения очень тонкие по своей пространственной точности, по своей пространственной координации и наряду с этим укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, временные рамки». Он выделяет три ступени развития ловкости. Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений, при этом не имеет значения скорость их выполнения. Второй ступенью ловкости является такая пространственная точность движений и такие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки (точность в быстроте). Третья, высшая ступень ловкости, проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности.

Сензитивный период

Анализ этого аспекта проблемы особенно сложен. Дело в том, что в литературе имеется огромное количество данных, характеризующих особенности онтогенетического развития различных сторон двигательной функции человека. Многие из этих данных, безусловно, имеют определенную причастность к рассматриваемому вопросу, однако они лишь косвенно относятся к ловкости и их вряд ли целесообразно приводить в кратком обзоре.

Специальных исследований, посвященных изучению онтогенеза ловкости, мало. Возрастные особенности некоторых проявлений ловкости изучал Филиппович В. И., с группой сотрудников. Было установлено, что эффективность двигательных действий в непревычных, но заранее известных условиях повышается у детей до периода полового созревания (у мальчиков до 13—14 лет, у девочек до 12—13 лет). В дальнейшем, при отсутствии специальной тренировки, эта способность не только прекращает развиваться с возрастом, но и не редко ухудшается (особенно у детей-акселератов). Авторы отмечают, что быстрый рост тела в длину отрицательно сказывается на проявлениях ловкости, связанных с движениями всего тела, но не влияет существенно на точность ручных действий.

Способность рационально действовать в вероятностных и неожиданных ситуациях развивается с возрастом (до 16— 17 лет), но и в этом случае основные изменения происходят до 12—13 лет. Выявлены определенные возрастные особенности в способах решения психомоторных задач, в частности, в механизмах преднастройки к двигательным действиям в условиях временной и альтернативной неопределенности ситуаций (В. И. Филиппович с соавторами).

Таким образом, авторы заключают, что ловкость наиболее интенсивно развивается с возрастом до периода полового созревания (от 6—7 до 12—13 лет). Эти данные согласуются с результатами исследований особенностей проявления различных двигательных' способностей у детей в дошкольном и школьном периодах онтогенеза (Лупандина Н. А., Шлемин А. М., Филин В. П., Купалян Ю. Е., Фомин Н. А., Окк А., Стамбулова Н. Б., Неэме А. А.1991).

Важными в теоретическом и методическом планах являются данные, свидетельствующие об определенной возрастной перестройки структуры моторики в целом и ловкости в частности (Филиппович В. И., Туревский И.М. 1980). По мере возрастного  развития организма и приобретения двигательного опыта (количественного и качественного накопления фонда двигательных навыков и умений) корреляционные связи между показателями  различных проявлений ловкости существенно уменьшаются, что дает основание говорить об определенном повышении с возрастом специфичности отдельных проявлений двигательных способностей.

Критерии оценки:

При определении ловкости возникает вопрос об основных критериях, раскрывающих суть этого понятия. Результаты научных исследований позволяют главными критериями оценки ловкости считать правильность, быстроту, рациональность и находчивость с их качественными и количественными характеристиками.

Результаты исследований (Ляха В.И.1998) показывают, что все критерии оценки ловкости проявляются в реальных видах двигательной активности и в разном сочетании друг с другом .Основными методами оценки ловкости служат метод наблюдения.

В качестве критериев оценки ловкости автор (Лях В.И.1998) предлагает следующие показатели:

- правильность

- быстрота

- рациональность

- находчивость

Качественными характеристиками автор считает:

          -адекватность

- своевременность

-целесообразность

- инициативность

Количественными характеристиками:

- точность

- скорость

- экономичность

- стабильность

Способами оценивания ловкости являются:

- наблюдение

- экспертные оценки

- тестирование

Оценка ловкости спортсменов осуществляется главным образом педагогическими методами, исходя из координационной сложности упражнения, точности и времени их выполнения. Эффективность и надёжность выполнения технических приёмов в разных видах спорта в ходе тренировочной и особенно соревновательной деятельности, также могут характеризовать ловкость.

1.4 Значение ловкости в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов.

Тренировочная и соревновательная деятельность волейболистов - это управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях  Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В.

Значение ловкости в тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов очень велико, так как для этого характерно постоянное изменение ситуации в связи с непрерывным желанием соперников разрушать планы друг друга и навязывать свою игру. Волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять. При скоростной игре степень срочности решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков повышается, а она очень сильно зависит от развития такого физического качества как ловкость. Характерная особенность соревновательной  и тренировочной деятельности - многократное использование большого количества, разной сложности  упражнений, которые требуют от волейболиста определённого уровня развития ловкостных  и скоростно-силовых качеств, а так же - технико-тактических действий для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). Победа представляет собой конечную цель соревновательной деятельности волейболистов, достижение ее складывается из последовательного решения спортсменами ряда возникающих перед ними частных задач. Элементы деятельности по выполнению частных задач называют действиями. Действия, в свою очередь, состоят из операций. Содержание действий операций и условия, в которых выполняет их волейболист в процессе соревнований, и определяют структуру соревновательной деятельности.

 В видах спорта с единичными соревновательными упражнениями оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания, сила удара при нападении). В волейболе, помимо этого, важнейшее значение имеют ловкость реализации физического потенциала спортсменов в специфической тренировочной и соревновательной деятельности  Железняк Ю.Д.

На основе анализа тренировочной и соревновательной деятельности волейболистов, выявления значимости ее компонентов по отношению к спортивному результату определяют факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деятельности и уровень спортивных достижений в волейболе. Одним из  Наиболее существенных  факторов является уровень развития физических и психических качеств и способностей, специфичных для соревновательной игровой деятельности в волейболе, а так же активность (агрессивность), творчество (игровой интеллект), уровень волевых и моральных качеств, направленные на эффективное выполнение тактического плана игры и максимальную мобилизацию усилий спортсменов в экстремальных условиях соревнований Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы.

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2.  Контрольные испытания.
  3. Педагогическое исследование.
  4. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

В процессе исследования изучалась литература по теме «Значение ловкости в игровой деятельности волейболистов». Анализ научно-методической литературы осуществлялся для постановки задач, подбора методов исследования, обсуждение полученных результатов. Так же из информационных материалов работ других авторов по интересующей нас теме, заимствовалась информация в качестве своеобразной базы для сравнения и противопоставления.

2,2Контрольные  испытания:

Для выявления  уровня развития  ловкости  юных волейболистов, для оценки степени физической  подготовленности, учитывая рекомендации теоретиков и практиков в области волейбола (Железняк Ю.В., 2003)  мы использовали следующие  тесты:

  1.  Прыжок в длину с места
  2. Прыжок  вверх с места
  3. Челночный бег 9-6-3-6-9 м
  4.  Бег 30 метров со старта
  5. Бросок из-за головы набивного мяча 1 кг
  6. Верхняя передача мяча в цель за 30 сек
  7.  Нижняя передача мяча в цель за 30 сек
  8. Подача из 10 попыток

     

Прыжок в длину с места

Испытуемый встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая носками за нее. Затем толчком двух ног  с взмахом руками выполняет прыжок в длину, стараясь, приземлится как можно дальше. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пятками. Выполняется  три  попытки,  из них  засчитывается лучшая (все данные заносятся в протокол).

Прыжок  вверх с места

В этом тесте мы использовали “экран прыгучести”, позволяющий измерить высоту подъема общего центра масс (ОЦМ) при прыжке вверх толчком двумя ногами. Мы использовали стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале спортсмен встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх – отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения – стоя  на  передней  части  ступни  из положения   «полуприседа» с взмахом руками, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного устройства – отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным ( в прыжке)  и исходным ( стоя на передней части ступни с поднятой рукой ) показателями. Общее число попыток – 3. Засчитывается лучший результат.

Челночный бег 9-3-6-3-6-9

Тест 9-3-6-3-9 м (цифры означают дистанцию для бега на волейбольной площадке): старт от лицевой линии — коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой стороне» площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии площадки, противоположной месту старта; регистрируется время пробегания в секундах.

Бег 30 метров

Отмечается две контрольные линии на расстоянии 30 метров друг от друга. Испытуемый встает на линию, принимая положение высокого старта. По сигналу он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Результат засекается по секундомеру, с точностью до 0,01секунды. Выполняется две попытки, засчитывается лучший результат.

Педагогическое исследование:

В педагогическом исследовании приняли участие две группы юных волейболистов состоящие из 10 человек, возрастом 13-14 лет для определения уровня развития ловкости. Для определения  уровня развития скоростной ловкости использовались следующие тесты:

- Прыжок в верх с места

- Прыжок в длину с места

 - Челночный бег 9-6-3-6-9 м

- Бег 30 метров со старта

Метод статистической обработки:

Для анализа полученных данных мы использовали Т - критерий Стьюдента (Иванов B.C. 1990). Вычислялись следующие величины:

1)        сумма результатов:

∑ = n1 + n2 + n….,

где   n1- варианта;

2)        среднее арифметическое:

М = ∑n/n;

3)        стандартное отклонение:

σ = Vmax -  Vmin / k,             

где Vmax - максимальное значение,

       Vmin - минимальное значение,

       k - коэффициент Типпетта:

4)        стандартная ошибка среднего арифметического:

m1 = ± σ / √ n,

5)        статистика критерия:

t = M2-M1/√ m  2 2+ m  12

  1. число степеней свободы:

                                        С = n1 + n2 – 2

2.2Организация исследования 

Исследование проводилось поэтапно:

1 этап. Изучалась и анализировалась литература по избранной проблеме исследования. Также на данном этапе побирались экспериментальные группы, средства и методы организации учебно-тренировочного процесса.

2 этап. На данном этапе проводилась подборка тестов и дальнейшее их использование для определения уровня развития ловкости юных волейболистов(13-14 лет).

3 этап. Проводился анализ, обобщение, систематизация полученных  результатов исследования и оформление работы.

 Результаты исследования :

Ловкость волейболиста тесно связана с умением игрока владеть своим телом при выполнении падений, перекатов, применяемых при приемах трудных мячей, а также при выполнении приемов в безопорном положении (прием мяча в падения, нападающий удар, блокирование, передача и подача мяча в прыжке). Следовательно, развитие ловкости волейболиста  направлено на совершенствование координационно-сложных двигательных действий, а главное — способности быстро перестраивать и управлять ими в соответствии с постоянно меняющейся ситуацию игры. Поэтому  организация тренировочного процесса юных  волейболисток требует решения проблемы развития ловкости. С этой целью в  начале проведения педагогического исследования мы сравнили показатели исходного уровня развития физических качеств юных волейболисток контрольной и экспериментальной  групп.

Таблица 1

Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности юных волейболистов 1 группы до и после эксперимента

Тесты

M±m

M±m

%

Р

физическая подготовленность

1

Прыжок в длину с места, см

195,22±2,98

195,22±3,08

0,00

>0,05

2

Прыжок вверх с места, см

41,67±0,72

42,56±0,72

2,13

>0,05

3

Бег Челночный бег 9-6-3-6-9

9,57±0,10

9,56±0,09

-0,12

>0,05

4

Бег 30 метров

5,09±0,08

5,08±0,07

-0,22

>0,05

5

Броски из-за головы набивного мяча 1кг,см

564,44±9,24

568,89±9,24

0,79

>0,05

6

Верхняя передача мяча в цель ,за 30 сек

44,67±1,23

45,44±1,24

1,74

>0,05

7

Нижняя передача мяча в цель ,за 30 сек

27,89±1,33

29,11±1,54

4,38

>0,05

8

Подача

9,33±0,21

9,22±0,21

-1,19

>0,05

Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности юных волейболистов 2 группы до и после эксперимента

Тесты

M±m

M±m

%

Р

физическая подготовленность

1

Прыжок в длину с места, см

192,56±3,08

192,22±3,08

-0,17

>0,05

2

Прыжок вверх с места, см

39,89±1,13

40,56±1,03

1,67

>0,05

3

Бег Челночный бег 9-6-3-6-9

9,83±0,09

9,81±0,06

-0,23

>0,05

4

Бег 30 метров

5,11±0,07

5,13±0,07

0,43

>0,05

5

Броски из-за головы набивного мяча 1кг,см

568,33±11,32

566,67±11,29

-0,29

>0,05

6

Верхняя передача мяча в цель ,за 30 сек

42,22±1,85

39,33±2,36

-6,84

>0,05

7

Нижняя передача мяча в цель ,за 30 сек

26,33±1,44

28,89±1,23

9,70

>0,05

8

Подача

9,22±0,31

9,22±0,21

0,00

>0,05

Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности юных волейболистов 1 и 2 группы до эксперимента

Тесты

M±m

M±m

%

Р

физическая подготовленность

1

Прыжок в длину с места, см

195,22±2,98

192,56±3,08

-1,37

>0,05

2

Прыжок вверх с места, см

41,67±0,72

39,89±1,13

-4,27

>0,05

3

Бег Челночный бег 9-6-3-6-9

9,57±0,10

9,83±0,09

2,79

>0,05

4

Бег 30 метров

5,09±0,08

5,11±0,07

0,44

>0,05

5

Броски из-за головы набивного мяча 1кг,см

564,44±9,24

568,33±12,32

0,69

>0,05

6

Верхняя передача мяча в цель ,за 30 сек

44,67±1,23

44,22±1,85

-5,47

>0,05

7

Нижняя передача мяча в цель ,за 30 сек

27,89±1,33

26,33±1,44

-5,58

>0,05

8

Подача

9,33±0,21

9,22±0,31

-1,19

>0,05

Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности юных волейболистов 1 и 2 группы после эксперимента

Тесты

M±m

M±m

%

Р

физическая подготовленность

1

Прыжок в длину с места, см

195,22±3,08

192,22±3,08

-1,56

>0,05

2

Прыжок вверх с места, см

42,56±0,72

40,56±1,03

-4,70

>0,05

3

Бег Челночный бег 9-6-3-6-9

9,56±0,09

9,81±0,06

2,67

>0,05

4

Бег 30 метров

5,08±0,07

5,13±0,07

1,09

>0,05

5

Броски из-за головы набивного мяча 1кг,см

568,89±9,24

566,67±11,29

-0,39

>0,05

6

Верхняя передача мяча в цель ,за 30 сек

45,44±1,44

39,33±2,36

-13,45

>0,05

7

Нижняя передача мяча в цель ,за 30 сек

29,11±1,54

28,89±1,23

0,76

>0,05

8

Подача

9,33±0,21

9,22±0,21

-1,19

>0,05

Сравнение показателей исходного уровня развития ловкости юных волейболистов возрастом 13-14 лет, обеих групп показало, что группы, выбранные для проведения эксперимента,  имели практически одинаковый уровень развития скоростно-силовой ловкости, так как их показатели не имели статистически достоверных различий по всем используемым тестам.

Выводы

    1.       По мнению некоторых авторов (Бернштейн А.Н., Железняк Ю.Д., Клещев Ю. Н.)  физическое качество ловкость играет не мало - важную роль в игровой деятельности волейболистов так как : ловкость  направлено на быстрое и рациональное выполнение координационно-сложных двигательных действий и мгновенное решение двигательной задачи возникшей перед игроком во время игры, а главное — способность быстро перестраивать и управлять ими в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией игры на площадке.

  2.        Для определения уровня развития ловкости у юных волейболистов мною были  подобраны следующие виды упражнений таких как:

 

  1.      Прыжок в длину с места
  2. Прыжок  вверх с места
  3. Челночный бег 9-6-3-6-9 м
  4.  Бег 30 метров со старта
  5. Бросок из-за головы набивного мяча 1 кг
  6. Верхняя передача мяча в цель за 30 сек
  7.  Нижняя передача мяча в цель за 30 сек
  8. Подача из 10 попыток

   

3.       Анализ полученных результатов уровня развития ловкости юных волейболистов возрастом 13-14 лет, обеих групп показал, что группы, имели практически одинаковый уровень развития скоростно-силовой ловкости и не особо отличается друг от друга.

Литература

  1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки. учебник для инст. физкультуры/ А.В. Беляев, Л.В. Булыкин- М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184 с.
  2.   Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А.Бернштейн – М Физкультура и спорт, 1991. -288 с.
  3. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений. -  М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
  4. Железняк Ю.Д. Волейбол./ , Ю.Д., Железняк  А.А., Ивойлов.- М.: Физкультура и спорт, 1991. - 186 с.9.  
  5. Железняк, Ю. Д., Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров./ Ю. Д., Железняк— М.: Физкультура и спорт, 1988. —192 с.Ивойлов А.В. Волейбол. – Мн.: Вышайшая школа, 1985. – 192 с.
  6. Клещёв Ю.Н. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 2005.- 400с.
  7. Клещев  Ю. Н. Волейбол :Учебник ин-тов физ . культ. / Под ред ., Ю. Н., Клещева, и А. Г., Айриянца. - 3-е изд . , испр. , доп . - М.: Физкультура     и спорт , 270с., ил.

8.    Клещев, Ю. Н.  Юный волейболист./  Ю.Н., Клещев,  А. Г., Фурманов — М.: Физкультура и спорт, 1979.— 231 с.

9.     Лях, В. И. Двигательны.е способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 192с.

10.     Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Ж.К. Холодов, В.С.  Кузнецов - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

Кружок "Юный волейболист"

Кружок в школе по волейболу...

Подготовка юных волейболистов

Данная презентация будет полезна на уроках физкультуры...

Развитие координационных способностей и их влияние на освоение техники игры у юных волейболистов

Основные двигательные действия волейболистов - это быстрые перемещения, прыжки, броски при приеме мяча. Выполнение их связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все д...

«ОФП методом круговой тренировки в кружке «Юный волейболист».

Цели и задачи: - укрепление здоровья школьников;-развитие двигательных качеств : силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости и повышение работоспособности организма учащегося;- обучение ...