ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
статья по физкультуре на тему

Выступление на II Региональной научно-практической конференции

СПб ГБОУ СПО КОР№1

«Олимпийские чтения: от спортивных результатов

 к педагогическим достижениям»

21 февраля 2012 года

 

Виноградов Сергей Павлович, учитель истории,

первая квалификационная категория

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Колледж олимпийского резерва №1»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

 

Выступление на II Региональной научно-практической конференции

СПб ГБОУ СПО КОР№1

«Олимпийские чтения: от спортивных результатов

 к педагогическим достижениям»

21 февраля 2012 года

Виноградов Сергей Павлович, учитель истории,

первая квалификационная категория

(плюс схемы на презентации)

 Я хотел бы остановиться на информационно-коммуникационных технологиях, которые позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.

Одним из таких инструментов, на мой взгляд, является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы «Общественно – политическое устройство России в XVII век» можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти («Большой наряд»). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», программа «Атлас древнего мира» позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. Электронная книга «История России с древнейших времён» С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода «Слова о полку Игореве», «Историю Петра» и «Историю Пугачёва» А.С. Пушкина.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

1. Использование карт. Тема: «Экономическое развитие России в XVII веке».

2. Использование рисунков. Тема: «Россия на рубеже XVII – XVIII веков».

3. Демонстрация портретов исторических деятелей. Тема: «Юность Петра».
4. Использование диаграмм.
Тема: «Россия на рубеже XVII – XVIII веков».

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При актуализации знаний, например, по теме «Северная война» (7-й класс), использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Тема «История и современность» (6 класс)

Лекция учителя сопровождается показом презентации.

1. Появление карты.

2. На слайде появляется изображение скифов.

3. Появление изображения сарматов.

4.Обозначение территории, на которой расселились древние славяне к V веку.

5. Великое переселение народов. Движение гуннов с востока на запад (движение по карте справа налево).

6. Появление кочевых племен (хазары, печенеги, половцы).

7. Взаимоотношения славянских племен и варягов.

8. Взаимоотношения славян и Византии.

В данном слайде рассматриваются взаимоотношения славянских племен и их соседей с I по IX век н.э.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.

При изучении темы «Политическое устройство России во второй половине XVII века» (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле в теме «Россия на рубеже XVII – XVIII веков» на уроке «Предпосылки преобразований» ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

В заключении следует нельзя не отметить, что ориентация образования на развитие личности  предполагает особый тип педагогической деятельности, в основе которой лежат не просто современные образовательные технологии, а сложившаяся, целостная авторская педагогическая система. И, конечно, эта система не может быть просто «освоена» и перенесена в практику работы учителя. Она может возникнуть только на основе его профессионального саморазвития, от которого зависит достижение нового, современного качества образования.  

                                         

                                             

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Просвещение, 1989.
  2. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.:Академия, 2008. -386 с.
  3. Сенновский И.Б. и Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. - М.: Владос, 1998
  4. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе. –М.:Владос, 200. -80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка с использованием ИКТ»

С развитием современных технологий появилось больше возможностей использовать на уроках телевидение, видео, компьютерные обучающие программы, и учителя с удовольствием это делают. Но, к со...

Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.

Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый  продукт - стереом...

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся

Использование ИКТ при работе с проектами дает широкие возможности детям не только в поиске материала, но и оформление его презентабельности. Поэтому развитие ИКТ компетенции у ребят необходимо развива...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Выступление на II Региональной научно-практической конференцииСПб ГБОУ СПО КОР№1«Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям»21 февраля 2012 года...

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики

Статья, посвященная использованию ИКТ в проектной деятельности учащихся при изучении физики....

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...