Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика развития ловкости в баскетболе.
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Сергеев Михаил Викторович

Ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

 «Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»

Представление собственного

инновационного педагогического опыта.

Методика развития ловкости в баскетболе.

Методическое пособие

Автор: тренер – преподаватель

 Сергеев Михаил Викторович

Республика Саха (Якутия)

г.Алдан

2016 г.

Содержание

Введение_______________________________________________________________________2 

  1. Методика воспитания координационных способностей (ловкости)________________3
  2. Общие упражнения для развития ловкости_____________________________________7
  3. Упражнения способствующие развитию ловкости, специальной для баскетбола____7
  4. Примерное учебно – тренировочное занятие   в группе УТГ-2_____________________10
  5. Литература__________________________________________________________________11

Введение.

Важной особенностью игры баскетбол является то, что смена приемов и действий происходит в зависимости от ситуаций. Одновременно с быстрой ориентацией и решением тактических задач, с умением сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой, спортсмен проявляет высокие координационные способности, т.е. - ловкость движений.

Ловкость - это способность быстро координировать движения в соответствии с меняющейся игровой ситуацией. Это самое общее определение, поскольку ловкость - комплексное качество, в котором сочетаются проявление быстроты, координации, чувства равновесия, пластичности, гибкости, а также овладение игровыми приемами. Если же попытаться дать более узкое, специальное определение, то можно сказать, что ловкость - это умение быстро и точно выполнять сложные по координации движения. Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

Различают три степени ловкости. Первая степень характеризуется пространственной и координационной точностью движений. Вторая - пространственной точностью и координацией движений, выполняемых в сжатые сроки. И, наконец, третья, - высшая степень ловкости проявляется в точности и координации движений, осуществляемые в сжатые сроки в переменных условиях. Таким образом, первая степень ловкости - это точность, вторая - точность в быстроте и третья - точность в быстроте при переменных условиях. Несомненна зависимость проявления качеств силы, быстроты, гибкости и ловкости в специфических игровых условиях баскетболиста, а в связи с этим и необходимость параллельной работы над развитием этих качеств.

Баскетболист должен обладать в высокой степени двигательными способностями и возможностями, включающими следующие компоненты при проявлении ловкости:

- координированные действия в безопорном положении;

- умение действовать с мячом в быстро меняющихся игровых ситуациях;

- владеть чувством равновесия (вестибулярной чувствительностью);

- умение ориентироваться.

Главным направлением в развитии ловкости считается овладение новыми разнообразными навыками и умениями. При этом очень важно повышение координационных трудностей, с которыми должны справляться баскетболисты исходя из точности движений, взаимной согласованности и внезапности игровой обстановки.

К средствам развития ловкости относятся разнообразные акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения с элементами передач, ловли и бросков мяча.

Согласно исследованиям Л.П.Матвеева младший школьный возраст особенно благоприятен для развития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-двигательного совершенствования.

1. Методика воспитания координационных способностей (ловкости)

Для развития двигательно-координационных способностей (ловкости) Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и др. рекомендуют разнообразные методические приемы:

1.Применение необычных исходных положений.

2.Изменение скорости или темпа движений, введения разных ритмичных сочетаний, различной последовательности элементов.

3.Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной, двух ногах, с поворотом. Использование предметов различной формы и массы и т.д. Выполнение согласованных действий

Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют следующие методы:

стандартно-повторного упражнения;

вариативного упражнения;

игровой;

соревновательной.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

По мнению многих исследователей, главным методом развития КС является метод вариативного (переменного) упражнения. Его подразделяют на два варианта:

Метод строго регламентированного;

Не строго регламентированного упражнения.

К методам строго-регламентированного упражнения, можно отнести (условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):

1) Приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия;

2) Приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

а) «зеркальное» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;

б) усложнение привычного действия;

в) комбинирование двигательных действий.

3) Приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направлений и пределы варьирования:

а) Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;

б) Усложнение движений с помощью заданий;

в) Совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки

г) Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.

Методы не строго регламентированного варьирования предполагают такие приемы:

а) Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;

б) Варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать следующие правила:

использовать небольшое количество (8-12) повторений разнообразных физических упражнений;

многократное их повторение, изменяя отдельные характеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления этих действий.

Методы строго регламентированного варьирования должны занимать больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.

Для развития ловкости у детей этого возраста очень эффективны игровой и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в занятия разные подвижные игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физических качеств.

Необходимо учитывать особенности регулирования нагрузок и отдыха в упражнениях, специально ориентированных на улучшение развития ловкости: их число и частоту повторений в рамках каждого отдельного занятия целесообразно доводить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей.

Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, лучше всего проводить в начале основной части занятия.

Чтобы выполнить действие в точном соответствии с заданными пространственными параметрами, надо:

-чтобы движения были точными:

а)по времени;

б)по величине прилагаемых усилий

Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в статических и динамических положениях, обусловленных жизненными различными ситуациями (статические упражнения - стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).

В физическом воспитании существует несколько методических приемов для совершенствования статического и динамического равновесия:

а) для статического равновесия:

-удлинение времени сохранения позы;

-исключение зрительного анализатора;

-уменьшение площади опоры;

-введение неустойчивой опоры;

-введение сопутствующих движений,

б) для динамического равновесия:

-упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, расположение и др.)

-упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (качели).

Основной путь совершенствования способности сохранять равновесие - выполнение последовательно усложняющихся заданий.

Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять:

а)движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;

б)упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;

в)правильно освоенные движения на «результат».

Способность быстро перестраивать двигательную деятельность у детей младшего возраста является очень важной. В теории и методике физического воспитания это способность рассматривается как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость.

Для формирования этой способности наиболее пригодны упражнения, требующие быстрого, реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это аналитические и синтетические координационные упражнения подвижных и спортивных игр.

При выполнении определенных двигательных действий, в частности, сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно не участвуют в данных движениях.

Непременным условием предупреждения и преодоления мышечной напряженности является формирование адекватной установки на расслабление, которая предусматривала бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий. Для выработки такой установки нужны систематические подкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления. Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц на первых этапах физического воспитания играет овладения системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другими упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий (по Л.П.Матвееву).

Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:

1-включает упражнения, требующие быстрейшего перехода мышц от напряженного к расслабленному состоянию;

2-упражнения, в которых напряжение одних мышц сочетается с расслаблением других (например, напрячь мышцы правой ноги и расслабить левой, напрячь мышцы правой руки и левой ноги и т.п.);

3-упражнения, в которых требуется поддерживать движения по инерции расслабленной части тела за счет движений других частей;

4-упражнения, в процессе выполнения которых рекомендуется самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления мышц, участвующих в работе.

Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц сочеталось со вздохом и задержкой дыхания, расслабление - с активным выдохом.

Для преодоления скоростной напряженности, которая проявляется в недостаточно быстром расслаблении мышц после их быстрого сокращения, можно рассматривать как частный случай координационной напряженности, рекомендуется упражнения с быстрым чередованием напряжения и расслабления (прыжки, метания, ловля, броски набивных мячей и т.п.)

Для снятия тонической напряженности, которой характерен повышенный тонус мышц, проявляющийся не только во время работы, но и в условиях относительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.) Кроме них целесообразны упражнения на растягивание, выполняемые в промежутках между силовыми и скоростными нагрузками. Эффективными средствами являются плавание, купание в теплой воде, сауна, массаж...

Развитие и совершенствование ловкости может осуществляться посредствам различных организационно-методических форм любой части урока.

В подготовительной и заключительной части целесообразно проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений, проводящих к и развивающих ловкость. В этих частях урока основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих координационных способностей без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.

Для решения главных задач совершенствование ловкости школьников должна быть основная часть урока. Рекомендуется проводить координационные упражнения ближе к началу или середине основной части урока, пока у детей сохраняется оптимальная психическая и общая работоспособность.

Специально-подготовительные (подводящие) координационные упражнения с одновременным проявлением скоростных выполняют сразу после подготовительной части (после комплекса общеразвивающих упражнений, в процессе или после изучения нового материала, перед закреплением ранее изученного). Ряд координационных упражнений можно проводить в середине, во второй половине или в конце основной части (соответственно упражнения, направленные на одновременное развитие ловкости и скоростно-силовых способностей, ловкости и выносливости). Упражнения, с помощью которых происходит одновременное развитие ловкости и гибкости, можно включать в любое время основной и даже заключительной части урока, где традиционно представлены задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть можно войти и ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий.

В основной части урока, где фронтальный способ организации сохраняет свое значение, необходимо шире применять поточный, групповой и индивидуальный способы.

Поточный способ организации занятий при развитии ловкости позволяет наблюдать за индивидуальным выполнением основных координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способ при выполнении циклических и ациклических движений, акробатических упражнений, заданий с длинной скакалкой, на равновесие, проведение эстафет. Работу можно организовать в 2-3 потока.

Групповая форма занятий (деление на несколько групп) предлагает выполнение определенных координационных упражнений каждой группой. Закончив упражнение, группы по часовой или против часовой стрелки, переходят на следующие место занятий. По сигналу учащиеся начинают очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Координационные упражнения должны быть разнообразными.

Суть индивидуального подхода состоит в обучении двигательным действиям на основе глубокого знания особенностей и возможностей учащихся.

Организация занятий, направленная на развитие ловкости, включает и контрольные упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить уровень развития координационных способностей детей, темпы изменения этих способностей.

Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. В каждое учебно-тренировочное занятие целесообразно включать следующие упражнения для развития ловкости:

общеразвивающие упражнения на согласованность движений;

бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперед, боком, с изменением направления.

Метание мяча из различных исходных положений, после прыжков, поворотов; метание в цель в ускоренном темпе; метание в цель по переменно обеими руками;

прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и др.;

отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег по проходам лабиринта, преодоление препятствий до 3 м.), требующие проявление ловкости;

упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки с поворотами на 90°, 180°, 360°;

броски мяча в цель, в корзину с места в движении, в прыжке, после поворотов, кувырки вперед, ведение баскетбольного мяча попеременно левой и правой руками с обводкой препятствий, жонглирование мячом и др.

преодоление неровностей; повороты на месте и в движении.

Младший школьный возраст особенно благоприятен для развития ловкости. Естественный рост показателей ловкости с 7 до 10 лет составляет у девочек 28,6-92,3% (в среднем 62,3%), у мальчиков 22,5-80,0% (в среднем 56,2%) (по В.И.Лях).

Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости, дают наибольший эффект, если их систематически и целенаправленно применять именно в этом возрасте, который является ключевым для координационно-двигательного совершенствования. Развитие ловкости требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напряжениях и расслаблениях. Общая установка при занятиях «на координацию» должна исходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления, т.к. при утомлении снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии ловкость совершенствуется плохо;

в ) в структуре отдельного занятия упражнение на развитие ловкости желательно планировать в начале основной части;

г) воспитание различных видов КС должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных способностей.

Заключение.

1.Ловкость - самое многообразное качество, измерителями ловкости считаются: координационная сложность усвоенного двигательного задания; точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик данного движения и время, необходимое для усвоения нового движения и изменения двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой (т. е. время сложной двигательной реакции)

Значение развития ловкости в теоретической разработке проблемы отражена в научных исследованиях Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.И. Ляха и др.

2.Средства и методы развития ловкости сводится к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игры и др.)

Упражнения на ловкость лучше включать в первую треть учебного занятия короткими, не более чем 15 - минутными сериями.

Из разнообразных методических приемов, повышающих проявление двигательной координации (ловкости) рекомендуется следующее:

-применение необычных исходных положений (бег из положения стоя); быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движения;

-смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, с боку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;

-использование в упражнениях предметов различных форм, массы, объема; выполнение согласованных действий участниками (вдвоем держась за руки, садиться и вставать, выполнять наклоны, прыжки);

-систематически и целенаправленно включать подвижные игры, усложнять условия игры.


2. Общие упражнения для развития ловкости.

  1. Кувырок вперед через голову с предварительным прыжком на согнутые в локтях руки. Освоив упражнение, можно делать до 10 кувырков подряд.
  2. Кувырок назад через голову с падением на согнутую в локте руку.
  3. Те же кувырки, что в упр. 1, 2, но в стороны.
  4. Падение назад и быстрое вставание.
  5. Падение вперед и быстрое вставание.
  6. Гимнастическое «колесо» влево и вправо.
  7. Стойка на голове, вначале с опорой у стены.
  8. Стойка на руках.
  9. Ходьба на руках.
  10. Прыжки на батуте с поворотом на 180-360° с падением на спину, на колени, на живот, с поворотами на 180 и 360°, сальто вперед и назад. После приземления - немедленно встать. Можно усложнить упражнение: в высшей точке прыжка игрок ловит мяч и отдает пас.

3.Упражнения способствующие развитию ловкости, специальной для баскетбола.

  1. Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа - до 30м.
  2. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
  3. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
  4. Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
  5. То же. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.
  6. Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
  7. Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
  8. Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
  9. Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
  10. Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков - слабой рукой).
  11. То же, что и упр. 31. Упражнение выполняется двумя мячами.
  12. Вращение мяча вокруг туловища (вправо, влево), между ног восьмеркой.
  13. «Жонглирование» мячом. Подбрасывая одной рукой, ловля другой или двумя (на месте, в движении).
  14. Катить мяч по полу одной рукой в коридорах разной ширины.
  15. Мяч подбрасывать из-за спины вперед и ловить двумя руками.
  16. Подбросить мяч сделать 1-2-3-4 хлопка и поймать мяч; хлопнуть руками за спиной; коснуться калений; коснуться пола.
  17. Подбросить мяч вперед  сделать рывок и поймать, не дав, мячу ударится об пол.
  18. Подбросить, подпрыгнуть и поймать мяч.
  19. Бросить мяч в пол сделать хлопок под мячом; над мячом; выполнить поворот на 360 градусов  - поймать мяч.
  20. Передача мяча правой, левой рукой поймать двумя  мяч.
  21. Передача мяча в стену или в щит ( с хлопком, с поворотом, присесть, подпрыгнуть) поймать мяч.
  22. Передача мяча в стену. Поймать сделать вращения мяча вокруг пояса, восьмерку между ног, подбросить верх и выполнить передачу.
  23. Передача  в стену одним игроком, а  ловля другим со сменой мест и без смены мест              (прямая передача, с отскоком об пол). Один выполняет передачу в стену, другой ловит и возвращает прямой передачей игроку.
  24. Бросок по кольцу с вращением мяча вокруг корпуса (1-2 раза) во время двух шагов.
  25. Ходьба по гим. скамейке, бревну с вращением мяча вокруг корпуса.
  26. Ходьба по гим. скамейке, бревну с финтами в сторону, вперед.
  27. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130* с ведением одного или двух мячей.
  28. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5-6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
  29.  Ходьба на руках с качением мяча перед собой в парах, партнер поддерживает ноги.
  30. Передача мяча в парах со сменой мест. выполняется одним мячом.
  31. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.
  32. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
  33. Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гим. козла с подкидного мостика с мячом в руках.
  34. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.
  35. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч с отскоком, расстояние между игроками 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполнять сначала на месте, потом в движении.
  36. Также как предыдущее упражнение. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника – увернуться от мяча.
  37. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.
  38.  Игра в пятнашки в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.
  39. Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводить как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.
  40. Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.
  41. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
  42. Прыжки через гим. скамейку с одновременными передачами в стену. Выполнять одним или двумя мячами.
  43. Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
  44. Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
  45. Прыжки через длинную скакалку в парах с передачей мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
  46. Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно передают ему мячи. ловля и бросок по кольцу выполняется в одном прыжке.
  47. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180*.
  48. Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
  49. Круговые движения мячом вокруг корпуса.
  50. То же поочерёдно вокруг корпуса; вокруг коленей в наклоне.
  51. Подброс мяча вверх перед собой на 1 м, ловля сзади, за спиной.
  52.  Выполнить ведение мяча стоя на месте правой рукой, не теряя мяч сесть на пол, продолжая выполнять ведение на месте, встать, 5 р., то же 5 р. левой рукой.
  53. Подбросить мяч вверх на 1,5-2 м, сесть на пол, подбросить мяч встать, поймать мяч.
  54. И.П. – стойка ноги врозь, полуприсед, мяч держать в обеих руках между ногами– правая рука впереди, левая рука сзади левой ноги. Быстро перехватывая мяч руками ( левая рука – впереди, правая рука сзади правой ноги), удержать мяч, не теряя его.
  55. То же, чть №6, но при перемене рук выпустить мяч из рук, и перехватить его руками после отскока
  56.  Восьмёрка (прыжки на месте в разножке, со сменой положения ног с передачей мяча из руки в руку под впередистоящей ногой).
  57. Комбинированное упражнение в парах: 1. И.П. – стойка, ноги врозь.  Круговые движения мячом вокруг корпуса – 2 раза. 2. Восьмёрка вокруг коленей – 2 раза. 3. Мяч положить на пол, зажать стопами, подпрыгнуть, подкинув мяч вверх, поймать. 4.Один игрок выполняет передачу мяча второму игроку, тот жонглирует двумя мячами, подбрасывая один мяч вверх из правой руки в левую, одновременно передавая второй мяч из левой руки в правую  (5 раз). Затем оба мяча передаются первому игроку, который выполняет то же самое.
  58. Жонглирование двумя мячами вправо и влево.
  59. Упражнение с двумя мячами. Подброс и ловля  одного мяча вверх (1 м) правой рукой - справа от себя, а второго мяча - левой рукой слева от себя – поочерёдно.
  60. Упражнение с двумя мячами. То же, что №9, начать подбрасывать одной рукой, затем и ловить и подбрасывать двумя руками поочерёдно, с перебежкой от одного мяча к другому.
  61. Упражнение с двумя мячами. Правой рукой выполняется удар первого мяча о пол с ловлей мяча левой рукой, левая рука выполняет переброс второго мяча в правую руку, а затем ловит отскочивший от пола первый мяч.
  62.  Передачи на месте в парах. Выполнить круговое движение мячом вокруг корпуса и передать мяч партнёру, который выполняет то же самое.
  63. То же, но двумя мячами одновременно, один игрок выполняет передачу с отскоком от пола, второй игрок – без отскока, затем наоборот.
  64. То же, но без кругового движения мячом вокруг корпуса, скорость выполнения – быстрее.
  65.  Вдвоём – один игрок выполняет подброс и ловлю первого мяча, поочерёдно выполняя ловлю и передачу второго мяча с партнёром. Второй игрок выполняет только ловлю и передачу мяча с первым игроком.
  66. Передачи в стену двумя мячами на рекорд, минимум – 30 раз.
  67. Ведение двумя мячами ударяя поочерёдно, в движении, с обводкой фишек.
  68. То же, одновременно ударяя оба мяча.
  69. Многократный бросок мяча в  щит в прыжке с ловлей в прыжке, например, 5 раз выполнить, шестой забросить в корзину.
  70. То же упражнение выполнять втроём, передвигаясь по кругу под щитом. Первый выполняет бросок в прыжке в щит, и убегает назад, в очередь, второй в это время ловит отскочивший мяч и сразу же выполняет бросок в щит, убегая затем в конец колонны, третий ловит отскочивший мяч и выполняет то же самое. После двух кругов – забросить мяч в корзину.
  71. То же, но амплитуда перебежки больше. Поставить фишку на линии штрафного броска.

4.Примерное учебно – тренировочное занятие   в группе УТГ-2

1. Разминочные п/и в парах: в стойке б/б коснуться рукой колена противника.

2. «Ножки» в парах: взяться за руки, прыгая, при приземлении осалить ногой стопу противника.

3. «Бой петухов».

4. «Коршун, наседка и цыплёнок». Наседка  - руки на колени, чтобы не хваталась за коршуна, а работала ногами.

5. Беговые упражнения в 3 колонны: остановка в 2 шага, изменение направления движения (3 шага влево-вперёд, шаг внешней ногой,2-3 – остановка, 3 шага вправо-вперёд).

6. Беговые упражнения в 3 колонны: «тик-так» - 3 шага вправо-вперёд, опора на внешнюю ногу, изменение направления движения, 3 шага влево-вперёд, опора, и т. д..

7. . Беговые упражнения в 2 колонны: «вакуум» - 3 шага вправо-вперёд, шаг назад, 2-3 остановка, изменение направления движения, то же влево-вперёд.

8. Беговые упражнения в парах: «тандем» - один игрок выполняет остановку в 2 шага с изменением направления движения любым способом, второй игрок движется сзади, должен среагировать и повторить то же самое.

9. Беговые упражнения в 3 колонны: «иголочка с ниточкой» - 3 колонны движутся хаотично по площадке, выполняя друг за другом остановку в 2 шага с изменением направления движения любым способом, путь иголки с ниткой не пересекается другой ниткой.

10. Индивидуальная работа с мячом: «шлепки по мячу» - перекладывание мяча из руки в руку.

11. «Маятник» - мяч лежит на ладони, отведение прямой руки с мячом в сторону, затем вперёд. То же другой рукой. Если ладонь плоская, то мяч слетит с ладони.

12. Перебрасывание мяча с руки в руку.

13. «Быстрые руки» - мяч на шее, отпустить, перехватить сзади, за спиной.

14. То же с хлопком.

15. То же с вытянутых вверх рук, без хлопка, выполнять быстро, больше повторов.

16. «Мяч в рюкзак».

17. Техника бросков: мяч лежит на полу, подбежать, остановка, взять мяч в «грудной карман».

18. С автоподброса «поймать бабочку на цветке», как можно ниже к полу, (с полулёта).

19. «Ловля бабочки в прыжке», с двух ног, хорошее приземление, чёткая остановка, мяч в «грудной карман».

20. Бросок  и ловля одной рукой над собой, кистью добавлять, «быстрая кисть».

21. То же, добавить ноги при броске и ловле. Второй рукой не помогать. Броски выполнять на левую и правую руки по 5 раз.

22. То же в кольцо, положение руки после броска – гусь.

23. То же, с подшагиванием: шаг, остановка, мяч в «грудной карман», подсесть, бросок.

24. Мяч на полу, подбежать, шаг к мячу внутренней ногой, взять мяч в руки в «грудной карман», поворот, подсесть.

25. То же, после автопаса (автоподброс с обратным вращением мяча).

26. То же в корзину, правши – справа, левши – слева.

27. То же  + финт, шагом в сторону после ловли мяча, затем бросок.

28. Броски в движении: колонна справа от кольца – 1 шаг левой + 1 удар мячом о пол, 2 шага с мячом в руках, бросок в 2 шага, приземление на 2 ноги перед щитом и кольцом.

29. Каждый с мячом, колонна справа от кольца. Игрок без мяча бежит к кольцу, возвращается к колонне, берёт мяч у первого, выполняет финт, одно ведение и бросок в два шага.

30. Ведение мяча: стоя на одном колене – барабанить по мячу попеременно двумя руками максимально часто.

31. Разновысокий дриблинг на месте, кисть сверху. Правой, левой.

32. Дриблинг на месте с изменением положения тела. Лечь, встать, не прекращая ведение. Левой, правой, другая рука под голову, при положении лёжа.

33. 2 шеренги – ведение без зрительного контроля, по жестам тренера выполнять передвижения: ведение на месте – рука вверх, сесть – рука вниз, перевести мяч в другую руку, сидя – под ногами, двигаться вперёд – кулак вверх.

34. Ведение на месте – параллельная стойка, 3 раза справа, перевод в другую руку, 3 раза слева и т. д. Другой рукой укрываем мяч.

35. То же, ритм быстрее – 2 раза справа, перевод, 2 раза слева.

36. То же, на второй удар.

37. То же, каждый раз другой рукой, раскачивание, немного задерживая мяч. Стойка, кисть сбоку.

38. В движении – 2 раза правой под каждый шаг, перевод мяча перед собой в левую – пауза, на месте, то же левой, со сменой направления движения.

39. То же, но при переводе мяча сделать два шага назад, «вакуум», затем смена направления движения.

40. Комплекс движений – автопас, посмотреть, оценить позицию, ведение, остановка шагом, финт, перевод в левую, «вакуум», ведение, бросок в 2 шага. То же с левой стороны. Все передвижения начинаются с внутренней ноги относительно кольца противника.

5.Литература

 1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -М.: ФиС, 1987. -144с.

2. Вуден Д.Р. Современный баскетбол. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.

3. Ганиева Ф.В., Исматуллаев Х.А. Методы и средства воспитания физических качеств в баскетболе. Метод. рекомендации. Т., 1996.

4. Гомельский А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных упражнений – М.: Эксмо, 2016 – 256 с.

5. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. - М., 2000.

6.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена/ В.М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1966.-199 с.

7. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М.:Физкультура и спорт, 1973.-85 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационого педагогического опыта "Технология развития критического мышления"

В данной работе представлены разные упражнении для развития критического мыщления...

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

представление собственного педагогического опыта "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории"

Активизация мыслительной  деятельности учащихся является условием  успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризую...

Публичное представление инновационного педагогического опыта. "Использование ЭОР в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы.Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литера...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Методика обучения техническим приемам на внеурочных занятиях секции большого тенниса.

При выполнении технического приема опытный теннисист сочетает сознательное отношение к своим действиям с автоматизмом ранее выработанных навыков. Соотношение этих двух моментов меняется в процес...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Совершенствование техники броска в баскетболе.

Каждый баскетболист любит делать броски! Наиболее часто практикуемое умение в игре - это бросок. Тренеры уделяют много времени отработке навыков броска для улучшения уровня квалификации своих игроков....