СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОНЬКАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ
статья по физкультуре на тему

Сёмкина Елена Николаевна

Начальный этап подготовки конькобежцев имеет важное значение в общей системе многолетней тренировки. У юных спортсменов закладываются основы рациональной техники бега на коньках, происходит приспособление к новым условиям повышенной двигательной активности все систем организма. Количество двигательных умений и навыков в этом возрасте ещё весьма ограничено, что затрудняет обучение такому сложнокоординационному двигательному действию, как бег на коньках. Тренеру необходимо учитывать, что только на базе разносторонней физической подготовленности, высокой координации движений, разнообразия двигательных навыков можно добиться желаемого результата в данном виде спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КОНЬКАХ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ

Кузьмина Е.Н.

Научный руководитель: профессор Аксёнов В.П.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Начальный этап подготовки конькобежцев имеет важное значение в общей системе многолетней тренировки. У юных спортсменов закладываются основы рациональной техники бега на коньках, происходит приспособление к новым условиям повышенной двигательной активности все систем организма. Количество двигательных умений и навыков в этом возрасте ещё весьма ограничено, что затрудняет обучение такому сложнокоординационному двигательному действию, как бег на коньках. Тренеру необходимо учитывать, что только на базе разносторонней физической подготовленности, высокой координации движений, разнообразия двигательных навыков можно добиться желаемого результата в данном виде спорта.

В конькобежном спорте техника основного соревновательного упражнения (бега на коньках) является одним из самых важных факторов в достижении высокого спортивного результата. Поэтому техническая подготовка должна проводиться с самых первых шагов юного спортсмена в данном виде спорта. Среди специалистов не существует единого мнения о содержании данного вида подготовки на различных этапах обучения бегу на коньках. Такое положение и определило направление наших исследований.

Целью наших исследований было определить основные подходы к обучению бегу на коньках юных спортсменов на этапе начальной подготовки.

Основной метод исследований – анализ данных литературных источников.

Конькобежный спорт является сезонным видом, поэтому в процессе обучения необходимо связать в единое целое все компоненты технической подготовки на каждом из этапов как во время занятий на льду, так и в неледовое время. Это требует рационального применения средств обучения (специально-подготовительные и подводящие упражнения) на всех этапах обучения в соответствии с целью и задачами обучения, требованиями контроля и самоконтроля.

Существенный вклад в повышение технической подготовленности в неледовый период обучения вносят занятия с доступными специально-подготовительными упражнениями, применяемыми с обучающей направленностью. Эти упражнения, применяемые в неледовое время, способствуют формированию и поддержанию двигательного навыка.

Комплексное применение специально-подготовительных упражнений в неледовый период и объединение их со средствами обучения на льду в единую систему обучения технике способствует сокращению периода «вкатывания» испытуемых с выходом на лед.

В целом структура начального обучения бегу на коньках может иметь следующий вид и содержание.

1 этап - овладение общей схемой передвижения на коньках.

Цель - овладение крупными подсистемами техники бега на коньках (посадка, скольжение, отталкивание).

Задачи:

  • Создать представление и обучить положению тела при беге на коньках – посадке;
  • Обучить скольжению (передвижению на ограниченной опоре);
  • Обучить согласованной работе рук и ног при беге на коньках.

Изучаемые на этапе движения:

1. Посадка как основной элемент техники: ноги согнуты во всех суставах, угол в коленном суставе близок к 120°, туловище наклонено вперед до 35-40°, голень наклонена вперед до угла 65-70°, голова поднята, смотреть вперед, вес тела на задней части стопы.

2. Сохранение равновесия (скольжение) на ограниченной опоре на одной и обеих ногах.

3. Постановка, перенос веса тела и скольжение на одной ноге.

4. Правильное сочетание скольжения и перехода к отталкиванию.

5. Обучение направлению отталкивания — в сторону с акцентом на пятку.

6. Разноименная, но согласованная с движением ног, работа руками.

При анализе техники новичков на данном этапе выявлены существенные недостатки при выполнении основного двигательного действия. Это заключается в недостаточном сгибании в тазобедренном, коленном и голеностопных суставах, выполнении отталкивания назад (как в шагательных движениях), отсутствие фазы свободного скольжения, значительный по времени двухопорный период, отсутствие махового движения свободной ногой, несогласованность работы рук и ног, что требует целенаправленного воздействия в исправлении ошибок и определяет задачи на следующий этап.

2 этап - детализированное (углубленное) изучение элементов техники бега на коньках.

Цель — овладение техникой бега на коньках на уровне основного варианта навыка.

Задачи:

  • Обучить элементам техники бега по прямой (одно - и двухопорное отталкивание, свободное скольжение);
  • Обучить технике бега по повороту (одно- и двухопорное отталкивание с правой и левой ноги);
  • Обучить технике бега со старта (стартовые позы, стартовый разгон, переход к бегу по дистанции).

При свершении этапа занимающиеся овладевают умением выполнять отдельные элементы техники бега по прямой, повороту, со старта. О степени освоения технических элементов можно судить по умению ученика объяснить технику выполнения элемента, видеть ошибки при выполнении другими занимающимися и в собственном исполнении при просмотре видеозаписей.

На третьем этапе периода овладения техникой изучаются взаимосвязи (взаимодействие) между «наименьшими элементами (пространственными и временными) системы движения, осуществляющих определенное задание» и объединение присущих им свойств в единое целое (ритмическую структуру).

3 этап - совершенствование техники бега на коньках в целом.

Цель - согласованное выполнение всех элементов техники, освоение дополнительных вариантов техники в целом.

Задачи:

  • Обучить рациональному и согласованному выполнению всех элементов техники (ритму движений);
  • Обучить целостному выполнению техники бега на коньках на всех участках соревновательной дистанции (старт, стартовый разгон, бег по прямой, по повороту, при переходе с дорожки на дорожку, финиширование).

Данным этапом заканчивается период овладения структурой двигательных действий (техникой) при беге на коньках. Следующим этапом является совершенствование техники в целом и ее отдельных элементов в соответствии с динамикой уровня развития двигательных качеств и функционального состояния юных спортсменов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

Особенности обучения начальной подготовки юных футболистов в ДЮСШ

Задачи, которые, необходимо решать для того, чтобы процесс начальной подготовки юных футболистов был эффективным. Учет индивидуальных особенностей детей. Мотивация на начальном этапе обучени...

Совершенствование процесса формирования двигательных качеств спортсменов-легкоатлетов на этапе начальной подготовки

Среди актуальных проблем физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости...

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...

Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."

В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Тезис-"ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БАДМИНТОНИСТОВ"

В тезисе рассказывается об одном из методов исследования. Данный метод позволяет сосредоточить внимание занимающихся на основных характеристиках движения...