физкультура и педагог
статья по физкультуре на тему

Телегина Нина Григорьевна

  Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, и об отношении учителей  к своему здоровью.

Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый  образ  жизни - это норма жизни  педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом . 

«Здоровый  учитель  – здоровые  дети - здоровое  будущее»

От того, кто и как, будет учить, наших детей зависит, то, как мы будем жить завтра.

Сегодня для создания здоровой  среды в школе учитель должен быть здоровым, обладать оптимизмом, физической работоспособностью и личным примером уметь пропагандировать Здоровый  Образ  Жизни  ученикам и их родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физкультура и педагог109 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы выступления Телегиной Нины Григорьевны, руководителя Центра здоровья МОУ «Гимназия № 10»

Организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ учителей посредством развития  физической культуры в условиях

гимназического образования

Тема данного выступления – «Организационно-педагогические условия формирования ЗОЖ учителей посредством развития физической культуры в условиях гимназического образования».

Много лет в общественное сознание насаждалась мысль о том, что здоровье, его обретение и сохранность — поприще медицины, хотя даже в Большой медицинской энциклопедии сказано, что «медицина — одна из древнейших наук, имеющая целью лечение и предупреждение болезней человека», а это означает, что предписанная деятельность медицины относится отнюдь не к жизни здорового человека.

 «Здоровый образ жизни», по формулировке авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г'.С.Жуковский и др., 1994) — «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья». Укрепление же здоровья — «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия». Существующая система здравоохранения, ориентированная главным образом на борьбу с возникшими заболеваниями,  неспособна радикально улучшить состояние здоровья населения нашей страны. Сохранение и укрепление здоровья, а не борьба с уже возникшей болезнью – это должно стать основной задачей социальной политики государства.

Действительно, выявление, изучение и смягчение последствий таких факторов риска, как социальные конфликты и социально-психологические напряжения, стрессы и психологический дискомфорт, а  такие факторы риска охватывают более 70% населения, выходят из зоны профессиональной деятельности медицины. Здесь главным образом необходимы усилия социологов и психологов, социальных работников и педагогов. А к ряду приоритетных и действенных средств снятия социально-психологических напряжений, предотвращения и смягчения конфликтов и психических стрессов относятся занятия ФК, спортом, туризмом, рекреационные занятия физическими упражнениями. И всему этому должна способствовать школа.        Смеем утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика ничуть не меньше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто   учитель  должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. А потому  актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагогов, и об отношении учителей  к своему здоровью.

Прежде всего педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. Только тогда, когда здоровый  образ  жизни - это норма жизни  педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом . 

«Здоровый  учитель  – здоровые  дети - здоровое  будущее»

От того, кто и как, будет учить, наших детей зависит, то, как мы будем жить завтра.

Сегодня для создания здоровой  среды в школе учитель должен быть здоровым, обладать оптимизмом, физической работоспособностью и личным примером уметь пропагандировать Здоровый  Образ  Жизни  ученикам и их родителям.

Современные условия жизни  выдвигают перед учителем  большие требования, а нервная система подвергается постоянной все возрастающей эмоционально – психологической нагрузке, поэтому  в нашей гимназии большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не только среди учащихся, но и среди педагогов. Центром здоровья, который существует в гимназии, разработана целая система мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ всех участников образовательного  процесса.

Центром здоровья совместно с лабораторией валеологии КузГПА осенью и весной  проводится обследование уровня здоровья обучающихся и педагогов. Коэффициент здоровья (КЗ) вычисляется по частоте пульса (ЧСС), артериальному давлению (САД и ДАД), массе тела (МТ) и возрасту (В).

 Коэффициент здоровья основан на положении системы кровообращения, как индикатор состояния всего организма (Р.М. Баевский)

Мониторинг уровня физического здоровья проводился осенью и весной  Осенью – середина октября. К этому времени завершаются процессы адаптации организма к школе. Весенний этап мониторинга проводился в середине апреля, когда сезонная перестройка организма, связанная с переходом от зимнего к весенне-летнему сезону завершается, а накопившееся за учебный год утомление еще не препятствует решению большинства задач мониторинга.  

Мониторинг уровня физического здоровья проводится осенью и весной. В итоге получили следующие результаты.

Динамика уровня здоровья педагогов

 

На состояние уровня здоровья педагогов, влияют специфические особенности сложной  деятельности педагогов: повышенная продолжительность рабочего времени, высокая напряженность и ответственность, способность запомнить и воспроизвести большой объем информации, большие нагрузки на голосовой аппарат, дополнительные нагрузки, связанные с проверкой письменных работ учащихся, подготовкой к урокам. В настоящее время педагоги не отдыхают в выходные дни и во время отпуска.

Задачей является создание такого режима труда и отдыха учителя, при которой педагог мог бы сохранить высокую работоспособность и мог мотивировать обучающихся на здоровый образ жизни.

           Количественная оценка функционального состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Материалы исследований указывают на необходимость усиленного внимания к состоянию здоровья педагогов. Что же  может исправить ситуацию? В первую очередь, бесспорно, - физическая культура, двигательная активность.

Рациональная форма двигательной активности — такая двигательная активность, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности, физической готовности к выполнению основных социальных функций, высокую профессионально-трудовую работоспособность, относительно низкую утомляемость в процессе и циклах труда, устойчивость внутренней среды организма, прочное здоровье и низкую заболеваемость в стандартных и меняющихся условиях труда и быта.  Важным компонентом рациональной двигательной деятельности является физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека, которая характеризуется ее объемом — количеством времени, затраченного на занятия физической культурой и спортом за определенный календарный цикл — сутки, неделю, месяц, год; интенсивностью занятий, измеряемой показателями физической нагрузки на организм, потреблением кислорода на килограмм веса человека; распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения. Рациональный, удовлетворяющий биологические потребности организма двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности (М.И. Виноградов,   Н.В.  Зимкин,  З.М.  Золима,   А.В.   Коробков,   С.Л.   Косило», В.В. Михайлов, И.В. Муранон, К.Л. Хайрова и др.). Именно на это направлено большинство мероприятий, проводимых  нашим Центром здоровья. В гимназии проводятся совместные соревнования учителей и учащихся: по волейболу, баскетболу, спортивные КВН, дни здоровья, «Веселые старты», в которых принимают участие команды учащихся и учителей. Мурзиной М.А., учителем физической культуры, для педагогов гимназии организованы занятия йогой, а Телегиной Н.Г. -  занятия группы здоровья. Для этих занятий в гимназии создана материально-техническая база. Педагоги отстаивают честь гимназии в соревнованиях по волейболу, настольному теннису, лыжным гонкам среди образовательных учреждений района, которые проводятся отделом образования.

Педагоги активно включаются в малые формы двигательной активности: гимнастика перед началом уроков, динамические паузы на переменах, физкультминутки на уроках.

Несмотря на это, остается проблема, заключающаяся в том, что охвачены этими мероприятиями далеко не все учителя. Объясняется это и нехваткой досугового времени учителей, и стереотипным мышлением, а порой – простым нежеланием менять что-либо в своей жизни.

Безусловно, различаются особенности личного отношения человека к трудовой деятельности, с одной стороны, и к занятиям в сфере свободного времени, — с другой. Если в первом случае определяющим выступает необходимость, то во втором преимущественную роль играет свободное волеизъявление при выборе форм и видов деятельности. Общество в историческом процессе развития выявило и определило ценности свободного времени, которые необходимы для дальнейшего социального прогресса. Общество заинтересовано в том, чтобы такого рода ценности, и в частности занятия физическими упражнениями, спортом, избирались и включались человеком, разумеется, с личной добровольностью, в состав деятельности свободного времени. Осознанное принятие личностью необходимых видов социального поведения составляет сущность свободной деятельности в свободное время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт человека, необходимо, чтобы этот человек мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Основной задачей является помочь педагогам найти это время, независимо от состояния здоровья, найти наиболее удачный вариант физкультурных рекомендаций, которые бы продлили им жизнь, сделали работоспособными с наибольшей отдачей сил.

Ссылаясь на данные социологов, можно отметить, что человек, систематически занимающийся спортом, в 2—3 раза легче переносит тяготы жизни, на 15—20 % более инициативен в работе, общественной жизни коллектива, оказывает больше помощи своим товарищам, у него выше творческая активность, общительность, он больше уверен в себе, стремится добиться лучших результатов на том участке, где прилагает усилия, будь то производственная или общественная деятельность, учеба.

С целью пропаганды этого Центром здоровья разработана программа лектория для педагогов, практических семинаров, основными  задачами которых являются:

– формирование чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих;
– развитие ценностной мотивации по укреплению своего здоровья и соблюдению правил поведения, отвечающих принципам ЗОЖ;
– интеграция медицинского и социально-педагогического взаимодействия  учителей  и медиков.

Формы и содержание здоровьесберегающей деятельности

№ п/п

Наименование

Содержание

Мероприятия по здоровьесбережению для учителя

1

Семинар «Здоровьесберегающее пространство школы, пути его формирования»

Психофизиологические и гигиенические основы организации учебно-воспитательного процесса в школе. Рациональная организация и гигиена учебной и интеллектуально-творческой работы. Здоровье человека и его социальное окружение. Организация мероприятий, программ в поддержку идей здорового образа жизни.

2

Семинар «Основы педагогической психогигиены и психотерапии»

Дидактогении как причина нарушений психологического здоровья. Двигательная активность и гиподинамия. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Основы оздоровительной и лечебной физкультуры. Защитные системы организма. Иммунитет и его укрепление

3

Семинар «Неблагополучие здоровья учителей и причины, его определяющие»

Учитель и стрессы. Возможности преодоления стрессов. Отпуск – время дополнительных возможностей. Как поддержать и укрепить свое здоровье. Тренинг личностного роста для педагогов

4

Занятия в оздоровительном центре

-Группа здоровья
– Фиточай
– Психологическая разгрузка
– Бассейн, сауна
– Массаж

5

Организация спортивных и оздоровительных мероприятий

– Соревнования
– Экскурсии
– Туристические походы
– Воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организма

6

Создание условий для безопасного и здоровьесберегающего труда

– Составление расписания с учетом всех требований санитарных норм и правил, пожеланий педагогов
– Проведение психологом тренингов по бесконфликтному общению
– Обеспечение материально-пространственной среды для организации учебно-воспитательно-оздоравливающей деятельности
– Соблюдение гигиенических норм и правил
– Полноценное питание
– Оптимизация педагогической нагрузки

Ожидаемые результаты:

повышение числа педагогов, посещающих занятия в оздоровительном центре;

улучшение психологического климата в коллективе;

уменьшение количества заболеваний среди учителей;

увеличение числа преподавателей, принимающих участие в оздоровительных мероприятиях;

повышение количества педагогов, удовлетворенных условиями работы.

Без грамотного решения проблемы формирования культуры здоровья педагогов и учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране здоровья. Учитель, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление, при всем старании остаться здоровым в современных условиях жизни не может.

Активный образ жизни, занятия спортом способствуют формированию нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового населения.

Физическая инертность, малоподвижный образ жизни ведут к расстройству обмена веществ, развитию детренированности сердца, атеросклерозу сосудов, возникновению разных болезней. Физические упражнения являются своеобразными универсальными регуляторами всех жизненных функций организма, обеспечивают нормальное протекание всех жизненных процессов. для того, чтобы быть здоровым, надо не лечить самого себя, а принять меры предупреждения заболевания. При этом надо помнить, что здоровье- это не только отсутствие болезни. когда человек здоров, он наслаждается жизнью, у него хорошее ровное настроение, высокая работоспособность. Быстрая утомляемость, вялость, нарушение сна, свидетельствуют о том или ином неблагополучии в организме.

Здоровье- лучший дар молодости, и только в молодости оно даётся «даром». В зрелом возрасте, а тем более в пожилом и престарелом, здоровье надо заслужить, принимая меры к его сохранению. Хорошо известно высказывание И.П. Павлова: « Человек мог бы жить до 100 лет, если бы он своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом не сводил этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.»  

 И потому наша цель – в условиях гимназического образования посредством физической культуры создать организационно-педагогические условия для формирования ЗОЖ учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Туристские соревнования в спортивном зале" Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, туристских организаторов, учителей физкультуры

Данный материал предназначен для организаторов массовых мероприятий, проводящихся  для школьников в спортивных залах.В данной работе представлены проекты положения о соревнованиях, правила охраны...

Физкультура в школе. Польза физкультуры.

Предметов в школе много, какие-то любимые, какие-то нет, и среди них есть физкультура. Пересудов по поводу него много было и есть до сих пор, так как кто-то считает, что это предмет нужный, а кто-то н...

Бинарный урок по физкультуре и английскому языку "Мой любимый урок - физкультура!"

технологическая карта интегрированного урока по физической культуре и английскому языку в коррекционной школе...

Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"

Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».

Соершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здороья детей....

Примерная структура теоретической подготовки учителей физкультуры, руководителей физического воспитания, тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования по направлению «Боевые искусства (спортивно-боевые единоборства) и самооборона»

Боевые искусства (БИ) и спортивно-боевые единоборства (СБЕ) - популярные направления в дополнительном образовавнии и внеклассной работе. Помимо практических умений и обще-педагогических представлений ...