Методическая разработка по физкультуре "Семинар по стритболу. Правила и тактика".
методическая разработка по физкультуре на тему

В семинаре излагаются основные правила и положения игры "Стритбол 3х3", а также популярные тактические схемы взаимодействий игроков на площадке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_stritbolu.pravila_i_taktika.docx857.83 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР

Раздел: спортивные игры «Баскетбол»

Тема: «Основы правил и тактики игры в нападении уличного баскетбола (Стритбола) в рамках организации и проведения соревнований».

Цель: Рассмотреть «Официальные Правила «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА» и применить их в ходе судейства стритбольных матчей среди школьников.

Задачи: 1) Ознакомить с «Официальными Правилами «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА 2011» и применить на практике умение судить стритбольные матчи;

2) Основы тактических действий игроков в нападении при игре в стритбол.

D:\Баскет-шоу\Семинар- СТРИТБОЛ 2012г. (октябрь) ФОТО\IMG_3520.JPG

  1. «Официальными Правилами «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА 2011»;

 (Выступление учителя физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №64» Филина Бориса Юрьевича)

Классические правила Ассоциации уличного баскетбола (2011) "Стритбаскет-Россия" действуют на массовых турнирах под эгидой ассоциации. Игры проводятся по официальным правилам баскетбола ФИБА для мужчин и женщин со следующими исключениями и комментариями:

Площадка

1.1. Площадка представляет собой половину обычной площадки для баскетбола с одной корзиной.

1.2. Трехсекундной зоны нет.

1.3. Места для борьбы за подбор при штрафном броске обозначены линиями длиной 85 см и шириной 5 см и расположены так же, как на обычной площадке для баскетбола.

1.4. Полукруга для выполнения штрафных бросков нет.

1.5. Линия для выполнения штрафных бросков расположена на том же расстоянии от точки - проекции центра кольца на площадку, что и на обычной баскетбольной площадке, и имеет длину 1 метр.

Судьи

2.1. Игру может обслуживать любое количество судей.

2.2. Судьи осуществляют полный контроль над игрой. Основные обязанности судей: проведение процедуры жеребьевки в ситуации «начало игры», «спорный мяч» и в подобных ситуациях; определение команды, имеющей право на владение мячом, в ситуациях, когда это требуется; ведение счета игры; отсчет игрового времени; предоставление тайм-аутов и замен; определение ситуации «спорный мяч»; фиксирование всех нарушений (пробежка, неправильное ведение, аут и т. д.), а также всех фолов.

Команды

3.1. Играют 2 команды.

3.2. В команде должно быть 3 или 4 человека.

3.3. В начале игры на площадке должны быть 3 человека от команды.

3.4. Капитаном команды может быть любой из ее участников.

3.5. Одновременно на площадке не может быть меньше 2 и больше 3 игроков одной команды.

3.6. Если во время игры в команде осталось меньше 2 игроков, этой команде засчитывается поражение «из-за нехватки игроков» (0:2).

3.7. Если по истечении 2 минут с момента времени начала игры (по расписанию) в команде нет 3 игроков (неявка), этой команде засчитывается поражение «лишением права» (-:5).

Игровые положения

4.1. Начисление очков. Мяч, заброшенный с игры из зоны дальних бросков (эта зона соответствует трехочковой зоне в баскетболе), оценивается 2 очками. Любой другой мяч, заброшенный с игры, оценивается 1 очком. Результативный штрафной бросок оценивается 1 очком. За точный бросок, совершенный командой, определенной жребием, после окончания дополнительного периода в соответствии с п. 4.4, начисляется 1 очко. За неточный бросок, совершенный командой, определенной жребием, после окончания дополнительного периода в соответствии с п. 4.4, 1 очко начисляется команде-сопернице.

4.2. Игровое время. Основное время игры длится 8 минут (в первые - 7 минут игровые часы останавливаются только на тайм-ауты и технические задержки). Дополнительный период длится до первого правильно забитого мяча, но не более 3 минут (в первые - 2 минуты игровые часы останавливаются только на тайм-ауты и технические задержки). (Для конкретного турнира организаторами может быть определено специальное игровое время и прочие временные условия.)

4.3. Начало игры. Команда, начинающая игру, определяется жребием.

4.4.Определение победителя. Победителем объявляется команда:
- которая в основное время игры набирает 16 очков;
- в активе которой больше очков в момент, когда истекает основное время игры;
- которая первой забрасывает мяч в дополнительном периоде (дополнительный период назначается в случае, если по истечении основного времени игры счет равный).
       Если в дополнительном периоде мяч не заброшен, любой игрок команды, определенной жребием, выполняет бросок из зоны дальних бросков.

Победителем объявляется:
- команда, игрок которой выполнял этот бросок, если бросок удачен;
- команда-соперница, если бросок неудачен.

4.5. Право на атаку. Команда приобретает право на атаку, когда она контролирует мяч в зоне дальних бросков или получает право на штрафной бросок. Команда теряет право на атаку, когда команда-соперница приобретает право на атаку. Если команда забрасывает мяч, когда право на атаку имеет команда-соперница, происходит нарушение: мяч не засчитывается, право на владение мячом получает команда-соперница.

4.6. Право на владение мячом. После того как одна команда совершила фол или нарушение или правильно забросила мяч с игры или последний штрафной бросок (за исключением случаев, когда это штрафной бросок, назначенный за неспортивный, технический или дисквалифицирующий фол), команда-соперница получает право на владение мячом в зоне дальних бросков. После штрафных бросков, назначенных за неспортивный, технический или дисквалифицирующий фол, независимо от того, удачен последний бросок или нет, та же команда, которая выполняла штрафные броски, получает право на владение мячом в зоне дальних бросков.

4.7. «Чек». Любой игрок команды, получившей право на владение мячом в результате фола или нарушения или в результате того, что команда-соперница забросила мяч, должен вывести его в зону дальних бросков и предоставить ближайшему игроку команды-соперницы для «чека» («проверки»). При этом все игроки защищающейся команды должны находиться вне пределов зоны дальних бросков (внутри линии дальних бросков). Получив мяч обратно в зоне дальних бросков и установив над ним контроль (в этот момент - по установлении контроля - включаются игровые часы в начале игры и дополнительного периода, после тайм-аутов и остановок в игре, а также на последней минуте, когда отсчитывается «чистое» игровое время; в этот момент игроки обороняющейся команды получают право выходить в зону дальних бросков), игрок нападения может совершать любые игровые действия, включая атаку корзины. В случае немедленного выбивания защитником мяча при «чеке» до установления нападающим контроля над мячом: время не запускается, «чек» выполняется заново.

4.8. Ситуации спорного броска. Правило поочередного владения («по стрелке») не действует. При возникновении ситуации спорного броска любой из игроков команды, которая последней контролировала мяч перед возникновением ситуации спорного броска, совершает бросок из зоны дальних бросков. Если бросок точен, эта команда получает право на владение мячом через процедуру «чека». Если бросок неточен, право на владение мячом получает команда-соперница.

4.9. Начало дополнительного периода. Команда, которой предоставляется право на владение мячом в начале дополнительного периода, определяется так же, как команда, имеющая право на владение мячом в ситуации спорного броска.

4.10. Замены. Замены разрешены обеим командам в любой момент, когда мяч мертвый. Просьбу о замене капитан команды высказывает судье.

4.11. Тайм-ауты. Каждая команда имеет право на один 30-секундный тайм-аут в течение основного времени игры и один 30-секундный тайм-аут в течение дополнительного периода. Возможность для тайм-аута появляется тогда же, когда возможность для замены. Тайм-аут у судьи запрашивает капитан команды.

Нарушения и фолы

5.1. Правило 16 секунд. Время на атаку ограничено 16 секундами; все прочие детали этого правила полностью соответствуют статье «24 секунды» официальных правил баскетбола. (На турнирах, к которым затруднительно привлечь достаточное число операторов 16 секунд, возможно использование правила: время на атаку не ограничено.)

5.2. Штрафные броски. Наказание за фол зависит от статуса фола:
- за фол на игроке в процессе дальнего броска (бросок неточен) - 2 штрафных броска;
- за фол на игроке в процессе 1-очкового броска (бросок неточен) -1 штрафной бросок;
- за фол на игроке в процессе любого броска с игры (бросок точен) – засчитывается попадание и пробивается еще один штрафной бросок;
- за любой другой фол, кроме фолов «в нападении», 1 штрафной бросок назначается начиная с 4-го командного фола;

- если фол произошел вследствие персонального контакта, штрафные броски выполняет игрок, на котором совершен фол; в противном случае штрафные броски выполняет любой игрок команды-соперницы;
- если фол неспортивный, технический или дисквалифицирующий, после выполнения последнего штрафного броска команда, выполнявшая штрафные броски, получает право на владение мячом в зоне дальних бросков через процедуру «чека»;
- если фол не неспортивный, не технический и не дисквалифицирующий, после исполнения последнего штрафного броска
игроки борются за подбор.

5.3. Игрок, выполняющий штрафной бросок. Игрок, выполняющий штрафной бросок, должен расположить обе ноги в непосредственной близости от линии штрафного броска и так, чтобы эта линия находилась между ним и корзиной. После того как зафиксирован фол, ему отводится 5 секунд на выполнение первого штрафного броска (за эти 5 секунд остальные игроки должны занять правильные позиции для подбора) и 5 секунд на выполнение второго штрафного броска, если назначено 2 броска.

5.4. Лимит персональных фолов отсутствует. Количество персональных фолов (не неспортивных, не технических и не дисквалифицирующих), которыми может быть наказан игрок, не потеряв права играть, не ограничено.

5.5. Неспортивный фол. Фол классифицируется как неспортивный, если выполняется, хотя бы одно из следующих условий: - преднамеренный фол совершен на игроке, который в момент фола не контролировал мяч, но его команда контролировала мяч; - контакт был чрезмерным («жесткий фол»).

5.6. Дисквалификация игрока. Игрок, совершивший в одной игре 2 неспортивных фола, 2 технических фола или 1 дисквалифицирующий фол, дисквалифицируется до конца игры. В случае драки каждый игрок, принявший участие в драке, дисквалифицируется до конца игры плюс на срок, определенный совместным решением судей, обслуживающих игру, и главного судьи турнира.

5.7. Дисквалификация команды. Команда, два игрока которой были дисквалифицированы в течение турнира, дисквалифицируется до конца турнира.

  1. Основы тактических действий игроков в нападении при игре в стритбол

  1. В тройках. Защитник опекает нападающего без мяча, находящегося в позиции заднего игрока. Другой нападающий с ведением перемещается по линии трёх очковой зоны. Защитник меняет своё расположение в зависимости от места нахождения мяча.
  2. То же, но игрок опекает нападающего без мяча, находящегося в позиции крайнего нападающего или центрового.
  3. То же, но нападающий с мячом стоит на месте, а своё расположение меняет, передвигаясь в спокойном темпе, подопечный защитника.

Взаимодействие в тройках.

Взаимодействие в тройках, разумеется, более сложно, чем в парах. Это обусловлено и количеством игроков, и большим разнообразием передач мяча. Все это требует от баскетболистов, участвующих в комбинации, повышенного внимания и согласованности действий.

Комбинация «тройка», выполняемая прямо напротив щита. Мяч находится у игрока 3. Он имитирует передачу влево, игроку 4, а сам передает мяч вправо, игроку 5. После этого игрок 3 ставит заслон партнеру 4, который, освободившись благодаря этому от опеки, делает рывок к щиту, где получает мяч от игрока 5 (рис. 28).

Комбинация «тройка», выполняемая сбоку от щита. Принцип комбинации тот же, а расположение игроков, как на (рис. 29).

Передачи в тройках должны делаться как в правую, так и в левую сторону. В соответствии с направлением паса ставится и заслон.OCR0018

Взаимодействие с центровым при проходе мимо него. Центровой игрок 3 располагается на линии штрафного броска спиной к щиту. Игрок 4 передает мяч игроку 5, а тот центровому. Затем после отвлекающего движения оба игрока пробегают к щиту мимо центрового, который отдает мяч одному из них в зависимости от ситуации (рис. 30).

Взаимодействие с центровым при «скрестном» проходе мимо него.   Расположение партнеров такое же, как и в предыдущей комбинации, только после передачи мяча центровому игроку 3 игроки 4 и 5 пробегают мимо него «скрестно» (рис. 31). Аналогичные комбинации нужно осуществлять и при расположении центрового игрока с той или иной стороны от области штрафного броска.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии. При этой ситуации в зоне противника часто применяется взаимодействие трех игроков.

Когда игрок 3 готов к вбрасыванию, его партнер 4 ставит заслон для игрока 5, а сам разворачивается с таким расчетом, чтобы иметь возможность получить мяч, если его нельзя будет передать игроку 5, устремившемуся тем временем к щиту (рис. 32).

Вбрасывание мяча из-за боковой линии при взаимодействии с центровым. Игрок 3 передает мяч вышедшему на передачу центровому 4, а сам ставит заслон для партнера 5, который после резкого прохода получает мяч от центрового (рис. 33).

Вбрасывание мяча из-за боковой линии при «наведении» на центрового. Игрок 3 вбрасывает мяч партнеру 5, а сам «наводит» своего опекуна на центрового игрока 4, мимо которого пробегает вдоль лицевой линии и получает своевременную передачу от игрока 6 (рис 34).

Малая «восьмерка». Игрок 3 передает мяч выходящему ему навстречу партнеру 4, а сам проходит между ним и его опекуном. Эти передачи делаются до тех пор (разумеется, в рамках 30 секунд), пока у кого-нибудь из партнеров не появится возможность пройти с мячом под щит (рис 35).

Проход к щиту в тройке. Вся комбинация происходит на бегу. Игрок 3 делает передачу партнеру 4, получает мяч обратно и перепасовывает его партнеру 5, затем вновь получает мяч и бросает его в корзину (рис. 36).OCR0023

Проход к щиту в тройке с забеганием за спину. Перед комбинацией игроки располагаются в середине площадки. Игрок 3 передает мяч начавшему движение по диагонали партнеру 4, а сам пробегает вперед за его спиной. Игрок 4 в свою очередь передает мяч также бегущему по диагонали (но с другой стороны) партнеру 5 и за его спиной пробегает вперед. После этого игрок 5 должен сделать пас одному из этих двух своих партнеров или пройти под щит сам (рис. 37).

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Официальные Правила «Стритбаскет – Россия 3х3 ФИБА».
  2. Дулин А.Л., Баскетбол в школе. Ижевск, 1996.
  3. Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И., Программа физического воспитания учащихся I – XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М., 1992.
  4. Портнов Ю.М. Баскетбол. М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 9класс на тему:Права человека и реалии ХХ века

Интегрированный урок (право и история) позволяет обобщить и конкретизировать полученные знания учащихся по истории России ХХ века. Расширить знания о правах и свободах   человека....

Методическая разработка для внеклассной работы по ПРАВУ

Турнир для учащихся 8 класса, можно использовать во внеклассной  воспитательной работе...

Учебно-методическая разработка по гражданско-правовому воспитанию "Права ребенка- твои права".

Данная методическая разработка поможет в доступной форме познакомить учащихся младших классов  с основным законом государства - Конституцией России, сформировать у учащихся представления о правах...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)»

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн...

Методическая разработка занятия в рамках недели права "Культурные права"

Урокв рамках недели правовых знаний«Культурные  права.»с использованием материалов пособия  для учащихся  Я-Гражданин России. ( книга 5 п.  3)...