Учебно-методическая разработка по гражданско-правовому воспитанию "Права ребенка- твои права".
методическая разработка по теме

Воликова Елена Григоревна

Данная методическая разработка поможет в доступной форме познакомить учащихся младших классов  с основным законом государства - Конституцией России, сформировать у учащихся представления о правах и обязанностях. Использование различных методических приемов  и средств обучения позволяет в полной мере достигнуть поставленных целей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воспитание гражданственности54 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Права ребёнка – твои права»

Цели: 

  1. познакомить с основным законом – Конституцией России;
  2. дать представления о правах ребенка;
  3.  объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;
  4. формировать представления о правах и обязанностях учащихся.

Оборудование:

  1. Конституция России;
  2. фонограмма -  Гимн России
  1. рисунки учащихся ( с изображениями Герб, флаг России)
  2. три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции;
  3. слайды по теме, изображения сказочных героев;
  4. выставка книг по данной тематике;
  5. толковый словарь.

                                                                   

Ход воспитательного занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель: Мы начинаем наше занятие, посвященное празднику – 12 декабря. Я думаю, многие знают, какой праздник отмечает наша страна?

( ответы учащихся  -  День Конституции.)

-Да, Россия отмечает День Конституции. Мы – жители России и обязаны знать символы государства.

– Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна?

(ответы учащихся -    Герб)       ( слайд по теме № 3 )

Воспитатель: Государственный  герб России представляет собой геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними- одной большой короной соединенными лентой. В правой лапе орла- скипер, а в левой- держава. На груди орла в красном щите- серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона.

(ответы учащихся -  Флаг)       ( слайд по теме № 4 )

Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех   равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего,  а нижней – красного цвета.

(ответы учащихся - Гимн)       ( слайд по теме № 5 )

Воспитатель: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С. В. Михалков и А. В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.

Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.

Звучит Гимн России.

Воспитатель: Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Воспитатель: О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом.

Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные  в о п р о с ы:        ( слайд № 7)

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и чего не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

???– Что же это такое – законы? Обратимся к нашему помощнику- толковому словарю

Ученик. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Воспитатель: А что такое Конституция?

             (ответы учащихся)

-Конституция – это основной закон государства.

Воспитатель: Верно. Обратимся к нашему помощнику- толковому словарю. В переводе с латинского языка слово  «конституция» обозначает «устройство», то есть то,как устраивается, строиться государство.

Воспитатель: А знаете ли вы, когда была принята Конституция?

                ( ответы учащихся)

-законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

( слайд № 8 )

Воспитатель: Итак, Конституция (показывает слайд) – основной закон, по которому мы с вами живем.

– Что записано в Конституции? Об этом нам расскажет (Ф.И.ученика)

Ученик. В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

Ученица. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Воспитатель: У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых  т. д.

???А что же такое – право?

( ответы учащихся)

- Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Ученица. Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

Воспитатель: Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло

( слайд № 9) Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

                  Физкультминутка

Ну, ребята, дружно встанем,

Ручки вверх потянем.

Руки на пояс, наклоны вперед.

1, 2, 3, 4, 5.

Теперь спинки держим ровно,

На месте будем мы шагать.

1, 2, 3, 4, 5.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки.

Воспитатель: Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. Открывайте глазки!

??? В о п р о с ы    учащимся:

 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)     (слайд № 10 )

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

(слайд № 11 )

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

(слайд № 12 )

Н а д о с к е  3 листа:

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

Воспитатель: Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ – № 3.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ – № 2.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ – № 1.)

Воспитатель: Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права».

(Показ книги.)

Воспитатель:В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…».

???– Какие же права есть у вас, школьников?

(ответы учащихся)

- право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

Воспитатель: Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

– Какие же обязанности у школьника?

(Ответы учащихся.)

- обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Продолжат тему учебы -

1-й ученик.     Открыты все пути у нас

  Без края, без преграды,

  Но школьникам сейчас

  Пока учиться надо.

2-й ученик.     Учеба – очень интересный труд,

  Нам силу, радость

  Знания несут.

3-й ученик.     К тому же мы прекрасно понимаем:

  Кто с детства трудности преодолевает,

  Судьбой своей тот управляет.

  И тот, кто учится отлично в школе,

  Характер закаляет свой и волю.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

– Итак, где же записаны права и обязанности граждан России?

             (Ответы учащихся.)

       -в основном законе России – Конституции.

– Когда была принята новая Конституция?

          - 12 декабря 1993 г.

– Зачем нужна Конституция?

                      (Ответы детей.)

       -чтобы граждане соблюдали свои права и обязанности.

Воспитатель: Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по братски.

                                Хорошо иметь свободу,

  Мир загадок и чудес.

  Чтобы жить на белом свете,

  Чтоб остался рядом друг,

  Надо главное заметить,

  Все почувствовать вокруг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Пособие по правам ребенка для малышей "О твоих правах в картинках и стихах"

Это пособие поможет учителям начальной школы рассказать о правах ребенка в яркой, оригинальной форме. Материал может быть полезен соц. педагогам, библиотекарям, рабртникам детского сада....

Учебно – методическое пособие по организации здоровьесберегающей ежедневной деятельности ребенка, направленной на становление его личности "Распорядок дня"

Приложение к учебно – методическому пособиюпо организации здоровьесберегающей ежедневной деятельности ребенка, направленной на становление его личности «Распорядок дня».В понятие режима дня входит про...

Конспект часа воспитателя по гражданско-правовому развитию "Государство и наши права"

Цели:1. Дать представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;2. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни, работать со словарем, отгадывать кроссворды;3...

Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой

По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...

Методическая разработка урока по теме "Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав"

Место урока в системе уроков курса11 класс. Раздел «Гражданское право». Тема «Право собственности и другие вещные права».Тип урока: урок освоения нового знания.Основные понятия...

Лекция «Гражданское право. Защита права собственности. Гражданско-правовая ответственность» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»

Лекция «Гражданское право. Защита права собственности. Гражданско-правовая ответственность» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»...