МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья по физкультуре на тему

Швыдкая Наталья Станиславовна

В статье обосновывается целесообразность организации занятий по физической культуре в школе с применением информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность организации занятий по физической культуре в общеобразовательной школе с применением информационных технологий.

Ключевые слова: физическое воспитание в школе, информационные технологии, формирование потребности.

Информатизация общества, глобальные перемены, происходящие в мире, ставят перед системой образования в целом и физкультурным образованием в частности новые задачи, связанные с подготовкой будущих поколений, с учетом специфики и условий жизнедеятельности в информационном обществе, широким внедрением средств современных информационных и коммуникационных технологий в систему подготовки специалистов, эффективного самообразования, повышение качества учебного процесса [2].

В педагогической науке в последние годы появилось новое направление, связанное с информатизацией образования. Основная задача этого направления – процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки оптимального использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [4].

Киршев С.П. в своей публикации касается проблем использования информационных технологий в процессе обучения физическим упражнениям. В этом исследовании обсуждаются вопросы развития мышления занимающихся посредством применения компьютерного моделирования физических упражнений [5].                                            

 В статье Виноградова П.А., Моченова В.П. освещены проблемы использования информационных технологий для тестирования физической подготовленности учащейся молодежи [6].

Вагапова А.М., Головина Е.А., Еремина Л.Г. рассматривая применение ИКТ в учебном процессе по физической культуре в школе, брали во внимание возможность повысить качество преподавания теоретической части урока.

Бальсевич В.К., Заикин В.А., Зайцева В.В., Лубышева Л.И., Сонькин В.Д., Столяров В.И., Фатхулина Л.В. в своих работах указывали на необходимость модернизации физкультурного образование в общеобразовательной школе посредством активного внедрения в учебной процесс информационных технологий.

Ряд ученых высказывали мнение о том, что уроки физической культуры в современной школе будут наиболее эффективны если [1, 2, 3, 4, 7, 8]:

- в учебно-воспитательном процессе будут в должной мере использоваться информационные технологии;

- реализация основных задач физического воспитания будет осуществляться с использованием компьютерных технологий;

-  в оснащении учебного процесса будут применяться наиболее эффективные средства ИКТ: интерактивные программы, мультимедиа, аудио-, видеофрагменты и т.д.;

- будует учитываться сочетание задач использования ИКТ, условия обучения, контингент учащихся, особенности дидактической информации и ее компьютерной реализации.

В современных условиях учебного процесса по физической культуре, информационные технологии становятся реальной возможностью усовершенствования передачи информации от учителя к ученику. Применение информационных технологий на различных этапах урока физкультуры помогают[1, 2, 3, 4, 7, 8]:

- многим процессам, которые по своей природе не могут быть продемонстрированы учителем, компьютер может придать наглядность. Визуализация техники выполнения отдельных элементов в гимнастике, спортивных играх, легкой атлетике и т.д. их моделирование облегчает понимание и ускоряет усвоение учебного материала;

- компенсируют недостаток наглядных пособий учебного процесса по физической культуре;

- формировать правильное представление о технике двигательного действия;

- усовершенствовать передачу теоретического материала (например, в виде презентаций);

- использование фотоаппаратов, видеокамер и т.п. позволяет сразу увидеть и скорректировать ошибки в технике изучаемого упражнения;

- применять звуковое сопровождение без использования магнитофона;

- анализировать учащимися результаты собственной деятельности, принимать решения на основе анализа данных. [1, 2, 3, 4, 7, 8].

Применение компьютерных технологий не ограничивается рамками урока физической культуры. Проводимые внеклассные мероприятия, спортивные праздники, соревнования приобретут новый качественный уровень при условии использования информационных технологий, вариантов этому множество[ 2, 3, 7]:

- звуковое сопровождение;

- использование мультимедиа в качестве табло;

- заполнение пауз в соревнованиях, показ видео и т.д.

Для реализации применения современных информационных технологий в учебном процессе по физической культуре в общеобразовательной школе учителю в спортивном зале необходимо иметь:

- компьютер или ноутбук;

- мультимедиапроэктор или широкоформатный телевизор;

- видео-, фотокамеру;

- колонки;

-экран.

Проведенный анализ позволил выявить, что применение информационных технологий в физкультурном образовании в школе может существенным образом модернизировать и усовершенствовать учебный процесс по физической культуре, тем самым дать результаты в пополнении знаний и умений школьников в формировании положительного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями. Таким образом, на сегодняшний момент еще не решена проблема использования ИКТ в физическом воспитании; общеобразовательная школа реализует прежние ценности образования, а это усиливает необходимость поиска надежных, оригинальных и эффективных способов учебно-воспитательной деятельности, развития образовательной сферы в целом, включая и инновационно-моделирующее проектирование.

Литература:

  1. Богданов, В.М. Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры / В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.В. Соловов // Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 8. – 34 – 36.
  2. Виноградов, П.А., Моченов В.П. Новый этап в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди учащейся молодежи / П.А. Виноградов, В.П. Моченов // Теория и практика физической культуры. -  1998. -  №7.-  С. 24-26, 39-40.
  3. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе// Теория и практика физической культуры. – 2001. - № 4. – 17 – 19.
  4. Киршев С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 1993 - №5. - С. 38-40.

  1. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации / Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». – 1998 - №3-4 (13-14). – 322 с.
  2. Роберт И.В. О понятийном аппарате информатизации образования // Информатика и образование. – 2002 - №12. С. 2-6.
  3. Самсонова, А.В. Использование информационных технологий в физической культуре и спорте/ Самсонова А.В., Козлов И.М., Таймазов В.А.//Теория и практика физической культуры. -1999. -№9. – С.22-26
  4. Соловов, А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке//Высшее образование в России, 1995. №2. С.31-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальная адаптация детей-инвалидов по слуху в обществе» через модернизацию физкультурного образования учреждений (специализация «футбол»)»

Данная методика представляет несомненную ценность для практиков и теоретиков, работающих в сфере решения  данных проблем....

О повышении познавательных интересов учащихся на уроках математики посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существ...

Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий

Существующий факт снижения мотивации учеников к учебе от класса к классу не может благоприятно сказываться на положительной динамике качества знаний. Это же относится и к изучению английского языка. ...

«Повышение мотивации к изучению иностранного языка посредством применения информационно-коммуникативных технологий."

Общество на современном этапе развития характеризуется ярко выраженным процессом информатизации. Одним из главных направлений этого процесса информатизации является информатизация системы образования,...

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»

laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий»...