О некоторых особенностях организации и развития спорта в средне-специальных учебных заведениях.
статья по физкультуре на тему

Каратыгина Светлана Николаевна

О некоторых особенностях организации и развития спорта в  средне-специальных учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

О некоторых особенностях организации и развития спорта в

средне-специальных учебных заведениях.

Каратыгина С.Н.

................................................, Санкт-Петербург

В 2011 году в России был принят федеральный закон "О физической культуре и спорте в РФ", определяющий понятие студенческого спорта: это «часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие студентов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, посредством организации физкультурно-спортивной работы, проведения организованных занятий, а также подготовки и участия в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе официальных».

В настоящее время вопросы организации и развития спорта среди обучающихся в ВУЗах и ССУЗах обсуждаются на самом высоком уровне. В связи с этим новые задачи стоят и перед колледжами (которые относятся к средне-специальным учебным заведениям): увеличение числа обучающихся, которые регулярно занимаются спортом; обеспечение общей физической подготовки молодежи с целью укрепления здоровья нации; развитие массового спорта; увеличение количества и качества спортивных объектов, находящихся «в шаговой доступности» для обучающихся; подготовка резерва для спорта высоких достижений.

Решение данных задач напрямую связано с совершенствованием и развитием процесса физического воспитания и физического развития обучающихся в ССУЗах, которые приведут не только к развитию физических способностей у обучающихся, но и повысят их интерес к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом.

В ряде исследований установлено, что у обучающихся, практикующих систематические занятия спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, способных встать во главе коллектива. Также этой группе обучающихся в большей степени присущи чувство долга, добросовестное отношение к делу, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, сопряженной со стрессовыми ситуациями, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче себя контролировать. Совершенно очевидно, что в современном мире воспитание таких качеств становится скорее необходимостью, чем дополнением к другим занятиям.

В школьные и студенческие годы у человека появляется много новых возможностей, увлечений, интересов. И важно, чтобы спорт занял среди них приоритетное место. Необходимо сделать увлечение здоровым образом жизни и физической культурой правилом хорошего тона, модным направлением, и главная задача ССУЗов в этом привлечь, поддержать и развить этот интерес у своего ученика. А решить эту задачу позволяет развитие студенческого(как продолжение школьного) спорта в ССУЗе.

В студенческом спорте можно выделить два основных направления: массовый спорт и спорт высоких достижений.

Массовый спорт ориентирован на достижение базовой физической подготовленности и спортивных результатов массового уровня. Цель занятий массовым спортом — овладеть умениями и навыками в выбранном виде спорта, повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.

Массовый студенческий (школьный) спорт дает возможность развивать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Статистические данные по ССУЗам страны показывают, что регулярно тренируются (не только во время учебных занятий, но и в свободное время) и участвуют в соревнованиях всего 15 - 20% обучающихся в ССУЗе. Это типичные представители массового студенческого спорта. Среди них есть и небольшая часть обучающихся, которые будучи ещё в школьном возрасте, занимались спортом систематически и целенаправленно, а уровень их подготовки официально подтверждается присвоенными им спортивными разрядами. В данном случае речь идет о спорте высоких достижений, деятельности, направленной на выявление максимально возможных, с точки зрения физиологии человека, результатов в каком-либо виде спорта.

Отличие этой категории обучающихся в том, что для них спорт в колледже – это не просто возможность поддерживать активный образ жизни, но и возможность продолжить профессионально реализовываться в выбранном виде спорта. Именно эти студенты смогут представлять нашу страну на различных международных соревнованиях.

Физическое воспитание и физическое развитие обучающихся в ССУЗе осуществляется в многообразных формах, которые представляют собой единый процесс привлечения их к занятиям спортом.

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания и физического развития обучающихся в средних учебных заведениях. Они входят в учебные планы, и их проведение осуществляется преподавателями по физическому воспитанию. Содержание курса физического воспитания регламентируется государственной учебной программой для ССУЗов «Физическое воспитание». Однако, включение авторских методик и изучение нетрадиционных видов спорта может разнообразить учебный процесс, сделав занятия спортом более привлекательными.

Еще одной формой занятий физической культурой можно рассматривать самостоятельные занятия спортом подготовленными к этому студентами. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными занятиями обеспечивают необходимую непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проходить и во внеучебное время.

Студенческая аудитория – наиболее отзывчивая часть общества, всегда готовая поддержать новые, оригинальные проекты, но при этом и весьма требовательная. И потому работа по развитию форм физического воспитания и их наполнению должна быть современной, эффективной, в известном смысле яркой.

На широкое привлечение обучающихся к регулярным занятиям спортом направлены массовые оздоровительные и спортивные мероприятия. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик и представляют собой как обычные занятия спортом и тренировки, так и спортивные соревнования внутри и между ССУЗами. Проведением этих мероприятий должны заниматься спортивные клубы при ССУЗах при методическом руководстве преподавателей по физическому воспитанию.

Как было сказано выше, важно, чтобы интерес к собственному здоровью и занятиям спортом воспринимались как приоритетные, входили бы в круг основных интересов обучающихся. Чтобы достичь такого положения дел, занятия спортом в ССУЗе должны быть неординарными, отмечены определенными достижениями, которые должны следовать за этапами личностного роста. Для реализации этой модели физического воспитания и развития должны создаваться спортивные клубы.

Спортивный клуб ССУЗа является организацией, в которой наилучшим образом интегрируется обучение и воспитание, осуществляется социализация и саморазвитие, формируется активная жизненная позиция личности. Деятельность спортивных клубов способствует взаимодействию между обучающимися и преподавателями. Участие обучающихся в деятельности клуба способствует развитию навыков организационной работы. Клуб включается в общую структуру жизни ССУЗа, но имеет свою специфическую деятельность, дополняющую учебную и внеучебную работу.

Клубная деятельность обладает потенциальными возможностями по реализации обучающимися своих познавательных интересов в области сохранения и укрепления здоровья, способствует становлению устойчивой мотивации к формированию здорового образа жизни.

Научные исследования указывают, что педагогический потенциал спортивного клуба заключается в создании оздоровительно-воспитательной, референтной среды, обеспечивающей личность обучающегося адекватными его способностям и интересам возможностями реализовывать потребность вести здоровый образ жизни, и развивать практические навыки и опыт ответственного отношения к здоровью как ценности. Кроме того, занятия в спортивном клубе формируют определенную психологическую направленность личности на действия на основе мотивации. К ведущим мотивам посещения занятий в клубе относятся дружеская или групповая солидарность, самосовершенствование, подражание идеалу, внутригрупповое соперничество, стремление к достижению высоких результатов, спортивный интерес, потребность в признании.

Среди важных условий формирования здорового образа жизни в рамках деятельности спортивного клуба выделяют следующие: наличие привлекательных образцов и персонифицированных примеров для подражания в лице ярких личностей, спортсменов, а также притягательных видов и форм спортивной деятельности; культивирование моды на спорт и здоровый образ жизни руководством клуба, педагогическим коллективом, руководством ССУЗа; стимулирование разностороннего неформального опыта общения преподавателей и обучающихся, признанных спортсменов и начинающих как равных участников жизнедеятельности клуба; интеграция действий спортсменов-профессионалов, тренеров, преподавателей физического воспитания, медицинского персонала, профсоюзного комитета, администрации ССУЗа в работе спортивного клуба; обеспечение позиции обучающегося в клубе как равноправного, компетентного и ответственного участника, вносящего свой вклад в развитие клуба, независимо от индивидуальных физических способностей и спортивных достижений.

Из вышесказанного очевидно, что спортивный клуб ССУЗа – это организация, которая наиболее эффективно решает вопрос совершенствования и развития процесса физического воспитания и физического развития обучающихся в ССУЗах. Именно спортивный клуб, способствуя активному взаимодействию его членов, наилучшим образом справляются с задачей по формированию здорового образа жизни и популяризации спорта. Формирование здорового образа жизни происходит и через вовлечение обучающихся в различные спортивно-массовые мероприятия, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях. Спортивные клубы ССУЗа активно содействуют созданию обучающимися любительских объединений спортивной направленности, клубов по различным видам спорта.  Они работают над подготовкой сборных команд по наиболее востребованным видам спорта, организацией их участия в соревнованиях различного уровня.

Следует отметить, однако, что часто деятельность клуба ограничена недоработками в создании ССУЗовской инфраструктуры. Недостаток игровых площадок и залов, слишком большие расстояния между объектами (отсутствие шаговой доступности, которая характеризует, например, университетские кампусы на Западе) могут приводить к снижению заинтересованности обучающихся в занятиях спортом.

Спортивные соревнования – одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической и спортивной подготовки обучающихся. Спортивные результаты – это, по существу, интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки студента, проводимой на учебных занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои спортивные навыки возможности.

Участие в спортивных соревнованиях позволяет выйти из рутины ординарного учебного процесса, придает смысл учебным занятиям, дает возможность оценить уровень своих достижений, обозначить свою роль в команде, спорте.

Вся система студенческих соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от соревнований внутри колледжа в учебной группе, на курсе (часто по упрощенным правилам) к между ССУЗовским и международным студенческим соревнованиям. Внутри ССУЗовские спортивные соревнования включают в себя соревнования внутри учебных групп, учебных потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. На первых этапах этой системы внутри ССУЗовских соревнований может участвовать каждый студент, вне зависимости от уровня его физической подготовки. В данном случае речь будет идти о соревнованиях в рамках массового спорта, а на более высоком уровне – о спорте высоких достижений.

Представляется важным отметить также и некоторые вопросы организации студенческих соревнований. Несмотря на кажущуюся простоту, организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий требует большой подготовительной работы. Массовые спортивные мероприятия должны соответствовать следующим принципам:

  1. Соответствие задачам мероприятия
  2. Безопасность
  3. Доступность по месту проведения и времени
  4. Зрелищность.

Соблюдение организатором мероприятия – спортивным клубом - данных принципов без всяких сомнений будет способствовать популяризации спорта и здорового образа жизни среди обучающихся.

Подготовка и проведение соревнований в ССУЗе должны предусматривать следующие основные разделы:

  1. Информационное обеспечение
  2. Финансовое обеспечение
  3. Организационное обеспечение

Из вышесказанного видно, что студенческий спорт в ССУЗе представляет собой сложную систему, обладающую, однако, в целом всеми необходимыми элементами для обеспечения и совершенствования процесса физического воспитания и физического развития студентов. Создание и развитие клубной системы в ССУЗе – основа развития студенческого спорта. Поощрение инициативы обучающихся по созданию спортивных клубов при факультетах (курсах) решает задачу по привлечению студентов к занятиям спортом и физической культурой в ВУЗе, обеспечивает поддержание интереса студента к здоровому образу жизни.

Список литературы:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Кинолов А.И. Обучение и здоровье: метод, пособие для студентов и преподавателей ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1985.
  3. Коваленко В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / Коваленко В.А. Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт). – М., 2002.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / Вестник образования России. 2002. - № 6.
  5. Никулин А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве ВУЗа: автореф. дис. канд. пед. наук, ННОУ Московский Гуманитарный Университет, 2008.
  6. Современные направления образовательной деятельности в области физической культуры: тез. докл. Междунар. научно-практ. конф. – СПб: НИИ Физической культуры, 2000.
  7. Столбов В.В. История физической культуры и спорта / Столбов В.В., Финогенова Г.А., Мельникова Н.Ю., под ред. Столбова В.В. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
  8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». – Официальный сайт Министерства спорта РФ, 2011.
  9. Физическая культура: примерная программа для высших учебных заведений. М., 2000.
  10. Физическая культура студента: учебник / Под ред. Ильинича В.И. – М.: Гардарики, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Внеурочная деятельность учащихся вообще и по естественнонаучным предметам в частности является составной частью всего комплекса учебно – воспитательного процесса....

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся...

Основные аспекты организации процесса воспитательной работы в военно-учебных заведениях довузовской подготовки в различные периоды российской истории

Первые полтора века функционирования отечественной военной школы можно охарактеризовать как «начало поиска путей построения учебной и воспитательной работы на научно-педагогической основе»...

О некоторых особенностях работы концертмейстера с солистами-вокалистами и учебными хоровыми коллективами.

В данной  статье освещаются  частные аспекты работы  концертмейстера.  Материал  может  быть полезен коллегам в качестве  ознакомления  с изложеннным  мнен...

Как стать чемпионом мира по спорту в среднем учебном заведении

Просто нужно заниматься у педагога Жекан-Джиган, тогда ваш квалификация станет на порядок вышел олимпийских чемпионов, стоимость такой услуги порядка 500.000 зеленых, обратиться можно на сайте nsporta...

"Некоторые особенности подхода к развитию музыкально-образного мышления"

quot;Некоторые особенности подхода к развитию музыкально-образного мышления"(методический доклад)Выполнила педагог дополнительного образования:Буймова Я.В....