НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ
статья на тему

Задоров Николай Алексеевич

Внеурочная деятельность учащихся вообще и по естественнонаучным предметам в частности является составной частью всего комплекса учебно – воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Задоров Николай Алексеевич учитель биологии, химии и экологии высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области», руководитель районного методического объединения учителей биологии, химии и экологии, «Отличник народного просвещения».

Статья для выступления на областной  научно-практической конференции «Естественнонаучное образование в современной школе» в секции «Организация внеурочной деятельности учащихся по естественнонаучным предметам»

  

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ПРЕДМЕТАМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Комплексный проект модернизации образования (КПМО) ставит целью в том числе,  повышение качества знаний учащихся и  реализуется по шести направлениям (3).

Внеурочная деятельность учащихся вообще и по естественнонаучным предметам в частности является составной частью всего комплекса учебно – воспитательного процесса.

Будущее России реализуется через образование.

Изменившаяся ситуация в обществе формирует новый социальный заказ на выпускника школы. Сегодня важным стал вопрос: какими качествами должен обладать выпускник образовательного учреждения, чтобы успешно самоутвердиться, реализовать свои силы и возможности стать подлинно счастливым человеком.

Современный выпускник школы нуждается в умении применять знания, действовать в неопределенной ситуации, владеть ключевыми компетентностями в не меньшей степени, чем определениями, готовыми правилами и алгоритмами.

В настоящее время осуществляется  переход от традиционно-знаниевой системы к компетентностно-ориентированному образованию.

 «В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания» (1 )

Суть методической идеи  заключается в следующем: формируя ключевые компетенции в процессе обучения, развития и воспитания у школьников, помогать становлению личности – свободной, творческой,  самореализующейся,  способной к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе принципа социальной ответственности.

В ходе реализации КПМО осуществляется развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства. Происходит оптимизация сети образовательных учреждений,  в результате чего школы либо реорганизуются (из средних в основные, из основных общеобразовательные в начальные школы), либо ликвидируются. Организуется подвоз детей для обучения в базовые, опорные образовательные учреждения из сел и деревень, где школы ликвидированы, или реорганизованы. Осуществляется также подвоз учащихся 10-11 классов в опорные школы для профильного обучения. В связи с этим возникает проблема организации внеурочной деятельности школьников, которые после окончания занятий вынуждены уезжать домой.  Решение проблемы видится в организации «вторых» рейсов для подвоза школьников, которые пообедав и отдохнув дома смогут участвовать в работе секций, кружков, клубов, т.е заниматься внеурочной деятельностью наравне с учащимися опорной школы. Несомненно это потребует дополнительных финансовых затрат, которые не учли авторы и разработчики КПМО. Как говорится «…легко было на бумаге, да не видели овраги». Еще одно решение проблемы предполагает организацию 3-х – 4-х разового питания в школе и полноценной организации внеурочной деятельности,   в том числе организацию досуга детей из других населенных пунктов. Администрации образовательных учреждений необходимо учитывать наличие проблемы организации внеурочной деятельности для  всех школьников и вносить коррективы в учебные планы и  учитывать при  утверждении образовательных программ и программ развития.

Одним из важнейших направлений реализации комплексного проекта модернизации образования является введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей (НСОТ).

В условиях действия единой тарифной сетки оплата труда педагога за проведение внеурочной деятельности с учащимися была фиксированной и производилась за количество учебных часов,  или исходя из ставок.  Оплата труда была понятной и  единой по всей стране. В настоящее время по НСОТ за одинаковую по качеству и объему работу в том числе внеурочную работу с учащимися оплата труда разная, причем разница, иногда существенная. «Это положение дел нарушает  трудовое законодательство Российской Федерации и Декларацию прав человека,по которым каждый имеет право на равную оплату за равный труд» (2) и вызывает,   по крайней мере недоумение у педагогических работников, а существующая проблема требует своего разрешения.

Происходит модернизация условий осуществления образовательной деятельности, включая как оснащенность образовательного процесса современным учебным оборудованием, так и обновление социально-бытовых условий содержания детей (3).

Организация внеурочной деятельности учащихся   по естественнонаучным предметам имеет некоторые особенности. Важное значение имеет материальная база,  которая  преподавателям  биологии, химии, экологии, природоведения, естествознания  дает гораздо большие возможности, чем педагогам других профилей. Внеурочная деятельность учащихся   по естественнонаучным предметам проводится в форме научно – исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной на пришкольных учебно-опытных участках, цветниках, парниках, теплицах, огородах, в кабинетах биологии, химии, экологии с оснащенными лабораториями. В настоящее время базовые, опорные школы, в рамках реализации КПМО, получают комплекты оборудования с микролабораториями  ( химические реактивы, L-микро-датчиковые системы), компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, телевизоры, DVD-проигрыватели и т.д.

  Обновление системы повышения квалификации работников общего образования требует от педагогов новых качеств, компетенций, умений и навыков. Учителю необходимо формировать портфолио, постоянно повышать уровень своей квалификации, освоить работу на компьютере, приобрести умения и навыки работы с новым оборудованием, в сети Internet, зарегистрироваться в сетевых Интернет - сообществах: «Фестиваль педагогических идей – Первое сентября», «Сеть творческих учителей» - в сетевых образовательных сообществах учителей биологии и экологии и химии «БИО-ЭКО» и «Химоза», «Открытый класс» в библиотеке сообществ, на страницах школьных сайтов размещать свои  материалы.

Реализация КПМО приводит к  изменению представлений о результатах образования, переходу от процесса современных образовательных технологий, предполагающих освоение учащимися различных видов деятельности, использованию нового образовательного запоминания информации к практике применения знаний в жизни и использованию нового образовательного инструментария.(3)

Организация внеурочной деятельности учащихся   по естественнонаучным предметам реализуется в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» на занятиях научного объединения,  где ученики раскрывают свои творческие способности занимаясь в клубе «Бурасская сторонушка».                                                                    

Клуб является добровольным творческим объединением учащихся 5-11 классов. В настоящее время в нем занимаются школьники разного возраста. Клуб является многофункциональным, многопрофильным, где ученики занимаются научно-исследовательской работой,  принимают участие в различных конкурсах рисунков, пишут стихи, работают над проектами по краеведению и экологии  Учащиеся пишут экологические сказки.  Они берут на выбор известное произведение рассказ, сказку и заменяют главных героев произведения на представителей царств: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.  Эти сказки, рассказы, например,  «Теремок», «Солнечный колобок», «Лягушка – путешественница», «Гуси – лебеди»,   стали победителями региональных конкурсов. Дети под руководством педагогов создают музыкальные композиции (микшируют) и исполняют рэп (речитатив), принимают активное участие в природоохранной деятельности: высаживают деревья, выращивают овощи для удешевления горячего питания учеников на пришкольном участке, осуществляют уход за цветниками, приводят в порядок территорию мест отдыха, родников, занимаются спортом в секции атлетической гимнастики. Старшеклассники выступают с показательными номерами перед учащимися и педагогами своей школы, школ района и на различных научно-практических конференциях.                                                              

Ученики, которые занимаются в клубе «Бурасская сторонушка» являются победителями и призерами региональных конкурсов:

-  Диплом третьей степени победителям 13 областной научно – практической экологической конференции «Экологическая культура – условие устойчивого развития общества»;

- 2 место в  региональном конкурсе по гуманитарным наукам «Человек, Общество, Мир» в номинации философия – 2008 год.

- 1 место в секции «Колокола памяти» V районной научно – практической конференции «Я и мир вокруг»;

- Дипломы  победителей областных конкурсов: «Живая земля», «Моя родословная», «Счастливое пространство семьи», «Зеленая планета»

Учащиеся, занимающиеся в клубе «Бурасская стоонушка», многократные победители и призеры районных и областных смотров-конкурсов на лучший пришкольный учебно-опытный участок.

Литература

1.Выготский Л.С. Педагогическая психология: Кратский курс.-М., 1926. С.181.

2. Воронина. Н.  17 минут о человеке-часе: «Мой профсоюз» еженедельное приложение к «Учительской газете» № 15 (457) 09.04.2009.

3. Комплексные проекты модернизации образования –

направление приоритетного национального проекта «Образование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся по естественнонаучным предметам в свете требований ФГОС ООО

Стендовый доклад, выполненный в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" Дувановой Т.В....

Особенности организации внеурочной деятельности

Особенности организации внеурочной деятельности...

Особенности организации внеурочной деятельности по изучению английского языка в рамках реализации ФГОС

Формируется интерес учащегося к определенной теме и иностранному языку в целом;Формируются предметные, метапредметные и личностные умения и навыки;Развиваются творческие способности ученика; Сним...

Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    Аннотация к статье «Проектная деятельность как ведущий фактор организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»....

Доклад на тему: "«Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС».

     Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школ...

Статья "Особенности организации внеурочной деятельности"

Буряад хэлэнэй хэгжэлтэдэ хэшээлhээ гадуур худэлмэриин уургэДанная статья рассматривает проблемы в преподавании бурятского языка в 6,7 классах во внеурочной деятельности. Статья рассмотрена в регионал...