Методическая разработка "Совершенствование методической подготовки Юного инструктора по лыжному спорту"
методическая разработка по физкультуре (10 класс) на тему

Валиахметова Марина Владимировна

     Новизна работы заключается в выработке автором собственной системы, созданной для повышения методической подготовленности «Юного инструктора». 

Результативность работы.

Семилетний  опыт работы и хорошие качественные уроки,  показанные «Юными инструкторами» при  совместном проведении  уроков лыжной подготовки  с учителем в более младших классах, доказывают эффективность данной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

   Совершенствование  методической подготовки « Юного инструктора   по  лыжному  спорту».

     Одной из наиболее важных задач российского образования на сегодняшний день является введение элементов самоуправления на уроке,  в том числе и на уроке  физической культуры. В методической разработке содержится материал для целенаправленной подготовки старшеклассников  к  проведению урока по лыжной подготовке в младшем или в своем классе.

    На сегодняшний день   в  передовых школах, где готовят «Юных инструкторов» при совместном проведении урока с учителем физической культуры,  первые испытывают определённые трудности. К ним относится:

1.Неумение выделить главную информацию из методической литературы для проведения урока.

2.Недостаточный опыт в подборе средств,  для решения частных задач на различных этапах обучения.

3.Слабое знание лыжной терминологии.

4.Неумение грамотно и рационально исправлять ошибки у учеников  младших классов.

5. Не всегда способны проводить детальный и качественный анализ и самоанализ урока и т.д.

    Для решения данных проблем, автором была поставлена цель: повышение уровня методической подготовленности «Юных инструкторов» на занятиях лыжным спортом с методикой преподавания.

    Для достижения данной цели были решены следующие взаимосвязанные задачи:

1.Учить понятию «Цикл хода»

2.Учить   выделять главные требования к работе рук, ног и туловища в технике изучаемого способа передвижения на лыжах.

3.Учить создавать представление о технике изучаемого способа передвижения на лыжах.

4.Учить методике обучения способов передвижения на лыжах.

5.Учить анализу и самоанализу на уроке лыжной подготовке.

     Новизна работы заключается в выработке автором собственной системы, созданной для повышения методической подготовленности «Юного инструктора».  

Результативность работы.

Семилетний  опыт работы и хорошие качественные уроки,  показанные «Юными инструкторами» при  совместном проведении  уроков лыжной подготовки  с учителем в более младших классах, доказывают эффективность данной подготовки.

1 задача.  Учить понятию «Цикл хода».

1.1.Дать определение понятию «Цикл хода».

    Цикл – это целостное двигательное действие многократно повторяющееся.

1.2.Привести примеры из различных циклических видов спорта (плавание, велоспорт, гребля, ходьба, бег).

1.3.Охарактеризовать одновременную и попеременную работу рук, выполнение скользящих шагов в цикле хода.

1.4.Объяснить на примере одновременного бесшажного хода состав цикла движения. Цикл одновременного бесшажного хода состоит из одновременного отталкивания палками и свободного скольжения на двух лыжах.

1.5.Учитель имитирует один из лыжных ходов, «Юные инструкторы» пытаются определить, из чего состоит цикл хода.

1.6. «Юные инструкторы» самостоятельно находят в учебнике и выписывают в тетрадь состав цикла движения перечисленных ходов.

1.7. Опросить по изученному материалу.

1.8. «Юные инструкторы» показывают все перечисленные лыжные ходы на лыжне и объясняет, из чего состоит цикл каждого упражнения.

1.9.Включить данный вопрос в экзаменационный материал для получения  старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»

2 задача. Учить «Юного инструктора» выделять требования к работе рук, ног, туловища в технике изучаемого способа передвижения на лыжах.

2.1.Объяснить назначение методических указаний (для объяснения техники младшим школьникам  и исправления ошибок в ходе выполнения учеником упражнения).

2.2.Дать образец на примере одновременного бесшажного хода.

       Требования к работе рук:

  • в момент завершения отталкивания руки с палками составляют одну прямую;
  •  в момент выноса палок кольцами к себе, руки чуть согнуты в локтевых суставах;
  •  постановка палок на снег под острым углом;
  • одновременное отталкивание палками с последующим разгибанием рук в локтевых суставах;
  • в момент отталкивания кисти рук проходят на уровне локтевых суставов.

     Требования к работе туловища:

  • в момент завершения отталкивания палками туловище наклонено вперёд под углом 10градусов;
  • плавное выпрямление туловища при выносе палок вперёд.
  •  активный наклон туловища в момент отталкивания палками.

    Требования к работе ног:

  • в момент завершения отталкивания палками ноги слегка согнуты в коленных суставах, О.Ц. Т. – на пятках;
  • в момент выноса палок ноги выпрямляются в коленных суставах, О.Ц.Т.- на пятках;

2.3. Работа с учебником.  «Юные инструкторы» самостоятельно выделяют требования к работе рук, ног и туловища в технике изучаемого способа передвижения на лыжах. Учитель проверяет и оценивает сделанную ими работу.

2.4.Использование «Юными инструкторами» наработанного материала при оформлении конспекта урока и в учебной практике по лыжной подготовке.

2.5.Включение данного вопроса в экзаменационный материал для получения старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»

3 задача. Учить «Юных инструкторов» создавать представление о технике изучаемого способа передвижения на лыжах.

3.1.Указать цель, средства, и значение этапа ознакомления в структуре процесса обучения.

3.2.Дать лекцию – беседу на тему «Терминология в лыжном спорте».

3.3.Учить «Юных инструкторов»  выделять главное в  технике изучаемого способа передвижения на лыжах.

      Дать образец краткого анализа техники одновременного бесшажного хода.

      Одновременный бесшажный ход применяется под уклон. Цикл хода состоит из одновременного отталкивания палками и свободного скольжения на двух лыжах.

И.п. – свободное скольжение на двух лыжах, завершение отталкивания палками. Выпрямляя туловище, вынос палок кольцами к себе, постановка их под острым углом. Одновременное отталкивание палками в сочетании с активным наклоном туловища, кисти рук проходят на уровне колен в и.п.

3.4. «Юные инструкторы» из учебника по лыжной подготовке с методикой преподавания выделяют главное в предоставленном способе передвижения с  целью из полного анализа техники  сделать краткий анализ.

3.5. Учитель на лыжне показывает, как создать представление о технике изучаемого способа передвижения на лыжах.

       Схема создания представления:

- назвать упражнение и указать где оно применяется;

-описать упражнение в сочетании с имитацией показа;

- дать опробовать.

3.7. «Юные инструктора» получают домашнее задание для подготовки к самостоятельной работе (для взаимообучения в парах).

3.8. «Юные инструктора» в парах учатся создавать представление о технике заданного способа передвижения на лыжах, учитель анализирует и оценивает учащихся.

3.9. Включение данного материала   в экзаменационные вопросы для получения старшеклассниками удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»

4 задача. Учить методике обучения способов передвижения на лыжах.

 4.1. Дать лекцию и провести собеседование по теме «Основы обучения в лыжном спорте».

                                         План.

А) Принципы обучения в лыжном спорте.

Б) Методы обучения в лыжном спорте.

В) Структура процесса обучения (этапы обучения двигательному действию).

Г) Дать образец методики обучения одновременного бесшажного хода.

Этап ознакомления с упражнением:

  •  назвать упражнение, указать, где применяется способ передвижения;
  •  указать из чего состоит цикл хода;
  •  показать в целом на лыжне;
  •  кратко объяснить технику в сочетании с имитацией показа;
  •  дать опробовать на учебном круге.

Этап разучивания упражнения:

  •  имитация одновременного бесшажного хода (обозначать отталкивание   палками);
  •  выполнение хода по разделению на два счёта (отталкиваться палками);
  •  передвижение данным ходом под уклон 3-5 градусов.

Этап закрепления упражнения.

  •  передвижение одновременным бесшажным ходом под уклон 1-3 градуса или на равнине со средней скоростью;
  •  тоже с изменением скорости, медленно – быстро;
  •  тоже на лучшую технику;
  •  передвижение одновременным бесшажным ходом на равнине от флажка до флажка на наименьшее количество отталкиваний палками.                            

Этап совершенствования.

  •  использование одновременного бесшажного хода в подвижных играх и эстафетах на лыжах;
  •  передвижение одновременным бесшажным ходом на учебно-тренировочной трассе;
  •  передвижение данным ходом на максимальной скорости;
  •  применение одновременного бесшажного хода на контрольных тренировках и соревнованиях.

4.2.Работа с учебными карточками.

        В карточке предложены средства обучения определённому способу передвижения на лыжах, но в неправильной последовательности. «Юному инструктору» необходимо восстановить правильную последовательность обучения упражнению и выделить этапы.

4.3. На практических занятиях учитель, обучая определённому способу передвижения на лыжах, просит «Юных инструкторов» самостоятельно выделить этапы обучения.

4.4.Перед самостоятельной работой (взаимообучение в парах) «Юные инструктора» получают домашнее задание – повторить методику обучения изучаемого упражнения.

4.5. Взаимообучение в парах. Учитель даёт задание для каждого «Юного инструктора», обучение упражнению на различных этапах обучения, но одному и тому же способу передвижения.  Педагог анализирует, оценивает действия старшеклассников и даёт им необходимые рекомендации.

 Образец постановки задач на каждом этапе обучения:

  • ознакомить с техникой торможения плугом;
  •  учить технике торможения плугом;
  •  закрепить технику торможения плугом;
  •  совершенствовать технику торможения плугом;
  •  оценить технику торможения плугом.

4.6. Проведение учебной практики подвижной игры на лыжах в младших классах.

4.7. Проведение учебной практики части урока в младших классах

4.7.Проведение учебной практики урока по лыжной подготовке по программе 1 -5 класса.

4.8. Включение различны заданий по методике обучения в экзаменационные вопросы для получения ими удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»

5 задача учить Юных инструкторов» анализу и самоанализу на уроке.

5.1.В системе использовать на уроке лыжной подготовки у «Юных инструкторов»: самоконтроль, самооценку, самоанализ.

5.2.Каждому «Юному инструктору»: при взаимообучении даётся задание проанализировать только один из пунктов всего анализа урока.  Например, один анализирует только владение методикой обучения у партнёра, второй следит за правильной терминологией, третий за способностью правильно исправлять ошибки и.д. Пред этим каждый проводящий делает краткий самоанализ.

5.3.Анализ и самоанализ «Юного инструктора»: после  проведения учебной практики, подвижной игры на лыжах в младших классах.

5.4. Тоже после учебной практики части урока.

5.5.Тоже после учебной практики урока по лыжной подготовке по программе 1-5 класса.

5.6. Включение материала по анализу и самоанализу в экзаменационные вопросы для получения удостоверения «Юный инструктор по лыжному спорту»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 39»

Городского округа Тольятти

Самарская область.

Методическая разработка

  на тему:

 «Совершенствование методической подготовки Юного инструктора по лыжному спорту»                  

Автор: Валиахметова М.В.

учитель физической культуры

МБУ «Гимназии №39»

г. Тольятти, 2015 г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками.

Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту  со школьниками....

Методическая разработка раздела программы "Юные инструкторы туризма"

Разработка раздела "Основы туристской подготовки" программы "Юные инструкторы туризма" 2 год обучения...

Методическая разработка для начинающих заниматься лыжным спортом

Методическая разработка для начинающих заниматься лыжным спортом...

Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"

Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....