Обучение плаванию
рабочая программа по физкультуре на тему

Горина Галина Александровна

Программа «Обучение плаванию»   для детей от 6 до 10 лет, учитывает плавательную нагрузку разновозрастных обучающихся, а также предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_detey_ot_5_let.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                                                             

Дополнительная общеобразовательная программа

физкультурно-спортивной направленности

«Обучение плаванию»

Срок реализации программы:                 1 год

Количество часов в период обучения:   36 часов

Разработчик программы:                          Горина Галина Александровна

Реализует программу:                               Горина Галина Александровна

Возрастной состав обучающихся:           6-10 лет

Уровень программы:                                 ознакомительный

Москва

2016

 

Пояснительная записка

          Программа   «Обучение плаванию» имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа предназначена для обучения плаванию, позволяет заинтересовать детей разного возраста занятиями физкультурой и спортом, указать им пути и способы применения своих умений и навыков, повысить функциональные возможности. Во время занятий педагог должен находиться в воде для помощи выполнения задания.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы.

Плавание является одним из важнейших средств  всестороннего физического воспитания. Нахождение в водной среде оказывает благоприятное влияние на организм человека: существенно уменьшает вес тела, отток крови от периферии к центру облегчён, наблюдается состояние близкое к невесомости. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, который правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

        Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

          Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно важных навыков, воспитанию морально – волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно – гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение. Воспитательное значение плавания во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия плаванием содействуют воспитанию у детей сознательной дисциплины и организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения в воде способствуют совершенствованию двигательных навыков и способностей детей.

Цель: научить детей проплывать дистанцию  12,5 любым избранным способом.

  Задачи:

  • обучающие: обучение основам техники способов плавания и широкому кругу двигательных навыков, овладение теоретическими знаниями в области плавания.
  • воспитательные: формирование устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям плаванием и воспитание стремления вести здоровый образ жизни, способности ценить красоту движений, укрепление здоровья, закаливание организма, привитие гигиенических навыков.
  • развивающие: воспитание морально – этических и волевых качеств (научить детей преодолевать трудности, владеть собой, принимать правильные самостоятельные решения в экстренных ситуациях на воде), развитие физических качеств (выносливости, быстроты, гибкости, силовых и координационных способностей).

Особенности программы.

Программа «Обучение плаванию»   для детей от 6 до 10 лет, учитывает плавательную нагрузку разновозрастных обучающихся, а также предусматривает индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 Возраст детей

Принимаются все дети без противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся  в форме группового обучения. Количество детей в группах до 8 человек, состав группы постоянный.        При обучении плаванию разновозрастных детей рекомендуется чередовать разнообразные по структуре и направленности упражнения в зависимости от возраста и плавательной подготовки. В процессе обучения плаванию детей необходимо обращать внимание на моторную плотность занятия. По мере овладения навыком плавания, увеличиваются (индивидуально, в зависимости от возраста) проплываемые отрезки, меняется интенсивность и продолжительность нагрузок. Это способствует улучшению плавательного навыка.

 Сроки реализации программы.

        Программа «Обучение плаванию» рассчитана на 1 год.

 Формы и режим занятий.

Подготовительная часть (3 мин.). Построение в шеренгу, приветствие, поимённая перекличка, сообщение задач, краткий инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на занятиях. Проведение санитарно – гигиенических процедур. Подготовительные упражнения в воде.

Основная часть (25 мин.). Знакомство и формирование правильных двигательных навыков плавания разными методами. Овладение элементами техники плавания (изучение нового материала или повторение пройденного).

Увеличение двигательного запаса плавательных движений и возможность выбора спортивного способа плавания.

Заключительная часть (2 мин.). Постепенное снижение нагрузки, упражнения для отдыха, организованный выход из воды, перекличка, подведение итогов, проведение санитарно – гигиенических, организованный уход.

Прогнозируемые результаты.

 К концу года дети должны

знать:

- технику безопасности;

- правила поведения в бассейне и на воде;

- правила личной гигиены;

- основные способы плавания.

уметь:

- проплывать дистанцию 12,5м кролем на спине, кролем на груди,

брассом;

- проплывать дистанцию 25 м кролем на спине, облегченным способом

Качества личности, развивающиеся в результате занятий: ответственность, самостоятельность, морально – этические и волевые устои, трудолюбие, организованность, уверенность в своих силах, настойчивость,  выносливость, смелость, координационные способности.

 Формы контроля.

Основной формой контроля является выполнение тестовых заданий, которые проводятся на занятиях в течение всего учебного года. Также во время участия в соревнованиях по плаванию происходит тестирование и проверка полученных умений и навыков.

На первом начальном этапе проводится тестирование плавательной подготовленности обучающихся, оценивается уровень физического развития, способностей детей (на обучение плаванию поступают, в основном дети не умеющие плавать или плавающие «по - своему»). На втором этапе контроля предусматривается проверка умения проплывать короткую дистанцию, примерно 7м кролем на спине, как более лёгким способом плавания. На третьем этапе тестирования оценивается умение проплывать дистанцию от 12, 5 до25млюбым  изученным способом плавания по выбору. Т.к., возраст и уровень физического развития детей разный, некоторые дети могут отставать в освоении навыков плавания. Процесс обучения для таких детей более длительный. Тестирование показывает уровень освоения программы: А - сильный, В - средний, С - слабый. Каждый этап оценивается характеристикой: выполнил норму или не выполнил. Соревнования, также, являются формой контроля реализации программы, где можно оценить личностные качества обучающихся: стремление к победе, способность или неумение  преодолевать трудности, наличие выдержки, честность, выносливость.

Таблица отслеживания и оценивания результатов тестирования в течение года:

Фамилия, имя обучающегося

Конечный результат на этапе

12, 5м, 25м,

           2этап, февраль.

Уровень подготовленности (А - сильный, В - средний, С -  слабый).

Количество      метров

Уровень  подготовленности (А - сильный, В - средний, С -  слабый).

Количество метров

Уровень подготовленности (А – сильный, В -  средний, С –слабый).

Количество метров

  Учебно – тематический план на 36 занятия:

      Наименование разделов и тем

             Количество часов

   Всего

   Теория

Практика

1.

Правила поведения и техника безопасности на воде.

    0,5

      0,5

     ----

2.

Подготовительные упражнения для освоения с водой.

     6

      0,5

     5,5

3.

Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

    9

       2

     7

4.

Упражнения для совершенствования избранного способа плавания.

     10

       1

      9

5.

Упражнения для изучения стартов и поворотов.

2

0,5

 1,5

6.

Игры и развлечения на воде.

   5,5

     1

     4,5

7.

Теоретические сведения (влияние плавания на организм занимающихся; режим и питание пловца; оборудование и инвентарь для плавания; правила соревнований по плаванию)

    1

      1

    ----

 8.

Тестирование и соревнования.

    2

    ----

     2

 

                                                          Итого:

   36

      6,5

    29,5

Содержание программы.

Тема 1. Правила поведения и техника безопасности на воде.

Правила поведения во Дворце, раздевалках, душевых (место встречи с педагогом, переобувание, раздевание, пользование душем во время мытья, личная гигиена, уход за телом, выход из душа).

Техника безопасности в бассейне и на воде (проверка физического состояния детей до и после занятий; вход и выход из воды по команде педагога; спуск в воду по лестнице на мелкой части бассейна, повернувшись спиной к воде; проверка плавательной подготовленности на первом занятии; первые проплывания со страховочным шестом под контролем тренера; использование борта бассейна и разделительных дорожек для отдыха; прыжки в воду только по одному с разрешения педагога и под его наблюдением, обучение воспитанников стандартным сигналам тренера _ свистку, жестам и т.д.)

        Тема 2. Подготовительные упражнения для освоения с водой.

        Очень важно в начальный период обучения плаванию сделать акцент на выполнение таких упражнений, которые будут предупреждать возможность появления у новичков негативных ощущений, связанных с воздействием водной среды, чувства страха, водобоязни, поэтому обучение плаванию начинается с освоения занимающимися водной среды.

                Упражнения на ознакомление со свойствами воды.

        Эти упражнения помогают занимающимся научиться опираться на воду, как о плотный предмет и отталкиваться от неё основными гребущими поверхностями (ладонью, предплечьем, стопой, голенью), что необходимо им для эффективного выполнения гребковых движений. На начальном этапе применяются следующие упражнения:

  • погружение в воду и открытие глаз в воде – упражнения помогают преодолеть страх перед водой, научиться ориентироваться в воде, почувствовать выталкивающую силу воды;
  • всплывание на поверхность и лежание на воде – упражнение выполняются для освоения с непривычным состоянием невесомости, помогают научиться сохранять равновесие тела в горизонтальном положении на груди и спине;
  • выдохи в воду – упражнения на умение задержать дыхание на вдохе, передвигаться в воде с произвольным дыханием и выполнять выдохи в воду, что является основой для ритмичного дыхания при плавании
  • скольжение – выполнение скольжений на груди и спине помогают освоить горизонтальное безопорное положение, научиться принимать обтекаемое положение тела, максимально продвигаться вперёд с помощью гребковых движений ногами и руками;
  • отработка движений ногами у бортика бассейна, держась руками за поручень.

        Тема 3. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.

В практике сформировано четыре разновидности спортивных способов плавания, которые характеризуются внешне, как попеременной работой рук и ног – кроль на груди и кроль на спине, так и одновременной – брасс и баттерфляй (дельфин). Для изучения техники выполняются:

-движения руками, всеми способами плавания (в движении шагом, в скольжении);

- движения ногами всеми способами плавания (держась руками за бортик, с плавательной доской, в скольжении);

- согласование движений ногами и руками (на задержке дыхания);

- согласование движений ногами и руками с дыханием;

- изучение облегчённых способов плавания (ноги дельфин + руки брасс, ноги кроль + руки брасс и т.д.);

- плавание при помощи ног, рук и в полной координации;

- плавание отрезков до 12, 5 метров в полной координации.

         Тема 4. Упражнения для совершенствования техники плавания.

Совершенствование техники плавания осуществляется в постоянно изменяющихся условиях для выполнения движений:

- плавание в облегчённых и усложнённых условиях;

- плавание по элементам и в полной координации;

- проплывание серий отрезков при помощи ног или рук (с плавательной доской или без неё) в чередовании с плаванием в полной координации;

- проплывание серий отрезков в полной координации в чередовании с проплыванием на задержке дыхания;

- проплывание серий отрезков в полной координации и дыханием через несколько циклов в чередовании с плаванием в полной координации;

- проплывание серий отрезков кролем  на спине в чередовании с плаванием кролем  на груди;

- проплывание серий отрезков при помощи ног в чередовании с плаванием при помощи рук (с поддержкой между ногами);

Основное внимание уделяется целостному выполнению изучаемого способа плавания

                Тема 5. Упражнения для изучения стартов и поворотов.

При обучении технике выполнения стартов необходимо придерживаться следующего порядка:

  • знакомство с техникой безопасности при прыжках в воду;
  • простейший прыжок вниз ногами с бортика бассейна, затем с тумбочки;
  • спад в воду из положений сидя и стоя с бортика, затем с тумбочки;
  • стартовый прыжок из положений сидя на бортике бассейна, стоя на коленях на доске, затем стоя на бортике и на стартовой тумбочке;
  • старт из воды при плавании на спине.

При обучении технике выполнения поворотов целесообразно разучивать их по элементам: подплывание к бортику, касание его руками (рукой); группировка, вращение, постановка ног на стенку; толчок ногами, скольжение и первые плавательные движения.

После освоения простейших поворотов разучиваются более сложные (сальто).

         Тема 6. Игры и развлечения на воде.

Игры – способ повышения эмоциональности занятий, укрепления контактов в коллективе, воспитания коммуникабельности, чувства локтя, воспитания инициативы, решительности, самостоятельности, а также закрепления изученного материала.

В зависимости от подготовленности воспитанников на занятиях используются различные виды игр: сюжетные, командные, игры с соревновательными элементами.

       

                             Тема 7. Теоретические сведения.

Теоретические знания, получаемые  на занятиях:

  • влияние плавания на организм занимающихся (положительное влияние на сердечно – сосудистую систему, формирование  правильной осанки, укрепление «мышечного» корсета, закаливание организма, снятие эмоциональной напряжённости);
  • гигиена тела, режим и питание пловца;
  • правила пользования инвентарём для плавания;
  • правила соревнований по плаванию.

     Тема 8. Тестирование и соревнования.

При проверке освоения занимающимися пройденного материала используется система тестовых заданий, которые проводятся несколько раз в течение всего учебного года после овладения определённого навыка. На занятиях проверяются навыки и умения, демонстрируемые каждым ребёнком при проплывании определённой дистанции любым избранным способом плавания. На заключительном этапе подводятся итоги обучения плаванию за год, даются рекомендации для дальнейшего прохождения курса по обучению или совершенствованию плавания.

Участие в соревнованиях, также является зачётным, контрольным мероприятием, во время которого  ребёнок показывает свои умения, навыки и достижения в плавании. Во время соревнований дети на практике усваивают правила их проведения: формирование заплывов, дистанции, стили плавания, старт, выполнение поворотов, финиш, результат – выявление победителей, обеспечение судейства соревнований. Соревнования проводятся по предварительно согласованному, утверждённому графику.               

  Методическое обеспечение программы.

     Основные принципы, формы и методы образовательного процесса

        Соблюдение принципов доступности и индивидуализации должно быть тесно связано с принципами последовательности и систематичности в образовательной деятельности на занятиях по обучению плаванию. Принципы сознательности, активности и прогрессирования также играют большую роль в успешном обучении.

        В данной программе используется групповая форма обучения  с индивидуальным подходом, которая предусматривает выполнение занимающимися групповых и индивидуальных заданий и указаний педагога, а также индивидуальную работу с отстающими детьми.

        Учитывая разный уровень физической подготовки обучающихся, в начале учебного курса необходимо выполнять определённые упражнения в более упрощённом виде, доступном для детей. Это поможет в дальнейшем осваивать более сложные упражнения, но имеющие много общего в структуре выполнения движения.

В ходе выполнения физических упражнений применяются следующие методы обучения:

•  словесный: объяснение, пояснения и указания, команды и распоряжения (подаются громко и чётко), использование счёта; методические указания ориентиров (направлены на предупреждение и устранение возникающих ошибок)

•  наглядный: показ, жестикуляция (условные сигналы и жесты). Этот метод применяется на протяжении всего курса обучения, он помогает создать у детей конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при выполнении упражнений в воде

•  практический:

- упражнения, направленные на освоение техники плавания и развитие двигательных качеств; они тесно взаимосвязаны, т.к.  обеспечивают координацию между двигательными и функциональными системами организма ребёнка;

- разучивание по частям: основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых подводит обучаемого в конечном итоге к освоению плавания в целом; большое количество подводящих упражнений делает занятия плаванием более разнообразными, а процесс обучения – более интересным;

- разучивание в целом: этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники, после изучения отдельных её элементов; сюда входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью движений ногами и руками и с различными вариантами сочетания этих движений;

- повторный метод: повторение упражнений с паузами для отдыха, необходимого для восстановления физических сил;

- соревновательный метод: прохождение дистанций в полную силу в условиях близких к соревнованию.

       Основные методы организации учебно-воспитательного процесса.

         Групповой метод: обучающиеся распределяются на несколько подгрупп в зависимости от подготовленности и изучаемого материала; каждая подгруппа под руководством педагога занимается на своей дорожке (в части бассейна).

        Фронтальный метод: одновременное выполнение упражнений всеми учащимися; используется при выполнении упражнений на суше и при разучивании упражнений в воде в опорном и безопорном положении.

        Поточный метод: занимающиеся разбиваются на отдельные подгруппы; каждая группа сосредотачивается на своём месте (на дорожке или у бортика); по команде занимающиеся по одному из каждой группы (по очереди) одновременно плывут к противоположному бортику бассейна непрерывными потоками; метод применяется для закрепления навыков плавания.

        Индивидуальный метод: часто применяется при работе с отстающими или отлично плавающими учениками; обучающийся делает упражнение, а  педагог комментирует ход его выполнения, выделяя положительные и отрицательные стороны в технике движений.

                          Применение дополнительных ориентиров.

         На первых занятиях необходимо научить ребёнка определять положение тела и головы по отношению к поверхности воды и дну бассейна, для чего используются ориентиры типа верх – низ. На последующих этапах освоения с водой необходимо определять  направления движения тела вперёд – назад, вправо – влево и т. д.

                        Непосредственная помощь педагога.

 Помощь, оказываемая педагогом во время занятий с детьми, может быть самой разнообразной: сопровождение выполнения упражнений подсчётом с эмоционально окрашенной интонацией, подбадривание, непосредственная страховка и т.п.

                                      Условия реализации программы.

 

Успех обучения практическим навыкам плавания и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся, зависят от соблюдения основных требований к организации занятий в бассейне, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно-гигиенических правил, наличия материально-технической базы:

•  бассейн спортивного типа с ванной не менее 7 метров;

•  оснащение ванны бассейна удобными лестницами для спуска в воду и подъёма при выходе из воды;

•  разделительные дорожки, которые используются в качестве поддерживающего и страхующего средства;

•  вода, соответствующая санитарно – гигиеническим нормам;

•  наличие специального инвентаря и оборудования:

- длинный шест  для поддержки и страховки обучающихся;

- плавательные доски;

•  наличие оборудованных душевых и раздевалок.

Каждый обучающийся должен иметь:

- сменную обувь;

- резиновые шлёпанцы на рифлёной подошве;

- средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце);

- плавки/купальник;

- шапочку для плавания;

- очки для плавания;

- нарукавники.

Занимающиеся должны быть ознакомлены с правилами поведения в раздевалках и душевых, техникой безопасности на занятиях в бассейне.

                             

6. Используемая литература:

  1. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию. Учебник. – М.: ФиС,1984.
  2. Васильев В. С Обучение детей плаванию. Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
  3. Макаренко Л. П. Плавайте на здоровье. Учебное пособие. – М.: Физкультура и спорт,1988.
  4. Осокина Т. И. Как научить детей плавать. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Протченко Т. А., Семёнов Ю. А. Примерная программа по плаванию. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Еремеева Л. Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
  7. Велитченко В. К. Как научиться плавать. – М.: Терра – спорт, 2000.
  8. Большакова И. А. Маленький дельфин. Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов школьных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
  9. Страшко А. Н. Безопасность плавания. – СПб.: ГМА им. Макарова, 2002.
  10.  Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений (пер. с англ. Т. Платоновой). – М.: Эксмо, 2005.
  11.  Лафлин Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания доступные каждому. – М.: Манн, Иванов и Фебер,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

Конспект по плаванию для учащихся 3-5 классов "Обучение плаванию способом кроль на груди (движение ног, рук, дыхание)"

Цель: обучить согласованной работе рук, ног  и дыхания в кроле на груди.Задачи урока: 1. Образовательная:       •    обучать технике  гребка...

Учебная программа "Обучение плаванию детей 9–10 лет индивидуальному обучению, по состоянию здоровья "

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.Актуальность данной про...

занятие по плаванию "Обучение плаванию вольным стилем на груди"

Занятие предназначено для обучения детей плаванию на груди вольным стилем....

Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

P { margin-bottom: 0.21cm; } Задачи:Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенце...

Конспект открытого занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи:1.      Формировать гигиенические навыки: раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем...

Из опыта работы "Игра как фактор создания ресурсной комфортности на уроках плавания (использование нестандартных упражнений для обучения плаванию)"

Бассейн нестандартного размера 12х4.5. Тренировачный процесс в таком бассейне практически невозможен. Занятия направлены не на достижение высоких спортивных результатов, а на обучение, оздоровление и ...