Педагогический опыт
материал по физкультуре на тему

Панов Артур Юрьевич

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Повышения мотивации к занятиям физкультурой и спортом»

         Высшее учебное заведение,  дата окончания – Шадринский государственный педагогический институт, 2014 год. Стаж работы в должности учитель физической культуры – 2,5 года.

Устроившись на работу в 2014 году в школу №1 г. Тарко-Сале  и проведя первые несколько уроков, я столкнулся с проблемой, о которой даже не  подозревал, когда сам был спортсменом. Я был неприятно удивлен тем, что многие ребята занимаются на уроке только ради того, чтобы получить оценку. Еще больше удивился то,  что огромную часть этих детей составляют мальчики. Вспоминая свои школьные годы, я и мои одноклассники были готовы ходить на физкультуру и гонять мяч без остановки. Огорчает тот факт, что школьники выбирают виртуальную игру в телефон, а не реальную физкультуру. Некоторые современные молодые люди рассуждают приблизительно так: «Зачем нужна математика, когда под рукой всегда мобильный телефон, с помощью которого можно решать примеры любой сложности. А таблицу умножения можно не учить, а нажать несколько раз на кнопочки. Зачем нужна грамотность, когда в современных компьютерах заложены программы коррекции и достаточно набрать 2-3 буквы, и появляются варианты возможных слов. Выбрал из них нужное, «кликнул», и оно зафиксировалось на мониторе». Получаем печальный результат: «В современном мире необходимо уметь владеть компьютером, читать, чтобы выбирать варианты ответов и знать географию, чтобы отдыхать там, где хочется, а не куда отправили». А еще печальней становится, когда узнаешь, что у некоторых родителей такая же позиция в жизни.

Проведя с коллегами анализ состояния здоровья учащихся, выявили, что многие дети занимаются  по подготовительным, специальным  группам здоровья,  и есть дети, полностью освобожденные от уроков физкультуры.  Не утешителен выводу: дети наши теряют здоровье.

Физическая культура превращается в предмет прикладного характера. Служит для поддержания формы, коррекции фигуры и развлечения в виде игр. Учитывая всё это, можно и нужно направлять физическую активность ребёнка в нужное русло с помощью игр и повышения мотивации к занятиям физкультурой и спортом путём нестандартных приёмов.

В связи со всем этим выявляется актуальность данной проблемы: на протяжении последних лет  сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается  низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ. Таким образом,   целью  на этом пути  является:   формирование у учащихся  морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом совершенствовании, развитие положительной мотивации,  осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретение знаний и умений здорового образа жизни.


Для достижения цели поставлены следующие
задачи:
1. Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.  
2. Определить условия, влияющие на формирование мотивов к занятиям физической культуры.
3. Проанализировать использованные в работе педагогические технологии, служащие  для   сформированности  устойчивых мотивов к занятиям физической культурой.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности.  Исходя из концепции ФГОС второго поколения  по физической культуре, целью школьного образования  стало формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.  Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Как можно решить  эту проблему?

Определили для себя несколько правил:

1.Индивидуальный подход.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

 Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.

2. Здоровьесберегающие технологии.  Сейчас много говорится о здоровье- сберегающих технологиях на уроках. Здоровьесбережение – это целенаправленная система деятельности школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий с целью минимизации воздействия на учащихся основных факторов нарушения здоровья. По сути сам урок физкультуры является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально. Можно выразить свои эмоции по поводу своего результата или в игре. На уроках физкультуры можно использовать следующие  здоровьесберегающие технологии:

- разнообразие форм организации урока, чередование физической и умственной нагрузки учащихся - один из способов повышения эффективности урока, чередование теории и практики;

- урок должен быть развивающим, интересным. Необходимо обращать внимание на физическое и психическое состояние учащихся. Это сказывается на состоянии здоровья учащихся;

- дозировка заданий. Главное при выполнении упражнения - не допустить перегрузки учащихся;

- индивидуальный подход к каждому учащемуся. Нужно учитывать уровень физической подготовленности каждого и давать задание соответственно его уровню подготовки;

- занятия на свежем воздухе – эффективное средство борьбы с простудными заболеваниями и способ закаливания организма. Поэтому при любой возможности нужно проводить уроки на свежем воздухе по лёгкой атлетике, лыжной подготовке, спортивным играм;

- воспитательная направленность урока. Это достигается и за счёт индивидуального подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.

Применение здоровьесберегающей  технологии  помогает мне организовать деятельность учащихся  по формированию здорового образа жизни.  Мы учимся с детьми сохранять свое здоровье, ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.  Я стараюсь делать так,  чтобы  дети были здоровы, чтобы на уроке всегда присутствовал  здоровый психологический климат, чтобы дети с желанием  спешили на урок.  Каждый свой урок я начинаю с улыбки, чтобы дети видели, что я хочу им помочь научиться всему тому, что знаю и умею сам. Соблюдение режима труда и отдыха, смена форм и видов деятельности  помогают урок проводить продуктивно и интересно. Часто я говорю своим ученикам: «Если бы молодость знала, если бы старость могла…». Это о том, какой образ жизни мы все ведем и как жить. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умение, опыт необходим детям, обществу, будущим поколениям. Я считаю, что активная пропаганда по внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества должна лежать в основе обучения  привития и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов здорового образа жизни. Так, например, на уроке в 6 классе  я предложил ребятам организовать и провести акцию «Для чего нужно заниматься спортом».  Ребята размышляли, приводили свои аргументы, спорили, рисовали  плакаты. После этой темы 6 человек записались в  мою секцию баскетбола и с желанием занимаются.

Используемые  формы, методы, средства:

* организация часов интересного общения: «Мы за ЗОЖ», «Знаменитые спортсмены  Ямала», «Олимпийские виды спорта»;

*игры–путешествия: «Королевство волшебных мячей»,  «Будь здоров»;

*походы;

*организация и проведение акции «Нет табачному дыму»;

* выпуск  брошюр:  «Здоровое питание», «Минздрав предупреждает»;

* подготовка презентаций для младших школьников «Твоя безопасность».

3. Разнообразие. Даже учителю становится очень скучно, когда из урока в урок повторяется одно и то же. А каково же ученикам? Отсюда и формируется апатия  к урокам физкультуры. Поэтому это правило одно из важнейших.

Современный урок должен  быть комплексным, межпредметным.   Именно такой урок позволит учащимся более  полно осмыслить необходимость физического образования.

Во время проведений уроков по физической культуре я стараюсь заинтересовать детей, разнообразить уроки с помощью применения нестандартных приемов, методик и различных оздоровительных систем. Особый интерес у ребят вызывают различного рода соревнования, эстафеты. На своём опыте я убедился, что для ребят очень важным моментом является подсчёт. Им интересно сосчитать, сколько раз они выполнили наклонов, приседаний и т.д. У  них появляется дух соперничества, что стимулирует их результативность на контрольных уроках.

4. Заключительное правило - дисциплина. Без дисциплины невозможно провести полноценно урок, сконцентрировать внимание и полноценно усвоить материал.

5. Информационные  технологии.

Использование данной технологии помогает  сделать урок интереснее, насыщеннее. Выбор информационной технологии обусловлен   необходимостью обучения учащихся с различными источниками информации, включая электронные носители. Чаще всего данную технологию использую на индивидуально-групповых занятиях.   Каждый ребенок может за компьютером проверить свои знания по определенной теме, выполнить тест по физической культуре. Использование информационной технологии  дает возможность  ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на уроках и на внеклассных мероприятиях.  Ребята  грамотно выражают свои мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут диалог, учатся владеть спортивной терминологией.  Практически каждый ребенок в классе может составить презентацию  как по предмету, так и по внеклассному мероприятию.

6. Метод проекта. Развитию познавательных  интересов, творческих способностей  у учащихся способствует применение  на уроках и во внеурочное время метода проекта. Ученики готовят работы к научно-предметной конференции по проблемам сохранения здоровья в современном мире.    Например, мы с ребятами работали над такими проектами как: « Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы», «Формула здоровья», «Здоровым быть модно».  

7. Игровые  технологии.

         В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся. Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности школьника и его положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использую  подвижные игры,  посещают уроки физкультуры постоянно и с удовольствием.

Успешно применяя современные педагогические технологии  в

образовательном процессе  и получая положительные результаты,  стараюсь:

-создавать условия для  развития таких важных двигательных качеств, как ловкость, быстрота, сила, гибкость, координационные способности;

-учитывать познавательные интересы учащихся;

-организовывать  совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

- обеспечить формирование общеобразовательных навыков работы с учебной информацией книги, а также в условиях свободного доступа к необходимой информации в информационном центре школы с целью формирования аргументированного мнения по той или иной проблеме,  возможности ее всестороннего исследования.

Учитывая характеристику применяемых на уроке элементов образовательных технологий,  выделяю наиболее оптимальные формы обучения в классно-урочной системе:

- парная и групповая работа, обучение в малых группах, разноуровневое обучение (задания индивидуальные для каждого ребенка, группы);

- интегрированные уроки (физическая культура и ОБЖ, физическая культура и информатика);

-игровые формы обучения и др.

         Использование данных технологий способствует гармоническому развитию физических качеств, укреплению здоровья, стремлению вести здоровый образ жизни,   повышению мотивации  к урокам физической культуры  и занятиям различных видов спорта.

Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.

В школе на протяжении двух лет функционируют спортивные секции и

кружки: «Баскетбол», «Общая физическая подготовка», программы мною разработаны в  2015 году и успешно реализуются.   Результатом деятельности в рамках данных программ являются высокие показатели подготовки учащихся.  Ежегодно  провожу комплексное обследование  физического развития и двигательной активности детей.

        Творчески подхожу  как к проблемам обучения, так и  их реализации.    Забочусь об укреплении материально - технической базы.

Разработал комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленный на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы,  общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить  суточную  двигательную активность учащихся.  

          Обобщение педагогического опыта в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности позволило мне создать методическую базу мониторинговых исследований в области развития физкультуры и спорта.

Мои ученики регулярно входят в составы команд по различным видам спорта как командных, так и индивидуальных. Постоянно участвуют в соревнованиях. Результатом совместной деятельности всех учителей физической культуры нашей школы является первое место в Районной Спартакиаде школьников в 2015-2016 учебном году. Это повод для гордости за наших учеников. Мои ученики   являются призерами и победителями окружных,  всероссийских и международных соревнований.

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...