туризм на уроках гимнастики
план-конспект урока по физкультуре на тему

Захаров Андрей Алексеевич

Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.

Тип урока: Со спортивно-прикладной направленностью.

Технология: Игровая.

Цели урока

1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией.

2.  Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.

Задачи урока

I.    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

совершенствовать  выполнение акробатических упражнений, в равновесии на бревне, в лазании;

учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;

учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;

формировать знания о различных видах костров, способах их построения и тушения.

II.    ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

развивать физические качества;

применять очищающее дыхание для снятия усталости.

III.    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;

воспитывать культуру здорового образа жизни;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

IV.   РАЗВИВАЮЩИЕ:

развивать память, наблюдательность, внимание;

развивать познавательную и творческую активность.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, стенка, бревно, мостик, канат, палки, препятствия, гантели по 1-2 кг, подвесная перекладина, большие кубики, обручи, маленькие кубики, свисток, секундомер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turizm_na_urokah_gimnastiki.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Туризм на уроках гимнастики.

Тип урока: Со спортивно-прикладной направленностью.

Технология: Игровая.

Цели урока

1. Совершенствование гимнастических упражнений и применение умений на практике в игровой форме с единой сюжетной линией.

2.  Выполнение двигательных действий в моделирующих жизненных ситуациях и экстремальных условиях.

Задачи урока

I.    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

совершенствовать  выполнение акробатических упражнений, в равновесии на бревне, в лазании;

учить применять приобретённые умения и навыки в жизни;

учить детей ориентироваться в лесу по местным признакам;

формировать знания о различных видах костров, способах их построения и тушения.

II.    ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ:

развивать физические качества;

применять очищающее дыхание для снятия усталости.

III.    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

воспитывать смелость, терпение, взаимовыручку;

воспитывать культуру здорового образа жизни;

воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

IV.   РАЗВИВАЮЩИЕ:

развивать память, наблюдательность, внимание;

развивать познавательную и творческую активность.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, стенка, бревно, мостик, канат, палки, препятствия, гантели по 1-2 кг, подвесная перекладина, большие кубики, обручи, маленькие кубики, свисток, секундомер.

Пособия: учебные карточки (картинки костров), ветка берёзы, след от сапога (бумажный).

Частные задачи        

Содержание        

Дозирование нагрузки        

Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (15 мин)

1. Организовать детей.        

1) Построение,  приветствие.        20 сек        

Обратить внимание на форму, причёски девочек.

Пояснить учащимся формы организации урока: фронтальная и поточным способом.

Речь учителя. «Ребята, сегодня у нас пройдёт необычный урок, мы отправимся в поход. Окружающей природой и естественными препятствиями, которые встречаются на пути туристов, нам послужит наш спортивный,  гимнастические снаряды, инвентарь и оборудование. Ваша задача включить своё воображение, представить себя в лесу и стараться применить полученные на предыдущих уроках знания и умения на практике. Я думаю вы отлично справитесь с заданием, активно повоображаете, в пути будете внимательными, смелыми, терпеливыми, помогать друг другу. Надеюсь, вы получите хороший заряд бодрости».  

2) Сообщение задач урока, формы его  проведения и требование выполнения правил техники безопасности.        

1 мин 20 сек

 3) Психологический настрой детей на предстоящее занятие.           

20 сек

2. Подготовить  

запястные, коленные и голеностопные суставы к работе в основной части урока.        

Ходьба        

1 мин        

Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу или движется чуть впереди колонны, показывая упражнения. Во время вращения кистями, руки не опускать, кисть держать на уровне плеча.

Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием, техничным выполнением упражнений в движении.

1) на носках, руки вверх;        0,5 круга

2) на пятках, руки на поясе;        0,5 круга

3) на внешней стороне стопы, руки в стороны, вращение кистями вперёд;        0,5 круга

4) на внутренней стороне стопы, вращение кистями назад;         0,5 круга

5) перекатом с пятки на носок, руки расслаблены;        0,5 круга

3. Подготовить организм детей к работе в основной части урока.        

Бег

по кругу в  колонне по одному с изменением направления;        

1мин        

Задание дать направляющему перед бегом: менять направление через три круга, обегать препятствия и перепрыгивать их, отталкиваясь одной ногой.

Поднять руки через стороны вверх, выполнить вдох носом на три счёта, опуская руки вниз, выполнить наклон, одновременно выдыхая ртом со звуком «У-У-Х!» на четыре счёта; выдох должен быть продолжительнее  вдоха.

Скакалки сложить вчетверо и нести в правой руке.

Ходьба        

30 сек

1) выполнение  дыхательных  упражнений;          1 круг

2)  получение скакалок, ходьба.        

 

Перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений (ОРУ)

1) перестроение в колонну по три после движения по кругу со скакалками;        

30 сек        

Перестроение выполнять по командам: «Налево через центр в колонну по три МАРШ!», «Интервал, дистанция два метра».

4. Развивать внимание, гибкость, укреплять мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины.        

ОРУ со скакалками        7 мин         

Вести контроль над выполнением упражнений словесно и индивидуально. Мышцы рук напрягать, скакалку натягивать.

1) И.П. – ноги вместе, скакалка вчетверо, держать за концы внизу. 1 – подняться на носки, отставить левую ногу назад на носок, скакалку вверх, потянуться; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.        6-8 раз        

Руки прямые, потянуться. Смотреть на скакалку.

2) И.П. –  ноги врозь, руки вверх скакалка вчетверо вверху. 1 – наклон влево; 2 – И.П.; 3 – наклон вправо; 4 –И.П.        6-8 раз        

Наклон ниже в вертикальной плоскости, руки не сгибать.

3) И.П. – стойка на коленях, руки вперёд, скакалка вчетверо, горизонтально; 1 – 2 – поворот туловища влево; 3 – 4 – поворот вправо.        6-8 раз        

Повороты выполнять энергично, вперёд не наклоняться, на пятки не садиться.

4) И.П. – ноги врозь, скакалка сзади внизу хватом сверху; 1 – шаг вперёд, руки со скакалкой назад вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – то же.        6-8 раз        

Энергичный мах, вперёд не наклоняться.

5) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперёд, скакалка вчетверо; 1 – мах левой ногой, согнутой в колене, вверх; 2 – И.П.; 3 – 4 – с правой ноги.        6-8 раз        

Смотреть вперёд, удерживать равновесие, во время маха ногой достать коленом скакалку, руки не опускать, держать на уровне плеч.

6) И.П. – скакалку развернуть, руки в стороны, наступить на середину скакалки левой ногой, правую назад вверх; 1 – 4 – держать равновесие.  То же на другой ноге.        3 раза        

Прогнуться, безопорную ногу выше, держать равновесие. Скакалку натягивать вверх и в стороны. Смена ног по команде учителя.

7) И.П. – О.С., скакалка в четверо; 1 – переступить левой ногой; 2 – переступить правой ногой; 3 – поднять скакалку вверх сзади; 4 – перекинуть через голову и И.П.        6 раз        

При переносе скакалки через голову руки держать максимально прямыми (по возможности).

8) И.П. – О.С., скакалка развернута.1 – 4  – прыжки на левой ноге; 1 – 4  – прыжки на правой ноге; 1 – 4 – на двух ногах вместе.        по 2 раза        

Скакалку вращать кистями, спину держать прямо, прыжки на носках.

Обратная команда в перестроении, ходьба по заданию.        30 сек         

Скакалки повесить на крючок, построиться к лицевой линии в/б площадки.

5. Объяснение прохождения маршрута, подготовка мест занятий.        

Выдача задания для прохождения туристического маршрута         1 мин         

Маршрут нарисовать на доске мелом или на плакате с указанием воображаемого природного препятствия и соответствующего ему гимнастического упражнения.

Знакомство с видами костров и способами их построения         1 мин         

Спросить учащихся: «Кто ходил в походы с родителями, классом, разводили ли костры, какие?» Использовать красочный плакат, объяснить названия костров (см. рис. Приложение).

Подготовка маршрута         1 мин         

Гимнастическое оборудование и инвентарь приготовить перед уроком, освободить середину зала для выполнения ОРУ, на уроке расставить по назначению (дети помогают).

II. Основная часть (21 мин)

1. Преодоление полосы препятствий: туристического маршрута.        

Полоса препятствий         9 мин        

 1) Преодоление поваленных деревьев и густых зарослей кустарников.        

         Выполнение любым способом перелезть через гимнастического коня, проползти под препятствиями в виде половинок обручей (3 шт.), вновь перелезть через гимнастического козла и пролезть под такими же препятствиями (3 шт.)

2) Подняться и спуститься с горы.        

         Подняться любым способом по скамейке на гимнастическую стенку, пройти по стенке приставными шагами и скатиться вниз любым способом, выполняя мягкое приземление или кувырок.

3) Пройти по кочкам в болоте.        

         Прыжки из обруча в обруч (5-6 шт.) выполнять с ноги на ногу.

4) Пройти через реку по узкому мосту, засыпанному камнями.        

         Подняться с помощью скамейки на гимнастическое бревно, пройти по нему, перешагивая набивные мячи, перенося ногу над мячом; соскок вперёд прогнувшись.

5) Преодолеть овраг с помощью подвешенного на дереве каната.        

         Подняться на канат на 1-1,5 м, немного разбежаться и перепрыгнуть овраг (обозначить овраг мелом или постелить маты).

6) Пройти по узкой тропинке и выйти на полянку к берёзовой роще.        

         Пройти по канату, разложенному на полу, стопу ставить параллельно канату, стараться не оступаться. Выйти к матам, расположенным в «дорожку» (4-5 шт.)

Изображение деревьев и животных:             2 мин        

Вопрос детям: «Ребята, с помощью акробатических упражнений изобразите берёзовую рощу, ползущую ящерицу, убегающего ёжика».

берёзовая роща – стойка на лопатках;        

         

Берёзки стройные – туловище держать вертикально, носки оттянуты (выполнять фронтально на матах).

ящерица – ползание по-пластунски;        

         

При ползании таз и голову не поднимать (выполнять поточно).

ёжик – кувырки вперёд слитно.        

         

Выполнить 3-4 кувырка вперёд слитно в группировке; подбородок плотнее у груди, руки приставлять к голени во время переката через спину.

2. Сбор хвороста, разжигание и тушение костра, ориентирование в лесу.

         

Разжигание костра

Собирание хвороста для костра в эстафете с прохождением по камушкам в горном ручье, прыжками через небольшие препятствия: сучья, бугорки, впадины.

По команде «Марш!» учащиеся преодолевают препятствия, берут по одному предмету, бегут обратно и кладут в обруч – место кострища.        

5 мин        

Разделить класс на две команды, назначить капитанов. Капитаны помогают подготовить «место сбора хвороста»: положить деревянные бруски (по 5-6 шт.), препятствия (по 3 шт.). Наборы для «хвороста» приготовить до урока, положить в обруч гантели (по 4 шт.), эстафетные палочки (по 4 шт.), конусы (по 4 шт.), кубики (по 4 шт.), мячики (по 2 шт.), скакалки по 2 шт.) – на усмотрение учителя и наличие инвентаря. Можно предложить разные наборы.

Когда весь хворост собран, разложить костёр, вид костра дети выбирают сами соответственно принесённым предметам. Побеждает та команда, которая быстрее наберёт хвороста и разожжет костёр.

Ориентирование в лесу по местным признакам (беседа у костра)

Речь учителя: «Ребята, представьте себе, солнце спряталось за тучи, а нам надо возвращаться домой. Хорошо, что у нас есть и карта, и компас. Но нужно уметь ориентироваться в лесу и по местным признакам. Кто знает по каким признакам можно ориентироваться в лесу?»        

3 мин        

Дети сидят на матах, отдыхают и слушают учителя.

Ориентирование:

- по мхам и лишайникам (растут с северной стороны);

- по муравейникам (расположены с южной стороны);

- по веткам ( больше с южной стороны, меньше с северной).

Тушение костра (беседа)

«Теперь можно смело возвращаться домой, ориентироваться вы умеете, молодцы! Но прежде необходимо затушить костёр, каким образом?»        

2 мин        

Костёр можно забросать землёй, залить водой, разбросать головешки  и др. Дети разбирают свои костры в пределах обруча и собираются в обратный путь.

III. Заключительная часть (4 мин)

1. Восстановление дыхания, снижение частоты сердечных сокращений.        

1) Построение        

10 сек        

Выполнять сидя на матах по-турецки фронтально. Объяснить детям, что это дыхание эффективно при усталости, помогает быстро восстановиться после нагрузки и  научиться правильно дышать.

2) Ходьба, остановка, перестроение в шеренгу.        

20 сек

3) Очищающая дыхательная гимнастика: через одну ноздрю.        

по 2 акта

2.  Организованное завершение урока.        

1) Подведение итогов урока.

2) Рефлексия:

- Какие впечатления от урока?

- Какой участок пути был самым

трудным?

- Достаточна ли нагрузка? ощущается ли

усталость, тяжесть в мышцах?

- Что больше всего понравилось?

- Что больше всего запомнилось?

- Что узнали нового?

- Пригодятся ли полученные на уроке

умения и навыки в жизни?

- Кто заметил в пути что-нибудь инте-ресное, необычное?        

1 мин

2 мин        

Оценить работу учащихся на уроке, их познавательную и творческую активность, отметить самых внимательных, старательных, на кого можно положиться в трудную минуту – поощрить бумажными значками: спортивные мячи.

Учитель для себя письменно фиксирует ответы учащихся.

         

3) Домашнее задание.

4) Организованный уход из зала.        

10 сек        

Перед уроком прикрепить ветку берёзы к стенке, положить  вырезанный из бумаги след по пол или нарисовать мелом – заметят ли их дети.

Раздать карточки в названиями видов костров. Задание – нарисовать соответствующий костёр.