РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для 5 - 9 классов
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Горулев Юрий Николаевич

Рабочая образовательная программа разработана на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарно - издательский  центр ВЛАДОС, 2011 год.

Рабочая образовательная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, сроки реализации программы, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, контроль и оценка планируемых результатов реализации рабочей программы, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности, перечень компонентов учебно-методического комплекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_-_9_klass.doc311.5 КБ

Предварительный просмотр:

Архангельская область

Муниципальное образование «Город Коряжма»

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Коряжемский детский дом – школа»

                                                                                                                                               

«Утверждаю»

Директор детского дома  - школы

____________________Е.В. Королева

      «01» сентября 2016 года

     Принята

Педагогическим советом

      Протокол № ________

   от «____» ___________2016 года

      Рассмотрена и согласована                                                                                                                                                              

на методическом объединении                                                                              

         Протокол № ____                                                                                                    

   от «_____»____________ 2016 года

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

для  5 - 10 классов

   Разработчик программы:

   Ю.Н. Горулев, учитель физической культуры, высшая квалификационная категория

   

   Срок реализации программы: сентябрь – май 2016 – 2017 учебного года

 

   Учитель: Ю.Н. Горулев

Коряжма

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая образовательная программа разработана на основании Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарно - издательский  центр ВЛАДОС, 2011 год.

Рабочая образовательная программа включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, сроки реализации программы, личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, контроль и оценка планируемых результатов реализации рабочей программы, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально - технического обеспечения образовательной деятельности, перечень компонентов учебно-методического комплекса.

Рабочая образовательная программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон  РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в

силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Областной закон 02.07.2013 № 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» (с изменениями

и дополнениями);

  • Федеральный закон  от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О физической культуре и спорте в

Российской Федерации";

  • Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в

Российской Федерации" (статья 6, 9, 10, 11);

  • Распоряжение Министерства образования и науки Архангельской области № 259 от 27.02.2013

«О региональном учебном плане специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Архангельской области»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего

часа физической культуры»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Адаптированной образовательной программы ГБОУ АО «Коряжемский детский дом – школа» и

учебного плана на 2015 - 2016 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета:

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

              Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

              У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке. Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физической культуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Место предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 102 часа, из расчета 3 ч в неделю. Рабочая программа рассчитана на 510 часов на пять лет обучения (по 3 часа в неделю). В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителю разрешается изменить выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.

             Региональный компонент по предмету «Физическая культура» представлен в виде практических (подвижные игры) и теоретических учебных заданий.  

     При проведении теоретических занятий используется следующая информация:

  • Спортивные сооружения города Коряжмы;
  • Развитие различных (в первую очередь – связанных с соответствующим разделами программы) видов

спорта в городе;

  • Развитие различных видов спорта в регионе;
  • Выдающиеся спортсмены города и региона.

            Количество часов регионального компонента по предмету «Физическая культура» определено равным

10 % от количества часов программы и составляет 10  часов в год.

В рабочей программе календарно - тематическое планирование составлено с учётом индивидуальных особенностей учащихся 5 – 9 классов, их психофизических особенностей.

Материал систематизирован, распределён по классам с учётом задач обучения. 

Цель обучения:

развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

Основные задачи реализации содержания учебного предмета:

  • Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного

образа жизни;

  • Соблюдение индивидуального режима питания и сна;
  • Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в

систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;

  • Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости,

выносливости  и других качеств;

  • Формирование умения следить за своим физическим состоянием;
  • Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и

другими) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;

  • Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
  • Развитие и совершенствование волевой сферы;
  • Воспитание нравственных качеств и свойств личности.          

Программа по физической культуре для учащихся 5 - 9 классов структурно состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные игры (волейбол, баскетбол), подвижные игры.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:

класс

Разделы программы, количество часов

ВСЕГО ЧАСОВ

Легкая атлетика

Гимнастика

Лыжная подготовка

Баскетбол

Волейбол/

Пионербол

Мини – футбол

Подвижные игры

5

34

14

24

7

8

6

9

102

6

34

14

24

7

9

6

8

102

7

34

16

24

7

8

9

4

102

8

34

16

24

7

8

9

4

102

9

34

16

24

7

8

9

4

102

Раздел «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты

реакции. Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях. Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с

достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.

В раздел «ГИМНАСТИКА» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя, даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем

направлении, темпе, ритме.

Постоянно регулируется физическая нагрузка подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.

Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.

В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся,  в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, малые и большие обручи и скакалки.

      На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания.

      Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.

      Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.

«ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»  Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ». В него включены и подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Каждый урок включает элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры. Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью учащихся. По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание  на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь.

Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объём груди, спирометрия),  записываются в специально отведенный журнал учета двигательной активности и физического развития.  Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5—9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений навыков с учетом индивидуальных возможностей.

Исключительное значение имеет внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию. В основе ее реализации лежит программный материал. В этом плане особое значение в последние годы приобрела Международная программа «Специальная олимпиада», в которой принимают участие на школьном уровне все учащиеся. Программа предусматривает как тренировки, так и соревнования по различным направлениям и видам спорта.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:

 - словесный;

-  демонстрация;

 - разучивание упражнений;

 - совершенствования двигательных действий и воспитания физических  качеств;

 - игровой и соревновательный.

Форма организованной деятельности обучающихся:  урок.

Результаты изучения учебного предмета:

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание

своей этнической и национальной принадлежности.

  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл обучения, принятие и освоение

социальной роли обучающегося;

  • Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей;

  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях,

умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах, социальной справедливости;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • Овладение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • Формирование умения планировать, контролировать, и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Определять способы достижения результата;
  • Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное

поведение и поведение окружающих;

  • Готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • Овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные

связи между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Формирование представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека

(физического, социального, психического), о ее позитивном влиянии на человека (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  • Овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня,

утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные и спортивные игры);

  • Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием.

Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы:

Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5—9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений навыков с учетом индивидуальных возможностей.

В коррекционной школе главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:

  • как ученик овладел основами двигательных навыков;
  • как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
  • как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
  • как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;
  • как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
  • как относится к урокам;
  • каков его внешний вид; соблюдает ли дисциплину;
  • как понимает правила спортивных игр;
  • как взаимодействует с партнерами по команде.

Успеваемость оценивается по пятибалльной системе.

Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) осуществляется следующим образом:

«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;

«4» -  упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;

«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;

«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.

Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знаний и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.

Итоговые оценки:

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста  в тестировании (если такое проводится).

Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности:

 

наименование оборудования, спортивного инвентаря

Спортивные и подвижные игры:

1.

Сетка баскетбольная

2.

Щит баскетбольный

3.

Кольцо для баскетбола

4.

Мяч баскетбольный

5.

Сетка волейбольная

6.

Стойка волейбольная

7.

Мяч волейбольный

8.

Мяч для мини - футбола  Selest

9.

Мяч для мини - футбола  

10.

Мяч для мини – футбола МБП

11.

Мяч футбольный

12.

Ворота для флорбола

13.

Клюшка

14.

Мяч для флорбола белый МБП

15.

Мяч МБП

16.

Шорты зеленые

17.

Перчатки вратаря

18.

Ковер для бочче

19.

Набор шаров для бочче

20.

Тренажер для настольного тенниса

21.

Набор для настольного тенниса

22.

Ракетка для настольного тенниса

23.

Шар для настольного тенниса

24.

Бадминтон комплект

25.

Воланчики для бадминтона

26.

Ракетки для бадминтона

27.

Сетка для бадминтона

28.

Футболка зеленая

29.

Футбольная форма

30.

Футбольные перчатки

31.

Кроссовки, кеды

32.

Костюм спортивный х/б

33.

Костюм спортивный командный

34.

Костюм вратаря

35.

Шлем вратаря

36.

Гетры спортивные

37.

Футбольные щитки

38.

Защита голени футбольная

Легкая атлетика:

1.

Барьер легкоатлетический

2.

Стойка для прыжков в высоту (пара)

3.

Гантели

4.

Штанга гнутая с дисками

5.

Планка для прыжков в высоту

6.

Гиря 8 кг

7.

Гиря 12 кг

8.

Конус красный

Гимнастика:

1.

Брусья гимнастические пристенные

2.

Бревно гимнастическое напольное постоянной высоты

3.

Скамейка гимнастическая

4.

Стенка гимнастическая

5.

Канат

6.

Мост гимнастический подкидной

7.

Конь гимнастический

8.

Козел гимнастический

9.

Мат гимнастический

10.

Скамья для пресса

11.

Скакалки

12.

Палки гимнастические

13.

Батут спортивный

14.

Обруч

15.

Насадки для обруча

Лыжная подготовка:

1.

Лыжи Jarvinen

2.

Лыжи Fisher

3.

Ботинки лыжные

4.

Крепление лыжное

5.

Крепление лыжное автомат

6.

Лыжи МБП

7.

Лыжи полупластик

8.

Мазь лыжная

9.

Палки лыжные

10.

Стол для обработки лыж

Измерительные приборы:

1.

Секундомер

2.

Насос  универсальный

3.

Рулетка 10 м

4.

Шагометр

5.

Эспандер кистевой

Средства первой помощи:

1.

Аптечка универсальная

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию  образовательной программы:

№ п/п

Автор

Название

Издательство

В.В. Воронкова

Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «Физическая культура» для 5-9 классов;

Москва: Гуманитарно - издательский  центр ВЛАДОС, 2011 год.

В. М. Мозговой

«Уроки физической культуры в старших классах» (коррекционная педагогика);

Просвещение, 2009. – 256 с.: ил.

Т. П. Бегидова

Пособие для тренеров и правила соревнований по спортивной гимнастике по программе Специальной Олимпиады: 

Учебно-методическое пособие;

Москва, 2003. – 155с.:ил.

В. С. Кузнецов,

Г. А. Колодницкий.

Физкультурно-оздоровительная работа в школе: методическое пособие;

Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003. – 184с. – (Портфель учителя).

В.И. Лях

«Физическая культура 5-7 класс» - методическое пособие;

Москва, Просвещение,

2011 год.

Б. Х. Ланда

Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] : учеб. пособие / Б.Х.Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208с. : ил.

М.: Советский спорт, 2006. – 208с. : ил.

А.М, Щербакова

(автор курса

А.С. Девятков)

Учебные программы и методические материалы сборника «Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида».

Книга вторая

Москва: Издательство «НЦНАС», 2002 год.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Название раздела программы

Кол-во часов

Содержание деятельности

Цель

Обязательный минимум ЗУН

Методы

1.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

34

Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики.

Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения на

беговой дорожке.

Развитие быстроты,

выносливости.

- передвигаться в медленном темпе в течение 5 минут;

- пробегать дистанцию 60м;

на время

- правильно финишировать

в беге на 60 м.

словесный,

наглядный, практический

БЕГ

12

Старт, стартовый разгон.

Старты из различных И. П.

На скорость 40 м.

Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров.  Эстафеты, встречная эстафета.

Бег в равномерном темпе до 10 минут по пересеченной местности.

ПРЫЖКИ

11

Прыжок в высоту с разбега способом

«перешагивание».

Отработка отталкивания.

Формирование знаний

и представлений учащихся о правилах

безопасного поведения

при занятиях физическими упражнениями.

В прыжках развивать

выносливость, совершенствовать технику прыжка.

- фазы прыжка в высоту с

разбега способом «перешагивания»;

- правильно отталкиваться

в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и

в прыжках в высоту способом «перешагивания»

 словесный,

наглядный, практический

Прыжки в длину с разбега способом

«согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 80 см.

Отработка отталкивания.

МЕТАНИЕ

11

Мяча в вертикальную цель шириной 2 м на

высоте 2-3 м.

Формирование знаний

и представлений учащихся о правилах безопасного поведения на

площадке при метаниях. Развивать

координацию движений в

пространстве, силу рук.

- метать малый мяч в цель из различных исходных положений и

на дальность с 2

шагов разбега.

словесный,

наглядный, практический

Метание малого мяча на дальность отскока

от стены и пола.

Толкание набивного мяча.

Метание мяча в цель правой и левой рукой.

2

ГИМНАСТИКА

14

Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики.

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

3

Перестроение из одной шеренги в две; Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!»

Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения на площадке при занятиях

гимнастическими

упражнениями,

развивать координацию

движений в пространстве, гибкость, ловкость, силу

- как правильно выполнять

перестроение из колонны

по одному в колонну по два.

- соблюдать дистанцию в

движении.

-подавать команды при выполнении ОРУ.

словесный,

наглядный, практический

Повороты кругом.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ И

КОРРИГИРУЮЩИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

АКРОБАТИЧЕСКИЕ

УПРАЖНЕНИЯ

11

Упражнения на осанку;

Дыхательные упражнения;

Упражнения на расслабление мышц;

Упражнения со скалками;

Упражнения на гимнастической скамейке;

Упражнения на гимнастической стенке;

Стойка на лопатках перекатом назад из

упора присев;

Два последовательных кувырка вперед;

- как правильно выполнять акробатические упражнения;

словесный,

наглядный, практический

Кувырок назад. Стойка на голове. Мост.

Снарядовая гимнастика: конь.

Прыжок, согнув ноги.

Снарядовая гимнастика: козел, прыжок, ноги врозь.

Снарядовая гимнастика: батут.

3.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА

24

Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки.

Формирование знаний

и представлений учащихся о правилах

безопасного поведения

при занятиях физическими упражнениями на

улице зимой. Развивать

быстроту и выносливость при передвижении на лыжах.

-для чего и когда применяются лыжи;

-правила передачи эстафеты:

-координировать движения

рук, туловища в одновременном бесшажном ходе на отрезке 40-60 м;

- пройти в быстром темпе;

120 м любым ходом;

-преодолевать спуск в низкой стойке;

- тормозить плугом;

Преодолевать на лыжах;

Девочки до 1500 м

Мальчики до 2000 м

словесный,

наглядный, практический

23

Передвижение на лыжах попеременным

двухшажным ходом

Передвижение на скорость на расстояние

до 100м.

спуск со склона

Подъем «лесенкой»

Непрерывное передвижение

Девочки до 1500 м

Мальчики до 2000 м

4.

СПОРТИВНЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

30

Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным и подвижным играм.

10

«Удочка»

«Попади в мяч»

«Перестрелка»

«Полет мяча»

«Защита крепости»

«Не давай мяч водящему»

«Мяч капитану»

«Самый, самый

«Полоса препятствий»

«Кто дальше»

«Перенеси флажок»

«Быстрый лыжник»

Формирование знаний и представлений учащихся о правилах безопасного поведения во время подвижных игр.

- знать и соблюдать правила игры;

словесный,

наглядный, практический

игровой

5

Баскетбол

Формирование знаний и представлений учащихся об игре и правилах безопасного поведения во время игры.

Формирование умений играть командой

Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки,

- Правила игры в баскетбол;

- Основная стойка;

- Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад;

- Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад с ударами мяча об пол;

- Ведение мяча на месте,

с заданиями, в движении, остановка по сигналу учителя;

передачи мяча.

словесный,

наглядный, практический

игровой

5

Пионербол

Формирование знаний и представлений учащихся об игре и правилах безопасного поведения во время игры.

Формирование умений играть командой

Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки,

- Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке;

- Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке; - работа в парах, передачи через сетку;

- Подачи мяча двумя руками снизу, боковая подача;

 - Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке;

- Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача;

Учебная игра.

словесный,

наглядный, практический

игровой

4

Волейбол

6

Мини - футбол

- Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке;

- Подачи мяча;

-Нападающие удары;

- работа с мячом у ворот;

- элементы учебной игры.

КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

I четверть

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Количество уроков в четверти: 27 уроков, из них: 17 уроков – легкая атлетика; 10 уроков – подвижные и спортивные игры.

ЗУН учащихся:

Знать: фазы прыжка в длину с разбега; расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих.

Уметь: выполнять разновидности ходьбы, пробегать в медленном темпе до 5  минут; бегать на время 60 м; выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги» из зоны отталкивания не более 1м; прыгать в высоту способом «перешагивание»; подать боковую подачу, разыгрывать мяч на три паса.

№ урока, дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Коммуникативные навыки. Работа

по социализации

Коррекцион. работа

Индивидуальн. работа

Вид контроля

1

Техника безопасности при занятии легкой атлетикой. Программный материал.

вводный

Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма.

Фронтальный

опрос

Коррекция пространственных представлений

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

2

Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон.

обучение

Комплекс ОРУ. Повторение ранее пройденных строевых упражнений. Специальные беговые упражнения.

Бег с ускорением

 (30 – 60 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 – 20 с.).

Выполнение действий по инструкции

Коррекция пространственных представлений

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

3

Развитие скоростных способностей.

совершенствование

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег.до 40 метров. Бег 60 метров – на результат.

Развитие скоростных способностей

Коррекция двигательных умений

снижение дозировки для ослабленных

детей

4

5

Высокий старт.

обучение

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Высокий старт и скоростной  бег до 50 метров (2 серии). Бег со старта в гору -  2 - 3 х 20 – 30 метров.

Учить анализировать действия

Развитие координации движений.

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

6

Кроссовая подготовка.

совершенствование

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег в равномерном темпе до 15 минут по пересеченной местности.

Уметь демонстрировать физические кондиции

Коррекция двигательных навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

7

Эстафеты.

комплексный

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров.  Эстафеты, встречная эстафета.

Учить анализировать предстоящие действия

Коррекция двигательных навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

8

Прыжок в длину

с места.

обучение

ОРУ в движении. Прыжок в длину с места. Ходьба с остановками для выполнения заданий

Прыжки произвольным способом на  двух и на одной ноге через набивные мячи.

Выполнение действий по инструкции

Коррекция слухового восприятия через выполнение движений по команде

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

9

Развитие силовых способностей и прыгучести

комплексный

Комплекс с набивными мячами (до 1 кг).  Специальные беговые упражнения. Прыжок через 2 или 4 шага (серийное выполнение отталкивания); повторное подпрыгивание и прыжки на одной ноге, делая активный мах другой; Прыжки с места и с разбега – доставать подвешенные предметы, ветки рукой, головой. Прыжки в длину с места – на результат. Прыжок через препятствие (с 5 -7 беговых шагов), установленное у места приземления, с целью отработки движения ног вперед.

Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с места

Коррекция слухового восприятия,  выполнение команд

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

10

Прыжки в  длину с разбега.

Прыжки в  длину с разбега. способом «согнув ноги» с ограничением зоны отталкивания до 1м.

Ходьба с различными положениями рук.

Учить анализировать предстоящие действия

Коррекция двигательных навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

11

Подвижные игры.

комплексный

Строевые команды.

ОРУ в движении.

Игры:

«Перестрелка»;

«Салки»;

«Третий лишний»;

«Поймай мяч»;

«Не дай мяч водящему».

Воспитание выносливости

Коррекция двигательных навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

12

Развитие скоростно-силовых способностей.

совершенствование

комплекс ОРУ с теннисным мячом.  Специальные беговые упражнения. Разнообразные прыжки и многоскоки.  Броски и толчки набивных мячей. Метание на заданное расстояние.

Воспитание дисциплинированности

Коррекция слухового восприятия через выполнение движений по команде

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

13

14

Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание»

комплексный

Специальные прыжковые упражнения.

Прыжки в высоту с укороченного разбега способом «перешагивание».

Прыжки в шаге с приземлением на обе ноги.

Выполнение действий по инструкции

Коррекция слухового восприятия,

выполнение команд

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

15

16

Метание мяча  в цель и на дальность.

совершенствование

ОРУ для рук и плечевого пояса в ходьбе. Специальные

беговые упражнения. Прыжковые упражнения, выполняемые сериями. Метание теннисного мяча в цель, с 4 – 5 шагов разбега на дальность.

Уметь демонстрировать технику в целом

Коррекция пространственных представлений

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

17

Подвижные игры.

комплексный

Строевые команды.

ОРУ в движении.

Беговые и прыжковые упражнения.

Подвижные игры.

Воспитание дисциплинированности

Коррекция двигательных навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

18

Преодоление

препятствий

Обучение

ОРУ в движении. Бег с преодолением горизонтальных и вертикальных препятствий наступанием, перешагиванием, пролезанием и прыжком в шаге.

Уметь демонстрировать физические качества

Коррекция двигательных умений и навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

19

Пионербол:

расстановка игроков на площадке.  Ловля мяча над головой.  

Обучение

Ознакомление с правилами, расстановка игроков на площадке. Ловля мяча над головой. Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача. Подвижная игра «Не дай мяч водящему»

Воспитание выносливости

Коррекция мышечной памяти через запоминание положений тела.

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

20

Подача мяча двумя руками снизу,  боковая подача.

комплексный

Ловля мяча над головой. ОРУ и корректирующие упражнения с предметами - упражнения с гимнастическими палками. Подача мяча двумя руками снизу,  боковая подача.

Подвижная игра

«Охотники и утки».

Воспитание положительных нравственных качеств

Коррекция двигательной недостаточности

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

21

22

Учебная игра в пионербол.

совершенствование

Учебная игра в пионербол. Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке. Подача мяча двумя руками снизу, боковая подача.

ОРУ и корректирующие упражнения с предметами - упражнения с гимнастическими палками. ОРУ и корректирующие упражнения с предметами

Упражнения с большими мячами.

Учить действовать

в парах

Коррекция поведенческих навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

23

Развитие силовой выносливости: полоса препятствий.

комплексный

ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазанием и перелезанием.

Развитие силовой выносливости

Коррекция двигательных умений и навыков

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

24

Правила игры в баскетбол:

знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу.  Основная стойка.

Правила игры в баскетболе, знакомство с правилами поведения на занятиях при обучении баскетболу.

Основная стойка.

Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад.

Передвижение без мяча вправо, влево, вперед, назад с ударами мяча об пол.

ОРУ и корректирующие упражнения без предметов - основные положения движения головы, конечностей, туловища.

фронтальный опрос

Развитие координационных способностей и ловкости

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

25

26

Баскетбол:

Ведение мяча на месте.

Ведение мяча на месте.

ОРУ и корректирующие упражнения без предметов - основные положения движения головы, конечностей, туловища.

ОРУ и корректирующие упражнения без предметов - основные положения движения головы, конечностей, туловища.

Воспитание чувства соперничества, стремления к победе

Коррекция эмоционально-волевой сферы через формирование умения подчиняться правилам игры

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

27

Подвижные игры.

комплексный

Строевые команды.

ОРУ с предметами.

Подвижные игры соревновательного характера с предметами и без.

Воспитание дисциплинированности чувства соперничества, стремления к победе

Коррекция эмоционально-волевой сферы

снижение дозировки для ослабленных

детей

текущий

II четверть

ГИМНАСТИКА

Количество уроков в четверти: 21 урок, из них: 14 уроков – гимнастика; 7 уроков – подвижные и спортивные игры.

ЗУН учащихся:

Знать: правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями;

Уметь: выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», соблюдать интервал; выполнять исходные положения без контроля зрения; правильно и верно реагировать на сигнал учителя; выполнять опорный прыжок через козла ноги врозь; сохранять равновесие на наклонной плоскости; выбирать рациональные способы преодоления препятствия; лазать по канату произвольным способом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 6 класс

Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физическо...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 5 класс

Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, базисного учебного плана для школ РФ и комплексной программы по физической куль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 8 класс

Рабочая программа по физической культуре для 8-х классов разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Ляха,...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 5 класс

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 6 класс

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 7 класс

Рабочая программа по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...