Ритмическая гимнастика, как третий час урока физической культуры.
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Калуцких Елена Евгеньевна

Ритмическая гимнастика  -  это традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

 

В 1905 году в Женевской консерватории появились курсы музыкальной ритмической гимнастики, которые пользовались большой популярностью у населения. В  1911 году Эмиль Жак-Далькроз создал Институт, в котором преподавали ритмическую гимнастику, обучаться ей мог любой желающий. Уже в 1912 году такие  занятия появились и в России, директором филиала Института музыки и ритма был князь С. В. Волконский, который считал, что ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений.

 

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

 

Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность учащихся улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.

 

Особенностью проведения занятий является преимущественный показ упражнений учителем. Таким образом не тратится дополнительное время на объяснение и на разучивание упражнений. Если учитывать психологические особенности детей, особенно младшего возраста, показанное упражнение воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение. Главная цель преимущественного показа упражнений для учащихся средних и старших классов состоит в увеличении физической нагрузки, уменьшении интервалов отдыха, а также времени, затрачиваемого на объяснение упражнений.

 

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми  препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать  движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве.

 

Упражнения ритмической гимнастики достаточно просты и доступны для любого возраста. Многократное повторение каждого движения в отдельности или сочетание различных упражнений определяют их аэробный характер, который стимулирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обеспечивает нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

 

Весь комплекс ритмической гимнастики можно разделить на 3 части: подготовительная часть, основная и заключительная часть. На подготовительную часть отводится приблизительно 20% от общего времени занятий, на основную часть – 70%, на заключительную – 10% времени. Более подходящая продолжительность одного упражнения 50-60 секунд, что позволяет определить количество упражнений в каждой части и в общем комплексе.

 

Упражнения в подготовительной части ритмической гимнастики помогают разогреть организм для выполнения упражнений в основной части комплекса. Это упражнения на растягивание, разные виды ходьбы на месте или с продвижением, танцевальные элементы. Движения выполняются в медленном темпе с постепенным нарастанием. У разных видов ходьбы ритмической гимнастики есть специальные названия:

 

«Степ-тач» — приставной шаг с касанием. Выполняется в произвольных направлениях с прыжками, поворотами и перемещениями.

«Кросс-степ» — выполняются повороты и перемещения скрестным шагом.

«Марш» — ходьба на месте, высоко поднимая колени.

«Грейн вайн» — скрестные шаги с перемещением влево и вправо.

 

В основную часть комплекса ритмической гимнастики входят более интенсивные упражнения, направленные на развитие мышечных групп. Она состоит их двух частей – аэробной и силовой. Все упражнения в аэробной части выполняются в положении стоя: пружинистые шаги, полуприседы, прыжки, махи, легкий бег, разнообразные движения ногами и руками, сопровождаемые хлопками. В силовой части упражнения выполняются в положении сидя и лежа для разных групп мышц – это повороты, наклоны, махи, отжимание, растягивание мышц.

 

Заключительная часть ритмической гимнастики состоит из упражнений малой интенсивности – на расслабление и дыхание – чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений и помочь восстановиться организму после напряженной физической нагрузки.

 

При занятиях ритмикой большое значение имеет музыка – она стимулирует центральную нервную систему, создает радостное настроение, задает темп. От темпа музыки зависит интенсивность физических упражнений.  Музыка подбирается отдельно для каждого упражнения, а затем составляется комплекс. Упражнения выполняются непрерывно, одно за другим, без остановок.

 

Не следует забывать, что существует ряд противопоказаний к занятиям гимнастикой. К ним относятся в первую очередь хронические заболевания, такие как: сердечная недостаточность, порок сердца, высокое артериальное давление, заболевания почек и печени, нарушение сердечного ритма и другие.

 

Предлагаю рассмотреть примерный комплекс ритмической гимнастики.

 

Подготовительная часть.

 

1. Потягивания. Поднимать руки через стороны вверх и поочередно опускать левую, затем правую руку, сгибая её перед собой в локте.

2. Делаем выпад правой ногой, правой рукой тянемся за ней. Потом в левую сторону.

3. Наклон в сторону и вперед по диагонали, полукруг в левую сторону, выпрямиться. Затем в другую сторону.

4. Руки на поясе, локти вывести вперед, округлив спину, полуприсед на носках, затем расправить плечи, а локти развести в стороны и опуститься на всю ступню.

5. «Степ-тач» — приставной шаг с касанием, в разные стороны и с поворотом на 90 град.

 

Основная часть.

 

6. Шаги на месте 24 счета с переходом в поднимание на носках 24 счета, «Кросс-степ» и вращения рук в локтевых суставах в одну сторону и в другую.

7. Шаги с продвижением вперед: шаг правой ногой, шаг левой ногой в сторону на носок, левая рука вперед-вверх, то же другой ногой, 8 счетов, спиной возвратиться назад, руки в стороны и слегка согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги менять поочередно: правая в сторону – приставить, левая в сторону – приставить.

8. Руки согнуть в локтях, кисти сжать в кулаки. Делая прыжки на месте, выбрасывать поочередно руки вниз, в сторону, вперед и вверх.

9. Руки с гантелями на бедрах. Шаг правой ногой, левая нога на носок, левая рука вперед - вправо. Вернуться назад и выполнить другой ногой и рукой.

10. Руки опустить, сделать полуприсед, согнуть руки в локтях, кисти повернуть к плечам. Затем вернуться в исходное положение. и сделать полуприсед, руки в стороны, вернуться в исходное положение. Упражнение выполнять с напряжением.

11. Ноги вместе, сделать полуприсед, руки с гантелями согнуть в локтях, поднимаясь, отводить руки назад, локтями вверх.

12. Ноги врозь, поднимать прямые руки вперед, кистями вниз.

13. Руки на поясе. Приседать на правой ноге, левую на носок, на 4 счета, затем приседание на двух ногах, разводя колени, на 4 счета, затем приседать на левой ноге, правую на носок.

14. «Степ-тач», чтобы отдохнуть.

15. Встать на левое колено, левую руку на пол, правую ногу на носок, правую руку на пояс – поднимать ногу в сторону 8-12 раз, затем другую ногу;  лечь на левый бок, руку под голову, правой ногой делать махи в сторону, вверх, назад 8-12 раз, затем другой ногой.

16. Лечь на спину, руки в стороны, ноги вверх, левую ногу отвести в сторону, вернуться в и.п. затем правую ногу в сторону. Потом развести обе ноги в стороны. Чтобы отдохнуть, ноги согнуть и прижать их руками к себе, сесть, наклониться вперед, потянуться.

17. Лечь на спину, упор на локти, ступни на ширине плеч. Слегка поднимать таз 16-20 раз, затем стопы вместе – поднимать таз 20 раз. Левая стопа стоит, правую ногу согнуть в колене и положить на левое колено, поднимать таз 15 раз, повторить другой ногой.

18. Лечь на спину, ногу согнуть, затем выпрямить вверх, сделать покачивающее движение, опустить, затем другой ногой. Переход: сесть на правое бедро, левую ногу поднять, взяться за пятку, сделать покачивающее движение, растяжку, повторить  другой ногой.

19. Лечь на спину, ноги согнуть в коленях, ступни на полу, руки за головой. Поднимать голову и плечи, спина прижата к полу.

20. Лечь на спину, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги до прямого угла (ножницы) и опускать обе ноги вместе.

21. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, левую ногу положить на колено правой ноги, руки сцепить за головой. Правым локтем стараться коснуться левого колена 15 раз. Затем, то же левым локтем.

22. Сидя на пятках, руки на колени. Отводить левую руку в сторону, делая круговое движение за рукой, наклоняясь вперед и в сторону. Затем, в другую сторону.

 

Заключительная часть.

 

23. Упражнение «Волна». Выполнять правой рукой круговые движения снизу – вверх – в сторону, то же левой рукой, затем сразу двумя руками.

24. Выпад в сторону правой ногой, потянуться за правой рукой, которой выполнять круговые движения в локтевом суставе, затем в другую сторону.

25. Сделать шаг в сторону правой ногой, а правым плечом круговое движение назад, потом то же левой ногой и рукой. Затем, стоя на месте выполнять круговые движения обеими плечами вперед и назад.

26. Медленно наклонять голову вперед, стараясь отводить подбородок вперед как можно дальше и втягивать его назад.

27. Ноги врозь, руки на коленях, круглая спина, прогибаться в поясничном и грудном отделах позвоночника, мягко переходя из одного положения в другое.

28. Руки поднять через стороны вверх – вдох, плавно опустить – выдох.

 

Этот комплекс дает хорошую нагрузку на все мышцы и стимулирует аэробные процессы в организме.  Можно заменять одно упражнение другим, увеличивать или уменьшать количество повторений.

 

Таким образом, в результате систематических занятий ритмической гимнастикой  улучшается состояние здоровья и улучшаются функциональные возможности организма обучающихся. Занятия способствуют развитию двигательных качеств школьников, повышению работоспособности и двигательной активности, развитию чувства ритма, музыкальности, пластичности, формированию правильной осанки, вместе с этим растет интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмическая гимнастика

как третий час урока физической культуры.

Ритмическая гимнастика  -  это традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

В 1905 году в Женевской консерватории появились курсы музыкальной ритмической гимнастики, которые пользовались большой популярностью у населения. В  1911 году Эмиль Жак-Далькроз создал Институт, в котором преподавали ритмическую гимнастику, обучаться ей мог любой желающий. Уже в 1912 году такие  занятия появились и в России, директором филиала Института музыки и ритма был князь С. В. Волконский, который считал, что ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих поколений.

Ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.

Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность учащихся улучшают осанку, укрепляют опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, формируют умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщают детей к культуре движений, развивают чувства прекрасного, дают возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.

Особенностью проведения занятий является преимущественный показ упражнений учителем. Таким образом не тратится дополнительное время на объяснение и на разучивание упражнений. Если учитывать психологические особенности детей, особенно младшего возраста, показанное упражнение воспринимается и запоминается детьми быстрее и легче, чем его длительное объяснение. Главная цель преимущественного показа упражнений для учащихся средних и старших классов состоит в увеличении физической нагрузки, уменьшении интервалов отдыха, а также времени, затрачиваемого на объяснение упражнений.

Обучение идет по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми  препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать  движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве.

Упражнения ритмической гимнастики достаточно просты и доступны для любого возраста. Многократное повторение каждого движения в отдельности или сочетание различных упражнений определяют их аэробный характер, который стимулирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обеспечивает нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Весь комплекс ритмической гимнастики можно разделить на 3 части: подготовительная часть, основная и заключительная часть. На подготовительную часть отводится приблизительно 20% от общего времени занятий, на основную часть – 70%, на заключительную – 10% времени. Более подходящая продолжительность одного упражнения 50-60 секунд, что позволяет определить количество упражнений в каждой части и в общем комплексе.

Упражнения в подготовительной части ритмической гимнастики помогают разогреть организм для выполнения упражнений в основной части комплекса. Это упражнения на растягивание, разные виды ходьбы на месте или с продвижением, танцевальные элементы. Движения выполняются в медленном темпе с постепенным нарастанием. У разных видов ходьбы ритмической гимнастики есть специальные названия:

«Степ-тач» — приставной шаг с касанием. Выполняется в произвольных направлениях с прыжками, поворотами и перемещениями.

«Кросс-степ» — выполняются повороты и перемещения скрестным шагом.

«Марш» — ходьба на месте, высоко поднимая колени.

«Грейн вайн» — скрестные шаги с перемещением влево и вправо.

В основную часть комплекса ритмической гимнастики входят более интенсивные упражнения, направленные на развитие мышечных групп. Она состоит их двух частей – аэробной и силовой. Все упражнения в аэробной части выполняются в положении стоя: пружинистые шаги, полуприседы, прыжки, махи, легкий бег, разнообразные движения ногами и руками, сопровождаемые хлопками. В силовой части упражнения выполняются в положении сидя и лежа для разных групп мышц – это повороты, наклоны, махи, отжимание, растягивание мышц.

Заключительная часть ритмической гимнастики состоит из упражнений малой интенсивности – на расслабление и дыхание – чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений и помочь восстановиться организму после напряженной физической нагрузки.

При занятиях ритмикой большое значение имеет музыка – она стимулирует центральную нервную систему, создает радостное настроение, задает темп. От темпа музыки зависит интенсивность физических упражнений.  Музыка подбирается отдельно для каждого упражнения, а затем составляется комплекс. Упражнения выполняются непрерывно, одно за другим, без остановок.

Не следует забывать, что существует ряд противопоказаний к занятиям гимнастикой. К ним относятся в первую очередь хронические заболевания, такие как: сердечная недостаточность, порок сердца, высокое артериальное давление, заболевания почек и печени, нарушения ритма сердца и другие.

Предлагаю рассмотреть примерный комплекс ритмической гимнастики.

Подготовительная часть.

1. Потягивания. Поднимать руки через стороны вверх и поочередно опускать левую, затем правую руку, сгибая её перед собой в локте.

2. Делаем выпад правой ногой, правой рукой тянемся за ней. Потом в левую сторону.

3. Наклон в сторону и вперед по диагонали, полукруг в левую сторону, выпрямиться. Затем в другую сторону.

4. Руки на поясе, локти вывести вперед, округлив спину, полуприсед на носках, затем расправить плечи, а локти развести в стороны и опуститься на всю ступню.

5. «Степ-тач» — приставной шаг с касанием, в разные стороны и с поворотом на 90 град.

Основная часть.

6. Шаги на месте 24 счета с переходом в поднимание на носках 24 счета, «Кросс-степ» и вращения рук в локтевых суставах в одну сторону и в другую.

7. Шаги с продвижением вперед: шаг правой ногой, шаг левой ногой в сторону на носок, левая рука вперед-вверх, то же другой ногой, 8 счетов, спиной возвратиться назад, руки в стороны и слегка согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги менять поочередно: правая в сторону – приставить, левая в сторону – приставить.

8. Руки согнуть в локтях, кисти сжать в кулаки. Делая прыжки на месте, выбрасывать поочередно руки вниз, в сторону, вперед и вверх.

9. Руки с гантелями на бедрах. Шаг правой ногой, левая нога на носок, левая рука вперед - вправо. Вернуться назад и выполнить другой ногой и рукой.

10. Руки опустить, сделать полуприсед, согнуть руки в локтях, кисти повернуть к плечам. Затем вернуться в исходное положение. и сделать полуприсед, руки в стороны, вернуться в исходное положение. Упражнение выполнять с напряжением.

11. Ноги вместе, сделать полуприсед, руки с гантелями согнуть в локтях, поднимаясь, отводить руки назад, локтями вверх.

12. Ноги врозь, поднимать прямые руки вперед, кистями вниз.

13. Руки на поясе. Приседать на правой ноге, левую на носок, на 4 счета, затем приседание на двух ногах, разводя колени, на 4 счета, затем приседать на левой ноге, правую на носок.

14. «Степ-тач», чтобы отдохнуть.

15. Встать на левое колено, левую руку на пол, правую ногу на носок, правую руку на пояс – поднимать ногу в сторону 8-12 раз, затем другую ногу;  лечь на левый бок, руку под голову, правой ногой делать махи в сторону, вверх, назад 8-12 раз, затем другой ногой.

16. Лечь на спину, руки в стороны, ноги вверх, левую ногу отвести в сторону, вернуться в и.п. затем правую ногу в сторону. Потом развести обе ноги в стороны. Чтобы отдохнуть, ноги согнуть и прижать их руками к себе, сесть, наклониться вперед, потянуться.

17. Лечь на спину, упор на локти, ступни на ширине плеч. Слегка поднимать таз 16-20 раз, затем стопы вместе – поднимать таз 20 раз. Левая стопа стоит, правую ногу согнуть в колене и положить на левое колено, поднимать таз 15 раз, повторить другой ногой.

18. Лечь на спину, ногу согнуть, затем выпрямить вверх, сделать покачивающее движение, опустить, затем другой ногой. Переход: сесть на правое бедро, левую ногу поднять, взяться за пятку, сделать покачивающее движение, растяжку, повторить  другой ногой.

19. Лечь на спину, ноги согнуть в коленях, ступни на полу, руки за головой. Поднимать голову и плечи, спина прижата к полу.

20. Лечь на спину, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать ноги до прямого угла (ножницы) и опускать обе ноги вместе.

21. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, левую ногу положить на колено правой ноги, руки сцепить за головой. Правым локтем стараться коснуться левого колена 15 раз. Затем, то же левым локтем.

22. Сидя на пятках, руки на колени. Отводить левую руку в сторону, делая круговое движение за рукой, наклоняясь вперед и в сторону. Затем, в другую сторону.

Заключительная часть.

23. Упражнение «Волна». Выполнять правой рукой круговые движения снизу – вверх – в сторону, то же левой рукой, затем сразу двумя руками.

24. Выпад в сторону правой ногой, потянуться за правой рукой, которой выполнять круговые движения в локтевом суставе, затем в другую сторону.

25. Сделать шаг в сторону правой ногой, а правым плечом круговое движение назад, потом то же левой ногой и рукой. Затем, стоя на месте выполнять круговые движения обеими плечами вперед и назад.

26. Медленно наклонять голову вперед, стараясь отводить подбородок вперед как можно дальше и втягивать его назад.

27. Ноги врозь, руки на коленях, круглая спина, прогибаться в поясничном и грудном отделах позвоночника, мягко переходя из одного положения в другое.

28. Руки поднять через стороны вверх – вдох, плавно опустить – выдох.

Этот комплекс дает хорошую нагрузку на все мышцы и стимулирует аэробные процессы в организме.  Можно заменять одно упражнение другим, увеличивать или уменьшать количество повторений.

Таким образом, в результате систематических занятий ритмической гимнастикой  улучшается состояние здоровья и улучшаются функциональные возможности организма обучающихся. Занятия способствуют развитию двигательных качеств школьников, повышению работоспособности и двигательной активности, развитию чувства ритма, музыкальности, пластичности, формированию правильной осанки, вместе с этим растет интерес к занятиям физической культурой и спортом в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

ритмическая гимнастика в школе на уроках физической культуры

1.     Проект предназначен для учителей общеобразовательных и коррекционных школ, родителей, преподавателей педагогического колледжа и всех, кто заинтересован  проб...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ для учащихся 5 - 9 классов в рамках проведения третьего (оздоровительного) урока физической культуры

Подвижные игры на уроках физической культуры применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого отдельного уро­ка, его содержания, в тесной взаимосвязи со всем изучаемым на уроках уче...

Программа третьего часа урока физической культуры. Элементы функционального многоборья для 8-9 классов

Одним из эффективных путей решения проблемы оздоровления и физического развития школьников является включение в программу по физической культуре (в содержание третьего урока) элементов фу...

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...

Рабочая программа третий час урока физической культуры с гимнастической направленностью

Рабочая программа третий час урока физической культуры с гимнастической направленностью...

Статья :Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнасти...