РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
материал по физкультуре на тему

Котов Григорий Владимирович

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

                                                                                                                                        В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_uchetu_svoystv_temperamenta.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА

Экстравертированность

  • побуждение к самоанализу, требование большей сосредоточенности на собственных действиях;
  • требование и контроль за ведением спортивного дневника;
  • стимулирование деятельности с помощью зрителей, введения помех;
  • ограничение общения во время соревнования;
  • поощрение склонности легко ориентироваться в   тактических ситуациях;
  • использование предрасположенности к лидерству;
  • опора на уверенность в себе, эмоциональную устойчивость;
  • сокращение периода начального обучения технике и увеличение периода ее совершенствования;
  • повышение интереса и систематический контроль при отработке техники за счет введения элементов риска;
  • повышение психического напряжения перед стартом.

Интровертированность

  • побуждение к оказанию помощи товарищам на занятиях и сотрудничеству в анализе средств тренировки и итога соревнования;
  • стимулирование деятельности в условиях отсутствия внешних помех и путем выполнения задания на оценку;
  • обучение различным вариантам идеомоторной тренировки;
  • поддержание интереса к занятиям за счет упражнений, требующих глубокой внутренней сосредоточенности;
  • увеличение периода начального обучения технике и сокращение периода ее совершенствования за счет различных вариантов;
  •  исключение воздействий в форме запретов;
  • аргументированное доказательство правильности тренировочных режимов;
  •  упражнения на повышение самооценки и помехоустойчивости;
  •  понижение психического напряжения перед стартом;
  • опора на развитый самоконтроль, склонность к предварительному планированию действий и тактическому прогнозированию;
  • опора на устойчивость этических принципов и нормативных представлений.

Импульсивность

  • воздействие убеждением;
  • требование выполнять все задания при любых условиях;
  • побуждение к систематическому анализу причин поведения;
  • опора на решительность в напряженных ситуациях.

Тревожность

•  удерживание от чрезмерной траты энергии;

•  мягкое, тактичное обращение перед стартом

•  дозирование мотивация участия в соревнований

•  обеспечение надежности страховки, снижение риска паи обучении

•  стимулирование смелых действий в состоянии готовности

•  предпочтение воздействием похвалой

•  снижение значимости соревнования

  • обязательное обучение методам саморегуляции состояния.

Не тревожность

  • проведение занятий с высокой нагрузкой;
  •  повышенная требовательность и контроль за заданиями;
  • проведение занятий в условиях риска, неожиданных помех;
  • повышение интереса к изучению новых упражнений;
  • поощрение проявления самостоятельности и инициативности;
  • дополнительное стимулирование перед стартом;
  • воздействие не только похвалой, но и порицанием;
  • опор на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в горячей обстановке;

Эмоциональная возбудимость

  • регулирование уровня притязаний;
  •  деликатность, исключение резких замечаний;
  • ограничение излишних впечатлений;
  • обязательное обучение методам самоконтроля эмоций;
  • понижение психического напряжения перед стартом;
  • учет склонности к тщательности в работе и повышенной чувствительности анализаторов;
  • опора на способность повышать уровень функционирования деятельности в ответ на слабые внешние и внутренние воздействия.

Эмоциональная    не возбудимость

  • специальная дополнительная работа по развитию чувствительности анализаторов;
  • включение в тренировку соревновательной мотивации;
  • воздействие порицанием;
  • систематический контроль за отработкой деталей техники;
  • повышение психического напряжения перед стартом;
  • опора на эмоциональную устойчивость к стрессовым факторам.

Ригидность

  • изменение на тренировках места и условий выполнения упражнений;
  • частая смена и разнообразие упражнений;
  • требование и стимулирование идеомоторики;
  • побуждение к использованию в соревновании "коронных" приемов, средств ведения борьбы;
  • моделирование условий предстоящих соревнований на тренировках;
  • учет склонности к длительному, но прочному образованию двигательных навыков;
  • опора на способность к высокой концентрации и устойчивости внимания;
  • опора на устойчивость образов восприятия, представлений эмоциональных реакций, системы мотивов поведения и образа жизни.

Пластичность

  • варьирование условий всей спортивной деятельности;
  •  обязательность разминки перед выполнением упражнений;
  • требование дополнительного повторения упражнений для закрепления двигательных навыков;
  • побуждение к овладению и использованию разнообразных приемов и способов ведения борьбы на соревновании;
  • учет легкости приспособления к изменяющимся условиям жизни и деятельности;
  • учет склонности к изменению своих решений и влечений;
  • обучение навыкам самоконтроля речи и проявления чувств;
  • опора на способность к высокому переключению и распределению внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психологической подготовки спортсмена-единоборца

В данной статье рассматривается методика психологической подготовки, которую можно использовать при проведении занятий единоборствами, а также для самостоятельной подготовки спортсмена. Материал...

Психологическая подготовка спортсмена как фактор формирования спортивного характера

Психологическая подготовка спортсмена начинается с первых шагов в спорте. Ранняя психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному, нередко монотонному, многолетнему и нестанд...

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Предлагаю Вашему вниманию статью, предназначенную для молодых педагогов по физической культуре, а так же тренерам-преподавателям для подготовки молодых спортсменов, а так же учащихся школы для участия...

Индивидуализация подготовки спортсменов ССУЗов с учетом свойств темперамента.

Спортивная психология 21 века - это прежде всего психология,обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте.Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте , нужно создать...

Психологическая подготовка спортсмена по стрельбе из лука

Психический аспект стрельбы из лука обычно рассматривается намного позже, чем следовало бы. Очевидно, что психический подход изменяется в зависимости от уровня подготовки; однако стрелок должен ...

Психологическая подготовка спортсмена к соревновательной деятельности

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности...

Программно-методическое обеспечение подготовки спортсмена-единобрца (на примере дополнительной образовательной программы спортивной подготовки по всестилевому каратэ)

Установлено, что проблемы управления спортивной формой в спорте во многом связаны с рациональным выбором параметров объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Представлено программно-методическое ...