Методическая разработка "Использование иглбола в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ".
методическая разработка по физкультуре на тему

Скакунова Наталья Ивановна

"Иглбол помощник наш, сейчас сделает массаж..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

«Иглбол – помощник наш,

сейчас сделает массаж»

Инструктор по физической культуре

Скакунова Наталья Ивановна

 Вилючинск

2016 г

Содержание:

  1. Введение……………………………………………………

3

  1. Основная часть…………………………………………….

6

  1. Заключение…………………………………………………

9

  1. Список использованной литературы……………………..

11

Приложения………………………………………………...

12

Введение.

Все мы мечтаем вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.

Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности, формирование основных двигательных навыков: ходьба, бег, прыжки, воспитывается осанка, умение управлять своим телом.

Именно в этом возрасте ребёнок ценит движение, как способ самовыражения, способ познания окружающего мира, получая огромное удовольствие от новых умений и навыков.

Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему-то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие  мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, не могут залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловить и бросать мяч.

Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Массаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивает, оказывает общеукрепляющее воздействие на детский организм. Упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.

В настоящее время большое внимание уделяется игровому массажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики и лечения различных заболеваний. В результате регулярных занятий массажем здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Детский игровой массаж оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Укрепляя организм и содействуя общему развитию, массаж помогает предупредить заболевания.

Одно из направлений массажа, является самомассаж, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при понимании важности и значимости оздоровительной работы с детьми. Ребёнок удивительно пластичен и восприимчив, поэтому так важен серьёзный и ответственный подход ко всему, что касается его здоровья.

В связи с тем, что многим детям присуще отставание в развитии двигательной деятельности, которое характеризуется плохой общей координацией движений, снижением скорости и ловкости выполнения дозированных упражнений на физкультурных занятиях, движений со словесными инструкциями, возникла необходимость развития мелкой моторики рук.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что основой развития каждого человека является двигательная активность, чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию крупной и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Когда мы говорим о крупной и мелкой моторике, мы подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека.

Новизна работы состоит в том, что при наличии в современном дошкольном образовательном учреждение достаточно большого количества детей ослабленных, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, массаж с иглболом, как средство укрепления физического и психического здоровья не используется.

Практическая значимость работы заключается в создании картотеки игр и  упражнений с иглболом, в методических рекомендациях родителям по использованию массажных мячей, возможности применения его в повседневной практике любого педагога дошкольного учреждения.

Цель:

Развитие мелкой моторики, оказание общеукрепляющего воздействия на функциональные системы ребенка посредством игрового массажа с иглболом.

Задачи:

  • обучать навыкам элементарного массажа рук, ног и др. с помощью массажного мяча;
  • способствовать нормализации тонуса и эластичности мышц для повышения работоспособности;
  • использовать массажные упражнения  с иглболом  для профилактики и коррекции плоскостопия;
  • вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в игровых упражнениях с иглболом;
  • формировать привычку к здоровому образу жизни.

Основная часть.

Массаж давно и прочно вошел в нашу жизнь. Он не только помогает расслабиться, снять стресс и напряжение, но и обладает профилактическим и лечебным действием. Его целительная сила известна ни одно столетие.

Иглбол  представляет собой шарик диаметром 65 мм с закругленными атравматичными шипиками. Мячи изготовлены из высококачественного медицинского материала. Такой массажер может использовать не только профессионал, но и каждый желающий. Массажер – иглбол не просто игрушка, а изделие медицинского назначения, прошел технические, токсикологические, клинические испытания и имеет Регистрационное удостоверение  Росздравнадзора и Сертификат соответствия.

Мячи медицинские применяют для массажа рефлексогенных зон (реабилитация после травм и операций, развитие мелкой моторики; профилактика и лечение плоскостопия; стимуляция и релаксация мышечных тканей, улучшение кровообращения), лечения и профилактики сколиоза, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. При использовании массажных мячей повышается мышечный тонус, уменьшается венозный застой и ускоряется капиллярный кровоток, улучшается функционирование периферической и центральной нервной системы.

Еще в древности, в Китае  были распространены упражнения с каменными и металлическими шарами, а в Японии – с грецкими орехами.

Его можно катать по рукам и ногам, ладошкам и стопам, по спине, можно сжимать, бросать... Качественные красивые мячики понравятся любому ребенку, ведь с ними можно придумать множество интересных развивающих игр от активных до  пальчиковых…

Упражнения и игры с иглболом относятся к здоровьесберегающим и лечебно-профилактическим мероприятиям.

Как же можно его применять?

В своей работе основным направлением выбрала массаж рук: для улучшения кровообращения в руках, повышения чувствительности кожи на ладонях и развития мелкой моторики.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые доказали, что около трети всей площади двигательной зоны коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Что дает основание рассматривать кисть руки как «орган речи», также  моторика рук взаимодействует с мышлением и вниманием, координацией движений и наблюдательностью, двигательной и зрительной памятью.

При проведении массажа используем следующие приемы:

  • поочередно сжимать и разжимать мяч в руках;
  • перекатывать его с разной интенсивностью, то на одну, то на другую руку;
  • проделывать кругообразные движения от середины руки до кончиков пальцев;
  • прокатывать мяч на твердой поверхности с различной силой нажима и др.

Упражнения с массажными мячиками:

«Печем пирожки»,«Колобок», «Мячик», «Ежик» и др. (Приложение №1)

Второе направление - массаж стоп:

 Поколю я вас немножко, чтоб здоровы были ножки.

Наши стопы имеют  много нервных окончаний, каждая из которых отвечает за определенный орган, поэтому чрезвычайно полезно осуществлять регулярный массаж. Надавливание резиновых иголок массажного мячика на стопы восстанавливает чувствительность нервных окончаний, снимает напряжение мышц, усиливает кровообращение, ускоряет обменные процессы, способствует профилактике плоскостопия.

Основные приемы для массажа стоп:

  • поочередно прижимать стопами массажный мяч к полу;
  • катать то левой, то правой ногой, от пальцев к пятке и наоборот;
  • зажимать аккуратно стопами, держать несколько мгновений и отпускать и т. п.

Комплекс упражнений для проведения полноценного массажа, задействующего нервные окончания и глубокие мышечные структуры стоп. (Приложение №2)

Кроме массажа рук и стоп проводим массаж и других частей тела. (Приложение №3)

 Упражнения с мячом иглболом использую при проведении  утренней гимнастики, ОРУ на физкультурном занятии, в малоподвижных играх, физкультурных досугах.

Основные принципы работы с массажными мячами соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Заключение.

     Для того чтобы сформировать у ребенка хорошую привычку регулярно выполнять массаж, это занятие должно нравиться ему и доставлять удовольствие. Обучение детей массажным приемам проходят в игровой форме. Применяется музыкальное сопровождение, стихотворные формы. Игровой массаж развивает фантазию детей, они ярко представляют бегущего ежика или бредущего по лесу медведя. Способствует массаж и сенсорному развитию, во время игрового массажа ребенок воспринимает голосовые интонации, музыкальный ритм, текстовое содержание, развивает память малышей, они быстро запоминают песенки и стихи.

      Овладеть приемами массажа с иглболом может каждый.  Не требуется особой подготовки, используется во всех видах деятельности. Массаж служит средством приобщения детей к здоровому образу жизни. Благодаря регулярным занятиям массажем укрепляется физическое здоровье детей, ускоряется умственное развитие. Поэтому важно, чтобы занятия массажем проводились регулярно и стали хорошей привычкой. 

Полученные результаты:  предложенные упражнения помогают развивать мелкую моторику рук и речь ребенка, кисти рук приобретают подвижность, гибкость, что непосредственным образом помогает в дальнейшей работе по физическому развитию детей при работе со спортивным инвентарем.

     Достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия с родителями, медперсоналом, педагогами и другими специалистами дошкольного образования.

Упражнения с иглболом можно также использовать как часть занятия, проводимого логопедом или воспитателем.

В целях  повышения уровня компетентности педагогов  был проведен мастер-класс по использованию иглбола в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности.

Были наглядно представлены правила и приемы работы с массажными мячиками.

Родители, как правило, придают развитию мелкой моторики развлекательный характер, как обучающий и развивающий вид деятельности часто неправомерно и ошибочно считают  второстепенным. Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!

В связи с этим даны практические советы родителям, которые оформлены в папках-передвижках с консультациями по оздоровлению детей, памятками-рекомендациями и картотеками игр. (Приложение №4). Создана фотовыставка «Сам себе массажист».

Использование массажных мячей позволяет нам играть с детьми, и…

«играя – оздоравливать  их,

 играя - воспитывать,

 играя - развивать,

 играя – обучать».

Список использованной литературы:

  1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке: Массаж для пальчиков: Для детей 2-4 лет. «Карапуз», 2013.
  2.  Доскин В.П., Голубева А.Г. Растим детей здоровыми «Мозаика-синтез», 2014. 
  3. Ермакова  И. А. Развиваем мелкую моторику малышей, «Литера», 2012.
  4. Красикова И. С. Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет.  «Корона принт», 2013.
  5. Максимова А. Детский массаж. «Феникс», 2016.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду./Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В.«Мозаика-Синтез», 2016.
  7. Серебрякова М. Л. Массажики -сказки и веселые раскраски. «Генезис», 2012.
  8. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации, - М.:Мозаика-Синтез,  2014

ПРИЛОЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 5-7 классов "Мы выбираем здоровье"

Методические разботки для работы с учащимися 5-7 классов: программа по пропаганде ЗОЖ, праздник, познавательно-игровая программа, конкурс, анкетирование....

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в период дистанционного обучения

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью вовлечение всех субъектов образовательного пространства к занятиям физической культурой и спортом в период дис...

Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных праздников для детей дошкольного возраста

laquo;Береги здоровье смолоду» – это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребѐнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого п...