Рабочая программа по физической культуре 1 класс (ФГОС ОВЗ)
рабочая программа по физкультуре на тему

Репина Галина Андреевна

Рабочая программа по физической культуре 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx48.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

1 класс

Вариант 1

Составитель: Репина Галина Андреевна

учитель по физической культуре

первой квалификационной категории

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая учебная программа  по предмету «Физическая культура» составлена на основе: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Учебного плана образовательного учреждения и реализует Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования.  Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Программа по курсу «Физическая культура» разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ и  направлена на разностороннее развитие личности учащихся.

На изучение предмета в подготовительном первом классе отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). Программа может быть изменена, скорректирована в процессе обучения в зависимости от психофизических возможностей учеников с легкой степенью умственной отсталости, от степени восприятия детьми учебного материала, в случае карантина или других чрезвычайных обстоятельств. Рабочая программа не предусматривает использование  учебника.

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Целью  программы является всестороннее развитие личности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Разнородность состава учащихся первого класса по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:

  • коррекция нарушений физического развития;
  • формирование двигательных умений и навыков;
  • развитие двигательных способностей в процессе обучения;
  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
  • воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

  • обогащение чувственного опыта;
  • коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
  • формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход. Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Оценка по предмету «Физическая культура» в первом классе не ставится, только поощрение и стимуляция работы учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении  учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  1. Личностные результаты:
  •  формирование представлений о собственных возможностях;
  •  формирование представления о себе;
  •  формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
  •  формирование социально-значимых мотивов учебной деятельности;
  •  формирование эстетических потребностей, чувств;
  •  формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
  •  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  •  формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2.  Предметные результаты по курсу «Физическая культура» включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.

Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Данная программа предполагает 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Основным критерием предметных результатов является изменение результатов двигательных действий при сдаче тестов в конце учебного года.

Минимальный уровень

Теоретические сведения:

  • Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
  • Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием;
  • Элементарные представления об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость).

Практический материал:

  • Уметь выполнять простые инструкции учителя;
  • Иметь представление о видах двигательной деятельности;
  • Уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя;
  • Овладение начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания.

 Достаточный уровень

Теоретические сведения:

  • Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
  • Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием;
  • Иметь представление о показателях развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
  • Правила повеления и техники безопасности на уроке;
  • Знания о важности выполнения разминки;

Практический материал:

  • Уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции;
  • Уметь выполнять комплекс упражнений самостоятельно;
  • Уметь: выполнять упражнения для разминки; сочетать дыхание с движение во время бега; держать постоянный темп в беге; пробежать от 300 до 500 м без остановки.

Содержание курса «Физическая культура».

Содержание курса «Физическая культура» как учебного предмета для первого класса отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Учебный материал, в данных разделах, располагается «от простого к сложному» и в достаточной степени, представляют основы физического воспитания необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Осанка. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

ГИМНАСТИКА.

Теоретические сведения: Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал:

Построения и перестроения. Построение в одну шеренгу, равнение по линии. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание в шеренге на вытянутые руки. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Выполнение команд: «Сесть!», «Встать!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!»

Упражнения без предметов: Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Дыхательные упражнения  и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.

Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 1 кг).

Лазания и перелезания. Лазание вверх-вниз по гимнастической стенке.   Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку.  Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (толкание мяча).

Висы. В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.

Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начерченной линии.

Элементы акробатических упражнений. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. Стойка на лопатках.

 Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений. Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.

Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе, беге,

прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие

о        начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств, средствами легкой атлетики.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя.

Бег. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость до 30 метров. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт.

Прыжки. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину и высоту с шага.

Метание. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из -за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание мяча с места в цель.

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.

 Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений. Игры «Снайпер», «К деду морозу в гости».

Практический материал:  Теоретические сведения. Подвижные игры. Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. Выполнение строевых команд. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. Ходьба ступающим шагом. Скользящий шаг без палок и с палками. Прогулки на лыжах. Игра «Снайпер», «К деду морозу в гости».

ИГРЫ.

Теоретические сведения: Элементарные сведения о поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).

Практический материал:

Подвижные игры: «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок».

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики».

Игры с бегом, прыжками, лазанием: «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У медведя во бору», «Пусто место».

Игры с построениями и перестроениями: «Становимся в шеренгу», «По местам», «Слушай сигнал»,  «Солдатики», «Кто быстрее из круга».

Игры с бросанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».

Календарно-тематическое планирование

1 четверть –  24 часа

Содержание

учебного материала

Количество часов

Дата проведения

Раздел программы «Знания о физической культуре»

1

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность.

Подвижные игры.

1

2

Физическая нагрузка и отдых. Осанка. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

Подвижные игры.

1

Раздел программы «Лёгкая атлетика»

3

Теоретические сведения. Подвижные игры.

1

Ходьба

4

Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки.

1

5

Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову.

Ходьба с изменением скорости.

1

6

Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба в чередовании с бегом.

1

Бег

7

Бег на месте с высоким подниманием бедра.

1

8

Бег с высоким подниманием бедра.

1

9

Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.).

1

10

Медленный бег.

1

11

Чередование бега и ходьбы.

1

12

Высокий старт.

1

13

Быстрый бег на скорость до 30 метров.

1

Прыжки

14

Прыжки с ноги на ногу на отрезках.

1

15

Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны.

1

16

Прыжки с высоты с мягким приземлением.

1

17

Прыжки в длину с места.

1

18-19

Прыжки в длину и высоту с шага.

2

Метание

20

Метание колец на шесты.

1

21

Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.

1

22

Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену.

1

23

Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы.

1

24

Метание мяча с места в цель.

1

Календарно-тематическое планирование

2 четверть – 21 час

Содержание

учебного материала

Количество часов

Дата проведения

Раздел программы «Гимнастика»

1

Теоретические сведения. Подвижные игры.

1

Построения и перестроения. Упражнения без предметов.

2

Построение в одну шеренгу, равнение по линии. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.

1

3

Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Дыхательные упражнения.

1

4

Размыкание в шеренге на вытянутые руки. Упражнения для формирования правильной осанки.

1

5

Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Комплекс  общеразвивающих упражнений.

1

6

Выполнение команд: «Сесть!», «Встать!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!

Комплекс  корригирующих упражнений.

1

Упражнения с предметами. Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений.

7

Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Комплекс упражнений с гимнастическими палками.

1

8

Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Комплекс упражнений с флажками.

1

9

Построение в круг по ориентиру. Комплекс упражнений с малыми обручами.

1

10

Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Комплекс упражнений с малыми мячами.

1

11

Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Комплекс упражнений с большим мячом.

1

12

Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Комплекс упражнений с набивными мячами (вес 1 кг).

1

Лазания и перелезания

13

Лазание вверх-вниз по гимнастической стенке.

1

14

Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. 

1

15

Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (толкание мяча).

1

Висы

16

В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног.

1

17

Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.

1

Равновесие

18

Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении.

1

19

Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начерченной линии.

1

Элементы акробатических упражнений

20

Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны.

1

21

Стойка на лопатках.

1

Календарно-тематическое планирование

3 четверть – 33 часа

урока

Содержание

учебного материала

Количество часов

Дата проведения

Раздел программы «Лыжная подготовка»

1

Теоретические сведения. Подвижные игры.

1

2-4

Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж.

3

5-6

Выполнение строевых команд.

2

7

Ходьба на месте с подниманием носков лыж.

1

8-11

Ходьба приставным шагом.

4

12-16

Ходьба ступающим шагом.

5

17-21

Скользящий шаг без палок.

5

22-26

Скользящий шаг с палками.

5

27-31

Прогулки на лыжах.

5

32

Игра «Снайпер».  

1

33

Игра «К деду морозу в гости».

1

Календарно-тематическое планирование

4 четверть – 21 часа

Содержание

учебного материала

Количество часов

Дата проведения

Раздел программы «Игры»

1

Теоретические сведения. Подвижные игры.

1

2

Подвижные игры «Отгадай по голосу», «Карусели».

1

3

Подвижные игры  «Что изменилось?», «Волшебный мешок».

1

4

Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Салки маршем», «Повторяй за мной».

1

5

Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Веревочный круг», «Часовые и разведчики».

1

6

Игры с бегом, прыжками, лазанием «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?».

1

7

Игры с бегом, прыжками, лазанием «У медведя во бору», «Пусто место».

1

8

Игры с построениями и перестроениями «Становимся в шеренгу», «По местам».

1

9

Игры с построениями и перестроениями «Слушай сигнал»,  «Солдатики», «Кто быстрее из круга».

1

10

Игры с бросанием «Охотники и утки».

1

11

Игры с бросанием «Кто дальше бросит?».

1

Раздел программы «Лёгкая атлетика»

12

Бег с высоким подниманием бедра.

1

13

Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.).

1

14

Высокий старт.

1

15

Быстрый бег на скорость до 30 метров.

1

16

Прыжки с высоты с мягким приземлением.

1

17

Прыжки в длину с места.

1

18

Прыжки в длину и высоту с шага.

1

19

Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.

1

20

Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы.

1

21

Метание мяча с места в цель.

1

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 

Мячи (малые, большие, волейбольные), гимнастические скакалки, обручи малые, гимнастические палки, флажки, мешочки с песком, набивные мячи (1 кг), гимнастические маты, баскетбольные кольца, комплекты лыж, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, плакаты, секундомер.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

1. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно – развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. –М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр

«Академия», 2002.

3. Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.

4. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.

  1. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
  2. Матвеев А.П. Учебник для 1 класса «Физическая культура». - М.: Издательство «Просвещение», 2011.

 7. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 5 класса

Программа разработана как дипломный проект на курсах повышения квалификации....

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС 5 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии  с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом Прим...

Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 5 класс

Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...

Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 6 класс

Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...

Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 7 класс

Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...

Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 8 класс

Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 7 класса.

Методическая разработка. Разработана программа по  физической культуре по ФГОС с элементами тег -регби....