«Мотивация учебной деятельности на уроках физической культуры»
методическая разработка по физкультуре на тему

Занятия физкультурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_k_zanyatiyam_fiz-roy.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению.

Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физкультурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни.

Занятия физкультурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся. Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка. Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физкультурой в свободное время.

Мы, учителя физкультуры, должны развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физкультурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физкультуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитыми.

Мотивы занятий физкультурой условно делят на общие и конкретные. К первым можно отнести желание школьника заниматься физкультурой вообще, чем же заниматься конкретно – ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. Одним нравится гимнастика, другим легкая атлетика, третьим – вольная борьба.

Мотивы посещения уроков физкультуры у школьников тоже разные: те, кто доволен уроками ходят на них ради своего физического развития и укрепления здоровья, а те, кто не удовлетворен уроками физкультуры (в основном девочки), посещают их ради отметки и чтобы избежать неприятностей из-за прогулов.

Мотивы занятий физкультурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов:

1) Самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья).

2) Самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.)

          3) Подготовка себя к труду и службе в армии.        

4)Удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.)

Большая роль в развитии потребности к самостоятельным занятиям физкультурой принадлежит родителям. Статистика показывает, что при высоком уровне понимания родителями роли физкультуры в жизни детей 38% последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а при низком уровне понимания родителями роли физкультуры таких детей оказалось только 16%.

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физкультурой, но делают это иногда, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей учителя физкультуры является сделать эти занятия регулярными. А это может

осуществиться только в том случае, если у школьников будет сформирована привычка к физической нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Интерес учащихся к самостоятельному систематическому выполнению физических упражнений будет стимулироваться и в том случае, если учитель обеспечит постоянный контроль за тем, выполняют школьники дома физические упражнения или нет. Этот контроль иногда оказывается даже действеннее, чем контроль родителей, так как авторитет учителя для школьников часто весомее слов и увещеваний родителей.

Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить к учению умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней.

Цель поставленная учителем должна стать целью ученика, между мотивами и целями существует весьма сложные отношения. Наилучший путь движения – от мотивов к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.

        В обновленном традиционном обучении речь идет об изменении характера учения, что предполагает изменение позиции ученика. А суть изменения заключается в том, что у учащегося будет не только мотив – потребность быть субъектом, но и появится потребность – мотив изменить себя, быть другим завтра, чем сегодня. У него выращивается внутренний мотив, и формирование мотивации учения должно строится, на мой взгляд, через три следующие способности:

1) хочу, т.е. это моя потребность – мотив;

2) хочу, т.е. это я умею делать;

3) надо, т.е. это мне нужно знать.

Формирование этих способностей, по сути, есть содержание мотивации, следовательно, шаги ее формирования.

        

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Лысые Горы Саратовской области»

Сообщение на тему:

«Мотивация учебной деятельности на уроках физической культуры»

                                                                                 Подготовил учитель    

                                                                                   физической культуры

                                                                                               Максим Павлович Максимов

2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий как способ повышения мотивации у учащихся к урокам физической культуры и спорту.

Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от лично...

"Самообразование и самореализация учащихся - залог повышения мотивации в обучении на уроках физической культуры"

Презентация, в которой рассказазывется о повышении мотивации учащихся на уроках физической культуры с помощью самообразования и самореализации....

Мотивация к ЗОЖ через уроки физической культуры

Развитие интереса и привлечение обучающихся к спорту...

"Мотивация познавательной деятельности учащихся средствами физической культуры"

Физическая культура - это универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия. Она не требует дорогостоящих лекарств или процедур. Успешность требует лишь воли и стре...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....

Способы активизации учебной деятельности на уроках физической культуры.

Активные формы и методы обучения стимулируют деятельность учащихся при выполнении всех этапов усвоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом хар...

Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...