Роль народных игр в формировании личности обучающихся
статья по физкультуре на тему

Многие забытые народные игры, традиции необходимо возрождать для того ,чтобы формировать гражданина своей Отчизны, грамотного профессионала- человека, способного направить свои силы, ум, знания и навыки на процветание родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время уделяется большое внимание формированию здорового образа жизни уже с детских лет и в начальной, а затем и в средней школе учащиеся должны стремиться к самоутверждению. Понимать, что культура здорового образа жизни помогает культуре межнациональных отношений. Это особенно важно, для нашей многонациональной страны.  В первую очередь - толерантное отношение к культурам других народов, что помогает сблизится детям разных национальностей, живущих на одной земле. Это помогает любить и охранять родную природу, что вызывает чувство гордости за родной край, за его героическое прошлое и желание жить и трудиться на благо своей страны.

  Важная задача стоит перед учителями: формировать гражданина своей Отчизны, грамотного профессионала- человека, способного направить свои силы, ум, знания и навыки на процветание родного края. И в этом – прекрасным подспорьем для учителей физкультуры являются традиции народной физической культуры- это игры, забавы, различного рода соревнования и виды борьбы. При грамотном отношении к возрождению народных игр и забав воспитывается интерес к прошлому, к истории. Все это требует разработки современных учебных программ нового поколения, отвечающих сегодняшним требованиям.

  На уроках физической культуры и во внеклассной работе должны преобладать подвижные игры. Это позволяет учителю знакомить детей с народными играми, формировать патриотические чувства. Дети знакомятся с играми других народов. Играют с удовольствием, что дает возможность воспитывать учащихся на национальных традициях, знать и уважать культуру других народов. Поэтому важными принципами формирования здорового образа жизни являются интерокультурность, то есть сосуществование различных культур народов, населяющих нашу Родину, а также  демократизация и гуманизация воспитательного процесса, что предусматривает равные права всех участников воспитательного процесса.

  Лето- пора каникул и детского отдыха. Во многих семьях детвора активно «загорает» у экранов компьютеров. К сожалению редко увидишь стайку ребят,  играющих в шумные, подвижные игры: казаки-разбойники, прятки, выбивалки, догонялки. Очень популярны были игры с мячом.  

Народная мудрость гласит, что без здоровья нет и счастья. Если человек здоров- он и весел, и красив, и силен, и вынослив, и смел.

Поэтому очень важно детям знать, как сберечь свое здоровье на долгие годы. В Крыму существует особенная потребность в возрождении народных традиций физического воспитания. Нынешняя этнографическая ситуация в России, в Крыму характеризуется возрастанием национальной самоосведомленности населения. Повышением интереса до истоков традиций своего народа. И сейчас из различных форм обучения свою нишу может занять опыт народов, накопленный поколениями с учетом местных обычаев и обрядов.

  Народные традиции физического воспитания на протяжении веков впитывали в себя многогранные идеи, которые господствовали в разные эпохи. Через призму учения и внедрения в жизнь народных традиций можно узнать историческую судьбу страны и духовный настрой ее народа. Возрождение национальной осведомленности детей и подростков, ребят с культурными обычаями и обрядами народов Крыма. Народные игры никогда не стареют. Всегда были в почете у сельской детворы. В них заложен неисчерпаемый воспитательный потенциал. движения и слова органично связаны.

  Игры развлекают и физически закаливают детей, способствуют сообразительности, прыгучести, скорости, реакции. Кроме этого воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь и дисциплина.

      Выдающийся крымско-татарский просветитель и педагог Исмаил Гаспринский (1851-1914г) высоко ценил роль игр, он утверждал, что в игре можно познать характер и наклонности ребенка. Он считал, что игра должна соответствовать возрасту, силам ребенка. Играя, дети познают мир, а в некоторых имитируют различные трудовые процессы: « А мы просто сеяли»,  «Огурчики», «Мак» и т.д.

   А особенно ценны, по мнению Гаспринского, игры вызывающие у детей положительные эмоции, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, желание и умение помогать другому в трудных ситуациях. Вместе с тем. Он предупреждал. Что наряду с хорошими играми могут быть и вредные игры, вырабатывающие грубость и недоброжелательность.

Гаспринский осуждал применение в играх грубой силы, употребление непристойных выражений, считал недопустимым крик и раздражительность.

Так в прощенном варианте происходит заинтересованность в работе, а с помощью слов- любовь к труду.

   Игры, которые сформировались под влиянием национально-освободительных войн. Содержат в сюжете боевой и патриотический характер-они закладывают основы любви к своей истории, чувства патриотизма. Людской твердости. Патриотизм в народных играх объединяет прошлое и настоящее. Формирует у детей желание  «ничего родного не отдавать, ничего не бояться»

Забыта и игра «Джамбул». Играющие делятся на две команды (от 4 и более человек), посреди площадки мелом рисуют большой треугольник и обводят его уголки, в середине рисуют кружок (получаются 4 кружка). Четыре плоских камешка гальки складывают друг на друга в середине треугольника. Команды становятся с двух сторон от треугольника на расстоянии нескольких метров. Начинает игру ведущая команда. Один из игроков бьет мячом по столбику галек и рассыпает их. Потом бежит. Ловит мяч и начинает охотится за игроками из противоположной команды, которые пытаются подбежать к нарисованному треугольнику и быстро разложить разбросанные гальки по кружочкам в треугольнике.  «Охотник» должен выбивать их мячом из игры. Пока они не успели разложить гальки. Если успел и не получил мячом по спине, значит твоя команда выиграла. Если не успел. Значит выбываешь из игры. А «охотник» снова складывает гальки в центре треугольника, бьет и рассыпает их мячом и начинает «охоту» за следующим участником противоположной команды . И так пока не выбьет всех из противоположной команды. Если кто-то успевает разложить гальки по кружкам и остается не выбитым  из игры, вся его команда кричит «джамбул», потом команды меняются местами.  Это шумная игра, привлекает много болельщиков.

Есть еще, некогда очень популярная  в Крыму борьба «Куреш» была незаслуженно забыта и исключена из перечня развивающихся и культивируемых видов спорта. История развития борьбы «куреш» насчитывает не одно тысячелетие . Великий восточный ученый и мыслитель Авиценна писал, что занятия «куреш» являются одним из лучших способов поддержки здоровья тела и духа. Исторические документы доказывают, что этому виду борьбы тюрко-язычных народов-три тысячи лет. Практически столько, сколько эти народы живут и помнят себя. Лучше всего этот вид развивается в Татарстане. Башкортостане, Узбекистане.

В Крыму раньше в каждом селении были свои силачи. Они пользовались уважением и ставились в пример подросткам, так как были наделены силой, упорством. Усердием. Состязания проводились по различным возрастным группам. Победителей ждали призы и подарки.

  Проводились состязания с благотворительной целью. Так, четвертого июля 1906 года на набережной Алушты собрались с целью сбора пожертвований для малоимущих. Добропорядочность, мужество, храбрость, милосердие по отношению к сопернику, справедливость, честность и гуманизм- это те качества, которые воспитывает этот вид спорта. Таковы условия и критерии состязаний борьбы «куреш». Борьба проводится с поясами, но правила близки к системе проведения классической борьбы.

В Крыму об этом виде спорта вспоминают и используют в виде развлечения на праздниках. В России уже несколько лет проводится международный турнир по татаро-башкирской борьбе «куряш»

Крымско-татарская борьба «Куреш»- это национальная борьба. Национальный вид спорта, поэтому нуждается в государственной поддержке наравне с другими видами спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль проектной методики в формировании личности, способной к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

среди множества современных инновационных педагогических подходо, особое место занимает метод творческих проектов, который значительно расширяет возможности для развития ребенка на основе личностно- о...

Роль учителя-дефектолога в формировании личности неслышащих выпускников школы

Выступление на педагогическом совете из личного опыта учителя-дефектолога...

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся.

Роль классного руководителя в воспитании и формировании личности обучающихся. 8 простых шагов или небудничные будни классного руководителя. Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаю...

Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся

В данной работе ставится цель обобщить опыт воспитательной работы по преподаванию истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС и историко-культурного стандарта....

Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся

В данной работе рассматривается одна из актуальных проблем – формирование личности на уроках истории, обществознания и во внеурочное время....

Роль истории и обществознания в формировании личности обучающихся

Образование всегда являлось тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. Мир, в котором живет современный человек, сложен и многообразен. В российс...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...