Роль учителя-дефектолога в формировании личности неслышащих выпускников школы
материал (11 класс) по теме

Старикова Наталья Васильевна

Выступление на педагогическом совете из личного опыта учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_vystuplenie.docx15.79 КБ
Файл moe_vystuplenie_na_pedsovete.pptx786.45 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя-дефектолога  в формировании личности

неслышащих выпускников школы (СЛАЙД 1)

        Современная жизнь предъявляет к неслышащим выпускникам особые требования. Им необходимо уметь управлять процессом коммуникации: подбирать слова и фразы, которые могут быть использованы в дискуссиях и беседах; не бояться контакта со слышащим человеком, строить общение с ним так, чтобы добиться поставленной цели коммуникации.

        С учётом современных требований строиться коррекционная работа по формированию произношения и развития слухового восприятия неслышащих школьников.

Для обеспечения активной речевой практики используется звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, а также компьютерные технологии.

        В процессе обучения основное внимание уделяется формированию лексического, грамматического и семантического аспектов языка, которые отрабатываются на материале текстов (СЛАЙД)

        При подборе текстов учитываю актуальность, социальное значение и передачу социального опыта учащимся. Тематика текстов такова: «Правила безопасности», «Национальные обычаи», «Культура общения» и другие. Приведу пример из практики. Всем известно, что в августе 2011г. во Владивостоке акула напала на человека. В сентябре мы приступили к изучению текста «Акула-людоед». Выяснилось, что ученики ничего не слышали об этом событии, и не понимают значение слова – людоед. Я предложила им самостоятельно узнать толкование этого слова. На следующий день мы бурно обсуждали эту тему, так как ученики прочитали статьи в интернете. Такие высказывания были мотивированы внутренним побуждением школьников. Следовательно, такая работа позволяет обогащать словарный запас и развивать поисковую деятельность учащихся.

        В процессе работы над текстом я формирую у учеников навык аудирования, т.е процесса одновременного восприятия и понимания звучащей речи. Так на этапе восприятия фразы намеренно упускаю слово. Например, называются они…, потому что появляются у нас вместе со снегом. Ученик определяет пропущенное слово по фонетическим параметрам и контексту.

        Следующий прием – ученику предлагается подобрать недостающее слово после постановки к нему вопроса. Например: фраза «Запятайка подходила к карте и лапой показывала …море». Море какое? Какие бывают моря? Слушай – Каспийское.  Затем фраза произносится полностью.

        В ходе изучения текстов задаются побудительные вопросы: Где ты это видела? Как ты понимаешь это выражение? Как ты считаешь? Почему? А я думаю иначе. Докажи. Тем самым я учу учеников отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.

        При обучении я целенаправленно побуждаю учеников передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, восхищение) при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз. Данные виды работы позволяют развивать у детей диалогическую речь. (СЛАЙД )

        Как известно, человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры общения, культуры диалога.        

        Свою работу я строю от простого к сложному. Так как диалоги бывают простейшие и развернутые, я начинаю с простейших. Сначала мы учимся задавать вопросы и отвечать на них, а также обращаться с просьбой. Эти диалоги отличаются краткостью. Они  могут быть в устной и письменной форме. В качестве примера  может быть переписка с ученицами в локальной сети интернета (одноклассниках, маил агенте, вконтакте). После переписки на занятиях мы можем обсудить, какие ошибки допускали, либо начали общение с вопроса. Таким образом, развивается умение культуры общения.

        Развёрнутые диалоги требуют от учеников умения выдержать тему разговора. Такие диалоги отличаются от простейших – развёрнутостью.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент группового занятия, где ученицы ведет диалог по теме «Миф о полёте». (ФИЛЬМ)

        Развернутые диалоги я провожу и на основе личного жизненного опыта учащихся. Так, Роза Анатольевна провела классные часы, Елена Александровна провела беседы, занятия по теме «Профессии». А я предложила девочкам поговорить о выборе профессии. Предлагаю посмотреть диалог. (ФИЛЬМ).

         Следовательно, результаты работы строятся в тесном контакте с педагогами, так как время  индивидуальных занятий ограничено.

        Такая работа приводит к тому, что контакты со сверстниками, новыми преподавателями не приводят учеников к социальному стрессу. А напротив.

        Как мы знаем, выпускники нашей школы помимо языковых (уровень восприятия и воспроизведения устной речи) не имеют психологических трудностей в  общении со слышащими детьми.

        В результате часть глухих учеников после окончания школы не остаются в среде себе подобных, а стремятся адаптироваться в обществе слышащих и интегрировать в социум.

        Таким образом, основным вектором развития коррекционной работы с глухими детьми является максимально возможное восстановление коммуникативных способностей. Выпускники понимают обращенную речь собеседника, способны беседовать на общие темы, обладают близким к общепринятому качеству речи. Эти навыки позволят им продолжить образование, помогут найти работу, создать семью, обрести друзей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

у читель-дефектолог: Старикова Наталья Васильевна нс (к) ош 1,2 вида Работа учителя-дефектолога в формировании личности выпускников школы I , II вида

Слайд 2

Работа с текстами

Слайд 3

Работа с диалогами

Слайд 5

Работа с диалогами

Слайд 7

Основным вектором развития коррекционн ой работы с неслышащими у чениками является максимально возможное восстановление коммуникативных с пособностей.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-дефектолога в обучении и развитии детей с ОВЗ

Раскрываются основные направления работы дефектолога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Роль учителя-дефектолога ПМС-центра в успешной адаптации младшего дошкольника с ОВЗ к детскому саду

Роль учителя-дефектолога  ПМС-центра в успешной адаптации младшего дошкольника с ОВЗ  к  детскому садуМ. Н. Барабанова,учитель-дефектологГБОУ ЦППРиК «Ирида» ...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

Роль учителя-дефектолога во внедрении обучающихся с рас (интеллектуальными нарушениями) в образовательный процесс.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов в последнее время отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра.Организация коррекцио...