Экологическая тропа "Папай"
методическая разработка по физкультуре на тему

Пикин Алексей Сергеевич

Экологическая тропа "Папай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_papay.docx97.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа № 1 муниципального образования город Краснодар

Экологическая тропа «Памятник природы  - Папай».

Авторы разработки:    Новицкий С. В., Новицкая  И. Н., Пикин А. С.  

Цель: познакомить с историческими и природными памятниками района маршрута.

Возраст участников: учащиеся 5-7 классов.

Место проведения: Северский район, г. Папай.

Нитка маршрута:   г. Краснодар - ст. Убинская – б/о «Дубрава» - г. Папай – ст. Убинская – г. Краснодар.

Продолжительность: 2 дня.

Протяженность: 17 км.

Вид передвижения:  на автобусе из г. Краснодара в ст. Убинскую, пешком из ст. Убинской на г. Папай.

Содержание деятельности: пешеходный маршрут с описанием природных и исторических  достопримечательностей.

Краткое описание экологической тропы:

Пешая часть маршрута начинается в станице Убинской Северского района, которая находится на расстоянии 50 км от города Краснодара. Станица Убинская расположена в горнолесной зоне, в верховьях реки Убинка. Станица входит в состав Азовского сельского поселения. Основана в 1864 году.  Население станицы около 500 жителей. Первоначально называлась станицей Папайской, затем поселком Дербентским, потом до 1909 года поселком Азовским. Расположена в нагорной, лесной полосе на реке Убин-Су.

Первые интересные археологический объекты -  дольмены -  начинаются в самом начале маршрута – в 4 км к югу от ст. Убинской на левом берегу реки Убинка, у подножья отрога хребта Дерби, в 25 м от реки (на противоположном берегу находится оздоровительный детский лагерь «Дубрава»).

Из нескольких дольменов уцелел только один (реставрирован). Он ориентирован порталом на восток. Не исследовался. Датируется около середины II тысячелетия до н.э.

В окрестностях есть дольмены на вершине водораздельного хребта, в 1,5 км к северо-западу от упомянутого дольмена. Южнее в 400 м и в 200 м выше реки на другом отроге того же хребта известны загадочные камни с вырубленными в них правильными четырехугольными корытцами (жертвенники).

       

Из истории дольменов.

 Об обрядах при возведении гробниц, похоронах и периодически повторявшихся жертвоприношениях можно только догадываться. Как и египетские пирамиды, дольмены, скорее всего, воздвигали еще при жизни тех, кому суждено было найти здесь свое последнее жилище. На ломку камня, доставку плит к месту погребения и сооружение самой усыпальницы не хватило бы немногих дней, пока тело умершего не начало разлагаться. В ряде дольменов обнаружено по нескольку костяков, но очень редко трех. Вероятно, каждый каменный домик был семейным склепом, а группа дольменов – родовым кладбищем. Тело засовывали внутрь через отверстие в передней стенке, затыкавшееся затем каменной пробкой. При новых захоронениях пробка вынималась.

В адыгейской легенде о домах карликов чувствуется отголосок этих верований. В легенде говорится, что карлики жили в пещерах, а потом им хитростью удалось заставить могучих, но простоватых великанов построить себе каменные дома. Мы помним, что в конце III тысячелетия до н.э. кавказские племена порою селились в навесах под скалами. Адыгейскую легенду можно понять и так: маленькие души людей, обитавших некогда в пещерах, теперь живут в дольменах.

Нет еще ответа на главный вопрос: откуда пришла к нам идея погребального сооружения. В Сибири, Палестине, Северной Африке, Испании, Франции, Англии, в Дании, в южных районах Скандинавии, в Иране, Индии и Юго-Восточной Азии изучены каменные склепы, очень похожие на кавказские. Строили их разные племена и не всегда в одну и ту же эпоху, но идея такой постройки, несомненно, должна была иметь общее происхождение. Некоторые археологи думают, что дольмен воспроизводит форму египетской гробницы – мастабы, другие их опровергают. Бесспорно лишь тяготенье дольменов к приморским районам, указывающее на роль морских отношений в распространении этих своеобразных усыпальниц.http://dolmen.ucoz.ru/_pu/0/29640.jpg

Кавказские племена железного века берегли древние кладбища. Сто лет назад русские казаки, заселившие Прикубанье, постоянно наталкивались на совершенно целые дольмены. Большинство из них были заткнуты пробками. Местное население еще смутно помнило о поклонении на древних могилах, а кое-где продолжало выполнять эти обряды. Адыгейцы были уверены, что повреждение дольменов повлечет за собой мор и несчастье.

Чувство почтения к далеким предкам и боязнь нарушить их покой в течение сорока столетий передавалась от дедов к отцам, от отцов к детям и даже к чужим по происхождению народам.

От базы отдыха «Дубрава» мы двигаемся по дороге около 7 км. На развилке у пасеки поворачиваем направо  и двигаемся  по дороге еще около 6 км по долине реки Убин-Су.

Река Убинка  протяженностью около 63 км, берет начало в северных отрогах г. Папай (819 м). Протекает через следующие населенные пункты: ст. Убинскую, Азовскую, Северскую. Река впадает в Шапсугское водохранилище. Некогда левый приток р. Афипс. Правильнее бы следовало называть Убин – Убын, значение этого слова не выявлено. Возможно, что это название связано с наличием здесь минеральных источников. Из адыгейского – одно из значений слова <убын> - <плохо отзываться о ком-либо>, т.е. <ругать>. Можно предположить, что коренное население из-за обилия минеральных источников называло это место (долину, местность или реку) <Убын>, т.к. вода  отличалась по вкусу от обычной питьевой. Это могло означать не плохой отзыв о воде, а необычность родинкой (источником) долины этой реки. Можно сделать еще одно предположение о значении слова <Убын>, которое, возможно, связано с названием племени или рода, размещавшегося в прошлом компактно по долинам рек, т.е. это слово означает название некогда населявшего эту долину племени или рода. Аналогов такой трактовки в этой чести Кавказа можно привести несколько, например: Абин – река, по одной из версий от <абун> - название меотского племени.

 Останавливаемся на большой вырубке, где и разбиваем лагерь. На следующий день совершаем радиальный выход на г. Папай.

Сначала путь проходит по лесной дороге, которая заканчивается, через 7 км. Отсюда тропа идет вверх, все время по гребню. Горизонтальные участки чередуются с крутыми подъемами. Сразу же за выходом скал—вершина Северный Папай. Затем следует переход по узкой 50-метровой перемычке, и после небольшого подъема  -  мы на главном гребне — на вершине Центральный Папай. Повернув влево, поднимаемся на вершину Главный Папай (819 м): вдали седоглавые вершины Кавказских гор, виднеется Черное море, сзади лесистые горы, переходящие в холмистую местность, и, наконец, степь. По острому и довольно крутому гребню переходим к вершине Восточный Папай. Обратно двигаемся по тому же маршруту.

Одна из версий, объясняющая смысловое значение топонима Папай: связана она с древними племенами, населяющими Северное Причерноморье и Северный Кавказ с VII в. До н.э. до III в. Н.э. и называли их скифами. У скифов был культ «семи богов». Главный среди них был Папай, равный Зевсу (по греческой мифологии). Таким образом, эту замечательную вершину нарекли, быть может, еще скифы в честь главного своего божества Папая. null

Краеведческая справка: Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.

В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.

Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка, на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек сохранившихся в греческих записях.

Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русичей, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.

Гора Папай, это своеобразие степных участков, на которые обратил внимание профессор Кубанского сельскохозяйственного института И.С. Косенко. Еще в 1930 г. им были собраны такие виды, как фибигия мохнотоплодная, пион тонколистный (на фото). Еще раньше Папай посещал Н.А.Буш, но детальных сборов на г. Папай не проводил.

Гора Папай – это рефугиум средиземноморской флоры и растительности. Здесь вдали от основного ареала представлены настоящие можжевеловые редколесья из трех видов можжевельников: вонючего, высокого и красноватого со всем комплексом сопутствующих видов, асфоделиново-ковыльная, жасмино-ковыльная и разнотравно-ковыльная степь со значительным участием эремуса представительного

        В степных сообществах преобладает ковыль красивейший, образующий самые настоящие горностепные сообщества.

На г. Папай найдено несколько видов орхидных, тайник овальный, пыльцеголовник красный, дремлик гелеборине, ятрышник пурпурный.

             

На этом наш маршрут подошел к концу. Нас ждет обратная дорога.  

Необходимые ресурсы: проезд из г. Краснодара в ст. Убинскую и обратно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...