«Формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих технологий и валеологический подход к урокам физической культуры»
статья по физкультуре на тему

Лапутько Юрий Николаевич

В материале описана система работы по формированию у школьников потребности к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у учащихся сознательного отношения к здоровому образу жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих технологий и валеологический подход к урокам физической культуры»

(Выступление из опыта работы Лапутько Юрия Николаевича, учителя физической культуры высшей кв. категории МБОУ СОШ №1 на заседании городского методического объединения учителей физической культуры)

Всестороннее развитие личности, её полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация является целью педагогической деятельности. В последние годы стали очевидными многочисленные примеры однобокого (в сторону умственного) воспитания школьников. Такое смещение акцентов отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет задуматься, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экономическая обстановка являются главными причинами столь значительного ухудшения здоровья детей.

Работая с детьми много лет, часто задумываюсь о той колоссальной ответственности, которая лежит на мне в вопросе воспитания внутренней потребности у учащихся в здоровом образе жизни. Главным в моей работе считаю не только задачу физического развития детей, сохранения  и укрепления их здоровья, но и воспитания у них, в первую очередь, потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к введению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

   Конечно, данный процесс предполагает использование соответствующих подходов к уроку физической культуры:

  • во-первых, учитель должен владеть полной информацией о состоянии здоровья каждого школьника;
  • во-вторых строить каждый урок с учётом здоровьесберегающих педагогических технологий.

Следовательно, организация учебно-воспитательной работы по физическому воспитанию с учетом здоровьесберегающих технологий способствует не только физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, но и воспитывает устойчивую привычку к здоровому образу жизни.

Считаю, что именно использование элементов здоровьесберегающих педагогических технологий на уроках физической культуры создает такие психолго-педагогические условия, которые стимулируют у учащихся желание соблюдать нормы здорового образа жизни.

Организация уроков физической культуры на основе принципа валеологизации

Здоровье детей все больше волнует нас, учителей. С каждым годом число детей имеющих различные патологии, увеличивается. Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым,  как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Ответом на этот вопрос может стать проведение уроков физкультуры, способствующих формированию установки на здоровый образ жизни. Не секрет, что каждый учитель должен решать конкретные задачи по созданию в том или ином классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного физического развития учащихся. А для этого учитель должен вести необходимый мониторинг, включающий:

  • данные медицинского осмотра;
  • данные физического развития;
  • анализ результатов социологического опроса..

Анализ медицинского осмотра учащихся нашей школы за последние три года показывает, что среди наиболее актуальных проблем со здоровьем учащихся МОУ "СОШ №1" находится нарушение осанки и деформации стопы. Эти данные явились толчком к тому, что была разработана коррегирующая гимнастика для профилактики и лечения нарушения осанки. Данные упражнения проводятся систематически не менее одного раза в неделю в вводно-подготовительной части урока. Первоначальное разучивание комплекса выполняется с учителем фронтально. Отработанный комплекс предлагается для самостоятельной работы или проводит физорг класса. Но всем известно, что нельзя искусственно задерживать развитие хорошо успевающих учеников. Поэтому ребятам с нарушением осанки разученные упражнения предлагаются для домашнего выполнения.

Индивидуальный подход необходим любому ученику независимо от его успехов в учебе. А с точки зрения здоровьесберегающих педагогических технологий  ориентировка на детей, имеющих какие либо отклонения здоровья особенно важна. Большой опыт моей педагогической деятельности показывает, что каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности при использовании на уроках метода круговой тренировки. Именно такой подход к уроку физической культуры позволяет дозировать нагрузку для поддержания оптимальной работоспособности каждого учащегося и предупреждения негативных сдвигов в состоянии здоровья. Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном  выполнении упражнений учащимися и контролем за ее воздействием на систему организма.

Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в тоже время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям.

Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре. Ежегодно проводя совместно с педагогом-психологом социальный опрос, включающий вопросы об отношении учащихся к утренней гимнастике, режиму дня, сбалансированному питанию, курению, наркомании и делая анализ ответов, пришел к выводу, что при проведении уроков физкультуры главный упор в решении проблемы здорового образа жизни необходимо сосредоточить на профилактике и просвещении детей. А для этого необходима валеологизация учебного материала. В чем же она выражается?

Для целенаправленной систематической работы по использованию межпредметных связей с валеологией проделываю следующую работу:

  • во-первых, ежегодно пересматриваю каждую учебную программу, выявляю темы, где эти связи в той или иной степени могут быть осуществлены;
  • во-вторых, завел папку-копилку для сбора материала валеологического характера (газетные вырезки, статьи справочников, статьи журналов и т. д.). Хочу отметить, что учащиеся активно пополняют эту копилку.

Предлагаю примерную тематику таких занятий в 4– 6-х классах:

№ п/п

Программное содержание

Тема беседы

1.

Легкая атлетика

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье человека, развитие органов дыхания и кровообращения.

Динамика общей работоспособности человека в режиме дня.

2.

Гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика и её роль в жизни человека.

Нарушение осанки и способы профилактики данного заболевания.

Гигиена умственного труда.

3.

Спортивные игры

Правила борьбы с гиподинамией.

Физическая работоспособность человека и влияние физических упражнений на её повышение.

Основные способы контроля и самоконтроля за физической нагрузкой.

4.

Лыжная подготовка

Правильное питание одно из важнейших средств укрепления здоровья.

Оздоровительная направленность закаливания. Основные закаливающие процедуры, их влияние на здоровье человека.

О привычках полезных и вредных.

Предупреждение простудных заболеваний.

Решая проблему здоровья детей через межпредметные связи, хотелось бы предостеречь педагогов от одной ошибки: вводимый валеологический материал должен быть органически связан с темой урока, нельзя допустить искусственных "привязок", дополнений.

Должна быть и мера применения таких связей, чтобы они не оттолкнули учащихся своей частой повторяемостью и навязыванием.

Едва ли кто-нибудь станет отрицать, что современные дети испытывают недостаток движения. Отсюда психологическое перенапряжение, сопутствующие болезни. Почему ребята мало двигаются? Объясняется гиподинамия скорее всего тем, что дети много времени проводят перед экранами телевизоров, за компьютерными играми и т. п.. История мировой педагогики свидетельствует о том, что школьникам всех времен и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. Поэтому каждому учителю физической культуры грех не воспользоваться этой человеческой склонностью в благих профессиональных целях, грамотно и умело включать ситуационно подходящие подвижные игры в свои уроки.

Не вызывает сомнений, что играющие дети счастливы, неутомимы. Увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко не возможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необъективной смелости, сметливости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других ценных личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. И, безусловно, подвижные игры оказывают самое благотворное влияние на здоровье детей, что является наиболее значительным.

На своих уроках игру рассматриваю как предварительную тренировку перед серьезной и ответственной работой на уроке или как специальное упражнение неразрывно связанное с темой урока.

Применяемые мною на уроках подвижные игры помогают учащимся овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствуют развитию костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки.

Играя в планомерно подобранные подвижные игры, учащиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах.

Если на уроках решается задача развития силы, в него включаю игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновении с ним (перетягивания, удержания, выталкивания) с различными двигательными операциями и с различными отягощениями (бег или прыжки с грузом, метания на дальность, подъемы спортивных снарядов нужного веса, разнообразные способы их перемещения в пространстве, передачи набивных мячей партнерам по команде).

Для развития быстроты подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости использую игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнёров, физической сноровки и тактической изворотливости.

Для развития выносливости применяю игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами двигательных операций или с продолжительной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.

При планировании подвижных игр обязательно учитываю общую нагрузку урока и, соответственно, определяю их основную цель и место среди других упражнений и учебных заданий. Хочу отметить, что трудность применяемых на уроках подвижных игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должна быть доступна ребятам и возрастать постепенно.

Благотворно действуя на нервную систему учащихся, подвижные игры весьма специфично, а главное свободно, ненасильственно и более эффективно развивают детей и способствуют сохранению и укреплению их здоровья.

Считаю, что правильно подобранные подвижные игры с учетом конкретных задач урока, включая и валеологическую, являются элементом здоровьесберегающих педагогических технологий.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Оно обуславливается в значительной мере рациональным двигательным режимом, режимом сна и питания, условиями внешней среды, социальными факторами. Влияние физических упражнений на организм человека бесспорно. Физические упражнения могут не только развивать и поддерживать нормальную функцию у здоровых людей, но и восстанавливать нарушение функций у больных.

К сожалению, не во всех школах есть специальные медицинские группы и группы ЛФК, в которых проводились бы занятия с учащимися с ослабленным здоровьем. Для нашей школы особенно актуален дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры. Простота, доступность, безопасность, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, правильное дозирование нагрузки –обязательное условие каждого  урока физической культуры, и особенно если на этих уроках занимаются дети, имеющие какие-либо отклонения в здоровье. Для того, чтобы каждый ученик получил физическую нагрузку близкую к оптимальной и работал в течение урока с хорошим тренировочным эффектом, дозирую нагрузку, тщательно подбирая упражнения, определяю интенсивность и длительность их выполнения и интервалы отдыха при помощи визуального наблюдения за индивидуальными реакциями каждого ученика на нагрузку.

Свои уроки провожу на диагностической основе. В течение всего учебного года ведется наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся. В конце каждой четверти проводится тестирование. Обобщенные данные представляю в конце учебного года в виде таблицы, позволяющей судить об эффективности и оздоровительной значимости уроков физической культуры.

Для осуществления оздоровительной работы занятия физической культурой весной и осенью провожу на открытой спортивной площадке, зимой все учащиеся занимаются на лыжах. Хотелось бы также отметить, что в школе создана необходимая спортивная база, оснащенная стандартным оборудованием по всем разделам программы.

Многие согласятся со мной, что в ряду факторов сохранения и укрепления здоровья находятся внеклассная и кружковая работа по физической культуре. Опыт показывает, что целенаправленная работа с оздоровительным уклоном в позволяет снизить заболеваемость учащихся, а также воспитывает в них привычку к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями, создает широкие возможности для формирования физической культуры личности через приобщение к здоровому образу жизни.

В течение ряда лет провожу учебно-тренировочные занятия по баскетболу, волейболу, футболу. Известно, что спортивные секции создаются для обучающихся основной медицинской группы, желающих заниматься каким-либо видом спорта. Однако с разрешения врача в секциях занимаются и ученики, относящиеся к подготовительной медицинской группе. И опять на выручку приходит дифференцированный подход к учащимся:

  • для здоровых детей включаю в тренировку средства специальной физической подготовки, связанной с достижением высоких результатов в избранном виде спорта;
  • для ребят, имеющих отклонения в здоровье, удельный вес общей физической подготовки снижаю.

С позиции традиционного подхода к тренировке юных спортсменов выделяют теоретическую, психологическую, физическую, техническую и тактическую виды подготовки. Здоровьесберегающий подход включает и валеологическую подготовку учащихся, с позиции которой преобладающее значение оставляют за разносторонней физической подготовкой. Хорошо понимая, что учебно-тренировочные занятия не должны быть направлены сразу же на достижение высоких результатов, не форсирую физические нагрузки на учащихся, которые ведут к нарушению здоровья обучающихся, тормозят рост и развитие организма. Твердо убежден, что спортивным соревнованиям должна обязательно предшествовать достаточно продолжительная подготовка.

В содержание работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся школы входит проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта, которые привлекают большое количество учащихся. Это легкоатлетические кроссы, эстафеты, "Веселые старты", соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, пионерболу, первенства по лыжным гонкам.

Наряду с тем, что вся внеклассная работа по физической культуре несет оздоровительно-развивающий эффект, она является основательной подготовкой школьников к участию в городских мероприятиях, где они нередко показывают довольно высокие результаты.

Сущность валеологически проведенного урока состоит в том, что этот урок обеспечивает и ребенку, и учителю сохранение и увеличение запаса жизненных сил от начала к концу урока, т. е. добавляет и детям, и учителю здоровье.

Несомненно, урок, включающий в себя элементы здоровьесберегающих педагогических технологий:  

  • воспитывает, стимулирует у детей желание быть здоровыми;
  • учит их ощущать радость от каждого прожитого дня;
  • вызывает у учащихся позитивную самооценку;
  • расширяет взаимоотношение с окружающими людьми и способствует увеличению позитивных мыслей о ценности индивидуального здоровья и здоровья всего человеческого сообщества;
  • психологически настраивает детей на здоровый образ жизни.

Уроки, проведенные с учетом здоровьесберегающих педагогических технологий представляют собой стык четырех составляющих:

  1. знание возрастной и индивидуальной физиологии учащихся;
  2. обеспечение на уроках условий для сохранения и укрепления здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями, формирование у них валеологически обоснованного режима труда и отдыха;
  3. использование методов и форм обучения, мотивирующих познавательную активность;
  4. соблюдение психологического фона занятий (доброжелательность, мудрость педагога) и санитарно-гигиенических условий (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота);
  5. двигательный режим дня (с учётом их возрастной динамики).

Литература:

  1. Жужиков В.Г. Об организации занятий по интенсивно-интервальному методу круговой тренировки. "Физкультура в школе", 1971 г., №11.
  2. Шварцман А.Е. О занятиях по методу круговой тренировки в 8 классе. Рассказывает А.Е. Шварцман, школа №1, г. Киев  "Физкультура в школе", 1971 г., №8.
  3. Жолдак В.И. Социология физической культуры и спорта. "Кн.I." Москва, 1992 г.
  4. Березин И.П., Дергачев Ю.В., "Школа здоровья", М., 1998 г.
  5. Васильков В.А. Методические рекомендации для руководителей ОУ, школ, педагогов округа. "Как разработать комплексную модель школы, ОУ "Здоровья и развития"" г. Ханты – Мансийск, 2002 г.
  6. Васильков В.А. Учебно-методические рекомендации для руководителей ОУ, педагогов, специалистов органов управления образованием.   Организация и совершенствование Современного урока на основе принципа валеологизации учебно-воспитательного процесса г. Ханты – Мансийск, 2002 г.
  7. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва, 1996 г.
  8.  Лещинский Л.А. Берегите здоровье. "Физкультура и спорт", Москва, 1995 г.
  9. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. СПб., 1997 г.
  10. Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия. Москва, 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычки к здоровому образу жизни через занятия физической культурой.

Роль физической культуры в формировании привычки к здоровому образу жизни....

Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни через содержание уроков физики

Представлен личный опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физики....

Опыт работы: «Формирование потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно - ориентированного обучения на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

В связи с тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте и все большее количество машин и механизмов становятся неотъемлемой частью жизни, жизнь людей становится более комфортной. Но оборотной...

Взаимодействие педагога-организатора и учителя-предметника в вопросах формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни

В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства чер...

«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»

Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Наиболее часто встречающиеся патологии: на...

"ВОЛШЕБСТВО КНИЖНОГО МИРА" Социальная программа, направленная на профилактику наркомании, формирование здорового образа жизни и вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом

quot;ВОЛШЕБСТВО КНИЖНОГО МИРА" Социальная программа, направленная на профилактику наркомании, формирование здорового образа жизни и вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия в...

«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»

Выступление на ШМО по теме  «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»...