рабочая программа спортивной секции по баскетболу на 2 часа в неделю
рабочая программа по физкультуре на тему

Шипилова Ольга Александровна

Физическое воспитание в учреждениях общего образования (школа, гимназия, лицей) является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически развитых, социально активных личностей.

         Большой популярностью среди обучающихся общеобразовательных учреждений пользуется баскетбол.

         Баскетбол – игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т.п.

         Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strana_basketboliya.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Шипилова ОА

«Согласовано»

Заместитель директора

По УР МБОУ СОШ №6

_________ Киреева С.В.

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №6

__________ Парфенов В.В.

Приказ № _________ 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Страна Баскетболия

спортивная секция

МБОУ СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов

ШИПИЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

«Принято»

на заседании педагогического совета

протокол     от «       » 08.2015

2015 - 2016 учебный год

Введение


       Физическое воспитание в учреждениях общего образования (школа, гимназия, лицей) является неотъемлемой частью учебно-педагогического процесса, рационально содействуя воспитанию здоровых, физически развитых, социально активных личностей.

         Большой популярностью среди обучающихся общеобразовательных учреждений пользуется баскетбол.

         Баскетбол – игра увлекательная, динамичная, требующая от игроков хорошей физической подготовленности и технико-тактического мастерства. В основе игры на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т.п.

         Специфика двигательной деятельности игры в баскетбол способствует рациональному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности, увеличению подвижности суставов, укреплению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие реакции выбора, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость).

Баскетбол – игра коллективная, успех которой зависит от слаженности действий и взаимопонимания игроков, что достигается за счет подчинения собственных интересов интересам команды. Таким образом, детско-юношеский баскетбол формирует у обучающегося умения и навыки оптимального участия в коллективной работе.

Регулярные занятия детей и подростков баскетболом – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.

         Учебная программа рассчитана на подготовку и повышение квалификации тренеров-преподавателей баскетбольных секций общеобразовательных учреждений.

         Учебная программа обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить учебно-тренировочный процесс (в рамках массового спорта), получать положительные сдвиги в развитии детско-юношеского организма и формировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (технико-тактическая подготовка).

         В учебной программе затронуты вопросы: перспективного и текущего планирования учебно-тренировочного процесса, воспитательной работы, организации и методики проведения соревнований, обеспечения безопасности на занятиях.



Цель учебной программы:



– сформировать и систематизировать профессиональные теоретические знания и практические умения и навыки специалистов массового детско-юношеского баскетбола.

Эта цель может быть достигнута путем практической реализации в учебно-тренировочном процессе современных научно-методических знаний в области психофизического развития детско-юношеского организма, современных методик обучения и тренировки в баскетболе, методических подходов к специальной физической подготовке. 



Задачи учебной программы:


– знакомство с современной классификацией технических приемов и тактических действий;
– знакомство с современными общими и частными вопросами обучения и совершенствования подготовки детей и подростков в системе массового баскетбола;
– формирование знаний, умений и навыков по организации учебно-тренировочного процесса в баскетбольных секциях общеобразовательных учреждений;
– углубленное изучение методик обучения технико-тактическому мастерству и его совершенствования;
– изучение организационно- практических проблем проведения соревнований.



Раздел 1. Баскетбол – олимпийский вид спорта. Развитие баскетбола в Российской Федерации.



         Лекция. История баскетбола. Возникновение баскетбола, структурное развитие игры. Великие тренеры и спортсмены.

         Динамика выступления ведущих команд мира на Олимпийских играх.

Участие российской команды в Олимпийских играх.

         Лекция. Развитие баскетбола в России. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Ведущие спортсмены и тренеры. Система подготовки спортивного резерва в баскетболе. Концепция деятельности Баскетбольной академии олимпийских чемпионов братьев Гомельских.

Раздел 2. Физическая подготовка баскетболистов.
Тема 1. Теоретико-методические основы системы физической подготовки юных баскетболистов



         Лекция. Закономерности индивидуального развития человека и возрастная периодизация. Онтогенез. Биологический возраст, возрастная динамика. Возрастная периодизация, критические периоды онтогенеза, их практическое приложение в системе подготовки спортсменов. Онтогенетические взаимоотношения роста и развития внутренних органов с другими системами организма. Физическая тренируемость юных баскетболистов. Роль наследственности и среды в физическом и психическом развитии ребенка.

         Физическое воспитание и спортивная тренировка как фактор и средство физического и психического развития. Физиологические проблемы ранней специализации. Особенности физиологической адаптации организма детей и подростков к учебно-тренировочным воздействиям. Физиологические механизмы физической подготовки баскетболиста как системообразующий фактор на разных этапах подготовки.

         Лекция. Общая и специальная физическая подготовка. Теоретико-методологические предпосылки построения физической подготовки. Сенситивные периоды в процессе развития физических качеств. Специфика развития физических качеств –выносливости, ловкости, гибкости, координации движений, скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей.



Тема 2. Средства и методы физической подготовки юных баскетболистов


         Практические занятия.

Модельная техника выполнения беговых, прыжковых, силовых, скоростно-силовых, координационных упражнений в структуре физической подготовки баскетболиста.
 Методика развития быстроты и скоростно-силового потенциала, специальной выносливости, специфической координации (набор средств и техника выполнения упражнений).
Специальной физической подготовке баскетболистов.


Раздел 3. Теоретические основы методики обучения двигательным действиям в  баскетболе


         Лекция. Учебно-тренировочное занятие – специально организованный педагогический процесс, направленный на достижение определенных спортивных результатов в баскетбольной деятельности. Этапы обучения техническим приемам и тактическим действиям и их характеристика. Содержание технико-тактической подготовленности в рамках массового детско-юношеского баскетбола. Последовательность обучения технико-тактической подготовленности. Общие принципы обучения элементам техники и тактики.

Раздел 4. Методика обучения в баскетболе

Тема 1. Обучение основам техники



         Лекция. Классификация техники игры. Распределение объемов компонентов тренировки по годам обучения, недельным циклам. Примерное поурочное распределение учебного материала и последовательность его изучения. Направленность и структура однонаправленных и комбинированных учебно-тренировочных занятий. Целесообразность применения отдельных технических приемов в конкретной игровой обстановке. Выбор свободного места для получения мяча. Перемещение защитника, его расположение по отношению к щиту и противнику.

         Школа технической подготовки

         Техника нападения

         Передвижение: стойка баскетболиста, ходьба и бег, передвижение приставными шагами (лицом и спиной вперед, вправо, влево), остановки (шагом, прыжком), повороты, прыжки, повороты в движении, сочетание способов передвижения, сочетание способов передвижения с техническими приемами. 

         Ловля мяча двумя руками: на уровне груди, высокого мяча, низкого мяча, катящегося, после низкого отскока. Одной рукой: на уровне груди при встречном движении, при поступательном движении. 

         Передача мяча: двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками с отскоком от пола, одной рукой с отскоком от пола, одной рукой снизу, одной рукой сверху, одной рукой по площадке, передача мяча изученными способами при встречном движении, при поступательном движении. 

         Броски мяча: с места – двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча, штрафной бросок; одной рукой сверху в движении, двумя руками (одной рукой) снизу в движении, одной рукой сверху в прыжке. 

         Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком, с изменением скорости передвижения, с изменением высоты отскока, с переводом мяча на другую руку, с изменением направления движения, с обводкой препятствия.

         Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход. 

         Техника защиты

         Техника передвижения: стойка защитника с выставленной вперед ногой, стойка со ступнями на одной линии, передвижение в защитной стойке вперед, назад, в стороны, сочетание способов передвижения с техническими приемами защиты. 

         Техника овладения мячом: вырывание мяча, выбивание мяча, перехват мяча, накрывание мяча спереди при броске в корзину, выбивание мяча при ведении.

         Практические занятия.

Модельная техника приемов нападения.
Модельная техника приемов защиты.
Методика обучения технике приемов нападения. Подбор средств. Основные ошибки и методические приемы их избегания.
Методика обучения технике приемов защиты. Подбор средств. Основные ошибки и методические приемы их избегания.


Тема 2. Обучение основам тактики



         Лекция. Классификация тактики игры. Распределение объемов компонентов тренировки по годам обучения, недельным циклам. Примерное поурочное распределение учебного материала и последовательность его изучения. Направленность и структура однонаправленных и комбинированных учебно-тренировочных занятий. Целесообразность применения индивидуальных, групповых и командных действий в конкретной игровой обстановке.

         Школа тактической подготовки

         Тактика нападения

         Индивидуальные действия: выход на свободное место с целью получения мяча, выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета, выбор способа передачи в зависимости от расстояния, применение изученных технических приемов нападения в зависимости от ситуации на площадке, выбор места на площадке с целью адекватного взаимодействия с партнерами по команде, действие одного защитника против двух нападающих. 

         Групповые действия: взаимодействие двух игроков: «передай мяч – выходи», взаимодействие трех игроков – «треугольник», взаимодействие двух игроков с заслонами (внутренним, наружным), взаимодействие двух игроков – переключение. 

         Командные действия: организация командных действий по принципу выхода на свободное место, организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий, позиционное нападение с заслонами, организация командных действий против применения противником быстрого прорыва.

         Тактика защиты

         Индивидуальные действия: выбор места по отношению к нападающему с мячом, применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действия и расположения нападающего, выбор места и способа противодействия нападающему без мяча в зависимости от места нахождения мяча, противодействие нападающему при выходе на свободное место для получения мяча, действие одного защитника против двух нападающих, действие одного защитника против двух нападающих в системе быстрого прорыва, противодействия при бросках в корзину.

         Групповые действия: взаимодействие двух игроков – подстраховка, взаимодействие двух игроков – отступление, взаимодействие двух игроков – проскальзывание, взаимодействие двух игроков – переключение. 

         Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям в защите. Личная система защиты: плотная личная защита, организация командных действий против применения противником быстрого прорыва.

Практические занятия.

Модельная тактика школы баскетбола.
Методика обучения тактическим действиям нападения. Подбор средств. Методические приемы. Типичные ошибки.
Методика обучения тактическим действиям защиты. Подбор средств. Методические приемы. Типичные ошибки.



Раздел 5. Методика совершенствования специальной подготовленности баскетболиста на этапе начальной спортивной специализации

Тема 1. Совершенствование технической подготовленности



         Практические занятия

Выполнение технических приемов нападения в усложненных условиях. Классификация усложненных условий. Моделирование усложненных условий. Методические приемы усложнения условий выполнения технических приемов нападения.
Выполнение технических приемов защиты в усложненных условиях. Классификация усложненных условий. Моделирование усложненных условий. Методические приемы усложнения условий выполнения технических приемов защиты.

Совершенствование технических приемов нападения. Подбор средств. Совершенствование технических приемов защиты. Подбор средств.


Тема 2. Совершенствование тактической подготовленности



         Практические занятия.

Выполнение тактических действий нападения и защиты в усложненных условиях. Классификация усложненных условий. Моделирование усложненных условий. Методические приемы усложнения условий.
 Совершенствование тактических действий нападения и защиты. Подбор средств.


Тема 3. Интегральная подготовка



Совершенствование технической подготовленности в игровых условиях.
Совершенствование тактической подготовленности в игровых условиях.



Тема 4. Педагогический контроль в структуре совершенствования специальной подготовленности


 Нормативные требования, содержание и методика контрольных испытаний. Физическое развитие, общая физическая подготовленность, специальная физическая подготовленность, техническая подготовленность, тактическая подготовленность, интегральная подготовленность.



Раздел 6. Планирование построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных баскетболистов.


         Лекция. Структурная характеристика тренировочных и соревновательных нагрузок в баскетболе. Общая характеристика средств тренировки в баскетболе. Технология программирования тренировочных нагрузок. Особенности соревновательной деятельности. Взаимосвязь тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности.

         Методическое занятие. Планирование тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки. Моделирование технологии планирования учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки.



Раздел 7. Воспитательная работа с юными баскетболистами.



         Лекция. Технология самовоспитания спортсменов. Формирование социальных умений и навыков подростков как условие здорового образа жизни. Социально-психологический тренинг по профилактике подростковой дезадаптации и употребления психоактивных веществ.


Раздел 8. Организация и правила проведения соревнований по баскетболу.


Составление положения о соревновании. Место игры, оборудование и инвентарь.
Правила соревнований по баскетболу.


Раздел 9. Обеспечение безопасности учебно-тренировочного процесса.


         Лекция. Организация работы по технике безопасности в спортивном зале. Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения и действия тренера-преподавателя в чрезвычайных ситуациях.


Учебно-тематический план.



         Программа: «Организация и методика учебно-тренировочного процесса в баскетбольных секциях общеобразовательного учреждения».

         Цель обучения: совершенствование знаний, умений и навыков проведения учебно-тренировочной деятельности по баскетболу в секциях общеобразовательных учреждений.

         Категория слушателей: учителя физического воспитания общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.

Продолжительность обучения: краткосрочное обучение в объеме 70 часов.


Учебный план


№ изучаемой темы


Наименование разделов, тем


Всего часов


1


Баскетбол – олимпийский вид спорта. Развитие баскетбола в Российской Федерации


2


2



2


Физическая подготовка баскетболиста


8


2


6


2.1


Теоретико-методические основы системы физической подготовки юных баскетболистов


2


2



2.2


Средства и методы физической подготовки юных баскетболистов


2



2


3


Теоретические основы методики обучения двигательным действиям в баскетболе


2


2



4


Методика обучения в баскетболе


8


2


6


4.1


Обучение основам техники


8


2


6


4.2


Обучение основам тактики


6


2


4


5


Методика совершенствования специальной подготовленности баскетболиста на этапе начальной спортивной специализации


8



8


5.1


Совершенствование технической подготовленности


6



6


5.2


Совершенствование тактической подготовленности


6



6


5.3


Интегральная подготовка баскетболиста


2



 2


5.4


Педагогический контроль в структуре совершенствования специальной подготовленности


2



 2


6


Планирование построения тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных баскетболистов


2


2



7


Воспитательная работа с юными баскетболистами


2


2



8


Организация и правила проведения соревнований по баскетболу


2


 1


 1


9


Обеспечение безопасности учебно-тренировочного процесса по баскетболу


2


2




Всего часов


70


20


50


 
                                                      

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абалян, А.Г. Психолого-педагогические аспекты процесса принятия решения гандболистами [Текст]: /А.Г. Абаляп, РГАФК.- М.,2000.- 196 с.


2. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст]:/П.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1989.-С.70-86.

3. Ахметжанов, Э.Р. Психологические тесты [Текст]:/Э.Р. Ахметжанов.- М.: «Све- тотон», 1995.-137с.

4. Бабушкин, Г.Д. Психологическая совместимость и срабатваемость в спортивной деятельности [Текст]:/Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина. - Омск: Сиб-ГАФК,2001.-110с.

5. Бабушкин, Г.Д. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» [Текст]:/ Г.Д. Бабушкин, Л.И. Рогов. - Омск: Сиб-ГАФК, 1996.-84с.

6. Башкин, С.Г. Динамика психических состояний в тренировке и соревновании как фактор управления деятельностью высококвалифицированных баскетболистов: Автореф. дис. канд. пед. наук/ С.Г. Башкин - М.: ВПИИФК, 1975.-24С.

7. Белов, С.А. Секреты баскетбола [Текст]:/С.А. Белов. - М.: ФиС, 1982.-72с.

8. Бодалев, А.Л. Восприятие и понимание человека человеком [Текст]:/А.Л. Бодалев. М.: Изд-во Моск. Универ-та, 1980.- 199с.

9. Букова, Л.М. Рациональные варианты комплектования игровых звеньев баскетболисток 3 и 4 годов обучения в учебно-тренировочных группах: Дис.  канд. пед. наук/Л.М. Букова .-М.: ГЦОЛИФК, 1987.-175с.

10. Вуден, Д. Современный баскетбол [Текст]: /Д. Вуден.- М.:ФиС, 1987.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...