Структура менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе
статья по физкультуре на тему
Структура менеджмента качества физического воспитания:
- Содержание;
- Формы;
- Методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menedzhment.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание, формы и методы педагогического менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе
Организационная структура менеджмента (управления) качества физического воспитания в общеобразовательной школе - это совокупность взаимосвязанных звеньев педагогической системы образования в области физической культуры, которая характеризует всю совокупность государственных органов, общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание, спортивную и физкультурно-оздоровительную работу. Управленческие решения образовательного процесса по физической культуре в школе принимаются в различных формах. Это программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительных занятий, целевые программы, планы, социальные и педагогические нормативы. Предмет «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе - это не только целесообразная двигательная деятельность учащихся, совокупность специальных средств и методов направленного интеллектуального развития, физического воспитания учеников, а также еще множество таких организаций физкультурно-спортивной направленности, как спортивные школы, клубы, команды, секции по различным видам спорта, стадионы, спортивно-оздоровительные центры и т.д.
Целью педагогического менеджмента качества физического воспитания в средней школе является повышение роли физического воспитания в формировании здорового образа жизни, улучшение физической подготовленности и физического развития учащихся, подготовка спортивного резерва страны. Основными направлениями деятельности являются: - создание организационно-управленческих, материально- технических, социально-педагогических медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп детей, в том числе инвалидов, в регулярные занятия физической культурой; - обеспечение межведомственного многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха детей, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого является физическая культура; - создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой учащихся средней школы, и формирование потребности в здоровом образе жизни. Сложность феномена педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы определяет различные подходы к выявлению его сущности, компонентного состава. Наиболее «плодотворными» подходами являются подходы, связывающие педагогический менеджмент: - с деятельностью, направленной на физическое совершенствование; - с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов; - с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений; - с формами организации физической культуры, физическим воспитанием и спортом; - с сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.
Объектами педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы являются: 1.Процесс формирования знаний в области: - влияния физических упражнений на основные системы организма; - проведения и организации самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием; - самостоятельных занятий физическими упражнениями; -организации режима труда и отдыха. 2. Процесс формирования умений и навыков: - в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой, домашних заданий по физической культуре, утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки в течение учебного дня, самостоятельных тренировочных занятий; - организации и проведении физкультурных мероприятий досугового и развлекательного характера, подвижных и народных игр. 3. Процесс формирования мотивационно ценностных ориентаций: - потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании; - отношение к себе как ценности.
Анализируя результаты опубликованных исследований в области педагогического менеджмента качества физического воспитания в средней школе, можно выделить основные формы физического воспитания, используемые как организационные объекты менеджмента: 1. Гимнастика до учебных занятий: задачи: оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма с целью обеспечения необходимого уровня умственной и физической работоспособности. 2. Урок: задачи: а) создавать условия для физического совершенствования, повышать уровень двигательной подготовленности; б) формировать знания и навыки организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями; в) формировать знания ,умения и навыки в проведении восстановительных мероприятий. 3. Физкультурная пауза: задачи: а) ослаблять неблагоприятное воздействие факторов малоподвижной и психически напряженной учебной деятельности учащихся; б) формировать навыки снятия стрессовых состояний. 4. Физкультурно-спортивные мероприятия после учебных занятий (спортивные соревнования, подвижные игры и т.д.) задачи: а) пропагандировать активные формы отдыха, в том числе и семейного; б) привлекать учащихся и их родителей к регулярным занятиям спортом; в) воспитывать потребность в активной форме отдыха; г) формировать знания, умения и навыки в организации и проведении игровой деятельности в помещении и на открытых игровых площадках.
Современная стратегия образования определяет физическое воспитание, как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего развития личности. В соответствии с этим можно выделить следующие принципы функционирования модели организации педагогического менеджмента качества физического воспитания в условиях общеобразовательной школы: - принцип актуальности - определение целей и построение содержания программы с учетом повышения качества образования в области физической культуры; - принцип системности и комплексности – целостность понимания образования во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонента, а также освоение системы средств и методов его повышения; - принцип научности и доступности - усвоение учащимися определенного объема знаний и умений, основанных на многовековом опыте человечества, соответствующего уровню образовательных возможностей человека; - принцип практической направленности выработки умений и навыков, лежащих в основе организации педагогического менеджмента качества образования в области физической культуры; - принцип соответствия - оптимальное сочетание элементов социальной инфраструктуры; - принцип региональности – учитывает региональные природно-климатические, социальные, этнические, демографические особенности региона. Одним из методов организации педагогического менеджмента качества физического воспитания является морально-психологическая подготовка. Критериями оценки качества морально-психологической подготовки являются: уровень сознательности и убежденности учащихся в необходимости и важности постоянного физического совершенствования. Таким образом, педагогический менеджмент качества физического воспитания представляет собой системно построенный процесс, направленный на реализацию организационных, психологических, методических ,педагогических условий, обеспечивающих эффективное управление формированием знаний и интеллектуальных способностей в области физической культуры, мотивационно-ценностных ориентаций на деятельность в области физической культуры и достижение соответствующего возрасту физического совершенствования, то есть повышения уровня личностной физической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Пример решения проблемы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников....
«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания в общеобразовательной школе»
Статья об опыте работы нашего образовательного учреждения по данному направлению...
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Современное образовательное пространство предлагает различные методики по работе с учащимися. Учитель в средней образовательной школе сталкивается с различными учениками, с теми, которые сразу понимаю...
Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)
Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...
Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры
Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...