Структура менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе
статья по физкультуре на тему

Иващенко Евгений Анатольевич

Структура менеджмента качества физического воспитания:

- Содержание;

- Формы;

- Методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл menedzhment.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание, формы и методы педагогического менеджмента качества физического воспитания в общеобразовательной школе

     Организационная структура менеджмента (управления) качества физического воспитания в общеобразовательной школе - это совокупность взаимосвязанных звеньев педагогической системы образования в области физической культуры, которая характеризует всю совокупность государственных органов, общественных организаций, осуществляющих физическое воспитание, спортивную и физкультурно-оздоровительную работу.              Управленческие решения образовательного процесса по физической культуре в школе принимаются в различных формах.  Это программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительных занятий, целевые программы,  планы, социальные и педагогические нормативы. Предмет «Физическая культура» в средней общеобразовательной школе - это не только целесообразная двигательная деятельность учащихся, совокупность специальных средств и методов направленного интеллектуального развития, физического воспитания учеников, а также еще множество таких организаций физкультурно-спортивной направленности, как спортивные школы, клубы, команды, секции по различным видам спорта, стадионы, спортивно-оздоровительные центры и т.д.

     Целью педагогического менеджмента качества физического воспитания в средней школе является повышение роли физического воспитания в формировании здорового образа жизни, улучшение физической подготовленности и физического развития учащихся, подготовка спортивного резерва страны.                               Основными направлениями деятельности являются:                          - создание организационно-управленческих, материально-  технических, социально-педагогических медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп детей, в том числе  инвалидов, в регулярные занятия физической культурой;            - обеспечение межведомственного многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха детей, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого является физическая культура;                                                              - создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной  системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой учащихся средней школы, и формирование потребности в здоровом образе жизни.                                                                    Сложность феномена педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы определяет различные подходы к выявлению его сущности, компонентного состава. Наиболее «плодотворными» подходами являются подходы, связывающие педагогический менеджмент:                                                                                                       - с деятельностью, направленной на физическое совершенствование;   - с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;                                        - с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений;  - с формами организации физической культуры, физическим воспитанием и спортом;                                                                            - с сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.

Объектами педагогического менеджмента качества физического воспитания учащихся общеобразовательной школы являются:                                                                          1.Процесс формирования знаний в области:                                              - влияния физических упражнений на основные системы организма;   - проведения и организации самоконтроля за физическим развитием и функциональным состоянием;                                                             - самостоятельных занятий физическими упражнениями;                        -организации режима труда и отдыха.                                                           2. Процесс формирования умений и навыков:                                           - в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой, домашних заданий по физической культуре, утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки в течение учебного дня, самостоятельных тренировочных занятий;                                          - организации и проведении физкультурных мероприятий досугового и развлекательного характера, подвижных и народных игр.                                                                                                                     3. Процесс формирования мотивационно ценностных ориентаций:            - потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании;                                                                      - отношение к себе как ценности.

Анализируя результаты опубликованных исследований в области педагогического менеджмента качества физического воспитания в средней школе, можно выделить основные формы физического воспитания, используемые как организационные объекты менеджмента:                                                                                                     1. Гимнастика до учебных занятий:                                                                задачи: оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма с целью обеспечения необходимого уровня умственной и физической работоспособности.                                   2. Урок:                                                                                                               задачи: а) создавать условия для физического совершенствования, повышать уровень двигательной подготовленности;                                            б) формировать знания и навыки организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;                                   в) формировать знания ,умения и навыки в проведении восстановительных мероприятий.                                                                    3. Физкультурная пауза:                                                                                     задачи: а) ослаблять неблагоприятное воздействие факторов малоподвижной и психически напряженной учебной деятельности учащихся;                                                                                                 б) формировать навыки снятия стрессовых состояний.                                                                                                                                                                                                      4. Физкультурно-спортивные мероприятия после учебных занятий         (спортивные соревнования, подвижные игры и т.д.)                                                                                                   задачи: а) пропагандировать активные формы отдыха, в том числе и семейного;                                                                                                  б) привлекать учащихся и их родителей к регулярным занятиям спортом;                                                                                                   в) воспитывать потребность в активной форме отдыха;                        г) формировать знания, умения и навыки в организации и проведении игровой деятельности в помещении и на открытых игровых площадках.

   Современная стратегия образования определяет физическое воспитание, как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего развития личности. В соответствии с этим можно выделить следующие принципы функционирования модели организации педагогического менеджмента качества физического воспитания в условиях общеобразовательной школы:                                  - принцип актуальности  - определение целей и построение содержания программы с учетом повышения качества образования в области физической культуры;                                                                - принцип системности и комплексности – целостность понимания образования во взаимосвязи его физического, психического, духовного, социального компонента, а также освоение системы средств и методов его повышения;                            - принцип научности и доступности - усвоение учащимися  определенного объема знаний и умений, основанных на многовековом опыте человечества, соответствующего уровню образовательных возможностей человека;                                                      - принцип практической направленности выработки умений и навыков, лежащих в основе организации педагогического менеджмента качества образования в области физической культуры;                                                                                                   - принцип соответствия - оптимальное сочетание элементов социальной инфраструктуры;                                                                   - принцип региональности – учитывает региональные природно-климатические, социальные, этнические, демографические особенности региона.                                                                                  Одним из методов организации педагогического менеджмента качества физического воспитания является морально-психологическая подготовка. Критериями оценки качества морально-психологической подготовки являются: уровень сознательности и убежденности учащихся в необходимости и важности постоянного физического совершенствования.            Таким образом, педагогический менеджмент качества физического воспитания представляет собой системно построенный процесс, направленный на реализацию организационных, психологических, методических ,педагогических условий, обеспечивающих эффективное управление формированием знаний и интеллектуальных способностей в области физической культуры, мотивационно-ценностных ориентаций на деятельность в области физической культуры и достижение соответствующего возрасту физического совершенствования, то есть повышения уровня личностной физической культуры.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пример решения  проблемы повышения эффективности и качества физического воспитания школьников....

«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания в общеобразовательной школе»

Статья об опыте работы нашего образовательного учреждения  по данному направлению...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Современное образовательное пространство предлагает различные методики по работе с учащимися. Учитель в средней образовательной школе сталкивается с различными учениками, с теми, которые сразу понимаю...

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...