ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по географии на тему

Современное образовательное пространство предлагает различные методики по работе с учащимися. Учитель в средней образовательной школе сталкивается с различными учениками, с теми, которые сразу понимают материал и с теми ,которые не могут понять этот материал даже после нескольких объяснений.  По ряду причин количество слабоуспевающих детей с каждым годом увеличивается значительно, поэтому российскому преподавателю  в последнее время  приходиться  обращать более пристальное внимание на таких учащихся в ходе урока, а  не только во внеурочной и индивидуальной деятельности.

Кто же такие слабоуспевающие? На этот вопрос каждый учитель, даже начинающий педагог даст исчерпывающий ответ. Это дети, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, а также те кто имеет высокие умственные способности, но отрицательно настроены против учебы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balandina_geografiya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Баландина В.А. учитель биологии и географии МАОУ СОШ №5

Современное образовательное пространство предлагает различные методики по работе с учащимися. Учитель в средней образовательной школе сталкивается с различными учениками, с теми, которые сразу понимают материал и с теми ,которые не могут понять этот материал даже после нескольких объяснений.  По ряду причин количество слабоуспевающих детей с каждым годом увеличивается значительно, поэтому российскому преподавателю  в последнее время  приходиться  обращать более пристальное внимание на таких учащихся в ходе урока, а  не только во внеурочной и индивидуальной деятельности.

Кто же такие слабоуспевающие? На этот вопрос каждый учитель, даже начинающий педагог даст исчерпывающий ответ. Это дети, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, а также те кто имеет высокие умственные способности, но отрицательно настроены против учебы.

Мое золотое правило при работе с такими детьми "Не упустить, а заинтересовать" при этом самое главное не забыть о других учащихся класса.

Как это сделать? Существует достаточное большое количество различных публикаций как теоретиков, так и практиков, с методиками по работе с слабоуспевающими учениками. Но все же у каждого педагога есть свои секреты успешной деятельности в этом направлении, которые не просто ставят оценку "3",а работаю с такими учениками в полной мере.

 В своей работе я выделяю два направления в работе с этой категорией учащихся - предупреждения неуспеваемости и проблему ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Для начала выясняю почему ребенок не может усваивать предмет, который я преподаю, в чем сложность усвоения материала, особенности его психологического восприятия окружающего мира.

 Из работ, выполняемых учащимися, их ответов  складывается представление почему ребенок слабо учиться. Это объясняется особенностями психического восприятия материала: одним тяжело сосредоточиться на материале, другие могут работать только по предложенному алгоритму, а третьи просто ничего не успевают на уроке. У одних учащихся более развита зрительная память, а других – слуховая, у третьих - моторная. В любом классе есть учащиеся, не владеющие дисциплиной умственного труда.

Современная задача учителя с учетом запросов российского общества – рассмотреть и проанализировать особенности ребенка, увидеть их индивидуальность и помочь в освоении учебного материала, но это не значит сделать все за него. Работая с ребенком индивидуально или же в рамках урока необходимо мотивировать учащегося на ликвидацию пробелов в знаниях самостоятельно, а для этого необходимо вселить в него веру в свои силы.

Личная заинтересованность и любовь к преподаваемому предмету помогут сделать многое. Не зря ведь существует высказывание: "Капля камень точит". Ежедневный труд и внимательность к ученику позволяют решить эту проблему.

 Для этого необходимо внимательно отслеживать успехи и неудачи учащихся, заинтересовывать их на уроке и в выполнении домашних заданий, отмечать их малейшие успехи, при этом не давя на ученика, а показывая ему как это можно сделать самому.  Ведь желание учиться формируется в процессе успешной работы над материалом, поэтому важно организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы учащийся постоянно чувствовал своё продвижение вперёд. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперёд окрыляет учащихся, возбуждает работать их интенсивнее и повышает интерес к занятиям, а это обеспечивает им успешное усвоение материала.

Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками - это кропотливая работа педагога  и самого ученика на каждом уроке, на каждом этапе урока.

В работе с детьми необходимо использовать различные методики, например новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Главное в работе с такими детьми учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей победе, каждому продвижению вперёд. Источник активности человека – его потребности и желание.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся надо использовать все возможности учебного материала: создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

Ш.А. Амонашвили в своей книге "Единство цели" пишет о том, что он не использует оценки в своей практике. Оценка это тонкий психологический инструмент, который может иметь разное влияние на детей, особенно относящихся к категории неуспевающих, отстающих. Амонашвили пишет о том, что оценки превратились в инструменты социального давления на детей, их сортитовки на "успевающих" и "неуспевающих", на "хороших" и "плохих" учеников. Он приходит к выводу, что в оценках мало педагогики и больше власти. "Мы, учителя, полностью забираем эту власть в свои руки, чтобы нам было легче управлять детьми. Отметки - это костыли хромой педагогики. ". Дети очень чувствительны к оценке. Они не умеют отделять оценку выполнения отдельного задания от оценки себя в целом.

Как помочь "заработать" оценку слабоуспевающим и при этом не обидеть ребенка, не "убить" желание учиться?

Вот некоторые приемы которые я в использую на уроках биологии и географии :

1.Алгоритм ответа, который можно использовать при ответе;

2.Использование опорных схем при ответе;

3.Использование наглядных пособий .

Всего три пункта, но если ими пользоваться постоянно, то через небольшое время ученик будет видеть результат своей работы и даже самый неуспевающих ученик будет твердым троечником, а затем может стать и успевающим учеником, самое главное работать, а не просто ставить "3", и тем самым отодвигаться от этого ученика.

Роль преподавателя в любом обучении огромна и в том числе в работе с неуспевающими детьми. Преподаватель, его авторитет имеют прямое отношение к результатам обучения. Он влияет не только на обучение, но и на обучаемых. Слово и действие преподавателя могут вызвать у обучаемых и болезненное отрицательное отношение к изучаемому предмету. Поэтому расширение функций преподавателя является отличительной чертой интенсивного обучения. В понятие профессионализма включаются такие свойства личности, как высокая профессиональная культура, умение понять психологию, настроение, пожелания каждого и группы в целом, талантливость, самозабвенность, самоотдача, высокий уровень знания предмета, доброжелательный настрой в сочетании с высокой требовательностью, умение применять щадящий самолюбие способ учёта знаний, артистичность, находчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме " Деятельностный подход в обучении математики- путь повышения качества знаний учащихся основной школы"

Проблема , выдвинутая автором в рамках педагогического проекта, является высоко актуальной и значимой, поскольку в условиях всеобщего нарастания объемов учебной информации без развития умений и ...

«Работа со слабоуспевающими учениками как фактор повышения качества знаний и умений учащихся»

В образовании, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на два вопроса: «Чему  учить?  Как  учить?»...

Приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории

Способы работы с исторической картой, лентой времени и наглядным материалом...

Использование ИКТ на уроках английского языка в средней школе как фактор повышения качества знаний учащихся

Современные информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка....

Применение информационных технологий на уроках с целью повышения качества знаний у учащихся

«Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые среди педагогов.«Единственный путь, ведущий к знанию – эт...

Работа со слабоуспевающими учащимися как фактор повышения качества знаний и умений.

В статье представлена общая организация работы со слабоуспевающими учащимися, а также приемы обучения  на уроках русского языка, которые направлены на компенсацию психофизиологических «мерт...