Приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории
статья по истории на тему

Способы работы с исторической картой, лентой времени и наглядным материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_povysheniya_kachestva_znaniy_uchashchikhsya.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы повышения качества знаний учащихся

 на уроках истории

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).  Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности.

Главная цель  предмета «История» - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия. Я представлю приёмы, применяемые в методике модульного (блочного) обучения.

Приёмы изучения теоретического материала:

  • объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов. Объяснение помогает убедительно показать внутренние связи и зависимости, смысл, сущность и значение исторических фактов и явлений (барщинное хозяйство, ремесленное производство, мануфактура, предпосылки феодальной раздробленности).
  • рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий. Этот приём позволяет втянуть учеников в ход активной познавательной деятельности. Перед рассуждением обязательно ставиться вопрос, который позволяет привлечь внимание учащихся к основному смыслу изучаемого материала. На каждый поставленный вопрос учитель даёт несколько альтернативных вариантов, сопоставляет факты и мнения. В результате последовательной постановки вопросов и ответов на логическую цепь вопросов учащиеся без труда осмысливают теоретическое содержание учебного материала.

Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы.

 По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Приёмы изучения хронологии:

  • основные даты связанные с главными фактами, например, первое упоминание о Москве (1147), Куликовская битва (1380);
  • опорные даты способствующие временной локализации менее значимых, второстепенных фактов. Они необходимы для понимания внутренней связи и внутреннего смысла исторических явлений. Например, по отношению к основной дате 1380 опорными будут 1382 (поход Тохтамыша), 1389 (начало правления Василия I);
  • хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты связывать в логические цепочки.

Например, 964 г., 965 г., 971 г. – походы князя Святослава;

  • календарь важнейших событий способствует изучению важнейших событий. Например,1478 г., 1485 г, 1510 г., 1514 г, 1521 – этапы собирания русских земель: присоединение к Москве  Новгорода , Твери , Пскова , Смоленска , Рязани;
  • синхронистические таблицы способствуют взаимосвязанному изучению событий и явлений из всеобщей и отечественной истории.

Например:

Из приведенных ниже сведений составьте таблицу.

Дата

Событие

российской истории

Событие

всемирной истории

1054

Смерть Ярослава Мудрого

Разделение христианской церкви на православную и римско-католическую

1147 г.

Первое упоминание Москвы в летописях

Начало второго крестового похода

1572

Битва при деревне Молоди

Варфоломеевская ночь в Париже

1648

Начало освободительной борьбы под руководством Богдана Хмельницкого

Окончание тридцатилетней войны в Европе

Приёмы работы с документом.

Документы повествовательно-описательного характера (летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий) дополняют рассказ учителя, не требуют обязательного анализа.

Документы актового характера , грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи, дополняют рассказ учителя, однако требуют комментария или анализа.

Например:

1.Внимательно прочитайте фрагменты из исторических источников. Определите к какому типу они относятся.

  • «Болеслав Первый Великий , прозванный … Храбрый , уверенно восстано-вил  границы Польши , утерянные прежде. Он заложил шесть кафедральных соборов …  Он также заложил , построил и наделил имуществом много монастырей … Сам он установил , как говорят , в Польше подать, … так что каждый от плуга или сохи ежегодно вносил в житницу короля одну меру овса , за исключением тех, кто стоял на военной службе государства».

Ответ: Хроника

  • «От Бориса ко Настасьи. Как придет эта грамота, так пришли мне человека на жеребце, потому что здесь дел много, Да пришли мне сорочку, сорочку позабыл».

Ответ: берестяная грамота

  • « А детей боярских судити наместникам по всем городам по нынешним царевым жалованным общим  грамотам. А по городам наместникам городских посадских людей всех судити».

Ответ: Судебник

  • « Поднялись вятичи войною , и пошел на них Владимир , и победил вторич-но … Пошел Владимир против ятвягов , и победил ятвягов , и взял их зем-лю. И пошел к Киеву , принося жертву кумирам с людьми своими …  Пошел Владимир на радимичей».

Ответ: летопись

  • « Поклон от Петра к Марье. Покосил пожню, да сено у меня отняли у Озерцов. Спиши список с кучей грамоты и пришли мне».

Ответ: берестяная грамота

Памятники художественного слова: произведения устного народного творчества мифы, басни, песни, крылатые выражения дополняют и украшают рассказ учителя, создают яркие образы и картины прошлого, способствуют ощущению духа эпохи.

Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.

Например: Внимательно прочитайте предложенный отрывок из литературного произведения.

Ответьте на вопросы:

  1. Как называется это произведение?
  2. Когда оно было создано?
  3. Какое событие находится в центре внимания автора?
  4. Когда и где был обнаружен этот памятник?
  5. Кто из отечественных исследователей внес большой вклад в его изучение?

« Боян вещий , если хотел кому песнь сложить, то растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он , как говорил , первоначальных времен войны и тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: который догонял какую, та первая и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, который зарезал Редедю перед полками косожскими, прекрасному Роману Святославичу. То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами князьям славу рокотали …».

Ответ: «Слово о полку Игореве». Конец XII века. Поход новгород-северского князя Игоря на половцев в 1185 году и его поражение. В конце XVIII века в Ярославском  Спасо-Преображенском монастыре. Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Литературные источники - произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий способствуют познанию прошлого, однако их использование должно быть фрагментарно и заранее отобрано. Использование художественной литературы помогает воссоздать картины быта, общественных отношений. Краткий пересказ художественного произведения и задание на выявление деталей, с тем чтобы ученики его обязательно прочитали, закрепляет, цементирует изученный материал, формирует яркий образ прошлого.

Например:

  • Какое событие описывает автор стихотворения?

« По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

И отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты …»

Ответ: Ледовое побоище

  • Деятельность какого князя описана в данном отрывке?

« Хан за данью баскаков не слал на места –

Князь теперь  посылал своих дьяков туда.

Так в Москву повели все дороги земли.

Враждовать с ним другие князья не могли.

И Москва собрала вкруг себя города.

Лишь с Москвою считалась отныне орда».

Ответ: Деятельность Ивана Калиты

Приёмы использования исторической карты.

При работе с картами следует учесть, что учащимся бывает сложно соотнести общую и тематическую карты. Поэтому на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, например карте мира, а потом уже на тематической.

Готовясь к уроку , учитель тщательно продумывает , что и как он покажет на карте, с помощью каких ориентиров обозначит территорию излагаемых истори-ческих событий . Перед показом на карте лучше всего описать место событий на карте словами и только потом обратиться к карте. К этому надо приучить и учащихся.

  Обучение школьников приемам учения непрерывно усложняется. Только при условии постоянного повышения трудности учебной работы происходит эффективное развитие умственных умений и способностей учащихся.

Усложнение учебной работы происходит по нескольким направлениям:

  1. прежде всего, усложняется содержание и увеличивается объем изучаемого исторического материала;
  2. постепенно усложняются приемы умственной деятельности, составляющие внутреннюю сторону приемов учения, сначала формируются приемы , требующие преимущественно анализа и синтеза, затем приемы, основанные на абстрагировании, сравнении, обобщении, конкретизации.
  3. усложняется форма письменных и графических приемов учения.
  4. производится перенос сформированных приемов из воспроизводящей и преобразующей работы в условия творческо- поисковой деятельности.

Умение наступает тогда, когда ученик полностью овладевает набором учебных действий, входящих в состав приема, и свободно применяет их на новом учебном материале.

   При рассмотрении сущности методических приемов учебной работы учителя и учащихся в общем виде было показано, как при использовании разных методов обучения можно решать поставленные перед школой задачи образования , воспитания и развития учащихся. Успех положительного решения этих задач зависит от систематического обучения учащихся учебным приемам и от выбора необходимых приемов и средств на уроке в соответствии с закономерностями процесса обучения истории. При этом сам учитель должен хорошо владеть всем набором методических приемов и уметь творчески применять их в своей повседневной работе, учитывая познавательные силы и возможности учеников.

Каждый урок истории направляется на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся : четкое определение образова-тельных задач каждого урока; рационализация информационного наполнения урока , оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потреб-ностей ; внедрение новейших технологий познавательной деятельности; разнообразное сочетание разнообразных видов , форм и методов ; творческий подход к формированию структуры урока ; сочетание различных форм коллективной , групповой деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся; обеспечение оперативной обратной связи  форм и методов; творческий подход к формированию структуры урока ; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления; научный расчет, мастерство проведения урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Курсовая работа "Повышение качества знаний учащихся на уроках биологии"

Содержание работы: 1. Значение проверки знаний учащихся по биологии 2. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся 3. Обучение учащихся работе с тестовыми заданиями 4. Виды тестовых заданий ...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Современное образовательное пространство предлагает различные методики по работе с учащимися. Учитель в средней образовательной школе сталкивается с различными учениками, с теми, которые сразу понимаю...

Дифференциация, как способ повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка.

Современная школа находится в интенсивных поисках нового оптимального содержания и новых технологий обучения. Современные концепции образования ставят приоритетной целью развитие полноценной гармоничн...