Закаливание
статья по физкультуре на тему

Ларичева Ольга Васильевна

Для чего нужно закаливаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_word.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание – это научно обоснованное, систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды.

Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. 

Даже ослабленным детям закаливающие процедуры не противопоказаны, необходим лишь правильный подбор и индивидуальное дозирование этих процедур.

К общим закаливающим мероприятиям относится

  •  правильный режим дня;
  •  рациональное питание;
  •  занятия физкультурой.

Специальные закаливающие мероприятия включают закаливание воздухом, солнцем и водой.

Правила проведения закаливания следующие:

  •  систематичность;
  •  постепенное увеличение дозы;
  •  учет возрастных и индивидуальных особенностей организма;
  •  комплексность;
  •  последовательность;  
  •  проведение процедур на фоне положительных эмоций.

Систематичность. 

Нельзя прерывать начатые закаливающие процедуры без серьёзных оснований, так как в этом случае исчезают те способности организма, которые были приобретены в процессе закаливания.

Постепенность увеличения закаливающих процедур. 

Первоначальные закаливающие процедуры должны  по своей силе и по длительности вызывать минимальные изменения в организме. Только по мере привыкания к определённому виду раздражителя их можно постепенно усиливать. Целесообразнее начинать закаливающие процедуры в летнее время, когда температура воздуха более высокая, чем в другие сезоны и колебания температуры бывают менее резкими.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма. 

Этот принцип говорит о том, что прежде, чем начинать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого подростка, собрать данные от специалистов и родителей. Только после этого составляется характеристика подростка, дети делятся на 3 группы.

Только после этого составляется характеристика ребёнка, дети делятся на 3 группы.

I группа – подростки здоровые, ранее закаливаемые.

II группа –подростки здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья.

III группа –подростки с хроническими заболеваниями.

Для каждой группы подростков подбираются соответствующий комплекс закаливающих процедур.  

Комплексность. 

Специальные закаливающие процедуры лишь тогда дают нужные результаты, когда они сочетаются  с другими мероприятиями  в повседневной жизни подростка, направленными на укрепление здоровья (это прогулки, утренняя гимнастика, проветривание помещений, физкультурные занятия и т.д.) и если они проводятся комплексно. Так, например, воздушные ванны хорошо сочетаются с активными физическими упражнениями, а солнечные ванны можно соединить с водными процедурами и т.д.

Последовательность. 

Первоначально рекомендуются воздушные ванны, затем, по мере привыкания, следует переход к водным процедурам и солнечным ваннам. К обливанию можно переходить после того, как дети привыкнут к обтиранию, а купание в водоёмах допускается я после привыкания к обливанию и т.д.

Проведение закаливающих процедур при положительном настрое. 

Результаты закаливания во многом зависят от того, как подросток относится к этим процедурам. Важно, чтобы закаливающие процедуры вызывали положительные эмоции у детей.

Из истории:

        Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. В древних культурах мира закаливание использовалось как профилактическое средство для укрепления человеческого духа и тела.

        В Древней Греции и Древнем Риме закаливанию, гигиене тела уделялось большое внимание. В этих цивилизациях существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть.

        Закаливание в этих странах преследовало как цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание проводилось в общественных домах в очень суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Им разрешали мыться горячей водой всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были соблюдать эти обычаи.

В Спарте уделялось большое внимание и физическому воспитанию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, — пишет Плутарх. — Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

        У Древних римлян важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и вместительные здания, построенные из самых лучших сортов мрамора (термы Диоклетиана (505 – 506 гг.) вмещали 3500 купающихся).

        В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, успешно применялись песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.

        Как профилактическое средство закаливание рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и др.

В Спарте уделялось большое внимание и физическому воспитанию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети, — пишет Плутарх. — Закаленные такими упражнениями, они легче могли вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

        У Древних римлян важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и вместительные здания, построенные из самых лучших сортов мрамора (термы Диоклетиана (505 – 506 гг.) вмещали 3500 купающихся).

        В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, успешно применялись песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.

        Как профилактическое средство закаливание рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и др.

Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным».

        К закаливающим факторам относится действие солнечных лучей. Целительное действие солнца было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.

        В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, — говорилось в «Трактате о внутреннем», — лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Важнейшими средствами закаливания считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.

В медицине Древней Индии для повышения выносливости использовался ряд различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Исходя из учения о трех «органических жидкостях» (желчь, слизь, воздух) и 5 космических элементах (земля, вода, огонь, воздух и эфир — источник света), древние индусы определяли здоровье как результат их равномерного смещения, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума. Поэтому усилия врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов. Об использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».

На Руси закаливание носило массовый характер. «Русские — крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», — писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.

        Славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня.

        Взгляды русских врачей, писателей, деятелей науки на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Они сыграли ведущую роль в разработке методики закаливания и ее научного обоснования. Так, А. Н. Радищев в работе «О человеке, о его смертности и бессмертии», вышедшей в XVIII веке, писал: «Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет».

Комплексность воздействия природных факторов.

        Основными средствами закаливания являются воздух, вода, солнечные лучи; сочетание с физическими упражнениями повышает эффективность закаливающих процедур. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

        Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.

        Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если сочетать их с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной. Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

        Наиболее распространенная и доступная форма закаливания — использование свежего воздуха. Такие закаливающие процедуры доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.

        Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря, на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

        По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30°С), теплые (свыше 22°С), индифферентные (21 – 22°С), прохладные (17 – 21°С), умеренно холодные (13 – 17°С), холодные (4 – 13°С), очень холодные (ниже 4°С).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм за счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

        Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

        Прогулки на воздухе проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно, с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

        Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой — катанием на коньках, лыжах, а летом — игрой в мяч и другими подвижными играми.

Воздушные ванны

        Закаливание воздухом подготавливает организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: 

  •  постепенным снижением температуры воздуха;
  •  и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

        

        Начинать прием воздушных ванн надо в комнате, независимо от времени года, при температуре не ниже 15 – 16°С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3 – 5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20 – 22°С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10 – 15 минут.

        Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность — не более 1 – 2 минут, с постепенным увеличением до 8 – 10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5 – 2 часа после еды и заканчивать за 30 минут до приема пищи.

        Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание водой

        Вода — мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холодней воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует — это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Обтирание — начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают их насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.

        Обливание — следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около +30°С, в дальнейшем снижая ее до +15°С и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.

        Душ — еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30 – 32°С, а продолжительность — не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2 – 3 раза воду 35 – 40°С с водой 13 – 20°С на протяжении 3 мин. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18 – 20°С и воздуха 14 – 15°С.

        Для закаливания рекомендуется, наряду с общими, применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них — обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном, водой с температурой сначала 26 – 28°С, а затем со снижением до 12 – 15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23 – 25°С, постепенно, каждую неделю она снижается на 1 – 2°С и доводится до 5-10° С.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствуется система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30 – 40 сек. (для длительно занимающихся – 90 сек.). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.

Закаливание в парной

        Баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ. Банные процедуре не рекомендуется применять людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией.

Закаливание солнцем

Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи: происходит расширение подкожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение воздушных ванн во всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ-радиации. УФ-лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ-облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена — биогенные стимуляторы. УФ-лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к простудным и инфекционным заболеваниям; они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.

Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облучению. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и ее способностью к пигментации.

Солнечные ванны

        Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе — 9 – 13 и 16 – 18 часов; на юге — 8 – 11 и 17 – 19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18°С.         Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3 – 5 минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

Гигиенические требования при проведении занятий

Физические упражнения являются одним из важнейших закаливающих факторов. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Для занятий закаливанием и физическими упражнениями используют специальную одежду, к которой применяется ряд требований.

Для обеспечения гигиены тела при занятиях физическими упражнениями необходимо, чтобы спортивная одежда была изготовлена из тканей, обладающих следующими свойствами:

  •  гигроскопичность,
  •  вентилируемость,
  •  ветроустойчивость,
  •  теплозащитность и др.

        Летом одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Зимой используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обувь должна быть удобной, прочной и хорошо защищать стопу от повреждений, легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Нужно следить, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха — обморожения. В зимнее время года рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами.

        

Особенности терморегуляции организма детей и подростков 

Предельные холодовые нагрузки на организм детей и подростков требуют чрезвычайного напряжения всех физиологических механизмов, всех его защитных сил. И справиться с этой нагрузкой ребенок сможет лишь за счет нарушения деятельности органов и систем, которые непосредственно не участвовали в этой работе. Это так называемая цена приспособления. Наиболее уязвимым в таких ситуациях оказывается головной мозг. Поэтому мы считаем предельные холодовые нагрузки нецелесообразными для растущего организма. Есть достаточно других более легких и безопасных средств закаливания. Все сказанное позволяет отрицательно относиться к «моржеванию» детей и подростков и не рекомендовать данную форму тренировки защитных сил организма

По мере роста ребенка под влиянием закаливания увеличивается координирующая роль центральной нервной системы на деятельность всех внутренних органов, реакции организма становятся все более экономными, улучшается способность к тренировке.

        Надо подчеркнуть, что определенная ответная реакция организма вырабатывается только при систематическом повторении и только на данный фактор. На любые новые воздействия дети реагируют как незакаленные.

        Вместе с тем нельзя не отметить и другую закономерность, определяющую неспецифический эффект закаливания, который проявляется в том, что любые воздействия оказывают общее благотворное влияние на центральную нервную систему, улучшают ее координирующую функцию и подвижность нервных процессов. Благодаря этому совершенствуется не только взаимодействие физиологических систем: дыхания и кровообращения, обмена веществ и регуляции тепла, но также и работоспособность центральной нервной системы, психическое и физическое развитие человека.

Помимо возрастных особенностей организма, эффект закаливания во многом определяется индивидуальными чертами характера ребенка, типологическими особенностями его высшей нервной деятельности. В организации закаливания необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и подростков, не пренебрегать ими. Так, закаливание детей, у которых ярко выражены сила и уравновешенность нервных процессов, полезно проводить более быстрыми темпами по сравнению с закаливанием детей, в поведении которых обнаруживаются признаки слабости нервных процессов. Если у ребенка преобладает возбуждение, лучше проводить с ним успокаивающие процедуры, а если преобладает торможение, — бодрящие.

        Очень важно, чтобы во время закаливающих процедур у ребенка было хорошее настроение. Экспериментально подтверждено, что положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Значение физической активности. Закаливание организма"

Разработку можнол использовать при изучении курса биологии в 8 классе, а также при изучении курса ОБЖ....

Закаливание организма и его значение в укреплении здоровья

Всем известно, что закаливание приносит большую оздоравливающую пользу для организма человека (проверено годами на своём организме). Эта презентация расскажет о закаливании и его роли в укреплении здо...

Закаливание организма

Закаливание - это различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных внешних факторов. ...

закаливание

: Проект посвящен исследованию влияния закаливания на здоровье человека. Изучая факты публицистической литературы, анализируя анкетные данные, делая наблюдения, участники проекта знакомятся с по...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме Терморегуляция организма. Закаливание.

Слайды презентации используются при изучении нового материала, при самостоятельной работе учащихся с таблицами,  схемами, решении биологических задач....

Беседа с родителями: «Закаливание организма. Виды закаливания»

Цель беседы: познакомить родителей с методами закаливания, развивать интерес к здоровому образу жизни.В беседе делается акцент на то, что основными принципами закаливания являются: системати...