Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.
статья по физкультуре (8 класс) на тему

Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного года, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Актуальность системы работы.

Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного года, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное воспитывать личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Научно-методический уровень системы работы.

Работа носит комплексный подход, так как способствует развитию физической и эмоциональной сфер личности. Прослеживается интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству.

Научность системы работы.

Предлагаемая модель работы, соответствует методологии, возрастной психологии и новой образовательной парадигме составлена на научной основе. В данной работе прослеживается направленность учителя на обеспечение соответствия содержания образования интеграционным и инновационным подходам.

Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работ, её связь с общей стратегией развития организации общества.

Разработки рекомендаций по организации и проведению уроков физической культуры, игры и эстафеты для проверки физической подготовленности учащихся, специальной подготовке по технике и тактики спортивных игр, а также по лыжной подготовке, в гимнастике рассматриваются в неразрывном единстве с применяемой методикой. Материал логически связан и способствует цели, поставленной автором.

Введение

Содержание данного методического пособия предполагает применять соревновательно-игровой метод в учебном процессе, что помогает решать задачи всестороннего развития у учащихся, совершенствовать двигательные качества, умения и навыки, связанные с современной техникой того или иного вида учебной программы. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение

Цель данного пособия: оказание помощи учителям ФК, творчески применять соревновательно-игровой метод в процессе уроков, что способствует повышению интереса учащихся к знаниям ФК и решению задач из любых разделов по физическому воспитанию.

Задачи:

  • Освоение двигательных качеств.
  • Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, пропаганда ЗОЖ, как на уроках, так и во внеурочное время.
  • Воспитание чувства коллективизма, дисциплинированность, содействие развитию психических процессов (внимания, памяти на двигательные действия).

Предлагаемое пособие поможет специалистам ФК оживить уроки и тренировочные занятия, поскольку соревнование и игра выступают как одно из основных условий.

Легкая атлетика

Легкая атлетика как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровью учащихся. Легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, суть которого – повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых знаний позволяет скучную и монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной.

Круговая эстафета

Задачи: закрепление навыка бега по повороту, совершенствование умения передавать эстафету в игровой обстановке.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивная площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/073e/000892bd-7c698b7e/hello_html_45196d7f.jpg

По сигналу преподавателя первые в колонках игроки команд начинают бег по кругу. Достигнув своей колонны, игрок касается плеча второго игрока, а сам быстро встает в колонну с внутренней стороны круга. Остальные игроки смещаются на один шаг вперед.

Варианты бега: из различных исходных положений, боком, приставными шагами, спиной вперед, прыжками на обеих ногах

Нельзя создавать препятствия для бега другим игрокам преждевременным выходом на беговую часть дорожки.

Поле того как все игроки побегут по кругу, занимающиеся, которые начинали бег первыми, вновь оказавшись крайними в колоннах, поднимают руку.

Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.

Вместо касания плеча можно передавать эстафету эстафетной палочкой. Тогда каждый игрок, стоящий с внешней стороны колонны, отводит руку назад, готовясь принять эстафету.

«Быстро по местам»

Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Быстро по местам - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - все должны построиться в указанном месте.

Варианты построения:

а) в общей шеренге или отдельных шеренгах;

б) в общем круге или отдельных кругах;

в) в отдельных колоннах в виде квадрата.

Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает.

Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться.

При недостаточной площади построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения.

Гимнастика

Соревновательно-игровой метод в гимнастике, к сожалению, не получил широкого распространения из-за того, что его по традиции считают методом в основном игровых видов спорта. Однако играть или соревноваться в гимнастике можно так же успешно, как и в игровых видах физической подготовки. Суть метода — прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победу или возможно более высокое достижение как отдельных учащихся, так и команд.

Так, чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, можно выполнять их в соревновательно-игровой обстановке. Разделив группу или класс на отдельные команды, преподаватель может проводить соревнования за лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом могут давать оценку друг другу.

Соревнование может проходить в параллельных колоннах или шеренгах как с выбыванием участников, нарушивших строй или допустивших ошибки, так и без выбывания, но с получением штрафных очков, которые в итоге определят победителя игры или соревнования.

Вот несколько игровых заданий:

«Смена мест»

Задачи: формирование навыка быстрого и четкого построения; воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.

Инвентарь: любой набор: от мелкого штучного (палки, обручи) до снарядов (скамейка, стенка и др.).

Место: спортивный гимнастический зал, гимнастический городок, тренажерный класс или приспособленное помещение.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Смена мест - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

Во время выполнения любых гимнастических упражнений, при любом построении по указанному сигналу учащиеся меняются местами и принимают стойку "смирно".

Например, можно выполнять упражнения стоя в кругах, на гимнастических скамейках с предметами и т. д.

При наличии нескольких колонн заранее оговаривается, кто с кем меняется местами.

При использовании станций круговой тренировки соревнуются нечетные номера с четными. За каждую выигранную смену команда получает одно очко.

Побеждает команда, набравшая в сумме большее количество очков.

Следует оценивать не только быстроту смены, но и качество выполнения упражнений.

«Построй мост»

Задачи: закрепление акробатических элементов в игровой форме; развитие гибкости.

Инвентарь: не требуется.

Место: гимнастический зал.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Построй мост - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

Соревнуются несколько команд по 4—6 человек в каждой.

Перед началом игры выстраиваются в колонны за линией старта.

В пяти шагах от первой линии проводится вторая.

По сигналу преподавателя первый игрок бежит до условленной отметки и становится на мост.

После этого выбегает следующий игрок и, проползая под мостом, «строит» второй мост за первым.

Затем под двумя мостами проползает третий игрок, за ним — четвертый и т. д.

Последний игрок проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует: "Встать!".

Все игроки поднимаются, бегом устремляются к линии старта и строятся в колонны.

Команда, первой выполнившая задание, объявляется победителем.

Необходимо, чтобы игроки правильно выполняли и хорошо «держали» мост

Волейбол

При использовании соревновательно-игрового метода совершенствование техники и тактики игры в волейбол осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в соревновательно-игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро, спину.

Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой.

Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательно-игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее — верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых — прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.

Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки.

Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением.

«Прими и передай»

Задачи:совершенствование техники действий в нападении и защите в соревновательных условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: волейбольная площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Прими и передай - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

Играют две команды.

Одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах, защищаются.

Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке или за нее, то обороняющаяся команда получает 3 очка; если мяч принят, но не доведен до сетки,— 2 очка; если защитник не сыграл в защите, но попытался принять мяч и коснулся его,— 1 очко (без касания мяча защитнику очко не засчитывается). После 2 мин игры нападающие и защитники меняются зонами.

Нападающим разрешается выполнять обманные удары, а защитникам — применять блок.

Игра длится 4—10 мин, затем участники меняются ролями.

Эстафета с мячом по кругу

Задачи: закрепление техники передач мяча; воспитание ловкости, точности, координации движений в соревновательных условиях.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Эстафета с мячом по кругу - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

Игроки располагаются в кругах в затылок друг другу на расстоянии 2 м.

Первые игроки держат в руках мяч.

По сигналу преподавателя первый в круге игрок передает мяч верхней передачей за голову второму и поворачивается кругом, второй делает то же и т. д.

Когда мяч доходит до последнего в круге, он одну передачу делает над собой, поворачивается кругом и передает мяч за голову предпоследнему игроку и т. д.

При потере мяча эстафета продолжается с того места, где она была прервана.

Вариант эстафеты: последний участник, получивший мяч, делает пас первому номеру, который ловит мяч, сигнализируя об окончании эстафеты.

Способ передачи мяча — верхняя передача.

Выигравшей считается команда, у которой игрок, начавший игру, первым ее и заканчивает.

По мере освоения задания можно переходить к более сложным способам передачи и использовать два мяча.

Баскетбол

Быстрая и динамичная игра, с калейдоскопически меняющимися игровыми ситуациями спортивная игра, которая развивает ребенка, как никакая другая игра, и поэтому должна быть основной в школьной программе по физическому воспитанию, начиная с третьего класса.

Все изученное на уроке должно быть применено в игре. Прежде чем начать играть в баскетбол, необходимо поиграть с детьми в подходящие к баскетболу игры и различные эстафеты с элементами баскетбол. Так, в младших классах- это игра «Мяч капитану», в средних и старших классах- игра «10 передач». В эту игру может играть одновременно весь класс.

Задачи игры: соблюдая правила баскетбола, сделать 10 передач мяча среди игроков своей команды, исключая бросок в корзину (Ведение разрешено) и не пересекая средней линии. В случае потери мяча все набранные очки сгорают и счет начинает вести следующая команда.

Даже в таком коротком промежутке, каким является урок физкультуры, необходимо отводить время играм и эстафетам, чтобы повысить эмоциональный настрой.

«Мяч в корзину»

Задача: совершенствование навыков бросков мяча в заданном направлении с отскоком от щита, а также точного выполнения движений.

Инвентарь: корзина, баскетбольные, волейбольные мячи.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Мяч в корзину - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

Команды стоят напротив своих щитов или переносных корзин.

У каждого капитана имеется мяч.

Они передают мячи с отскоком от пола так, чтобы те попали в руки первым номерам, которые бросают мячи обязательно с отскоком от квадрата на щите.

Варианты бросков мяча:

а) с места;

б) после двух прыжковых шагов;

в) после ведения мяча и двух прыжковых шагов.

Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.

Учитывается также время выполнения задания.

При повторении игры команды должны меняться местами. Если имеется только один щит, то команды бросают мяч по очереди.

«Овладей мячом в движении»

Задачи: освоение технических действий по ведению и перехвату мяча в игровой обстановке.

Инвентарь: мячи.

Место: спортивный зал, площадка.

Построение

Содержание

Правила

ОМУ

Овладей мячом в движении - спортивная игра (описание, правила, рекомендации)

Все игроки делятся на две команды.

Одна осуществляет ведение мяча а разных направлениях, другая пытается овладеть мячом соперника.

При перехвате мяча происходит смена водящих.

Вариант игры: каждая группа осуществляет ведение мяча в течение определенного времени.

При неправильной атаке штрафуется защитник.

В конце игры подсчитывается количество потерь мяча и определяется победитель.

Побеждает команда, игроки которой совершили меньше ошибок при проходе с мячом и чаще владели мячом.

В начале игры можно регулировать передвижение игроков свистком, а затем предоставлять свободу действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР

         Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества....

Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников

В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...

Пути повышения интереса к уроку физической культуры.

В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....

Активные методы обучения для активизации познавательного интереса на уроках физической культуры

Современный образ жизни подрастающего поколения очень изменился в части двигательной активности. С увеличением компьютерных технологий, многие дети большое время проводят дома, сидя за монитором, в от...

Проект на тему «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету физической культуры»

Описание проекта:Проект «Современные игры, как средство повышения интереса к предмету     физической культуры», был реализован на базе муниципального автономного ...

"Повышение интереса к урокам физической культуры у учащихся с помощью круговой тренировки"

Учитель рассказывает о том, как с помощью круговой тренировки можно повысить интерес учащихся к урокам физической культуры....