Педагогическая деятельность по выявлению и развитию физических способностей учащихся
методическая разработка по физкультуре на тему

Поздоровкин Алексей Алексеевич

Согласно ФГОС целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Педагогическая деятельность по выявлению и развитию физических способностей учащихся

Согласно ФГОС целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Распространено мнение, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников.  Одаренный ребенок нередко опережает сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.   Задача учителя в этом случае состоит в том, чтобы создать такие условия для ребенка, в которых его способности не только выявились, но и могли развиваться и совершенствоваться.

Как правило,  используются следующие методы  развития ребенка - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
Следует учесть, что при выборе содержания и методов работы с   детьми каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
У детей начальных классов -это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств  посредством игры. В нашей школе    детей   привлекают  к регулярным занятиям физической культурой, не только на уроках физкультуры, но  и в спортивных секциях при школе.
Параллельно с этим ведется работа по привлечению родителей в процесс образования. Ежегодно проводятся «Туристические слеты», «Дни здоровья», где активное участие принимают родители детей, неи только младших школьников, но и среднего и старшего звеньев.  

 Для подросткового периода ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Как показывает опыт, здесь хорошо себя зарекомендовал соревновательный метод, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты.

Для детей старшего возраста ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте дети участвуют в соревнованиях, конкурсах,  турнирах, Днях здоровья. Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам,  2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости.  Важным фактором, влияющим на выявление и развитие   учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе. Для развития  способностей учащихся и поддержания устойчивого интереса к занятиям физической культурой в школе существует система традиционных  ежегодных мероприятий, таких как :

- Первенство школы по футболу

- Первенство школы по пионерболу

- Первенство школы по волейболу

-  Первенство школы по баскетболу

- Первенство школы по шахматам и шашкам

- Туристический слет

- Мама, папа, я – спортивная семья

 Таким образом,  созданная система  развития  способностей учащихся помогает в работе с детьми.  Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация  учебного процесса.

Углубленная проверка выявленных способностей

1.        Педагогическое наблюдение

2.        Контрольные испытания (тесты)

3.        Соревнования

4.        Медико –биологическое обследование

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

1.        Педагогическое наблюдение

2.        Контрольные испытания (тесты)

3.        Соревнования

4.        Медико – биологическое обследование

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так, например, учитель путем систематического наблюдения за учеником фиксирует его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, по результатом которых судят о наличие специальных физических способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

Методическая разработка "Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности"

Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, музыкальное искусство занимает, без...

План работы по выявлению и развитию физических способностей учащихся

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностямиЗадача:- развитие основных физи...

План работы по выявлению и развитию физических способностей учащихся.

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельностиОсновные задачи этапа отбораОсновные методы отбораПредварительный этап выявления способностей1.Педагогиче...

Программа по выявлению и развитию физических способностей учащихся к занятиям акробатикой

Выявление и развитие физических способностей учащихся к занятиям акробатикой...