Программа по выявлению и развитию физических способностей учащихся к занятиям акробатикой
рабочая программа

Куркина Евгения Петровна

Выявление и развитие физических способностей учащихся к занятиям акробатикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey.docx311.4 КБ

Предварительный просмотр:


  1. Пояснительная записка

В процессе формирования физической культуры личности происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических способностей учащихся.

Для выявления физических способностей я взяла за основу  следующие понятия:

Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия.

Физические способности - это задатки человека. Они заложены природой в каждом, но проявляются в конкретном двигательном действии, у каждого человека по-разному.

Цель программы – выявить и развить физические способности учащихся к занятиям акробатикой и фитбол-гимнастикой.

Задачи:

  1. Выявить и развить у учащихся мышечную силу (силовые способности).
  2. Выявить и развить у учащихся быстроту (скоростные способности).
  3. Выявить и развить у учащихся координацию (координационные способности).
  4. Выявить и развить у учащихся выносливость.
  5. Выявить и развить у учащихся гибкость.

В настоящее время принято различать пять основных физических способностей (классификация по Долговой Н.И.): мышечная сила (силовые способности), быстрота (скоростные способности), координация (координационные способности), выносливость и гибкость. Каждая из них имеет многообразные формы проявления в различных видах двигательной деятельности.

Одна физическая способность может выражаться в разных физических качествах. И наоборот, одно физическое качество может выражаться в разных физических способностях.

Все знают, что организм человека развивается неравномерно (гетерохромно).

У ребенка есть периоды, в которых отдельные физические качества развиваются лучше, чем в другие. Их называют сенситивными.

Сенситивный период - это чувствительный период развития организма ребенка.

Если в эти периоды оказать опережающее педагогическое воздействие, то эффект будет значительно выше, чем в другие.

  1. Выявление физических способностей учащихся к занятиям акробатикой и фитбол-гимнастикой

а) Мышечная сила (силовые способности)

Сила – это способность человека преодолевать внешние и внутренние сопротивления, по средству мышечных напряжений. Различают:

а) абсолютная сила – это величина максимальных усилий;

б) относительная сила – это величина  абсолютной силы, отнесенная на килограмм массы тела.

Градиент силы – это способность человека приращивать усилия в единицу времени (например, подтягивание на время).

Цель: выявить силовые способности подтягивания на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80 см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: по команде «Начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом «из-за спины через плечо». Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок (дается три попытки).

б) Быстрота (скоростные способности)

Быстрота – это способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для данных условий время, без снижения эффективности техники, выполняемого двигательного действия. Быстрота делиться на 2 группы:

а) быстрота одиночного движения (например, бег);

б) быстрота двигательных реакций – это процесс, который начинается с восприятия информации побуждающих действия и заканчивается с началом ответных реакций.

Цель: выявить скоростные способности в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: в забеге участвуют не менее двух человек. По команде «На старт!» учащиеся подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперёд и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

У каждого человека существует такое явление, когда он не может «побить» свой результат.

Скоростной барьер – это привычка преодолевать расстояния с определенной скоростью.

в)  Координация (координационные способности)

Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко.

К наиболее важным координационным способностям относятся:

 - способность к ориентированию в пространстве;

 - равновесие;

 - ритм;

 - способности к воспроизведению, дифференцированию, оценки и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движения;

 - способности к реагированию;

 - быстроте перестроения двигательной деятельности. 

Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: в забеге могут принимать участие один или два учащихся. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого учащегося кладут кубики. По команде «На старт!» учащиеся выходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

г) Выносливость

Выносливость – это способность человека противостоять утомлению, выполнять работу без ее эффективности.

Утомление – это временное снижение работоспособности, вызванное умственной или физической нагрузкой.

Фазы утомления:

а) усталость – это субъективное ощущение утомления. Эта фаза защищает организм от утомления;

б) компенсированное утомление – при этой фазе возможно поддержание мощности работы за счет дополнительных волевых усилий. Но при этом наблюдаются некоторые изменения в биохимической структуре движения.

в) некомпенсированное утомление – это снижение общей мощности  работы, вплоть до ее прекращения.

Виды тестов для выявления выносливости:

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают выполнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенсивностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги прямым способом пользуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скоростные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычислить для каждого из них заданную скорость и только после этого приступать к тестированию.

В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость учащихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800м; средних классов — 1000-1500 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время.

д) Гибкость

Гибкость – это способность человека выполнять движения с максимальной амплитудой. Зависит от:

  1. Эластичности и податливости мышц связок.
  2. От температуры внешней среды.
  3. От суточной периодики (утром, вечером).
  4. От строения суставов.
  5. От общего состояния организма.

Различают:

а) активная гибкость – увеличение амплитуды за счет напряжения мышц;

б) пассивная гибкость – амплитуда достигается  за счет внешних растягивающих сил.

Разница между активной и пассивной гибкостью называется «запасом гибкости».

Цель: выявить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения сидя на полу у детей школьного возраста.

Методика: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: учащийся становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся учащийся кончиками пальцев. Если учащийся не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку».

Наклон вперёд из положения сидя на полу: на полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Учащийся садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками – 20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • секундомер для выявления выносливости, скорости.

  1. Развитие физических спосбностей у учащихся к занятиям акробатикой и фитбол-гимнастикой

а) Мышечная сила (силовые способности)

Цель: развить мышечную силу (силовые способности) учащихся.

Средства развития силы:

  1. Упражнения с внешним отягощением (гантели, штанги).
  2. Упражнения, отягощенные  весом собственного тела.
  3. Упражнения на тренажерах (механотерапия).
  4. Статические упражнения в изометрическом режиме.
  5. Силовые упражнения в усложненных условиях (бег по пересеченной местности).

Методы развития силы:

  1. Метод максимальных усилий (1 -2 повторений с максимальным весом).
  2. Флэшинг: суть его заключаться в том, что на конкретную группу мышц делается не одно упражнение, а несколько последовательно идущих (например, жмем штангу, потом выполняем разводку).
  3. Метод малых усилий (большое количество подходов с малым весом).

Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 - 12 и 15 - 16). Естественным путем развивается до 25 лет.

б) Быстрота (скоростные спосбности)

Цель: развить быстроту (скороснтые способности) учащихся.

Основные методы развития быстроты:

1. Методы строго регламентированного упражнения:

а) повторный метод: суть его сводится к выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.), интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин., в зависимости от характера упражнений и состояния учащегося). Разновидности повторного метода при развитии быстроты по Озолину Н. Г.

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой интенсивностью (в течение 4-5 сек.) и движения с меньшей интенсивностью – вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяют несколько раз подряд.

2. Сопряженный метод (например, прыжок в длину с утяжеленным поясом, бег с манжетами).

3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

5. Соревновательный метод. Применяется в форме различных тренировочных состязаний (эстафеты, гандикапы – уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку учащимся различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Сенситивные периоды развития быстроты: 10 - 11 лет и 14 – 15  лет.

в) координация (координационные способности)

Цель: развить координационные способности учащихся.

Средствами развития служат упражнения, которые представляют определенную координационную сложность для учащихся, содержат элементы новизны, отличаются многообразием форм выполнения, включают задания по регулированию и самооценке различных параметров движений.

Ведущими методами являются:

  • метод вариативного упражнения;
  • игровой метод.

Развитие способности к дифференцированию различных параметров движений основано на сопоставлении их субъективной оценки с объективным результатом.

При формировании «чувства времени» предлагается преодолеть определенную дистанцию за указанное время, а затем сравниваются заданный и фактический результаты.

При формировании «чувства пространства» эффективно введение в обстановку действия дополнительных ориентиров, указывающих направление, амплитуду и траекторию движений.

Следует учитывать, что точность анализа усилий уступает точности анализа длительности движений, а последняя – точности различения пространственных характеристик.

Развитие способности к сохранению равновесия осуществляется при создании условий, затрудняющих достижение устойчивого положения тела. Это может быть стойка и перемещение на высокой, уменьшенной и подвижной опоре (на гимнастическом скамейке), в необычном положении (на руках), в условиях дополнительных помех (после серии кувырков, с закрытыми глазами).

Важное место при развитии функции равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование вестибулярного аппарата. Они включают многократные повороты, наклоны, круговые движения головой и туловищем, кувырки и др.

Развитие способности к выполнению движений в заданном ритме достигается посредством специально организованных звуковых сигналов или музыкального сопровождения физических упражнений. Используются упражнения на месте, ходьба, бег с движениями рук, головы и туловища под счет, определенные команды или музыкальный аккомпанемент. Применяются также танцевальные упражнения и двигательные импровизации в заданном ритме.

Развитие способности к произвольному расслаблению мышц строится на чередовании напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп. Важно добиться отсутствия напряжения мышц, не принимающих непосредственного участия в работе, например, мышц плечевого пояса при беге.

Избегать скованности помогает контроль за мимической мускулатурой лица. Полезно сочетать фазы движения с фазами дыхания.

г) Выносливость

Цель: развить у учащихся выносливость.

Основным средством развития выносливости является упражнения, достаточно длительной нагрузки.

Методы развития выносливости:

  1. Метод круговой тренировки.
  2. Повторно-интервальный.
  3. Игровой.

Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 - 16 лет), у женского пола в (12 - 13 лет).

д) Гибкость

Цель: развить у учащихся гибкость.

Средства развития гибкости:

  1. Упражнения на растягивания с постепенным увеличением амплитуды.
  2. Маховые упражнения в медленном темпе (не должно быть болевых ощущений).

Прежде чем приступить к выполнению упражнения на развитие гибкости обязательно нужно провести разминку. В связи с этим, упражнения на растяжку обычно выполняются в заключительной части.

Сенситивные периоды развития гибкости: 5-6 и 9-14 лет. Активная гибкость развивается: 10-14 лет. Пассивная гибкость – 9-11 лет.

  1. Этапы реализации программы

I этап – подготовительный. Включает подборку методик для выявления физических способностей (стартовые тестирования учащихся).

II этап – основной. Включает методы развития физичсеких способностей.

III этап – заключительный. Подведение итогов (итоговые тестирования), анализ результатов, оформление результатов.

Список используемой литературы:

  1. Минаев Б.Н., Основы методики физического воспитания школьников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 1989-222с.
  2. Погадаев Г.И., Настольная книга учителя физической культуры - М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
  3. Рунова М.А., Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей.- М.: Мозаика - Синтез, 2000-256с.
  4. Тарасова Т.А., Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
  5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480с.
  6.  Чаленко И.А., Современные уроки физкультуры в начальной школе - Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по выявлению и развитию физических способностей уч-ся

Расширение возможностей для участия способных обучающихся в соревнованиях различного уровня для совершенствования своих собственных способностей....

Педагогическая деятельность по выявлению и развитию физических способностей учащихся

Согласно ФГОС целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственно...

План работы по выявлению и развитию физических способностей учащихся

Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностямиЗадача:- развитие основных физи...

План работы по выявлению и развитию физических способностей учащихся.

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельностиОсновные задачи этапа отбораОсновные методы отбораПредварительный этап выявления способностей1.Педагогиче...

План работы по выявлению и развитию физических способностей обучающихся

План работы по выявлению и развитию физических способностей обучающихся...