Картотека подвижных для начальных классов коррекционной школы
методическая разработка по физкультуре

Брягиня Татьяна Николаевна

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_dlya_nachalnyh_klassov.docx59.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ИГРОЙ

Из педагогической практики известно, что хороший организатор и педагог должен обладать  способностью до предела сокращать расстояние между собой и детьми. Игра является тем инструментом, который позволяет взрослому раскрыть свои педагогические способности, а также развивать духовный мир ребят, направляя их инициативу и творческую активность в нужное русло. От умения взрослого «подать» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику возможность проявить свои лучшие качества зависит конечный результат игры.

В организации игры проявляется мастерство педагога. В руководство игрой входят наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки, коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.

Подготовка к проведению подвижной игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, возраст, медицинские показания, количество участников, условия, место и форму проведения игры. Например, утреннюю зарядку для младших школьников можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружина» и т.д. Подвижным играм на воде должны сопутствовать хорошие погодные условия и абсолютная безопасность. При проведении спортивного праздника заранее должен быть составлен его сценарий с описанием содержания и последовательности подвижных игр, эстафет, полос препятствий, спортивных игр, включенных в программу, с назначением ответственных за проведение каждой игры.

Выбор игр и методика их проведения диктуются в первую очередь степенью ограничения подвижности ребенка, его физическими и психическими возможностями. При этом учитывается истинный возраст, соответствующий уровню развития ребенка на данный момент.

Организация детей в игре — важное условие ее успешного хода. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Это сложная задача для руководителя, так как в игре, как правило, принимают участие дети с разными двигательными возможностями и разного возраста. Ориентироваться следует на индивидуальные возможности каждого ребенка, учитывая при этом его личное желание войти в ту или иную команду.

Успешность игры во многом зависит от того, насколько хорошо дети поняли ее содержание и правила. Краткое образное объяснение сюжета, дополненное показом, ведущий дает тогда, когда играющие уже разделены на команды и находятся в стартовом положении (в круге, в колоннах и т.п.). Ведущий занимает место не в центре круга, а среди играющих или на возвышении так, чтобы всем его было видно и слышно.

Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:

-название игры;

-роли играющих и их расположение на игровой площадке;

-правила и ход игры;

-определение победителя.

Крики радости, свобода выражения чувств, подбадривание болельщиков и общий шум — естественное сопровождение подвижной игры. По окончании ее дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя очень важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду.

Заканчивать игру нужно своевременно. Ее затягивание может привести к потере интереса у детей. Внезапная остановка также нежелательна. После окончания игры объявляются победители, лучших можно назначить на роль капитана, водящего или судьи-помощника в следующей игре. При этом необходимо отметить индивидуальные успехи и тех, кто проиграл, что стимулирует их к дальнейшему участию в играх.

Одна из важных задач руководителя игры — дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости — оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки.

Выбор игры. Он зависит от коррекционных задач и возрастных особенностей детей, степени их подготовленности и количества участников. При выборе игры учитываются также погодные условия, место проведения, наличие помощников и желание самих детей.

Подготовка места для игры. В первую очередь необходимо принять меры предосторожности и очистить игровую площадку. Лучше выбирать для игры поляну или лужайку с невысокой травой. Если игры проводятся в лесу, на пересеченной местности или на воде, следует заранее ознакомиться с территорией и наметить границы.

Подготовка инвентаря. Инвентарь необходимо продумать и заготовить заранее. Флажки, ленты, мячи следует подбирать красочные и заметные. Должны быть своевременно подготовлены какие-либо приспособления, инструменты для подачи звуковых сигналов: колокольчики, свистки, звоночки, озвученные мячи (с помещенным внутрь бубенчиком) и т.п. для слепых и слабовидящих детей. Для проведения игр и эстафет могут быть использованы даже шишки, камушки, желуди, ракушки.

Разметка площадки. Многие игры проводятся на спортивных площадках. Если разметка требует много времени, то лучше сделать ее до начала игры. Границы должны быть ярко очерчены, в качестве ограничителей можно использовать цветную бумагу, гирлянды, веревки. Линия границ намечается не ближе трех метров от препятствий: стен, деревьев, пней и т.д.

Расстановка играющих. Прежде чем начать игру, необходимо указать играющим исходное положение так, чтобы они хорошо видели и слышали ведущего, который не должен находиться в центре круга, так как в таком случае половина играющих окажутся за его спиной. При объяснении необходимо проследить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу — они плохо будут видеть ведущего.

Объяснение правил и хода игры. Определение ролей играющих и их местонахождения, а также содержания и правил игры должно быть образным, понятным, логичным и последовательным. В зависимости от сюжета оно может быть изложено в увлекательной сказочной форме. В играх с детьми, имеющими дефекты зрения, слуха, интеллекта, объяснение сопровождается показом всех передвижений с предварительным пробным проигрыванием, так как недопонимание правил может отрицательно сказаться на восприятии игры.

Назначение водящих. Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребенка серьезное воспитательное воз
действие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно
разными способами: выбрать по желанию детей, по жребию, выявить желающих и др. Перечисленные способы
следует чередовать в зависимости от поставленной задачи, внешних условий, характера игры, количества играющих и их настроения.

Распределение по командам. Организация командной игры
или эстафеты с элементами соревнования требует деления на команды, примерно равные по силам. Особенно
важно это сделать, если в игре участвуют дети с разными
двигательными дефектами. Состав команд в каждой игре может меняться, но при этом должно учитываться желание самих детей.

Судейство. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды (эстафетах, переходных к спортивным и спортивных), где ярко
проявляется соперничество и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья занимает удобное место, что
бы видеть всех участников и при этом не мешать им. При
нарушениях правил игры он своевременно вмешивается.
От объективности судейства зависят итоги игры.

Дозировка нагрузки. В зависимости от возраста, основного дефекта, психофизического состояния детей и задач игры нагрузка в играх может быть незначительной, умеренной, тонизирующей или развивающей (тренирующей). Индивидуальное воздействие игры легко определить по ЧСС, а регулировать нагрузку можно временем игры, снижением или увеличением общей подвижности участников, включением интервалов для отдыха, суммарным количеством игр в одном занятии, их чередованием и т.п.

Окончание игры. Игра прекращается, как только у игроков появляются первые признаки утомления и снижается интерес. Ведущий должен постоянно следить за состоянием играющих, чтобы вовремя отреагировать на любые изменения. Продолжительность игры зависит также от ее характера, условий проведения и состава играющих. Так как у играющих утомление наступает не одновременно, для уставших игроков вполне возможно досрочное окончание игры.

Подведение итогов. Многие игры и игровые задания не носят соревновательного характера, поэтому подведение итогов представляет собой анализ как игры в целом, так и успехов каждого ребенка. При объявлении результатов игры дается ее краткий разбор, анализ ошибок. К такому анализу привлекаются и дети, это способствует развитию наблюдательности, уточнению правил игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплине.

Качество организации и проведения игры — от выбора до ее окончания — зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Если руководитель (педагог, вожатый, волонтер) только начинает свою педагогическую деятельность, то содержание и правила организации новой игры ему следует заранее записать на карточку, что позволит лучше запомнить игру и уверенно чувствовать себя при ее проведении, особенно если в игре есть речитативы. Все стихи, считалки, скороговорки, потешки, загадки должны быть хорошо выучены.

Но одна из главных задач руководителя — суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.

Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи — вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Содержание игры

ОМУ

1

«Боулинг»

Инвентарь: Шар; кегли

Содержание:

Кегли ставятся в ряд на расстоянии 3-5 см одна от другой. На расстоянии 1,5-5 м от них проводится линия – «кон». Играющие дети выходят на черту кона и с силой катят шар, стараясь сбить кеглю. Выбивший высокую кеглю имеет право пробить еще раз. Сбитые кегли убираются. Выигравшими считается тот, кто собьет больше кеглей обусловленным количеством шаров. Расстояние между кеглями, а также от кеглей до линии копа увеличивается постепенно.

Правила:

1. За «кон» выходить нельзя.

2.Мячи по полу должны катиться, а не лететь над ним.

Для упрощения игры можно использовать мячи большего размера, для усложнения - меньшего.

2

«Быстрый мячик»

Инвентарь: Мячи по количеству игроков

Содержание:

Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

Разноцветный быстрый мячик

  (Дети бросают мяч вверх и ловят)

Без запинки скачет, скачет.

Часто, часто, низко, низко.   

  (Отбивают о пол)

От земли к руке так близко.

Скок и скок, скок и скок,       

(Бросают вверх и ловят)

Не достанешь потолок.

Скок и скок, стук и стук,   

(Отбивают о пол)

Не уйдешь от наших рук.

Броски и отбивания мячей выполнять синхронно. Следить за тем, чтобы все дети проговаривали речитатив.

3

«Волк во рву»

Инвентарь: Мел для разметки

Содержание:

Посередине площадки проводят две параллельные линии на расстоянии 70-100 см одна от другой. Это коридор - ров. Его можно обозначить не совсем параллельными линиями; с одной стороны - уже, а с другой - шире. Двое водящих - "Волки" - становятся во рву; остальные играющие - "Козлята" - размещаются на одной стороне площадки за линией дома. На другой её стороне линией обозначается пастбище. По сигналу учителя "Козлята" бегут из дому в противоположную сторону площадки на пастбище и по дороге перепрыгивают через ров. "Волки", не выходя изо рва, стараются осалить как можно больше "Козлят", за что "Волкам" начисляются выигрышные очки. После 3-4 перебежек (по договорённости) выбираются новые "Волки" и игра повторяется. Выигрывают "Козлята", не пойманные ни разу, и те "Волки", которые набрали большее количество очков.

Правила игры:

1.Перепрыгивание через ров обязательно. 2.Пойманные "козлята" не выбывают из игры.

Коленок считается пойманным, если волк коснулся его в тот момент, когда он перепрыгивала ров, или если он попал в ров ногой.

Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

4

«Вызов номеров»

Содержание:

Игроки рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне - команде. Учитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз игроку, прибежавшему к финишу первым, записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры:

1. Начинать бег по команде.

Преподаватель даёт чёткие команды голосом и жестом.

Для усложнения можно использовать старт из различных исходных положений.

5

«Говорящий мяч»

Инвентарь: Мяч

Содержание:

Дети стоят в шеренге или сидят на гимнастической скамейке. Водящий (учитель) бросает поочередно мяч игрокам и называет любую букву алфавита. Игрок должен сказать слово, начинающееся на эту букву.

 Например: «А» - арбуз

Правила игры:

1. Называть только имена существительные

По мере разучивания игры рекомендуется сначала ведущему называть буквы в порядке алфавита, а затем в разнобой.

6

«Гонка мячей по кругу»

Инвентарь: 2 мяча разного цвета

Содержание:

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.

Правила игры:

1.Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу.

 2.Мяч разрешается только перебрасывать.

3.Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру.

Для игры необходимо два мяча разного цвета. Чтобы дети поняли правила игры, сначала надо провести ее с небольшой группой (8—10 человек). Играющие должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Ему нужно следить за направлением летящего мяча, а если потребуется — сделать шаг вперед или присесть.

7

«Гуси-Лебеди»

Содержание:

На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала, в котором живет волк, остальное место – луг). Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га, га, га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да, да, да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух: Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси, расставив руки в стороны, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать. Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры:

1.Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите».

2.Волк может ловить гусей на лугу до границы дома.

Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

8

«Два Мороза»

Содержание:

На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы: "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос". По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

Мы - два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я - Мороз Красный Нос,
Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится,
В путь-дороженьку пуститься?

Ребята хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

Правила игры:

1.Начинать бег можно только после окончания речитатива.

2.Осаливание за линией города не считается.

3.Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой.

Варианты:  За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

9

«Два сигнала»

Содержание:

Играющие делятся на 2 команды и встают в шеренги лицом одна к другой на расстоянии 3-4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая – при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко.

Тематика названий может быть различной, например, «Животные и птицы», «Дерево и металл» и т.д. Для подсчета очков можно привлечь ребят.

10

«Догони мяч»

Инвентарь: Мяч

Содержание:

Учитель катит мяч по полу и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2—3 раза. Выигрывает игрок, который первым догонит мяч.

Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей.

11

«Запрещенное движение»

Содержание:

Игроки, шагая по кругу, повторяют движения, которые им показывает водящий, но кроме одного - под запретом, например: «Хлопки в ладоши». Играйте внимательно: кто повторил запрещенное движение – выходит из игры.

Правила игры:

1.Дети, идя по кругу, повторяют все движения, кроме одного, например: «Руки вверх!».

Игру можно изменить, например, таким образом: ускорив темп показа ведущим; выбрав несколько "запрещенных движений"; предложив детям использовать штрафные очки вместо выбывания из игры; выполняя движения под музыку.

12

«Запомни порядок»

Содержание:

Играющие выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Ведущий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Можно усложнить игру тем, что не только перечислить, кто за кем стоит, но и кто в какую одежду одет.

13

«Карлики-великаны»

Содержание:

Дети стоят в кругу/шеренге. Когда ведущий произносит: «Карлики!», он присаживается на четвереньки, опускает руки,  когда говорит «Великаны!», встает во весь рост, руки вытягивает вверх. Дети должны повторять за ним, но делать только те движения, которые ведущий произносит, а не те, что показывает. Задача ведущего запутать детей. Игрок, который ошибся, выбывает. Побеждает самый внимательный ребенок.

Правила игры:

1. Игроки должны смотреть на ведущего.

Темп игры постоянно менять с медленного на быстрый  и наоборот.

14

«Кегли»

Инвентарь: Пластиковые кегли и шары по количеству детей; мел

Содержание:

На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м, от них чертят линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры:

1.Начинать катить мячи по команде учителя.

2.Побеждают те игроки, который больше всех собью кегль.

Для упрощения игры можно использовать мячи большего размера, для усложнения - меньшего.

15

«Класс, смирно!»

Содержание:

Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, располагаясь лицом к играющим, подает команды. Команду нужно выполнять только в том случае, если учитель начал ее со слова «Класс». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед, но продолжает играть. В игре отмечаются две ошибки: первая - играющий выполнил команду без слова «Класс», вторая - играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Если играющий, совершивший ошибку и сделавший шаг вперед, вновь повторяет ее, то он делает еще один шаг вперед.

В игре отмечаются две ошибки: первая - играющий выполнил команду без слова «Класс», вторая - играющий не выполнил команды, хотя она была подана правильно. Игра продолжается не более 3 мин. После окончания отмечаются самые невнимательные и самые внимательные, то есть те, кто остался стоять на исходном положении. 

16

«Кто быстрее?»

 Инвентарь: Пластиковые конусы для разметки

Содержание:

Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятёрки и берутся за руки. Это команды. Задача команд - по сигналу учителя, прыгая на одной ноге, достигают. Затем команды поворачиваются и совершают прыжки в обратную сторону. Выигрывает команда, которая первой достигла границы. Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую, согнув, держать за голеностопный сустав.

Правила игры:

1. Нельзя вставать на обе ноги.

2. Игроки не должны расцеплять руки.

3.При нарушении правил команде засчитывается поражение.

В игре можно использовать различные способы передвижения.

17

«Кто дальше бросит»

Инвентарь: Мел; мешочки с горохом/вязаные мячи

Содержание:

 На одной стороне площадки чертится линия старта. В 5 м от неё параллельно ей проводятся 3-4 линии с интервалом между ними 4 м. Играющие делятся на несколько групп - команд, и каждая выстраивается в колонну по одному за линией старта. У каждого игрока по мешочку с горохом. Играющие поочерёдно в своих командах бросают мешочки с горохом возможно дальше за начерченные линии и встают в конец своей колонны. Выигрывает команда, в которой играющие сумели забросить больше мешочков за дальнюю линию.

Правила игры:

1.Каждый может бросить только одни мешочек.

2.Мешочки бросают по очереди каждый раз по сигналу руководителя.

3.Бросивший мешочек сразу уходит в конец своей колонны.

Вместо мешочков можно использовать мячи или кольца.

18

«Кошки-мышки»

Инвентарь: Повязка на глаза

Содержание:

Из всех игроков назначается один водящий-«Кошка», ему завязывают глаза, остальные дети – «Мышки».  «Мышки» раскручивают «Кошку» на месте и разбегаются в разные стороны. «Кошка» на ощупь должна поймать «Мышек», которые подают ей сигналы хлопками в ладоши. Пойманная «Мышка»  становится новой водящей-«Кошкой». Игры возобновляется вновь.

Правила игры:

1. Посматривать из-под повязки нельзя.

2.«Мышкам» поддаваться и идти в руки кошкам также запрещено.

3.Нельзя выходить за заранее намеченную площадку.

Площадку следует выбирать не большой площади, чтобы «Кошке» было легче поймать добычу.

19

«Лови – не лови»

Инвентарь: Мяч

Содержание:

Участники игры, 6-8 человек, выстраиваются шеренгой в полушаге друг от друга. Ведущий находится в 4-5 шагах от игроков с мячом, бросает его любому игроку, при этом произносит слова, например: «дорога», «переход», «дорожный знак» и т.п. (в этом случае мяч надо ловить), или слова, обозначающие любые другие предметы (в этом случае мяч ловить не следует). Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры.

Правила игры:

1.Водящий сначала произносит слово, а потом бросает мяч.

В игре можно использовать слова на различную тематику.

20

«Метко в цель»

Инвентарь: Булавы; мячи

Содержание:

Посередине площадки проводится черта, вдоль которой ставятся 10 городков (булав). Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой на одной стороне площадки лицом к городкам. Участники впередистоящей шеренги получают по маленькому мячу. Перед шеренгой проводится линия старта. По установленному сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в городки (булавы), стараясь их сбить. Сбитые городки подсчитываются и ставятся на место. Ребята, бросавшие мячи, бегут, подбирают их и передают участникам следующей команды, а сами становятся в шеренгу сзади них. По команде руководителя играющие второй шеренги (команды) также бросают мячи в городки. Опять подсчитываются сбитые городки. Так играют 2-4 раза. Выигрывает команда, сумевшая за несколько раз сбить большее количество городков.

Правила игры:

1.Бросать мячи можно только по сигналу руководителя.

2.При броске заходить за стартовую черту нельзя.

3.Бросок  зашедшего за черту не засчитывается.

Для упрощения игры можно использовать мячи большего размера, для усложнения - меньшего.

21

«Море волнуется раз…»

Содержание:

Участники становятся по всей площадке. Вместе с ведущим поднимают руки вверх, плавно водят ими влево - вправо, изображая волны, и произносят считалку:

        Море волнуется раз,

        Море волнуется два,

        Море волнуется три,

        Морская фигура

        На месте замри!

Играющие останавливаются и замирают в позе изображая какую-либо фигуру. Ведущий объявляет победителем участника, который придумал самую красивую позицию.

Правила игры:

1.После слова «Замри» игроки должны стоять неподвижно.

Игра развивает воображение и умение удержать статическое равновесие.

22

«Музыкальные змейки»

Инвентарь: Музыкальная аппаратура

Содержание:

Игроки танцуют и передвигаются колоннами под "свою" мелодию, в конце игры по команде ведущего встают на свои места.

Правила игры:

1.Игроки делятся на 3-4 равные команды. Все команды выстраиваются колоннами по одному параллельно одна другой, получаются "змейки".

2.Для каждой "змейки" выбирается своя мелодия. Перед началом игры ведущий включает запись для ознакомления.

3.Ведущий включает одну из мелодий (например, вальс). Та «змейка», которой принадлежит эта мелодия, движется всей колонной в разных направлениях, ведомая своим вожаком: танцует, проходит через другие "змейки", переплетается с ними и извивается по площадке.

4."Змейка" останавливается, когда ведущий включает другую мелодию. Двигаться в это время начинает другая "змейка", "хозяйка" новой музыкальной композиции.

5.Записи включаются в произвольном порядке несколько раз. Когда все "змейки" будут хорошо перепутаны, ведущий хлопает в ладоши, после чего каждый игрок должен занять то место, на котором он находился в самом начале игры. Как только все игроки окажутся на своих местах, они поднимают вверх руки.

Для игры потребуются записи нескольких разных по жанру танцевальных мелодий. Играть лучше всего в спортзале, также подойдёт уличная площадка. Игра подходит для большого количества игроков (от 15 человек и больше).

Для каждой команды подбираются  разные жанры: например, одной "змейке" - марш, другой - вальс, третьей - полька, четвертой - ирландский танец. 

23

«Мяч в воздухе»

Инвентарь: Волейбольные мячи

Содержание:

Команды располагаются в кругах, водящий - в центре.

Подбросив мяч, он отбивает его любому игроку, стоящему в круге.

Тот отбивает мяч ладонями или пальцами кому-либо из играющих или водящему, который в свою очередь передает мяч дальше. Задача игроков - не дать мячу коснуться земли, как можно дольше продержать его в воздухе. Побеждает команда, дольше удерживавшая мяч и сделавшая меньше замен водящих.

Правила игры:

1.Как только мяч коснется земли, водящего заменяет игрок, сделавший ошибку, а водящий становится на его место.

2.Нельзя касаться мяча больше одного раза.

3.Мяч разрешается отбивать головой и плечом так же, как и кистью.

В ходе игры развивается навык владения мячом; воспитывается ловкость, меткость, согласованность действий.

Игру лучше проводить при небольшом количестве учащихся в кругах.

Перед игрой следует напомнить технику передачи мяча.

24

«Мяч соседу»

Инвентарь: Волейбольные мячи

Содержание:

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук (на шаг друг от друга). У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по волейбольному мячу. По установленному сигналу руководителя оба играющих начинают передавать мяч друг другу вправо или влево по кругу в одном направлении (по указанию руководителя) как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажутся два мяча. Затем мячи передаются игрокам, стоящим на противоположных сторонах круга, и игра начинается сначала.

Правила игры:

1.Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская.

2.Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Играют 4-5 мин. После игры отмечаются участники, которые хорошо передавали мяч. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, встать на свое место и продолжить игру.

25

«Невод»

Содержание:

Перед началом игры нужно выбрать двух водящих, они берутся за руки – это «невод». Остальные ребята – рыбки. «Невод» должен ловить «рыбок». Но дотронуться до «рыбки недостаточно. Пара детей-водящих должна поймать «рыбку», соединив руки, чтобы пойманный оказался как бы в кольце. Тот, кого поймали, присоединяется к «неводу». Постепенно «невод» разрастается, увернуться от него, казалось бы, сложнее – такой он большой. Но большой «невод» становится еще и неповоротливым! Играют до тех пор, пока в «море» не останется всего две «рыбки». Затем игру можно повторить, а «неводом» те две «рыбки», которых не поймали в прошлом коне.

Правила игры:

1. Руки водящим расцеплять нельзя.

Невод в процессе игры не должен разрываться, а рыбки не должны покидать пределов площадки.

26

«Охотники и утки»

Инвентарь: Мяч

Содержание:

Играющие делятся на две команды, одна из которых - "Охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "Утки" - входит в середину круга. У "Охотников" волейбольный мяч. По сигналу "охотники" начинают выбивать "Уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки", бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "Утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "Утки", после чего игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить "Уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "Уток". Тогда итог подводится по количеству "Уток", выбитых за это время.

Правила игры:

1.Во время броска мяча запрещается заступать за черту.

2.Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками.

3.Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

Необходимо добиваться коллективности действий играющих, используя больше передач мяча между партнерами.

27

«Пальмы-бананы»

Содержание:

Дети стоят в кругу/шеренге. Когда ведущий произносит: «Пальмы», он поднимает кисти рук вверх веером,  когда говорит «Бананы», опускает кисти вниз. Дети должны повторять за ним, но делать только те движения, которые ведущий произносит, а не те, что показывает. Задача ведущего запутать детей. Игрок, который ошибся, выбывает. Побеждает самый внимательный ребенок.

Правила:

1.Игроки должны смотреть на ведущего.

Темп игры постоянно менять с медленного на быстрый  и наоборот.

28

«Передал – садись»

Инвентарь: 2 мяча

Содержание:

Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 - 2м от нее. По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем - третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание.

Правила игры:

1.Начало бросков мяча по сигналу

Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

29

«Перемена места»

Содержание:

Игроки двух команд, стоя в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (за линиями своих "домов"), приседают и кладут руки на колени. По сигналу все игроки, прыгая из глубокого приседа, продвигаются вперёд, стараясь быстрее пересечь линию противоположного "дома". Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре не участвует тот, кто пересёк линию "дома" последним. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся 2-3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, которая по окончании игры сохранила больше прыгунов.

Правила игры:

1.Игра начинается по сигналу руководителя.

2.Руки с колен убирать нельзя.

3.Прыгать разрешается только из положения глубокого приседа.

Как вариант использовать различные способы передвижения.

30

«Пумба-худышка»

Содержание:

Дети стоят в кругу/шеренге. Когда ведущий произносит: «Пумба», ставит руки на пояс,  когда говорит «Худышка», опускает руки по швам. Дети должны повторять за ним, но делать только те движения, которые ведущий произносит, а не те, что показывает. Задача ведущего запутать детей. Игрок, который ошибся, выбывает. Побеждает самый внимательный ребенок.

Правила:

1.Игроки должны смотреть на ведущего.

Темп игры постоянно менять с медленного на быстрый  и наоборот.

31

«Пустое место»

Содержание:

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

Правила игры:

1.Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

2. Дети бегают только за кругом.

3.Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

Играют в эту игру на большой площадке, где можно бегать без помех. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

32

«Салки»

Содержание:

Выбирают водящего или салку, чаще всего при помощи считалки.

Например:
Кто ретивый, долгогривый, 
Скачет полем, скачет нивой. 
Это конь, это конь,
Конь ретивый, долгогривый,
Кто коня того поймает, 
С нами в салочки играет.


Все остальные участники игры разбегаются. Салке: требуется: догнать кого-либо из играющих и осалить, запятнать его, т. е. хлопнуть ладонью по спине, руке ит. д. После этого водящим становится осаленный. Подняв руку, он говорит: «Я - салка!».

Правила игры:

1.Пятнать  предыдущего салку новому не разрешается.

Игру можно усложнить.
Например, нельзя пятнать того, кто успеет замереть в какой-нибудь позе, например, припадет к земле, опираясь на ладони и носки вытянутых ног! Или, например, можно спастись в «доме» - специально очерченном круге. Кроме того, пятнать можно не рукой, а мячиком.

33

«Совушка»

Инвентарь: Гимнастический обруч

Содержание: 

Из числа играющих выбирается "Совушка". Её гнездо - в центре площадки – гимнастический обруч. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка" в гнезде. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих. Затем "Совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.

Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу.

Правила игры: 

1."Совушке" запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному - вырываться.

2.После двух-трёх выходов "Совушки" на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.

Игра направлена на развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

34

«Съедобное - несъедобное»

Инвентарь: Мяч

Содержание:

Если педагог называет «съедобное» слово, ребенок ловит мяч и держит, если «несъедобное»  - быстро бросает назад.

Игра направлена на развитие познавательных, мыслительных, коммуникативных и интеллектуальных способностей, эрудиции, внимательности, скорости и быстроты реакций, формирование и совершенствование навыков и умений сопоставления и анализа получаемой информации, способности к принятию моментальных решений и формулировке необходимых выводов для каждой отдельно взятой ситуации.

35

«Удочка»

Инвентарь: Веревка/скакалка; мешочек с песком

Содержание:

Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Педагог вращает мешочек на веревке по кругу над полом, а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. Вращать мешочек в обе стороны попеременно.

Правила игры:

1.Игрок, пойманный на удочку, выходит из игры.

2.Выходить за пределы круга нельзя.

Водящий должен крутить “удочкой” с одной и той же скоростью, делать остановку для отдыха играющим через несколько кругов. Игра продолжается не более 3-4 минут, т.к. она требует большого внимания и прыжковой прыгучести.

Предварительно учитель показывает детям, как следует подпрыгивать: энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя.

36

«У ребят порядок строгий»

Содержание:

Играющие в шеренге. По сигналу учителя они разбегаются по площадке (залу) и произносят (поют): У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее: Тра-та-та,
тра-та-та!
 Сигнал учителя. Играющие быстро строятся в шеренгу в указанном месте. Места построения во время игры меняются.

Правила игры:

1.Строиться по росту.

Строиться можно не только в шеренгу, но и в колонну. Игру можно проводить под музыку.

37

«У медведя во бору»

Содержание:

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположном конце площадки линией обозначается дом   детей. Учитель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие -дети. Они направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, делая соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит -

И на нас рычит.

 Когда играющие произносят слово «рычит», «медведь» с рычанием встает, а дети бегут домой. «Медведь» старается их поймать (коснуться).  Пойманного «медведь»  отводит  к себе  домой. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

Правила игры:

1.Бежать до окончания текста не разрешается ни детям, ни «медведю».

2.Когда будут пойманы 2-3  играющих, выбирают нового медведя.

Цель игры:  формирование у детей волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений, навыков быстрого бега, ловкости.

Задачи игры: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом, развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

38

«Хитрая лиса»

Содержание:

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Ведущий предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем играющие открывают глаза и внимательно смотрят, кто из них хитрая лиса, не  выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила игры:

1.Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

2.Если лиса выдала себя раньше,  назначается новая лиса.

3.Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

В игре  у детей развивается выдержка, наблюдательность. Упражняются в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

39

«Что изменилось?»

Инвентарь: Спортивный инвентарь

Содержание:

Расставьте предметы в ряд. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить, какие предметы и в каком порядке стоят на столе. Попросите детей отвернуться или крепко закрыть глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами. Теперь ребята могут повернуться (или открыть глаза). Похвалите самого внимательного ребенка.

Правила игры:

1.Подсматривать нельзя.

Когда ребята хорошенько усвоят правила игры, можно поручить переставлять предметы детям. Например, тот, кто первым правильно ответил, становится водящим и переставляет предметы.

40

«Шишки, Желуди, Орехи»

Содержание:

Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "Шишки", вторые "Жёлуди", третьи "Орехи". По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "Орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "Жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "Шишки" - стоящие в тройках первыми. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.

Правила игры:

1.Вызванным запрещается оставаться на месте.

2.Игроки не могут перебегать в какую-либо другую тройку (в противном случае игрок становится водящим).

Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "Шишки, Орехи". Вызванные также должны поменяться местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы

Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида

Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов коррекционной школы VIII вида

Данная публикация представляет собой годовой отчет по работе МО учителей начальных классов ГОАУ коррекционной школы - интерната №5 за 2012 - 2013 учебный год...

Компьютерные технологии в начальных классах коррекционной школы

Статья содержит советы по оптимальному использованию компьютера в учебеном процессе, рекомендации по построению современного урока с использованием ИКТ...

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

«Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры в начальных классах коррекционной школы VII вида».

Методическое практическое пособие по проведению подвижных игр в начальной школе...

Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ

В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка...