Рабочая программа по Лёгкой атлетике для 7-9 классов.
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему

Sharova Nadezda

Данная программа разработана для дополнительного образования по Лёгкой атлетике 4 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.a_7-9_klass.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова  (Просвещение, 2011год), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич (М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)

Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную  направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.

Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.

Актуальность занятий легкой атлетикой со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост числа социально обусловленных заболеваний.

        Новизна  данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта, морально - волевых  и нравственных качеств, коллективных действий. Развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся  на основе их собственной предметной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний и умений, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в младшем школьном возрасте, что повышает самооценку ребёнка, и его оценку в глазах окружающих. Программа предусматривает постепенное развитие физических качеств с учетом сенситивных периодов развития детей и индивидуализации педагогического процесса.

        Отличительной особенностью представленной программы является то, что она, основываясь на курсе обучения, раскрывает обязательный минимум для такого рода программ. В программе отражены основные задачи на этапах годичного цикла тренировки, построение учебно - тренировочного процесса на этапах: начальной подготовки, специальной подготовке; этапе спортивного совершенствования, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значимости. Также особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств,  методов контроля) в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанную на 35 недель. В рамках этой программы осуществляется проведение системного отбора учащихся, имеющих задатки и способности к дальнейшей спортивной ориентации и профессиональной деятельности в области легкой атлетики. Данная программа создает условия для развития и подъема массовости в городе занимающимися легкой атлетикой.

        Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.

Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:

Обучающие:

-формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой;

-формирование специальных знаний, умений и навыков.

Развивающие:

-развитие физических способностей;

-раскрытия потенциала каждого ребенка;

-развития морально

-волевых качеств;

-развития внимания, мышления.

Воспитательные:

-воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся:

доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность,

культуру поведения, уважение к людям,

-взаимопонимание и бесконфликтность в общении.

Возраст детей: программа составлена для учащихся 7-9 классов (возраст учащихся – 13-16 лет).

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 час в неделю.

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 1.30 минут

Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  • образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;
  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Основными формами подведения итогов программы являются:

  • умение осуществлять бег на заданной дистанции, осуществлять различные виды прыжков и метаний, выполнять индивидуальные и коллективные действия.
  • знание основ техники легкоатлетических, специальных беговых упражнений и способность применения их на практике:
  • способность самостоятельно осуществлять и организовать занятие по легкой атлетике.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Основными показателями  выполнения программных требований являются:

  • выполнение контрольных нормативов;
  • овладение теоретическими знаниями;
  • знание и выполнение правил легкоатлетических, специальных беговых упражнений;
  • способность применять основные приёмы самоконтроля;
  • знание правил поведения в спортивном зале и на спортивной площадке;
  • знание основ истории развития лёгкой атлетики

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике  и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:

 

В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны

Характеризовать

  • значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • прикладное значение легкоатлетических упражнений;
  •  правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
  • названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
  • технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
  • типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.

Уметь

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
  •  контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях лёгкой атлетикой;
  • выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.

                                                                       

                                                                    7-9 класс

Оценка

Прыжок в длину с места(см)

Бег 30м(сек)

Подтягивание

(мальчики)

Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочки)

Бег 1000м(мин. сек.)

мальчики

девочки

мальчики

Высокий

208

185

4.7

4.9

10

22

4.05

Средний

190

170

5.4

5.5

8

19

5.15

Низкий

170

143

5.8

6.1

3

12

6.00

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В учебных группах первого и второго года обучения.

В обучении детей основное внимание уделяется освоению знаний, средств, методов общей физической подготовки. Учебное занятие строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м), около половины времени занятий отводится спортивным и подвижным играм.

                      В учебных группах третьего и четвертого года обучения. 

Обучение на занятиях направлено на изучение разнообразных спортивных упражнений легкой атлетики, на освоение умений правильно оценивать свои возможности в соревновательной, игровой ситуации, распределять  свои усилия, действовать рационально и целесообразно планируемому результату, освоению знаний средств и методов специальной физической подготовки. 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт основного общего образования по физической культуре

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2.

Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы

1.3.

Рабочие программы по физической культуре

1.4.

Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха

Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я. Виленского.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы / Под общ. ред. В.И. Ляха.

Пособие для учителя/ на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html

В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень/ на сайте издательства «Просвещение» по адресу:  http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_10-11 /index.html.

 Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»).

Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.

Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд.

Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд

1.5.

Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению

В составе библиотечного фонда

1.6.

Методические издания по физической культуре для учителей

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

1.7.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте»

В составе библиотечного фонда

2

Демонстрационные учебные пособия

2.1.

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

2.2.

Плакаты методические

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

2.3.

Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения

4

Технические средства обучения

4.5.

Мегафон

3

4.6.

Мультимедийный компьютер

Возможность входа в Интернет. 1

4.7.

Сканер

1

4.8.

Принтер лазерный

1

4.9.

Копировальный аппарат

1

5.

Учебно-практическое  оборудование

5.1.

Стенка гимнастическая

10

5.2.

Бревно гимнастическое напольное

1

5.3.

Бревно гимнастическое высокое

1

5.4.

Козел гимнастический

2

5.5.

Конь гимнастический

2

5.6.

Перекладина гимнастическая

2

5.7.

Канат для лазанья с механизмом крепления

1

5.8.

Мост гимнастический подкидной

2

5.9.

Скамейка гимнастическая жесткая

5.10.

Маты гимнастические

10

5.11.

Мяч  набивной (1 кг, 2 кг)

15

5.12.

Мяч малый (теннисный)

25

5.13.

Скакалка гимнастическая

30

5.14.

Палка гимнастическая

15

5.15

Обруч гимнастический

15

Легкая атлетика

5.16.

Планка для прыжков в высоту

8

5.17

Стойка для прыжков в высоту

4

5.18.

Лента финишная

1

5.19.

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

6

5.20.

Рулетка измерительная (10 м, 50 м)

2

5.21

Мячи для метания

20

Подвижные и спортивные игры

5.22.

Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой

2

5.23.

Щиты баскетбольные тренировочные кольцами и сеткой

4

5.24.

Мячи баскетбольные

50

5.25.

Сетка для переноса и хранения мячей

1

5.26

Жилетки игровые с номерами

15

5.27.

Стойки волейбольные

2

5.28.

Сетка волейбольная

2

5.29.

Мячи волейбольные

25

5.30.

Табло перекидное

1

5.31.

Ворота для мини футбола

2

5.32.

Сетка для ворот мини-футбола

2

5.33.

Мяч футбольный

15

5.34

Насос для накачивания мячей

2

Измерительные приборы

5.35.

Секундомер

7

5.36.

Шагомер электронный

2

Средства первой помощи

5.37

Аптечка медицинская

1

6.

Спортивные сооружения

6.1.

Спортивный зал игровой

С раздевалками для мальчиков и девочек, душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек

6.2.

Кабинет учителя

Включает в себя рабочий стол, стулья, книжные шкафы (полки).

6.4.

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

Включает в себя стеллажи.

7.

Пришкольный стадион (площадка)

7.1.

Легкоатлетическая дорожка

3

7.2.

Сектор для прыжков в длину

1

7.3.

Игровое поле для футбола

1

7.4.

Площадка игровая баскетбольная

2

7.5.

Площадка игровая волейбольная

2

7.6.

Гимнастический городок

2

                                                                 

Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

- травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;

- травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;

- выполнение упражнений без разминки.

1.4. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который информирует об этом администрацию учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.6. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

1.8. Грабли и лопаты нельзя оставлять на местах занятий. Грабли надо класть зубьями вниз, а спортивную обувь — шипами вниз.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме - месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.

2.3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т. п.).

2.4. Провести разминку.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.

3.2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.

3.3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.

3.4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.

3.5. Не производить метания без разрешения учителя (преподавателя), не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.

3.6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя (преподавателя).

3.7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.

3.8. Бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

3.9. в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

3.10. запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

5.2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Лёгкая атлетика – 4 часа в неделю. Поурочное планирование.

Содержание занятий

Кол-во часов

Дата

1.

Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения и ТБ в кружке. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.

2

2.

Лёгкоатлетическая разминка.

2

3.

Высокий старт. Бег с ускорением

2

4.

Повторный бег.

2

5.

Низкий старт. Бег на короткие дистанции

2

6.

Развитие гибкости

2

7.

Бег «под гору», «на гору»

2

8.

Бег на короткие дистанции: 30, 60, 100м

2

9.

Техника метания мяча

2

10.

Техника эстафетного бега 4х40м

2

11.

Метания мяча на дальность

2

12.

Техника спортивной ходьбы

2

13.

ОФП – подвижные игры

2

14.

Специальные беговые упражнения

2

15.

Бег на короткие дистанции 60, 100м – зачёт

2

16.

Бег на средние дистанции 300-500 м.  

2

17.

Бег на средние дистанции 400-500 м.  

2

18.

Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м.

2

19.

Гигиена спортсмена и закаливание.

2

20.

Повторный бег 2х60 м.  

2

21.

Равномерный бег 1000-1200 м.

2

22.

Технике эстафетного бега  

2

23.

Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м.

2

24.

Кроссовая подготовка

2

25.

Круговая тренировка

2

26.

Бег на средние дистанции 300-500м

2

27.

Подвижные игры и эстафеты

2

28.

Ходьба с барьерами

2

29.

История развития легкоатлетического спорта.

2

30.

Развитие координации

2

31.

Спортивная ходьба

2

32.

ОФП - подтягивания

2

33.

Низкий старт, стартовый разбег

2

34.

Бег по повороту

2

35.

Кроссовая подготовка. Бег по пересечённой местности

2

36.

Бег 500м

2

37.

Метание мяча

2

38.

Бег 700м

2

39.

Метание гранаты

2

40.

Кросс 900м

2

41.

Челночный бег

2

42.

Кросс 1000м

2

43.

Бег 60, 100м

2

44.

Кросс 1300м

2

45.

Прыжок в длину с разбега.  Места занятий, их оборудование и подготовка

2

46.

Кросс 1500м

2

47.

Метания

2

48.

Кросс 2000м

2

49.

Встречная эстафета

2

50.

Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.

2

51.

Равномерный бег 1000-1200м

2

52.

Развитие силы

2

53.

Специальные беговые упражнения

2

54.

Эстафетный бег

2

55.

Ознакомление с правилами соревнований.

2

56.

Бег 60, 100м

2

57.

Бег 500-800м

2

58.

ОФП – прыжковые упражнения

2

59.

Круговая эстафета

2

60.

Места занятий, их оборудование и подготовка.

2

61.

Прыжок в длину с разбега

2

62.

Челночный бег 3х10м и 6х10 м.

2

63.

Бег по пересечённой местности

2

64.

Подвижные игры

2

65.

Прыжок в высоту

2

66.

Развитие гибкости

2

67.

Судейство соревнований

2

68.

Прыжок в длину с разбега

2

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

  • Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
  • Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.

 Для обучающегося:

  • Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
  • Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
  • Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
  • В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
  • Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по лёгкой атлетике

Рабочая программа по лёгкой атлетике УТГ -3...

Рабочая программа секции "Лёгкая атлетика"

Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова  (Просвещение, 2011год), на основ...

Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 5 класса, Тема: Легкая атлетика

Цели:     1.Повторение техники выполнения специальных беговых и прыжковых  упражнений. Развитие координационных и скоростных качеств.           ...

Рабочая программа по лёгкой атлетике (внеурочная деятельность)

Рабочая программа для занятий по лёгкой атлетике....

Конспект урока по физической культуре из раздела программы «Лёгкая атлетика» для обучающихся 2 класса

Тема урока:Совершенствование техники прыжка в длину с места и техники метания набивного мяча из-за головы....

Рабочая программа по лёгкой атлетике

Данна программа предназначена для детей, которые впервые решили заняться лёгкой атлетикой...