программа дополнительного образования "Настольный теннис"
материал по физкультуре на тему

Яничева Виталия Олеговна

Авторская  программа по настольному теннису  разработана для учащихся  10-17  лет  на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastolnyy_tennis.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №51 г. Краснодар

Рассмотрено и одобрено на заседании                                                                                                                      Утверждаю

Педагогического/методического совета                                                                                                                Директор МБОУ СОШ №22

Протокол № ______ от ____________                                                                                                            ______О.В. Тропина

Приказ №___________

От «____»___________ 20__   г

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«__________Настольный теннис__________________________»

(Указывается наименование программы либо наименование объединения)

Направленность ______игровая деятельность____________

Уровень ______базовый______________________

(ознакомительный, базовый или углубленный)

Рассчитана на детей от __10_ до __16__ лет

Срок реализации (общее количество часов) ____68 часов__________

Яничева Виталия Олеговна              ,

учитель физической культуре______

Краснодар, 2016

1. Пояснительная записка

Авторская  программа по настольному теннису  разработана для учащихся  10-17  лет  на основе нормативных документов Минестерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.    

Общая характеристика учебного предмета

Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.

      Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.

      Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся  повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.

     Цели:

  • укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
  • воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
  • формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
  • развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
  • формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.

      задачи:

  • приобретение теоретических и методических знаний;
  • овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
  • повышение спортивной квалификации.
  • воспитание      привычки      к     систематическим      занятиям     физическими упражнениями;
  • воспитание    высокоразвитых    волевых    качеств,    умения     преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
  • воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
  • воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
  • воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

Место учебного предмета в учебном плане

   Согласно БУП МОУ «СОШ с.Сосновка» организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 1 час в неделю (34 часа в год).

Содержание материала

Знания о физической культуре

 

Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.

Способы двигательной деятельности

Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».

Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.

Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.

Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.

Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

Тактика одиночных игр.

Игра в защите.

Основные тактические комбинации.

При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой;  6) при короткой подаче — несильный кистевой накат в середину стола.

Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.

Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.

Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.

Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).

Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.

Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).

3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Виды программного материала

Количество часов

(уроков)

1

Теория

4

2

Общефизическая подготовка

3

3

Специальная физическая подготовка

3

4

Обучение техническим приёмам

9

5

Интегральная подготовка

6

6

Обучение тактическим действиям и двухсторонняя игра

9

7

Итого:

34

4. Календарно-тематическое планирование по настольному теннису  

Календарные

сроки

Календарные

сроки

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Изучение правил игры и техника безопасности.

1

2

Гигиена и врачебный контроль. Изучение элементов стола  и ракетки.

1

3

Набивание  мяча ладонной стороной ракетки. Хватка ракетки.

1

4

Набивание мяча тыльной стороной ракетки. Открытая и закрытая ракетка.

1

5

Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.

1

6

Изучение хваток. Изучение плоскостей вращения мяча. Изучение выпадов.

1

7

Передвижение игрока приставными шагами.

1

8

Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи.

1

9

Обучение техники подачи прямым ударом, совершенствование плоскостей вращения мяча.

1

10

Обучение подачи «Маятник». Игра-подача.

1

11

Учебная игра с элементами подач.

1

12

Обучение подачи «Веер», техника подачи «Маятник», соревнования в группах.

1

13

Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре.

1

14

Обучение техники «срезка» мяча.

1

15

Совершенствование техники срезки в игре.

1

16

Совершенствование техники «срезки» слева, справа. Игра с применением срезок.

1

17

Учебная игра с ранее изученными элементами.

1

18

Соревнование в подгруппах.

1

19

Совершенствование техники движения ногами, руками в игре, техника подач.

1

20

Совершенствование техники постановки руки в игре, расстояния до стола, высота отскока.

1

21

Обучение техники «наката» в игре.

1

22

Изучение вращения мяча в «накате».

1

23

Обучение техники «наката» слева, справа.

1

24

Совершенствование техники «наката», применение в игре.

1

25

Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

1

26

Учебная игра по совершенствованию изученных элементов в игре теннис.

1

27

Изучение техники вращения мяча  и движение руки в элементе «подставка».

1

28

Применение «подставки» в игре.

1

29

Изучение техники выполнения «подставки» слева.

1

30

Изучение техники выполнения «подставки» справа

1

31

Занятия по совершенствованию техники элемента «подставка» слева, справа.

1

32

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

33

Изучение техники элемента «подрезка», движение руки, ракетки , ног.

1

34

Применение элемента «подрезка» в игре.

1

35

Совершенствование элемента «подрезка» справа, слева в отрабатывание на столе.

1

36

Совершенствование изученных элементов в игре.

1

37

Изучение технического приёма «свеча».

1

38

Совершенствование технического приёма «свеча» в игре.

1

39

Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

1

40

Учебная игра для совершенствования учебных элементов.

1

41

Изучение элемента «стоп-спин».

1

42

Изучение элементов «топ-спин» справа, слева.

1

43

Совершенствование приёмов «топ-спина» в игре

1

44

Занятия для совершенствование ранее изученных элементов

1

45

Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

1

46

Игра накатами справа по диагонали. Актуальность настольного тенниса.

1

47

Игра накатами слева по диагонали. Движение ракеткой и корпусом

1

48

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

1

49

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

50

Откидка слева со всей левой половины стола (кол-во ошибок за 3 мин).

1

51

Сочетание откидок справа и слева по всему столу (кол-во ошибок за 3 мин).

1

52

Выполнение подачи справа накатом в правую половину стола (по 10 попыток).

1

53

Выполнение подачи справа откидкой в левую половину стола (по 10 попыток).

1

54

Дневник самоконтроля. Ортостатическая проба. Измерение давления и ЧСС.

1

55

Передвижения у стола, работа ног, выпады. Перемещение центра тяжести игрока.

1

56

Обучение игру ударом-толчок. Набивание мяча на ракетке.

1

57

Влияние на организм и роль физической подготовки. Дыхательные упражнения.

1

58

Игровые приёмы в настольном теннисе и способы их выполнения.

1

59

Стили игры: нападение, защита, комбинированная игра. Учебная игра.

1

60

Удары "накат" и "вращение" по направлениям. Учебная игра.

1

61

Значение психологической подготовки. Учебная игра.

1

62

"Накат" и "вращение" по направлениям. Учебная игра.

1

63

Передвижение возле стола в игре по направлениям.

1

64

Удар "подрезка". Учебная игра.

1

65

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

66

Обучение игровым приёмам "подставка", "плоский удар".

1

67

Соединение приёмов: "накат" - "вращение", "вращение" - "подставка".

1

68

Развитие силы, скорости, ловкости, гибкости. Эстафеты с ракеткой.        

1

5. Требования к уровню подготовленности учащихся

В результате изучения настольного тенниса   ученик должен

                знать/понимать: 

  • историю развития настольного тенниса;
  • о месте и значении игры в системе физического воспитания;
  • о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
  • правила игры;
  • правила безопасности игры.

овладеть:

  • теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.

       приобрести:

  • навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.

      уметь:

  • выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и провести самостоятельные занятия по настольному теннису.

6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

       Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.  

   Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого.

      Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Методика оценки успеваемости по основам знаний:

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям  настольным теннисом.

Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):

Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с мячром и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

7. Перечень учебно-методического обеспечения

  1.  Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
  2. Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
  3. Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
  4. В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
  5. Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
  6. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Настольный теннис»

пояснительная запискаПрограмма «Настольный теннис» является модифицированной. При разработке программы за основу  была принята  программа по настольному теннису для спортивных школ Г.В. Бар...

Дополнительная образовательная программа объединения «Настольный теннис».

Данный материал предоставлен в ознакомительных целях, программа рассчитана на детей в возрасте от 7-16 лет, срок реализации - 3 года....

Образовательная программа дополнительного образования по настольному теннису.

Программа адаптированна для детей с речевыми нарушениями....

Презентация по теме: "Методические разработки раздела дополнительной образовательной программы по настольному теннису"

Цели и задачи изученного разделаОбучающая цель: создание представление о двигательных действиях и о пространственно-временных параметрах движений с учетом изменения физических и анотомовременных морфо...

Программа дополнительного образования "Настольный теннис"

Программа дополнительного образования "Настольный теннис"...