технико- тактическая подготовка волейболе
методическая разработка по физкультуре (6 класс) на тему

средства и методы технико-тактической подготовке игре в волейбол

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_rarabotka.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

детско-юношеская спортивная школа

Методическая разработка

«Средства и методы технико-тактической подготовки  в игре волейбол.»

Работу выполнила:  тренер-преподаватель

                                                                             по волейболу

Ковтунова Ирина Андреевна

п.Орловский

2018 г.

1.Основным средством подготовки учащихся служат физические упражнения. Их определенным образом группируют со значимости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условно, однако такой подход дает возможность лучше построить учебно-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, тренер может проявить свою творческую инициативу в конкретизации этих упражнений. Все упражнения делятся на две большие группы: основные, и вспомогательные, специальные.

1. Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно игру в волейбол, т.е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность.

Цель упражнений по технике: совершенствовать тот или технический приём преимущественно в индивидуальном порядке, а также с помощью партнёров. Отдельные упражнения направлены на совершенствование технике в условиях, способствующих формированию тактических умений.

Упражнения по тактике призваны научить занимающихся индивидуальным и коллективным тактическим действиям, принятым в волейболе.

2. Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными упражнениями и для разносторонней подготовки занимающихся. Вспомогательные упражнения разделяются на общеразвивающие и специальные.

Задача общеразвивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке занимающихся. Они компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений и упражнений по технике и тактике, развивающих в основном навыки и качества, необходимые для игры в волейбол. При проведении общеразвивающих упражнений используются средства гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, спортивных и подвижных игр.

3. Специальные упражнения призваны ускорить и облегчить обучение тактическим и техническим приёмам волейбола и овладение игровыми навыками. Они делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно направленные на овладение структурой технических приёмов. В группу подводящих упражнений входят имитационные (выполнение технических приёмов без мяча).

2.Техническая подготовка - процесс обучения волейболиста технике движений и действий, служащих средством ведения игры, а также их совершенствования.
                                   Методы технической подготовки.

 1.Показ. Он должен быть образцовым и дополнятся демонстрацией
наглядных пособий.

2.Объяснение. Оно должно быть кратким, образным и понятным
для занимающихся. Обычно показ чередуют с объяснением.

3.Метод целостного обучения. Целостное разучивание
технического приема создает более полное представление об
изучаемом действии и прочную логическую основу для формирования
двигательного навыка. Обычно этот метод используется при решении разучивании простых технических приемов, несложных по структуре. 

4. Расчлененный метод. Технический прием делят на фазы или
части, выделяя при этом основное звено или то, что труднее всего даётся занимающимся.

5. Игровой метод чаще всего воплощается в виде общепринятых подвижных и спортивных игр, однако, его нельзя осуществлять с какой-либо конкретной игрой. В принципе, он может быть использован на материале самых разнообразных двигательных действий при условии, что они поддаются организации в соответствии с требованиями игрового метода.

Для игрового метода характерна, прежде всего, "сюжетная" организация: деятельность играющих организуется на основе образного или условного "сюжета" (замысла, плана игры), который намечает общую линию поведения, но не предопределяет жестко конкретные действия и способы достижения игровой цели (выигрыша). В рамках "сюжета" и правил игры допускаются различные пути и цели, причем выбор конкретного пути и реализация игрового замысла происходят в условиях постепенного, чаще случайного изменения ситуации.

Одной из существенных черт игрового метода является то, что в нем как бы моделируются активные межличностные и межгрупповые взаимоотношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственных качеств личности.

  6. Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение данного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.

Соревнования могут проводиться в усложненных или облегченных условиях по сравнению с официальными.

В качестве примеров усложнения условий соревнований можно произвести следующие:

- соревнования в условиях среднегорья, в условиях жаркого климата, при плохих погодных условиях (сильный встречный ветер - в велосипедном спорте, "тяжелая" лыжня - в лыжном и т.п.);

- соревнования в спортивных играх на полях и площадках меньших размеров, при большей численности игроков в команде соперников;

- проведение серии схваток (в борьбе) или боев (в боксе) с относительно небольшими паузами против нескольких соперников;

- соревнования в играх и единоборствах с "неудобными" противниками, применяющими непривычные технико-тактические схемы ведения борьбы.

3.Средства и методы обучения тактическим действиям в волейболе

Тактика игры - это целесообразные, согласованные действия игроков, направленные на достижения победы в соревнованиях.

Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на привалах и положениях образования двигательных навыков.

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные), двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовленные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учётом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определённые ориентиры, сигналы.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовками.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры - многократное выполнение упражнений, действий, элементов.9

Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):

  • Без сопротивления партнёров;
  • С пассивным сопротивлением;
  • С активным, управляемым, сопротивлением;
  • В соревновательной форме с партнёрами по команде;
  • В соревновательной форме с противником;

Период начального обучения тактике условно можно разделить на четыре этапа:

1 этап - главное внимание уделять развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре - быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательность, переключение с одних действий на другие (основу тренировки составляю задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы);

2 этап - формирование тактических умений в процессе обучения техническим приёмам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность);

3 этап - обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (создание условий, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полёта мяча, от действия нападающих или защитников и др.);

4 этап - изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.

4.Взаимосвязь видов подготовки.

В подготовке волейболиста принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки. Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростно-силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что в свою очередь сказывается на безошибочное выполнения технических приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика технико-тактической подготовки детей в объединении "Самбо и дзюдо"

Методика работы с детьми 1-2 года обучения в объединении "Самбо и дзюдо"....

Технико-тактическая подготовка пловцов-кролистов в предсоревновательный период.

Методическая разработка посвящена подготовке кадет к соревнованиям. Особенность работы направлена на то, что  на тренировке в подготовительный период больше внимания уделять тактическому мастерст...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...

Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера

исследовательская работа разработана с целью выявить условия для эффективного осуществления учебно-тренировочного процесса и предназначена для тренеров-преподавателей по дзюдо ДЮСШ...

План-конспект тренировочного занятия по технико-тактической подготовке

План-конспект тренировочного занятия по технико-тактической подготовке (дзюдо)...