Активные Методы Обучения на уроках физкультуры в классах 3 ступени обучения.
статья по физкультуре (10 класс) на тему

Бурина Галина Яковлевна

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы для стимуляции познавательной деятельности обучающихся. Строятся  на диалоге, в котором есть свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы. Для  АМО  характерен высокий уровень активности учащихся.  Различные методы обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активизирует тот, кто его применяет 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные Методы Обучения на уроках физкультуры в классах 3 ступени обучения.

МОУ СОШ с УИОП №16

учительФК ВКК

Бурина Г.Я.

На сегодня имеются различные классификации активных методов обучения. Это потому, что пока нет общепринятого определения активных методов. Потому, иногда к понятиям АМО , относят , например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Формально, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. Иногда, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи, как, например, в определении, размещенном в глоссарии федерального портала российское образование:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы для стимуляции познавательной деятельности обучающихся. Строятся  на диалоге, в котором есть свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы. Для  АМО  характерен высокий уровень активности учащихся.  Различные методы обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активизирует тот, кто его применяет .

Конечно, с помощью активных методов можно эффективно работать, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности активных методов различны не только в смысле «активизации учебной  деятельности», но и в смысле многообразия достигаемых образовательных эффектов . Активные методы используют  диалог и полилог , для разносторонней коммуникации всех участников урока. Активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, но  для достижения качественных результатов использования АМО необходима соответствующая подготовка учителя. Общее определение АМО: Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО базируются на практической направленности, игровом действии и творчестве в обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме в их работе, вовлечении в процесс всех  чувств, деятельностном подходе , движении и рефлексии. Эффективность процесса обучения, результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на  психологической и методологической базе.

К непосредственно активным методам, относятся методы, действующие внутри образовательного мероприятия, в время его проведения. Для каждого этапа урока используются свои АМО, позволяющие наиболее эффективно решать  задачи каждого этапа.

АМ начала образовательного мероприятия

Пример АМ начала образовательного мероприятия

Можно необычно начать урок, предложив .

Метод «Красная дорожка»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.Проведение:

Учитель просит учеников встать в шеренгу. Затем он предлагает  сделать следующее:участникам нужно представить себя известным персонажем и пройтись по красной дорожке и все ему хлопают, приветствуя "знаменитостей".

.Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

 АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасенийДля выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Сбор грибов»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны грибов, три корзинки .Проведение: "Сбор грибов"-участникам предлагают собрать грибы(красные -новые знания ,синие- закрепление усвоенного, желтые -не определились с мнением)

Заранее готовятся три корзинки .Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий относятся- получение нового знания, закрепление усвоенного или неопределенное мнение. После того, как все ученики соберут грибы в корзинки, учитель озвучивает итоги. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

 АМ презентации учебного материала

Пример АМ презентации учебного материала вместо рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала: Метод «Угадай слово»Цели метода: представление нового материала, структуры материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение: "Угадай слово"-учитель пишет определение из нового материала на ватмане ,закрывая ключевое слово, В процессе угадывания учащиеся постепенно получают новые знания

 

АМ организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.  

Пример АМ организации самостоятельной работы над темой

Метод «Фитнес-тур»Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман), фломастеры.

Проведение: в зале разложены снаряды для развития силы,учащиеся разделенные на группы ,поочередно подходят к каждому снаряду и на ватмане рядом записывают варианты упражнений с этим снарядом, затем подводятся итоги ,кто лучше подобрал упражнения, исправлять записи нельзя.

 Активные методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Пример Активных методов релаксации

Метод «Слепая вера»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Учитель просит обучающихся в парах ловить партнера с закрытыми глазами падающего спиной к ним  по его команде .Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, он поможет  стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

 АМ подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать также активные методы, это поможет вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Пирамидки»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

 Проведение:

 учащиеся делятся на три группы; 1-кто узнал все новое ,2-кто частично новое узнал,3- кто ничего нового не узнал и строят акробатические пирамиды, разбившись на группы по этому принципу . Примечание: Для учителя этот этап  важен, он позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников дает учителю возможность скорректировать урок на будущее. В завершении учитель подводит итоги урока,  дает задание на дом и  говорит хорошие слова .Так незаметно, весело,  эффективно пройдет урок с использованием АМО, с  удовлетворением и учителя и обучающихся. Все вышеописанные методы я использую на уроках физкультуры в 10-11 классах по программе фитнес-аэробика, что позволяет повысить результативность обучения и интерес обучающихся к предмету.

                           Список литературы:

1. Абрамова И. Г. Игротехнические приемы. Рекомендации для организации игровых занятий в школе. – СПб.: Образование, 1992.

2. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989.

 3.  Жуков Р. Ф. Как научиться учиться: Практикум по использованию метода активного социологического тестирования анализа и контроля (МАСТАК «Начинающий студент»). – СПб.: СПбГИЭА, 1994.

4. Лившиц А. Л., Порховник Ю. М., Гидрович С. Р. Методические указания по классификации методов активного обучения. – Л.: ЛИЭИ, 1986.

5. Методические указания по разработке и оформлению деловых игр / Сост. Ю. М. Порховник, Н. Г. Белянина. Л.: ЛИЭИ, 1986.

 6. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004.

7. Новик М. М. Современные технологии в образовании // Новые знания. 1999. № 3. С. 17–21. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Активные методы обучения на уроках музыки.(1-7 класс)

Активные  методы обучения   на уроках музыки.Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знан...

«Активные методы обучения на уроках английского языка как средство повышения учебной мотивации школьников на начальном и среднем этапах обучения»

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию ...

«Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода».

laquo;Использование различных методов обучения на уроках физкультуры, особенности применения соревновательно - игрового метода»Современные методы обучения многогранны и разнообразны, в данном д...