Главные вкладки

    Активные методы обучения на уроках музыки.(1-7 класс)
    учебно-методический материал (музыка, 5 класс) по теме

    Прокопенко Лариса Борисовна

     

    Активные  методы обучения   на уроках музыки.

    Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

    Активные  методы обучения  – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, высокий уровень активности.

    Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения: понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры.

    В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи.

    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.(полилог – многоуровневая  и разносторонняя коммуникация всех участников образовательного процесса). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

     АМО на уроках музыки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon amo_-_vystuplenie.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Активные  методы обучения   на уроках музыки.

    Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

    Активные  методы обучения  – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, высокий уровень активности.

    Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения: понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры.

    В других случаях, авторы сужают понятия АМО, относя к ним отдельные методы, решающие конкретные задачи.

    Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.(полилог – многоуровневая  и разносторонняя коммуникация всех участников образовательного процесса). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.  

    АМО начала образовательного мероприятия:

    Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

    Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

    Метод «Поздоровайся локтями»

    Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

    Численность – весь класс.

    Время – 10 минут

    Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

     Проведение:

     Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

     • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

     • Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

     • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

    Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

     Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

    Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

      Для урока музыки можно использовать метод: «Поздоровайся глазами»

    Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем как «звучит тишина», что происходит вокруг нас((( А теперь также внимательно послушаем о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.

    «Найди единомышленника» (картинки с изображениями инструментов, одного цвета и это группы)

    АМО выяснение целей, ожиданий и опасений

    Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

    Пример АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

     Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

    Метод «Фруктовый сад»

    Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

     Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

    Численность – весь класс.

    Время – 20 минут

    Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

    Проведение:

     Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

     Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

     Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

    Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

    АМ презентации учебного материала

    В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

    Пример АМ презентации учебного материала

     Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

    Метод «Инфо-угадайка»

    Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

    Группы: все участники.

    Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

    Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

     Проведение:

     Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные.

     Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе.

    Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

    Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

     В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них..

     Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

    «Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги…» - урок и первом классе по программе 2100 (слайды 11-12, рождение главных слов и нотной грамоты)

    «Сочиняем музыку осени» - урок в первом классе программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой (слайды 13, 14, 15)

    АМ организации самостоятельной работы над темой

    При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы: «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

    Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

    Группы: 5-7 человек

    Численность: весь класс

    Время: 20-25 мин.

    Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы Участники разбиваются на группы по числу вопросов.

    Учитель ставит задачу группам – записать основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут.

    Команда определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

    Про наличии лаборатории нэт буков можно перенести всю работу в сферу информационных технологий. Использование учебных материалов сайта edu.ru.

    Например, тема «Програмная музыка».

    На сайте предложена практика «Литературные образы в инструментальной музыке».

    Можно распределить на группы по композиторам:

    1. 1 гр: Римский – Корсаков «Садко», «Шехерезада».
    2. 2гр. П.Чайковский  В.Шекспир «Ромео и Джульетта»
    3. 3гр.Г.Свиридов А.С. Пушкин «Метель»
    4. 4гр А.Хачатурян Ю.Лермонтов «Маскарад» Далее работа с материалом в различеых поисковых системах по своей теме и объяснение.

    Можно дать творческое задание на дом и возможность провести урок детям. (Презентации учеников)

    Методы модерации

    отличаются от автократичных дидактических способов обучения. Учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Ученик перестает быть объектом обучения, занимая активную позицию в образовательном процессе.

    Принципы модерации:

     - структурированность (все содержание урока рационально делится на четко определенные части);

     - систематичность (отдельные части урока взаимосвязаны и логически следует одна за другой, создавая полноценное содержание урока);

     - прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).

    Совместные презентации, тестовые работы в googl. Видеоконференции, edu.ru.

    Активные методы релаксации

    Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

    Пример Активных методов релаксации

    Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

    Цель – повысить уровень энергии в классе.

    Численность – весь класс.

    Время – 8-10 минут

     Проведение:

     Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

     Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

     Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

    Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

    Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

    Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

     Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

      АМ подведения итогов урока

    Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

    Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

    Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

    Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист  флип-чарта, комментируя. Необходимо выяснить критерии оценочные по всем видам работы.

     Что усвоил хорошо, какое задание понравилось больше всего, что не получилось((( Регулятивная функция – самооценка, взаимооценка.

    Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее

    Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и всероссийскими исследователями.

    Суммируя все, что было сказано о технологии модерации и активных методах обучения, можно сделать следующие выводы:

    Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    1. формирование положительной учебной мотивации;
    2. повышение познавательной активности учащихся;
    3. активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
    4. стимулирование самостоятельной деятельности;
    5. развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
    6. эффективное усвоение большого объема учебной информации;
    7. развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
    8. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
    9. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
    10. развитие навыков самостоятельного умственного труда;
    11. развитие универсальных навыков.

    1. Электронный курс образовательного портала "Мой университет"
    2. Личные разработки уроков.
    3. Лекции АППО.
    4. Личный сайт Ерузиной Елены Михайловны
    5. http://eruelena.ucoz.ru/blog/sovremennye_tekhnologii_na_urokakh_muzyki/2012-06-05-2
    6. Статья Активные методы обучени на уроказ музыкаьной литературы в ДМШ   http://festival.1september.ru/articles/527102/ Чебуниной Ирины Алексеевны
    7. Сайт учителя музыки Окольновой Ирины Фёдоровны http://okoll.ucoz.ru/load/ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh_muzyki/1-1-0-14


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

    сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

    Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

    Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

    Материалы из опыта работы по теме "Активные методы обучения на уроках письма и развития речи в начальных классах коррекционной школы VIII вида"

    Представленный материал раскрывает использование методов проблемного изложения материала и частично - поискового метода на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида....

    Из опыта работы. Применение активных методов обучения на уроках математики в 5 классе.

    Из опыта работыПрименение активных методов обучения на уроках        математики в 5 классе.  «Скажи  мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Позволь м...

    Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

    Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...

    Активные Методы Обучения на уроках физкультуры в классах 3 ступени обучения.

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы для стимуляции познавательной деятельности обучающихся. Строятся  на диалоге, в котором есть свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы...