Программа внеурочной деятельности "Бэби-йога"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

В программу входит материал по освоению асан-поз суставной гимнастики-йога; упражнения дыхательной гимнастики; упр.релаксации и оздоровительным подвижным играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gm_bebi-yoga_publ.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №136»

ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ

Программа внеурочной деятельности по

предмету «физическая культура»

«БЭБИ-ЙОГА»

 (5 класс)

        Разработала:

                                                             Слищенко Галина Михайловна

                                                              учитель физической культуры,

                                                               высшая квалификационная категория

Пермь-2017

Пояснительная записка

         В настоящее время состояние подрастающего поколения вызывает серьёзную озабоченность в обществе и государстве. Результаты комплексных медицинских обследований, проведённых в различных регионах нашей страны свидетельствуют о высокой патологической поражённости детей школьного возраста: лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют функциональные отклонения, 36% - хронические заболевания. Снизился уровень двигательной активности детей. Значительное количество времени дети проводят за компьютером.

       Одним из путей повышения уровня здоровья учащихся может стать проведение дополнительных занятий с нетрадиционной направленностью, укрепляющих психологическую систему ребёнка, расширяющих его двигательную активность за счёт средств физического воспитания с использованием индийской системы Йога.

       Программа   курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

       В данной программе предлагается проведение занятий по подвижным играм, дыхательной гимнастике, изучение асан   системы йога, самомассажу. Использование данного материала позволит расширить кругозор детей в области физической культуры, способствовать самопознанию своего организма, появлению желания быть здоровым, сильным, красивым, научит составлению личного комплекса упражнений.

Цель курса: составление и выполнение индивидуального комплекса упражнений с использованием асан по системе йога.

Задачи курса:

1.Оздоровительные:

- улучшение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы, профилактика заболеваний, укрепление здоровья.

2. Образовательные:

-  приобретение знаний по нетрадиционным видам физических упражнений, привитие основ и знаний правильного дыхания, изучение основ самомассажа.

3.Воспитательные:

- повышение концентрации внимания, воспитание нравственных и эстетических качеств.

Программа курса «Бэби-йога»» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

       В подготовительной части каждого занятия сообщаются теоретические сведения и решается задача постепенного входа детей в занятие, постановка правильного дыхания (10 минут).

       В основной части решаются задачи по изучению и совершенствованию практического материала (30 минут).

       В заключительной выполняются дыхательные упражнения, релаксация под музыку, овладение приёмами психической саморегуляции (5 минут).

Содержание курса.

1.Введение. Нетрадиционные системы оздоровления и их влияние на состояние здоровья. История возникновения учения йоги.

2. Асаны (позы)  

Асаны  хатха-йоги, выполняются  индивидуально, в  парах, группой.

- «дерево» (для координации вестибулярного аппарата и нервной системы)

- «кузнечик»  (преодолевает скованность позвоночника и его деформации, полезно для глубоко лежащих мышц живота и спины, развивает уверенность в себе)

- «кошечка»  (развивает эластичность позвоночника и мышц тела)

- «лев» (усиливает приток крови к горлу, помогает бороться с инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей, очищает язык, способствует избавлению от загрязнённого дыхания, укрепляет мышцы шеи, лица, связки горла  )

- «собака»  (стимулирует деятельность щитовидной железы, предупреждает образование камней в почках, развивает уверенность в себе, помогает преодолеть чувство неполноценности )

- «алмаз» (активирует пищеварительные процессы, развивает эластичность коленных суставов и голеностопных связок)

- «ласточка»  (тонизирует и укрепляет мышцы спины, ног, плеч)

- «герой» (укрепляет колени, улучшает работу органов таза)

3. Дыхательная гимнастика:

Техника нижнего, среднего и верхнего дыхания. Полное и очистительное  дыхание со звуком «ха».

4. Самомассаж:

Техника точечного массажа. Гимнастика-самомассаж ушей, головы, кистей рук, зон стопы, груди, живота.  

5. Релаксация:

Позы расслабления, мысленное представление образа. Выполнение комплекса расслабления под музыку.

6. Подвижные игры:

Подвижные игры: «Шарик», «Пузырь», «Кто громче», «Салки», «Весёлая гимнастика». Игры по желанию детей.

. Разнообразные,  эмоционально-образные  перевоплощения: танцы  зверей, птиц, сказочных  героев, цветов, огня, воды  и т. д., с  элементами  аэробики, акробатики, гимнастики. «Шарик», «Пузырь», «Кто громче», «Салки», «Весёлая гимнастика». Игры по желанию детей.

Планируемые результаты обучения.

В результате обучение на курсе по системе йога обучающиеся

- освоят асаны-технику выполнения, упр. на растяжку;

- научатся правильному дыханию,

 снятию психологического напряжения, приёмам саморегуляции.

Продукт деятельности - выполнение основных асан и комплексного упражнения «Гимн Солнцу» с элементами дыхательной гимнастики.

Критерии оценивания результатов обучения (выполнение упражнений)

критерии

Показатель критерия

баллы

Техника выполнения

асан

Асаны соответствуют названию, выполнены с большой амплитудой и соответствуют задержке выполнения по времени.

5

Асаны выполнены с недостаточной  амплитудой.

4

Асаны  выполнены, но не точно

3

Тематическое планирование

Тема

Кол.час.

1.

Теоретические сведения

в процессе занятий

Нетрадиционные виды физических упражнений, значение занятий йогой.

2

2.

Практический материал

2.1

Ходьба, бег, ОРУ

4

2.2

Асаны (позы)

10

2.3

Дыхательная гимнастика

4

2.4

Самомассаж

4

2.5

Релаксация и рефлексия: упражнения для снятия психоэмоционального напряжения и оценки своих действий

4

2.6

Подвижные игры для развития творчества, фантазии, инициативы.

6

        Итого:

34 час.

Планируемые результаты освоения программы

Программа по внеурочной деятельности «Бэби-йога»» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.

В сфере познавательных УУД будут являться умения:

ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», нетрадиционные виды физических упражнений,«йога», характеризовать значение занятий по оздоровлению;

ориентироваться в выборе асан;

выявлять связь занятий по системе «Йога» с досуговой  деятельностью;

характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме дня; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.

В сфере личностных УУД будет формироваться:

установка на здоровый образ жизни;

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;

знание основных моральных норм на занятиях йогой и ориентации на их выполнение;

В сфере регулятивных УУД будут являться умения:

организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;

соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;

оценивать правильность выполнения действия;

проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;

организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.

В сфере коммуникативных УУД:

Обучающийся научится:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;

контролировать действия партнёра в упражнениях;

осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;

задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.

Учебно-методическое обеспечение программы.

Формы и методы работы.

  1. Самостоятельная практическая работа
  2. Беседа. Диалог.
  3. Анализ выполнения упражнений.
  4. Индивидуальная работа по созданию презентации итогов обучения на курсе.

Материально-техническое обеспечение.

1.Компьтер и проектор для показа слайдов асан йоги.

2. Аппаратура для музыкального сопровождения.

3. Гимнастические коврики.

4. Спортивная форма.

5. Инвентарь для подвижных игр.

Использованная литература:

  1. М.Г. Ишмухаметов «Физкультура, экология, здоровье»: Учебно-методическое пособие/ Пермский государственный педагогический университет

Пермь, 2006.

  1. М.Г. Ишмухаметов «Дифференцированное физическое воспитание школьников с учётом экологических особенностей региона» М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта». Пермский государственный педагогический университет Пермь, 2005.
  2. С.Н. Лебедев «Хатха-Йога Чудеса без чудес» М: Советский спорт, 2005
  3. В.М. Смолевский, Б.К. Ивлев «Нетрадиционные виды гимнастики»

М: Просвещение,1992. 80с.

  1. Йога для детей htt://www/mgichild.ru/Zan/ioga_dlya_detei.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...