Методические материалы
методическая разработка по физкультуре по теме

Валерий Алексеевич Шентяков

Методические материалы

1. Технологическа карта урока.

2. Тесты.

3. Методическая разработка

4. Проэкт скалолазание

5. Проэкт по народным играм

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:     Физическая культура,      класс  5

Составил: Шентяков Валерий Алексеевич

Базовый учебник:  Физическая культура. 5-7 классы: учеб. Для общеобразовательных  учреждений ( М.Я.Виленский, И.М.Туревский,  Т.Ю.Торочкова и др.); под ред. М.Я.Виленского. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.-239с.:ил.

Тема урока: «Волейбол: техника передачи мяча сверху».

Цель урока: изучение основы техники передачи мяча сверху в волейболе.

Задачи урока:

1. Создать представление о технике верхней передачи в волейболе и её значении для успешной игровой деятельности.

2. Освоить ведущие элементы техники передачи мяча сверху.

3. Содействовать  воспитанию сознательной дисциплины при выполнении заданий игровой направленности.

4. Содействовать повышению интереса к командно-игровым видам спорта.

5. Формировать навыки взаимодействия с партнерами в учебной и игровой деятельности.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Необходимое оборудование: учебник по физической культуре - тема «Волейбол» стр. 119; видеофрагмент игры в волейбол, волейбольные мячи,фишки, ориентиры для выполнения передачи мяча в цель (мишени, щиты), мультимедийная аппаратура.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационно-мотивационный

«Сегодня мы продолжаем изучение  спортивной игры по теме « Волейбол». Давайте посмотрим,  как играют российские волейболисты на Универсиаде -2013г. Вспомним, кто основатель игры и   что означает термин  «Волейбол?» Умеем, ли мы  выполнять основные приемы так чтобы мяч летел в нужном направлении? Какую роль выполняет это умение для успешной игры  в волейболе; и других спортивных играх? Приведите примеры.

Слушают учителя, комментируют видеоматериал.

Отвечают на вопросы учителя.

Приводят примеры и выделяют значение данного умения для победы в названных спортивных играх.

Регулятивные: делать выводы, обобщать умение слушать, наблюдать за деятельностью других.

Познавательные: участие в диалоге, установление причинно-следственных связей, аналогий; представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные: умение рассуждать и высказывать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении.

2

 Актуализация знаний и опыта

Исходя из темы урока, видео и диалога, чему мы сегодня будем обучаться? Что для этого нам нужно знать и уметь? Какие качества проявлять?

«Учиться правильно, выполнять передачу и  отправлять мяч  в нужном направлении».

Вместе с учителем формулируют цель урока с использованием нового понятия и планируют учебную работу.

Регулятивные: планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: постановка проблемы.

Коммуникативные: строить высказывания; излагать свое мнение.

3

 Освоение нового материала

Рассказ о видах передач мяча в волейболе. Демонстрация техники верхней передачи.

Проведение разминки.

Организация выполнения и демонстрация подготовительных и подводящих упражнений.

Организация взаимодействия в парах; взаимооценка качества выполнения основ техники передачи мяча сверху.

Выполнение упражнений сопровождается,  постановкой проблемных вопросов – «Почему мяч не летит к партнеру?», «Как определить, сохраняется ли  правильная стойка при передаче?». Выполнить передачу на правильность выполнения упражнения Сам выявляет и объясняет допущенные ошибки.  Проведение двусторонней игры «Пионербол» по заданным правилам.

Организация взаимодействия игроков; сообщение правил игры; правила безопасности  в игре.  Постановка проблемных вопросов – «Как можно помочь своему игроку своевременно начать выход к мячу?», «Что является объектом наблюдения в командной игре?».

Вопросы на повторение ранее изученного, «Какими способами можно перемещаться к мячу?», «Какую основную ошибку допустила команда при подготовке к приему мяча?»

Предлагает выявить причины поражения игрокам проигравшей команды и факторы успеха игрокам победившей команды.

Актуализация полученных ранее знаний о стойке волейболиста и ее использовании при освоении исходного положения для передачи мяча сверху.

Контроль функционального состояния организма по ЧСС.

Используют речевые средства для выполнения учебных заданий – комментарии, вопросы учителю и партнеру, подсказки.

Выполняют двигательные задания.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами при выполнении двигательных заданий и во время игровой деятельности.

Контролируют состояние организма по показателям ЧСС. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы других учеников, сопоставляют, анализируют, участвуют в проведении разбора допущенных ошибок в технике верхней передачи и выявлении их причин.

Играют в игру «Пионербол» по предложенным правилам;  участвуют в коллективном  взаимодействии, учатся правилам общения с партнерами, соперником и учителем.

Находят пути решения проблемных ситуаций. Выбирают адекватные и используют в двигательных заданиях ранее освоенные технические  приемы волейбола - перемещения, стойку волейболиста.

Регулятивные:

Осуществлять самоконтроль функционального состояния организма и уровня овладения,  изучаемым технических приемов.  Корректировать учебную деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные:

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь  в том числе, и на жизненном опыте.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнера высказывания.

Правила поведения и общения в игровой деятельности командного характера.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4

Рефлексия

Помогает выявить реакцию организма на предложенную нагрузку – расчет динамики ЧСС.

Проводит выборочный устный опрос по теории, изученной на уроке.

Поясняет сущность и значение домашнего задания.

Участвует в анализе и оценке результатов учебной работы. Демонстрирует умение обобщать результаты учебной работы.

Измеряют показатели ЧСС и определяет их динамику за урок.

Проводят анализ результатов своей работы на уроке.

Слушают комментарии и обобщения учителя.

Самостоятельно выбирают уровень домашнего задания.

Регулятивные:

 самооценка и взаимооценка результатов учебной работы, соотносить результаты с поставленной целью.

Познавательные:

Анализируют и делают  выводы по результатам учебной  деятельности.

Коммуникативные:

Приходят к общему мнению и формулируют собственное мнение, обобщают пройденный материал.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

Педагогический проект

преподавателя дисциплины «Физическая культура»

специальности «Физическая культура»  

Шентякова Валерия Алексеевича

Формирование дополнительных профессиональных компетенций будущего учителя физической.

Нижневартовск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

                                 

Введение……………………………………………………………………….3

I.Реферативная часть

1.1. Значение скалолазания как вида спорта...................................................6

1.2. Профессиональные компетенции  будущего учителя физической культуры в области скалолазания.....................................................................7

1.3. Основы техники скалолазания....................................................................9

1.3.1. Путь формирования техники лазания скалолаза...................................11

II. Проектная часть

2.1. Организации проекта..................................................................................14

2.2. Программа.................................................................................................15

Заключение..........................................................................................................23

Список используемой литературы....................................................................25

Приложение.........................................................................................................26

Введение

         Любимые уроки наших родителей у современной молодежи не популярны. Какой должна быть физкультура сегодня? Чего  дети ждут от педагогов? Уроки физкультуры должны содержать в себе развлечение и пользу одновременно. Только так можно создать интерес у учащихся на уроке физической культуры. Это задача молодых специалистов и будущих учителей. Современному преподавателю просто необходимо быть новатором и опираться на инновационные разработки. В данный момент требования к выпускникам учебных заведений СПО зависят от  ситуации на рынке труда. В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность студента использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения профессиональных задач.

         Экстремальные виды спорта вот что может сейчас пробудить интерес к двигательной активности.  Французы еще в 20-е года начали активно заниматься скалолазанием, и внедрять его в школьную программу.  Что очень сильно поспособствовало в привлечение молодежи к занятиям спортом и отвлечением от хулиганства и бродяжничества. В Росси развитие скалолазания набирает обороты. Положительный опыт Западной Европы руководители школ с удовольствием перенимают. Повсеместно в крупных городах нашей страны строятся школьные скалодромы.  На федеральном уровне было проведено несколько программ по включению скалолазания в школьному программу. На данный момент скалолазание ожидает включение себя в программу олимпийских игр, что, несомненно приведет к новому витку развития.

         С появлением большого количества скаладромов  стал острый вопрос квалифицированных кадров. Ведь скалолазание специфический вид спорта и требует иных компетенций.  Поэтому было принято решение сформировать необходимые современные компетенции у студентов спортивного факультета. Компетентностный подход является одним из  способов достижения нового качественного образования.

Актуальность проекта:   в современном мире каждый человек хочет провести свое свободное время максимально интересно и с пользой для своего здоровья. Поэтому совсем неудивительно, что относительно новые виды спорта активно входят в нашу жизнь. К такому сравнительно новому виду можно отнести и скалолазание. Строительство тренажеров создает спрос на специалистов, которые способны проводить занятия по скалолазанию, обладающим  таким набором компетенций, что бы мог выполнять поставленные работодателем задачи.

      Гипотеза: освоение дополнительных компетенций позволит будущим специалистам быть более востребованным на рынке труда.

    Объект исследования:  профессиональные компетенции  будущего учителя физической культуры.

    Предмет исследования: использование скалолазания в формировании профессиональных компетенций будущего учителя физической культуры.

    Цель: понять практические возможности использования скалолазания в формировании профессиональных компетенций будущего учителя физической культуры.

    Задачи:

1. Проанализировать и обобщить опыт работы тренеров по скалолазанию, учителей физической культуры по развитию профессиональных качеств учителя.

2. Разработать  программу по скалолазанию для студентов, в рамках дополнительного образования.

3. Опробовать  программу по скалолазанию на студентах спортивного факультета.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение  студентами практическими умениями   в области скалолазания
  • Умение студентами организовать и провести тренировочное занятие по скалолазанию
  • Использование в будущей профессиональной деятельности компетенции современного учителя физической культуры

Краткие сведения о проекте.

Целевая аудитория: студенты II-III курса,  обучающиеся по специальности   050720  «Физическая культура»

Количество участников: 16 человек (студентов)

Общее время реализации проекта: 2 года (с сентября 2010 года по июнь 2012 года).

База реализации проекта: Нижневартовский социально-гуманитарный колледж и детская юношеская спортивная школа (СОК Олимпия)

I.Реферативная часть

1. 1 Значение скалолазания как вида спорта

В Домбае  были проведены первые соревнования по скалолазанию в 1947г. Вначале скалолазание рассматривалось как одна из основ подготовки альпинистов в подготовительный период перед летним сезоном в горах. Тренировки и соревнования проходили на естественном рельефе. В 1966г. в единую спортивную классификацию СССР были введены нормативы 3, 2 и 1 разрядов, а в 1969г. и нормативы КМС и МС. Весной и осенью проводились соревнования по скалолазанию - чемпионаты СССР, ВЦСПС, ЦС, города, низовых коллективов на естественном рельефе. Погода вносила свои коррективы в проведение соревнований. Приходилось часто ждать, пока прекратится дождь и просохнут скалы, что затягивало соревнования и влияло на результаты спортсменов. И постепенно начиная 1987г. скалолазание перешло на специальные тренажеры, скалодромы, в закрытые помещения. С этого же года стали проводиться Чемпионаты Мира, Европы, Кубки мира, молодежные чемпионаты. Появился самостоятельный  вида спорта – спортивное скалолазание.

Спортивное скалолазание – вид спорта, в котором спортсмены преодолевают подготовленные трассы, на скалодроме,  имитирующие настоящие скалы. Целью создания скалодромов были: дать равные условия для всех участников, привлечение зрителей, спонсоров, представителей средств массовой информации, решение проблем сохранения природной среды, а также в значительной мере уменьшить влияние погодных условий на результаты. Международной федерацией скалолазания (IFSC) были разработаны правила, по которым и проводятся соревнования. Правила выделяют следующие соревновательные дисциплины:

* лазание на трудность;

* лазание на скорость;

* боулдеринг;

* многоборье.

В настоящее время в состав Международной федерации скалолазания входит 74 федерации с пяти континентов планеты. Под её эгидой регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы, а так же этапы кубка мира. 13 февраля 2010 года на Олимпийских играх в Ванкувере состоялась очередная сессия МОК, спортивное скалолазание было признано олимпийским видом спорта. С этого исторического момента скалолазание имеет возможность претендовать на включение в программу летних Олимпийских игр.

1.2. Профессиональные компетенции  будущего учителя физической культуры в области скалолазания

 Основная задача инструктора по скалолазанию – следить за безопасностью человека на скалодроме или скалах, а также по возможности помочь ему получить основы и обеспечить интересное пребывание на скалодроме (например, ознакомить с трассами, что-то подсказать по движениям).
Инструктором по скалолазанию может стать любой человек, прошедший соответствующее обучение основам безопасности на скалодроме и скалах.
      Преподаватель по физической культуре, а тем более тренер  по скалолазанию имеет основную функцию – научить правильно лазить, то есть передать человеку свои знания, систему тренировок, скорректированную под физические и психологические особенности этого человека.

      Обучение происходит в определенной последовательности, с правильной дозировкой нагрузок, с расчетом на дальнейший прогресс. Тренерами по скалолазанию становятся люди, желающие передать свой опыт и знания другим и главное - умеющие это делать.  В знания тренера включаются и знания  инструктора.

         Сегодня растет количество  скалодромов в общеобразовательных заведениях, а значит и учителей по физической культуре которые проводят на них занятия, а их качество работы зачастую оставляет желать лучшего. На сегодняшний день нет механизма проверки качества работы и аттестации тренеров.

Какими компетенциями должен обладать молодой преподаватель, претендующий работать на скалодроме:

  1) в первую очередь, хороший специалист должен сам владеть техникой лазания. Он должен  демонстрировать или провешивать маршруты для дальнейшего лазания учеников.

   2)  тренер владеет  правильными методиками тренировок. Причем, не общими сведениями, которые знают многие, а именно цельной системой, основанной на знании физиологии, психологии и конечно, особенностей именно скалолазания. Компетентный преподаватель   обоснованно знает и вовремя подскажет, когда нужно и как правильно делать ОФП и СФП, как разминаться перед тренировкой, сколько точно отдыхать между пролазами и между тренировками, особенности диеты для скалолазов и так далее.
        3) при группе учеников преподаватель  старается уделить внимание максимально всем, а не одному. Ввиду того, что все организмы разные (кто-то занимался раньше спортом, кто-то нет, разные особенности телосложения и психологии), то даже в группе тренер старается найти к каждому свой подход, позволяющий человеку развиваться максимально эффективно.
Кроме того, у всех учеников разные цели посещения занятий.

    4)  руководить соревновательной деятельностью спортсменов. Разбираться в  теории спортивных соревнований, принципах организации соревновательной деятельности и ее структуре. Уметь обеспечивать безопасность в соревновательной деятельности.

          5)  определять цели, задачи и планировать тренировочную деятельность и занятия с различными возрастными группами населения.

1.3. Основы техники скалолазания

Скалолазание — сложнокоординированный вид спорта. Если в циклических видах спорта можно бесконечно совершенствовать одно и то же движение, добиться идеального исполнения его, то в скалолазании сделать это невозможно, Техника скалолаза будет зависеть от множества факторов. Здесь важно абсолютно все: вес, рост, длина рук, ног, растяжка, физические данные и другие параметры. Важно, занимался ли в детстве скалолаз спортом и каким именно. Наблюдения показывают, что у тех, кто в детские годы занимался гимнастикой, балетом, танцами, много тянулся, есть способности к скалолазанию. В скалолазании даже важны такие детали, как длина и толщина пальцев рук и длина пальцев ног. Тем, у кого слишком длинные и тонкие пальцы на ногах и большой палец намного длиннее остальных, труднее стоять на пальцах ног, чем тем, у кого пальцы почти одинаковой длины. Если спортсмен слишком высокий, он, с одной стороны, выше достает, но, с другой стороны, ему труднее координироваться на некоторых маршрутах. Человеку, имеющему большой вес, труднее лазать, но важна также его относительная сила. Иногда бывает так, что начинающий скалолаз мало подтягивается на перекладине или не может подтягиваться вообще, но имеет маленький вес и хорошую цепкость, т. е. может долго висеть на прямых или согнутых руках. Это также дает ему преимущество перед теми, кто имеет большой вес. Но в конечном итоге все решает желание скалолаза заниматься, его рвение, трудоспособность. В скалолазании встречались очень способные люди, из которых не вышли классные спортсмены, и, наоборот, ничем не выделяющийся, начинающий скалолаз упорным трудом добивался потрясающих результатов в будущем.

Самое главное в скалолазании, чтобы тренировки, а позднее и соревнования, доставляли удовольствие и радость. Эмоциональный настрой, общение с друзьями, помощь друг другу — все это создает ту радостную атмосферу, когда тяжелый труд на виду у всех доставляет удовольствие. Постоянное дружеское соперничество и взаимопомощь создают творческий настрой. Для того, чтобы тренировки с самого начала доставляли удовольствие, необходимо усвоить некоторые основные моменты.

Техника лазания — ключ к успеху. Хорошая техника позволяет скалолазу тратить меньше усилий, экономить силу и не использовать без надобности максимальные усилия. Это важно особенно тогда, когда во время прохождения маршрута возникает необходимость в мощных движениях, мощных шагах. Если лазать экономно, то можно выполнить больший объем работы, а значит, будет возможность улучшить выносливость. Если скалолаз выполняет новое движение, надо стараться выполнить его медленно и технично. Например, если при прохождении маршрута начинают скользить руки и ноги, не надо спешить. Необходимо остановиться и отдохнуть, расслабить мышцы. Если данный вариант слишком сложный, надо пройти более легкий. Позже, после отдыха, будет возможность к нему вернуться со свежими силами. При изучении новой техники надо обращать внимание на качество выполнения движения. Новые технические приемы лучше всего разучивать на свежие мышцы, с хорошим настроением. Необходимо приучить себя лазать хорошо и технично даже тогда, когда маршрут трудный. Многие скалолазы, стараясь пройти трудное место, добиваются этого любой ценой, демонстрируя при этом корявое силовое лазание. Они забывают о том, что не все решает сила. Хорошее, техничное лазание должно быть эстетичным и красивым.

Техничное лазание предполагает точную работу рук и ног, хорошие, плавные движения, точные позиции тела, определенный ритм движений. Если разложить техничное лазание на элементы, оно будет состоять из оптимальных движений. Многие скалолазы полагают, что цель оправдывает средства. Они считают, что мускулы — лучший путь к вершине достижений скалолаза. Но сила — это еще не все. Если скалолаз достаточно силен, то его сила в сочетании с точным движением рук, ног, тела может привести его к прогрессу очень быстро даже без большой тренированности.

Часто скалолазы среднего уровня совершают ошибку: пытаются лазать маршруты труднее тех, на которые они способны. В результате они выполняют силовые движения вместо движений красивых, эстетичных. Если маршрут не получается, необходимо вернуться к маршрутам среднего уровня и поработать на них. Для того чтобы пройти тяжелый маршрут, необходимо разложить его на составные элементы и попытаться выполнить их так, чтобы движения доставляли удовольствие. Движения, выполненные технично, нравятся как скалолазу, так и зрителям. Техничное лазание напоминает красивый танец, в котором движения выполнены плавно, слитно, гармонично. Для того чтобы приобрести хорошую технику, надо обратить внимание на следующие проблемы, с которыми встречается начинающий скалолаз.

 

1.3.1. Путь формирования техники лазания скалолаза.

•  В начале спортивной карьеры необходимо набрать достаточный общий объем лазания, особенно простого и средней трудности. Это важно для того, чтобы привыкнуть к вертикали и приобрести «чувство рельефа».

•  Очень полезно наблюдать за более опытными и техничными скалолазами. Это дает возможность мысленно продумывать те варианты, которые начинающий скалолаз не может выполнить, позволяет с самого начала выучить правильные приемы техники скалолазания.

•  Необходимо чаще спрашивать совета у тренера и у более опытных товарищей, будет полезно, если они покажут тот или иной вариант маршрута, технику его прохождения. Нужно попытаться самому выполнить просмотренный прием по элементам.

•  Не начинать лазания без хорошей, тщательной разминки, размять все группы мышцы и сделать растяжку. Это избавит от глупых травм, которые при хорошей разминке можно избежать.

•  Стараться, чтобы каждая тренировка проходила эмоционально и с интересом. Всякий принудительный труд не доставляет радости.

•  В процессе тренировок рационально тратить время и избегать пустых разговоров. Тренировка должна быть насыщенна и интересна.

•  Проявлять активность и инициативу. Очень часто новички много времени проводят впустую, сидя на скамейке. Полезно паузы отдыха заполнять разминкой и упражнениями на гибкость. Они не нагрузочные, но чрезвычайно полезны. Чем больше спортсмен тянет ноги и работает над суставами и связками, тем лучше для них.

•  Начинающим скалолазам важно запомнить, что техника приобретается длительно. Даже если начинающий скалолаз чрезвычайно талантлив, над приобретением и совершенствованием техники он будет работать многие годы. Не надо сразу ждать выдающихся результатов, лучше ставить посильные задачи. Это убережет от разочарований, сохранит оптимизм.

Главное в совершенствовании техники — регулярность тренировок. Техника складывается из маленьких «кирпичиков», которые скалолаз укладывает от тренировки к тренировке. В тренировках не должно быть больших пауз, иначе спортсмен будет буксовать на одном месте, не достигая никакого прогресса.

Полезно усвоить еще несколько общих моментов. Во время тренировок надо всегда быть очень внимательным, особенно тогда, когда на тренажере одновременно работает много народа. Нельзя забывать, что скалолазание очень серьезное занятие. В нем бывают травмы, и от человека, который страхует своего напарника, зависит его жизнь. Нельзя отвлекаться от основного дела, надо быть всегда внимательным, чтобы не подставить свою голову спускающемуся сверху другому скалолазу. От внимательности, собранности, серьезности зависит долголетие в спорте, и даже жизнь самого скалолаза и его напарников.

Есть еще очень важный принцип в спорте, а особенно в скалолазании. Он заключается в том, чтобы то, что делает спортсмен, нравилось в первую очередь ему самому, а позже и окружающим. В любом деле тогда, когда появляется профессионализм и определенный уровень, это видно и окружающим. Тренировки скалолазов практически всегда проходят в окружении других людей. Их одобрение, восхищение дают вдохновение скалолазу, помогают преодолевать усталость.

Что такое хорошая техника лазания? Скалолаз с хорошей техникой имеет навыки правильной координации движений. Хорошая техника предполагает выработку стиля движения, раскрепощенность, оптимальность. Отличительная черта оптимального движения — мягкость. При этом скалолаз точно ощущает положение собственного тела в пространстве и способен контролировать все свои мышечные усилия. Движения скалолаза зависят от следующих параметров: скорости и силы. Один и тот же перехват, т. е. движение от одной зацепки к другой можно выполнить или с помощью динамического рывка, или с помощью «дотягивания». Техничный скалолаз в каждом своем движении применяет и то, и другое, но при этом он мягок, силен и гибок, т. е. он лезет, «как кошка». Не зря самого знаменитого скалолаза советской эпохи Михаила Хергиани англичане назвали «тигром скал».

II. Проектная часть

Основные этапы реализации проекта.

I этап: изучение и обобщение педагогического опыта в области скалолазания.

II этап:  разработка программы по скалолазанию.

III этап: опробование разработанной программы в учебном процессе. Формирование   профессиональных компетенций обучающихся.

2.1. Организации проекта

         Скалолазание очень специфичный вид спорта, помимо того что это тяжелый вид спорт с физической и технической точки зрения, еще необходимо владеть навыками страховки. Не смотря на то, что скалолазание считается безопасным видом спорта, большую высоту ни кто не отменял. Поэтому на первоначальном этапе стал острый вопрос, как совместить в программе подготовки будущего специалиста такое большое количество компетенций.  Тренер высокого уровня как правила сам является опытным скалолазом, только так можно постичь все тонкости и нюансы техники лазания,  и страховки.  Поэтому было решено реализовывать программу в рамках дополнительных образовательных услуг, в виде секционных занятий по скалолазанию. Сюда мы включили 660 часов занятий, на протяжение четырех семестров, двух курсов. Из них 75 часов теоретических занятий и 585 часов практических занятий. Было решено программу построить таким образом, чтоб студент сначала получал, осваивал практический навык в скалолазание, и тут же в процессе осваивал методику обучения, с целью глубокого погружения в педагогический процесс.

           На следующем этапе мы стали искать партнеров для реализации своего проекта.   На данный момент в Нижневартовском социально-гуманитарном колледже, нет подходящей материальной базы. Подходящий скаладром был найден МОУДОД ДЮСШ СОК "Олимпия". И с сентября 2010 года мы запустили опробования программы по скалолазанию для студентов по специальности "Физическая культура". Для разработки и реализации программы  мы подключали  еще федерацию по скалолазанию  Ханты-Мансийского автономного округа.  В проекте  участвовала группа студентов из 16 человек, обучающихся на втором, а потом и на третьем курсе колледжа на отделение "Физическая культура" по специальности педагог по физической культуре и спорту.  Занятия проводились три раза в неделю. После окончания каждого семестра были установлены точки контроля в виде зачета. Студенты так же освоенные компетенции применяли в соревновательном режиме (привлекались в судействе и в качестве участников соревнований).

2.2. Программа.

 Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Скалолазание» предназначена для организации занятий по скалолазанию в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Актуальность: 

При высоких темпах развития физической культуры и спорта необходимо мобильно принимать на вооружение современные формы работы, использовать технологии, которые будут необходимы современному специалисту в сфере ФКиС. Особое внимание при воспитании молодых специалистов необходимо уделять молодым, развивающимся видам спорта, которые пользуются особой популярностью в молодежной среде.

Цель:

Ознакомить будущих специалистов в сфере ФКиС с основами скалолазания.

Задачи:

  • Обеспечить теоретическую подготовку студентов в области современных тенденций развития скалолазания;
  • Обучить основам техники скалолазания;
  • Ознакомить с техникой безопасности при занятиях скалолазанием;

Предназначена она для тренеров по скалолазанию, преподавателей физического воспитания в СУЗах, интересующихся скалолазанием.

 Программа рассчитана на студентов спортивного факультета, для специальности 050720 Физическая культура  в рамках дополнительных образовательных услуг.

Скалолазание является одним из молодых видов спорта в нашей стране, и с каждым годом оно получает все большее признание. Появившись чуть более 60 лет назад, этот увлекательный, зрелищно красивый вид спорта популярен во многих странах мира.

Занятия скалолазанием направлены на совершенствование умственного и физического развития, укрепление здоровья, способствует развитию таких черт характера как целеустремленности и настойчивости, мужества и упорства, самостоятельности и инициативы, решительности и смелости, выдержки и самообладания. Происходит совершенствование специальных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, координации, выносливости. Но это сложный вид спорта, он предполагает не просто запланированные испытания воли и выносливости: скалолаз сталкивается с целой системой меняющихся ситуаций и победителем выходит тот, кто сможет трудностям и опасностям скал и гор противопоставить не только физическую силу, но и свой интеллект.

Красота и необычность природы, с которой так близко соприкасаются юные спортсмены, являются важным фактором становления характера и популярности занятий скалолазанием. Скалолазание также способствует эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Распределение часов и форм промежуточной аттестации по семестрам

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка студента, час.

Самостоятельная работа, час

Всего

Количество аудиторных часов

Формы промежуточной аттестации

Теоретическое

обучение

Лабораторные  и практические занятия

Курсовой проект

3

5

170

170

20

150

Зач

3

6

170

170

25

145

Зач

4

7

160

160

15

145

Зач

4

8

160

160

15

145

Зач

Итого

660

660

75

585

Тематический план учебной дисциплины

«Скалолазание»

пп

Наименование темы 

Количество часов 

всего

теория

практика

1.

Введение. Краткие сведения о спортивном скалолазании.

2 

2 

- 

2.

Снаряжение и оборудование и их использование.

5 

2 

3 

3.

Способы передвижения по скальному рельефу

10 

3 

7 

4.

Техника безопасности на тренировках и соревнованиях. Способы и средства страховки.

13 

5 

8 

5.

Гигиена спортивной тренировки.

3 

2 

1 

6.

Спортивный дневник и самоконтроль спортсмена

3 

2 

1 

7.

Правила соревнований по спортивному скалолазанию.

8 

4 

4 

8.

Охрана природы и памятников природы, истории и культуры.

4 

2 

2 

9.

Психологическая подготовка.

12 

6 

6 

10.

ОФП и СФП.

116

8 

108 

11.

Восстановительные тренировки и растяжка.

86 

3 

83 

12.

Тактическая подготовка.

8 

4 

4 

13.

Техническая подготовка.

232

20 

212

14.

Культурно-развлекательные и развивающие мероприятия.

48 

8 

40 

15.

Подготовка скалодрома.

10 

- 

10 

16.

Методика обучения основам лазания

40

4

36

17.

Учебно-тренировочные сборы.

 60

 -

 60

Итого: 

660 

75 

585 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.   Краткие сведения о спортивном скалолазании. История возникновения спортивного скалолазания как вида спорта в нашей стране. Спортивное скалолазание - средство физического и морально-психологического воспитания, оздоровления и закаливания.

2.   Обращение с альпинистской верёвкой и страховочным снаряжением. Знакомство с индивидуальным и групповым снаряжением скалолаза. Правильное использование и хранение      снаряжения.      Маркировка      верёвки.      Узлы,      используемые      в скалолазании("Восьмёрка",  "Булинь",  "Встречный",   "Узел  проводника"  и др.)  их правильное завязывание, использование и развязывание.

3.   Способы передвижения по скальному рельефу. Виды рельефа и различие техники передвижения. Свободное лазание. Лазание с использованием закреплённой верёвки. Искусственные точки опоры. Спуск: свободным лазанием, по закреплённой верёвке, на страховочной верёвке.

Практические занятия:

-   знакомство с элементами скального рельефа (камины, карнизы, плиты, полки, расщелины и т.д.);

-   знакомство с микрорельефом (зацепки различных форм, щели, карманы и т. д.);

-   использование    элементов    микрорельефа    для    лазания    (упоры,    распоры, заклинивание, расклинивание, подхваты, откидки и т.д.).

4.   Техника   безопасности   на  тренировках   и   соревнованиях.   Общие   положения   по обеспечению безопасности при проведении тренировок на скалодроме и на скальном рельефе. Организация страховки. Личное и групповое снаряжение, обеспечивающее безопасность; его правильное использование, ремонт и хранение. Инструктаж по технике  безопасности  (см.   приложение  2).  Техника  безопасности  в  палаточных лагерях.

Практические занятия:

-   знакомство с основными способами страховки;

-    приобретение необходимых навыков верхней и гимнастической страховки,

-   приобретение навыков безопасного срыва, спуска и приземления.

5.   Гигиена спортивной тренировки. Режим дня при занятиях физической культурой и спортом.  Личная  гигиена.   Режим  питания.   Процедуры  закаливания.   Санитарно-гигиенические требования к месту проведения занятий, к спортивному инвентарю и спортивной форме. Спортивные травмы и их предупреждение.

6.   Спортивный дневник, врачебный и самоконтроль спортсмена. Значение и содержание врачебного  контроля  в  тренировке  юного  скалолаза.   Самоконтроль  спортсмена. Дневник самоконтроля.

Практические занятия:

- ведение дневника самоконтроля.

7.   Правила соревнований по скалолазанию. Правила соревнований    и их толкование: лазание на скорость; лазание на трудность. Положение о соревнованиях, организация и проведение соревнований

Практические занятия:

-   зачёт на знание правил соревнований по скалолазанию;

-   привлечение юных спортсменов к судейству в качестве судей-хронометристов, судей по технике и т.д.

8.    Охрана природы и памятников природы, истории и культуры. Изучение и охрана природы.

Практические занятия:

-   практическое освоение навыков по экологическому использованию природных объектов и их охране;

-   очистка   мест  проведения   скальных  занятий,   территории   вокруг  палаточных лагерей, водоёмов и источников;

-   пропаганда охраны природы;

-    посещение памятников природы, истории и культуры.

9.   Психологическая подготовка. Значение психологической подготовки в соревнованиях и тренировках. Воспитание волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности,        смелости.        выдержки,        самообладания.        Моделирование психологических ситуаций.

10.  ОФП и  СФП.   (Общая  и  специальная  физическая  подготовка).  Краткий  анализ направленности   и   содержания   общей   и   специальной   физической   подготовки. Средства, используемые в ОФП и СФП. Методы и приёмы тренировки.

Практические занятия:

упражнения с отягощениями и с собственным весом; подвижные игры, эстафеты; бег по отрезкам и по времени; кроссы.

11. Восстановительная тренировка и растяжка. Работа в восстановительном режиме. Общие принципы восстановления и понятие о сверхкомпенсации (суперкомпенсации). Способы повышения гибкости.

Практические занятия:

восстановительные упражнения (в т.ч. и восстановительное лазание);

-     релаксация;

-     восстановительный массаж и самомассаж;

-     упражнения на растягивание.

12. Тактическая подготовка. Сбор информации о предстоящем соревновании (место проведения, характер и рельеф скал, трение, протяженность и крутизна маршрутов, категория сложности). Тактические действия спортсмена до старта, на старте, на маршруте. Составление тактического   плана   и   распределение   сил   на   маршруте.   Тактические   действия спортсмена-скалолаза в зависимости от выбора пути движения и характера маршрута, метеорологических  условий,   стартового   номера,   уровня   подготовки   соперников. Тактические действия команды.

Практические занятия:

-     совершенствование   тактико-технических   приёмов   с   учётом   вида   и   ранга соревнований;

-     просмотр и анализ учебных и соревновательных трасс;

-     анализ ошибок спортсменов;

игры и упражнения, направленные на закрепление тактико-технических приёмов.

13.  Техническая подготовка. Цели и задачи технической подготовки. Основные правила передвижения   по   скальному   и   искусственному   рельефу   (последовательность использования точек опоры, распределение нагрузки на различные группы мышц при лазании и т.д.)

Практические занятия:

-     практические занятия на скальном   и искусственном рельефе, направленные на усвоение и закрепление технических навыков лазания;

отработка способов лазания ("в откидку", на подхватах, упоры, распоры, накаты, подшагивания, перекрёстные движения, смена рук и ног и др.) спуск лазанием.

14. Культурно-развлекательные  и развивающие мероприятия.  Участие  в  культурно-массовых   мероприятиях.   Выпуск   стенгазет,   фото   стендов. Игры (творческие, интеллектуальные, спортивные), конкурсы, беседы, экскурсии.

15. Подготовка скалодрома. Подготовка трасс и техническое обслуживание скалодрома.

16.  Методика обучения основам лазания. Техника безопасности в лагере. Выбор места и установка палаток.  Заготовка дров и разведение костра. Хранение продуктов и приготовление пищи. Раскладка продуктов на выезд. Распорядок дня и распределение обязанностей по лагерю.

17.   Учебно-тренировочные сборы. Отработка технических и тактических навыков лазания на скальном рельефе. Подготовка к соревнованиям. Организация быта и досуга юных спортсменов. Практические занятия: по знакомству со скальным рельефом, технике безопасности,    способам    и    средствам    страховки,    охране    и    экологическому использованию окружающей среды и многим другим.

Заключение

Анализ литературных источников показал, что скалолазание является востребованным среди молодежи видом спорта. Тренажеры для скалолазания появляются не только в специализированных спортивных школах, но и в детских садах, общеобразовательных школах, ВУЗах, развлекательных центрах и т.д. Все это говорит о растущем интересе к занятию скалолазанием. А именно отсутствие интереса к занятиям физической культурой является одной из основных проблем современной системы образования. Введение современных видов физической активности позволит обновить систему физического воспитания в школе.

Молодежь активно интересуется различными необычными, экстремальными видами спорта. Для получения наивысшего результата нам необходимо сочетать приоритеты детей и современные тенденции в физической культуре. Скалолазание это вид спорта с богатой базой двигательных действий, возможностью развития всех физических качеств, при этом имеет высокий эмоциональный фон и является безопасным экстремальным видом спорта.

В ходе реализации программы по скалолазанию был выявлен устойчивый интерес к занятиям скалолазанием, что проявлялось в регулярном посещении занятий, активном участии в подготовке и проведении соревнований. На протяжении данного проекта студенты участвовали в городских и окружных соревнованиях, что помогло им расширить профессиональные компетенции в области скалолазания.

Особенностью данной программы является интеграция теоретических и практических компетенций с учебно-тренировочным процессом на группах ДЮСШ. Студенты на практике проводили тренировочные занятия по скалолазанию. Комплексный подход к реализации проекта позволил создать целостную систему подготовки будущих специалистов. Практические навыки овладения техникой лазания дополнялась методикой обучения.

   

Приобретение студентами данных компетенций позволит быть более востребованными специалистами, смогут легко и быстро ориентироваться в современных тенденциях образования в области физической культуры.

Список используемой литературы

Приложение 1

Инструктаж по технике безопасности на скалодроме

1.     Лазание без страховки строго запрещено.

2.     Запрещается лазать без страховки.

3.     Лазание на скалодроме разрешается только в присутствии тренера и с его разрешения.

4.      Не начинай лазание, пока тренер не проверит твоё снаряжение.

5.     Разрешается лазание траверсом с гимнастической страховкой на высоте, указанной тренером.

6.     У всех используемых карабинов должна быть закручена муфта.

7.     Кольца и страховочные проушины (шлямбура) могут повредить Ваши пальцы, поэтому кольца нужно снять, а ушки не использовать для лазания.

8.     Длинные волосы уложены в шишку или заправлены в короткий "хвостик"

9.     Страховочная система должна быть надета правильно, пряжка пояса застёгнута на 3 раза.

10.   Страховочная верёвка должна блокировать ножной и поясной ремень.

11.   Привязываться к страховочной верёвке разрешается только узлом "Восьмёрка". В исключительных случаях при лазании с нижней страховкой допускается привязывание узлом "Двойной булинь" или "Булинь" с контрольным узлом.

12.   Перед началом лазания убедись в готовности напарника к страховке ("Страховка готова?" и получи подтверждение готовности -"Готова!").

13.   Перед каждым подъемом ещё раз убедись, что тебя страхуют.

14.   При срыве и спуске развернись лицом к стенке, отталкивайся от неё ногами и не цепляйся руками.

15.   Правила страховки: Всё внимание - на страхуемого!

-Выбирай верёвку, но не мешай лазанию!

- Выдавай верёвку по команде страхуемого.

-Для спуска страхуемого выбери жестко (сильно натяни верёвку) и когда твой напарник нагрузит верёвку, медленно опускай его.

- После срыва - держи, перед землёй - тормози!

- Не уходи из страховочной петли пока твой напарник не отвяжется от верёвки.

16.   Страховщик выбирает и выдает веревку, надев на пояс страховочную петлю. Разрешается пристегивать страховочную петлю карабином к системе.

17.   Во время тренировки запрещается прием пищи и жевание жевательной резинки.

18.   Запрещается лазать с маятником более 1,5м без согласования с тренером.

Приложение 2

журнал инструктажа

ФИО инструктируемого

Дата

Вид инструктажа

ФИО инструктирующего

Подпись инструктируемого

Подпись инструктирующего

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА СКАЛОДРОМЕ

Приложение 3

ПАМЯТКА ТРЕНЕРУ

1.  Перед   началом   занятия   проверь   страховочное      оборудование: веревки, системы, страховочные проушины.

         -   веревки не должны быть перебитыми, потертыми и не   иметь других технических повреждений;

         -   системы должны быть целыми и незапутанными;

         -   страховочные проушины должны быть жестко закреплены.

2.  Обрати   внимание   на   психофизическое   состояние   участников (признаки заболеваний или нервного возбуждения), выяви причину и, в случае необходимости, отстрани от тренировки.

3.  Проверь правильность надевания страховочной системы на каждом участнике.

4.  Перед каждым подходом    в течение всей тренировки    проверяй, правильно ли привязаны участники к веревке.

5.  Находи время держать в поле зрения и постоянно контролировать страхующих.

6.  Во время проведения занятий тренеру нельзя покидать свое рабочее место.

7.  В случае крайней необходимости, на время отсутствия тренера, тренировка прекращается.

8.  Недопустимо нахождение    под тренажером посторонних лиц во время проведения тренировки.

9.  При работе с детьми младшего возраста необходимо компактно располагать веревки в правой или левой части скалодрома для более эффективного визуального контроля.



Предварительный просмотр:

5-6 класс

1. Физическая культура – это:

а) стремление к высшим спортивным достижениям;

б) разновидность развлекаемой культуры человека;

в) часть человеческой культуры.

2. В streetball играют:

а) 3х3

б) 4х4

в) 5х5

3. Какой вид спорта называют «Королевой спорта»?

а) гимнастику;

б) легкую атлетику;  

в) плавание;

г) тяжелую атлетику.

4. До какого счета продолжается партия в волейболе:

а) 12 очков;

б) 15 очков;

в) 17 очков;

г) 25 очков.

5. Какое упражнение развивает физическое качество выносливость:

а)  кувырок;

б) челночный бег;

в) бег 2000 метров;

г) прыжки с разбега.

6. Главной причиной нарушения осанки является:

а) привычка определенным позам;

б) слабость мышц, удерживающих положение позвоночника;

в) отсутствие движения во время школьных уроков;

г) ношение сумки, портфеля в одной руке.

7. Какие виды упражнений входят в легкую атлетику?

а) бег, прыжки (в длину и высоту), метание;

б) метание, лазание по канату;

в) бег, прыжки;

г) прыжки в высоту, подтягивание.

8. Олимпиониками в Древней Греции называли:

а) жителей Олимпии;

б) Участников Олимпийских игр;

в) победителей Олимпийских игр;

г)судей Олимпийских игр.

9. С низкого старта бегают:

а) на короткие дистанции;

б) на средние дистанции;

в) на длинные дистанции.

10. В баскетболе запрещены:

а) игра руками;

б) игра ногами;

в) игра под кольцом;

г) броски в кольцо.

11. Когда и где зародились Олимпийские игры?

а) 673 г. до н.э. в России;

б) 776 г. до н.э. в Древней Греции;

в) 700 г. до н.э. в Англии;

г) 300 г. до н.э. в Древней Греции.

12. Какая страна считается родиной футбола?

а) Америка;

б) Россия;

в)Финляндия;

г) Англия.

13. В какой стране проводились Летние Олимпийские игры 2016 года?

а) Австралия;

б) Франция;

в) Бразилия;

г) Америка.

14. Здоровье человека в большей степени зависит от…

а) состояния медицины;

б) окружающей среды;

в) наследственных факторов;

г) образа жизни.

15. Сколько фаз в прыжках?

а) четыре;

б) одна;

в) шесть;

г) две.

16. Кровеносная система состоит из __________________________________

___________________________________.

17. Временное снижение работоспособности принято называть__________________________________________________.

18. Осанка – это_______________________ человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы.

19. Выберите целесообразную последовательность применения способов закаливания водой:

1. купание в водоемах.

2. обливание.

3. обтирание.

4. прием контрастного душа.

а)2,4,1,3

б)3,2,4,1

в)4,1,2,3

20. Физическая нагрузка  упражнений, характеризующаяся увеличением частоты сердечных сокращений до 130-150 ударов в минуту оценивается как…

а) … легкая.

б)…средняя.

в)… большая.

г)…очень большая.




Предварительный просмотр:

Проект «Народные (башкирские и хантыйские), как эффективное средство повышения уровня развития физических качеств у обучающихся 3 классов»

                                                                       Авторы: Миндияхметова Р.Ф.

                                                                             Шентяков В.А.

                                                                        Иванов А.Г.

В жизни важна не победа, но борьба;

главное - не выиграть, но достойно бороться.

Пьер де Кубертен

ВВЕДЕНИЕ

В условиях введения ФГОС ОО коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося. Результатами обучения должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в том числе универсальных учебных действий. Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения – урока физической культуры.

Особое внимание в основной образовательной программе федерального государственного образовательного стандарта уделяется духовно-нравственному развитию личности учащегося, которое представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, развитие способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов.

Отсюда вытекает вопрос – как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой – эффективными с точки зрения физического совершенствования обучающихся, повышения воспитательного потенциала урока?

Таким образом, идея моей педагогической работы: способствовать не только активному развитию физической природы обучающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных компетенций человека.

Цель работы: повышение эффективности формирования двигательных качеств, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств у детей младшего школьного возраста.

 Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:

  1. Исследовать закономерности и механизмы повышения эффективности урока физической культуры в начальной школе;
  2. Разработать методику повышения эффективности развития физических и формирования личностных качеств обучающихся начальной школы на основе использования регионального компонента в обучении;
  3. Провести анализ формирования и развития  двигательных и личностных качеств обучающихся начальной школы на основе использования народных игр.

Объект исследования: обучающиеся 3 (третьих) классов

Гипотеза: использование национальных (башкирских, хантыйских) игр на уроках физической культуры позволит повысить эффективность процесса физического воспитания и формирования личностных качеств у детей младшего школьного возраста.

 Основные методы исследования: наблюдение, тестирование, методы математической статистики.

Ожидаемые результаты работы:

-повышение качественного показателя успеваемости на 0,2%;

-увеличение показателей развития физических качеств (силы,  быстроты, гибкости, ловкости, скоростно-силовых качеств,) как минимум на 10%;

-повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом и укрепление здоровья детей, выраженное в уменьшении количества уроков, пропущенных по болезни на 00%

Новизна опыта. Приоритетным направлением «Стратегии модернизации Российского образования на период до 2020 года» является воспитание человека, стремящегося использовать свои знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать необходимые сведения, решать проблемы, выносить свои суждения, обосновывать их и отстаивать свою точку зрения. Развитие новых образовательных качеств у обучающихся предполагает использование на уроке обновленной игровой технологии, повышение заинтересованности в предмете, подведение обучающихся к самообразованию, саморазвитию. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Игровая деятельность присуща каждому человеку. В ней с самых первых шагов жизни находит свое выражение потребность в творческой деятельности. С помощью подвижных игр осуществляется развитие двигательных качеств. Одновременно под влиянием игровых условий происходит совершенствование двигательных навыков. Кроме того, через игру физическая культура приобщает детей к культуре народа, ибо упражнения неразрывно связаны со считалками, присказками, прибаутками, песнями, элементами танца, национальными костюмами, преданиями и легендами – всем тем, что составляет богатство любого народа, его корни и истоки.

Применение на уроках физической культуры игр, которые были рождены в культуре разных народов нашей многонациональной страны является источником конструктивного межнационального сотрудничества. Это приведет к пониманию культуры и традиций других народностей и в перспективе к уменьшению фактов экстремизма.

Игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития обучающихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что игровые задания позволяют с большим интересом выполнять как простые упражнения, так и сложные двигательные действия.

Таким образом, новизна моего опыта заключается не в создании новых методов и приемов, а в преломлении уже известных технологий (применение именно народных игр) через всю цепь уроков физической культуры с целью не только развития физических качеств обучающихся, но и в целенаправленном осознании ребенком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Практическая значимость исследования:

1. Методика составления и использования уроков у младшего школьного возраста с применением игр различных народностей может служить основой для разработки аналогичных уроков в среднем и старшем звене.

Основная часть

Теоретический этап

Основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии обучающихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Фрэнкс утверждает, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя.

Многие ученые (Лесгафт, Макаренко, Ушинский, Покровский) считали игру упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игровой метод — это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками, развития двигательных качеств, основанный на включении в процесс обучения компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, сюжета, роли, действий с предметами, правил).

Роль двигательных качеств в физической подготовке школьников.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомления и делает работу школьников более продуктивной. Процесс освоения любых движений: спортивных, трудовых, выразительных - идет значительно успешнее, если занимающийся в определенной мере подготовлен к физической работе. Уровень общей физической подготовленности школьника определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества: сила, ловкость, быстрота, гибкость.

Народные детские игры – школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Для того чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, то есть незаметно для себя приобретает хорошие качества.

Народные игры имеют свою историю, они дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание.

Практический этап

Основная форма занятий - уроки физической культуры.  На своих уроках физической культуры я активно использую игры народов Ханты и Манси, а также башкирские народные игры. С помощью них я решаю такие задачи - дать детям знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями; способствовать развитию ловкости, силы, быстроты, выносливости и других физических качеств; содействовать укреплению здоровья повышению умственной работоспособности; содействовать гармоничному совершенствованию личности учащихся;  воспитать умение включаться в общение со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, взаимоуважения, дружбы и толерантности.

Рассмотрим систему применения мною на уроках различных народных игр на параллели 3 классов.

В процессе обучения каждому двигательному действию выделяют четыре этапа, содержащих определенные фазы усвоения учебного материала. И выбираю народные игры в  зависимости от задач, поставленных на данный момент.

На этапе ознакомления с техникой двигательного действия я   использую игровые упражнения подражательного характера. Дети, подражая действиям животных, представителей различных профессий и др., учатся определять основные характеристики движений и сравнивать собственное выполнение с заданным образцом, что повышает сознательность и активности детей в процессе обучения. Здесь уместны такие игры как «Голуби», «Кот и мыши», «Всадники и лошадки», «Заячьи следы», «Выдра»,

На этапе разучивания двигательного действия в процессе обучения выбираю игры, содержащие элементы техники разучиваемого двигательного действия. Допустим различные виды прыжков являются основным движением в таких играх как «Драчливые петушки», «Волк и зайцы», «Всадники и лошадки», «Заячьи следы». Очень интересно для детей проходят хантыйские эстафеты с прыжками на одной и двух ногах. Также для изучения прыжков я использую упражнения из национального вида спорта Хантов и Манси «Северное многоборье». Это тройной прыжок, и прыжок через национальные сани «Нарты».

На  этапе закрепления оценивается способность детей выполнять двигательное действие в стандартных условиях. Поэтому я подбираю игры, которые им уже известны. И на их основе мы закрепляем изученное двигательное действие. Например: «Иголка и нитка», «Спрячу платочек», «Пустое место», «Третий лишний», «Игра с кольцами», «Борьба «Хон», «Перетягивание палки «Талтыюх».

На этапе совершенствования двигательного действия, как известно, ставится уже задача довести его до степени навыка, т. е. добиться свободы его выполнения, целесообразной быстроты, вариативности и автоматизма. В связи с этим я использую на данном этапе подвижные игры, содержащие выполнение совершенствуемого действия в сочетании с другими, где это действие служит составной частью более сложных движений. Таких игр очень много и дети с огромным удовольствием участвуют в «Липкие пеньки», «Стрелок», «Замри», «Поймай воробья поясом», «Талтыкел», «Щёл». Также очень интересно детям, когда в вместо стандартных мячей для метания я использую хантыйский национальный топорик.

Каждый урок физической культуры в своей структуре выделяет три части: подготовительную, основную и заключительную. И чем нестандартнее упражнения и игры я подбираю тем эффективнее решаются задачи урока.

В подготовительной части урока вместо стандартной беговой разминки я использую такие игры как «Пустое место», «Поймай воробья поясом», «Кот и мыши», «Третий лишний». Больше всего детям нравится когда мы выполняем общеразвивающие упражнения играя в «Вызов номеров».

В основной части урока я использую игры в зависимости от того на каком этапе разучивания двигательного действия мы находимся. О чем я говорила выше. В этой части урока я стараюсь так преподнести задание, чтобы произошло правильное его осмысление. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее. А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.

В заключительной части урока, после восстановительных упражнений, предлагаю детям самим выбрать игру, которая логически соответствовала бы завершению  данного урока. Таким способом я решаю метапредметные задачи. То есть, у детей формируются следующие умения: характеризовать явления, общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; организовывать самостоятельную деятельность; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.Народные игры,

 используемые мной на уроках физической культуры в младших классах

Название игры

Народное название

1

 Поймай воробья поясом

Букэн кайыш

2

Голуби

Кугарсэн

3

 Иголка и нитка

Эна менян еп

4

 Кот и мыши

Бесэй менэн сыскан

5

 Волк и зайцы

Буре менэн куян

6

 Липкие пеньки

Йэбешкэк букэндэр

7

Стрелок

Уксы

8

 Спрячу платочек

Яулык качырам  

9

 Пустое место

Буш урын

10

 Третий лишний

Бастырышмак

11

Замри

Катыргыс

12

Перетягивание каната

Аркан тартыш

13

Вызов номеров

Номер сакырыу

14

Летает – не летает

Оса – осмай

15

Бег с ложками

Калак мэнян югереу

16

Бег в мешках

Ток кейеп югереу

17

 Всадники и лошадки

Hабайлы атлылар эстафетаhы

18

Заячьи следы

Заячьи следы

19

Игра с кольцами

Кусангюх

20

Выдра

Казым

21

Борьба

Хон

22

Перетягивание палки

Талтыюх

23

Игра в палочки

Щёл

24

Перетягивание у казымских хантов

Талтыкел

25

Перетяни за черту

Кольм

26

Рыба

Хул

27

Прыжки через нарты

28

Метание топорика

29

Тройной прыжок

30

Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах

Уровень развития физических качеств мы определяли, используя следующие тесты:

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется  результат секундомером.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший (из трех попыток) результат.

4. Тест на определение гибкости:

Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус.

5. Тест на определение силовых способностей:

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса лёжа на подвесной перекладине .

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт.

При тестировании детей мы соблюдали определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не был перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием провели стандартную разминку всех систем организма. Порядок теста оставался постоянным в стартовом и итоговом контроле, проводили в стандартных одинаковых условиях.

Развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом, этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Например, чем лучше у школьника будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее сможет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. Также можно сказать о развитии силы, выносливости и остальных физических качествах. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства, коими и являются башкирские народные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ

В помощь руководителю школьного методического объединения...

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)

Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...