Воздействие йоги на духовное и физическое развитие
статья по физкультуре на тему

Глазова Марина Александровна

Статья посвящена проблеме внедрения новых направлений оздоровительных методик в образование школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glazova_ma._statya.docx_dopolnenna.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Глазова Марина Александровна

учитель физической культуры МБОУ «Излучинская  ОСШ УИОП №2», МСМК по пауэрлифтингу

ВОЗДЕЙСТВИЕ  ЙОГИ НА  ФИЗИЧЕСКОЕ  И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА (НА  ПРИМЕРЕ ТРЕНИРОВКИ ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА ГИБКОСТЬ СРЕДСТВАМИ ЙОГИ)

                                                                                               

                                                            « Не стыдись учиться  в зрелом возрасте:

                                                                   лучше научиться поздно, чем никогда»

                                                                                                                   Эзоп

Данная статья посвящена проблеме развития и сохранения здоровья учащихся общеобразовательной школы как личностно-общественной и духовно-соматической ценности для нашего государства, что является стратегической целью, достижение которой обеспечивает стабильные условия безопасности России. Рассматривается физический и духовный аспект йоги. Автор рассказывает о тренировки физического качества гибкости средствами йоги для освоения спортивных стилей плавания. Также рассматривается вопрос о духовной составляющей системы йоги.

Ключевые слова: физическое качество гибкость ,плавание,  хатха-йога, духовное развитие, здоровье личности ребенка.

Образовательно-воспитательную и физкультурно-оздоровительную среду общеобразовательной школы нужно рассматривать как социально-педагогическую систему, которая влияет на ученика в течение его обучения, воспитания в школе. При  этом нужно отметить, что концепция сохранения здоровья молодежи и пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры  здоровья  личности  в нашем обществе должны стать основным лейтмотивом образовательной  политики,  что создаст прочную основу для формирования соматических, психических, социально-общественных,  духовных, морально-волевых компонентов  личностно-ориентированной модели воспитания у учащихся общеобразовательной школы - культуры здоровья как личностно-социальной ценности в целом.

Во многих научных исследованиях рассматривается проблема проективной разработки педагогических технологий в области образовательно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, коррекционно-реабилитационной, спортивно-подготовительной практики. Для нашего исследования наиболее ценными являются научные разработки М.Аптера [1], К.Баханова [2], О.Пометун [5], Л.Пироженко [5].

В контексте нашего исследования современной эффективной педагогической технологией гарантированного достижения личностно ориентированного результата в сфере развития  и сохранения здоровья учащихся (а конкретнее – развитие гибкости для освоения плавания) предположительно  являлась хатха-йога.

Эксперимент предполагалось  проводить на базе 4-х классов МБОУ «Излучинской  ОСШУИОП №2». Учащие 4-х классов являются младшими школьниками, именно этот возраст считается главным периодом становления основных функций организма, развития физических качеств индивида. Именно это и обусловила выбор респондентов для проведения эксперимента.

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, и определяется это качество уровнем подвижности в суставах. Уровень гибкости зависит от эластичности мышц и связочного аппарата.                      На уроках плавания мы столкнулись с тем, что недостаточная подвижность в суставах, у многих ребят, затрудняет  освоение  подводящих упражнений для спортивных стилей.  Знакомясь с  методиками развития гибкости, мы особенно заинтересовались хатха-йогой. По мнению исследователей, фитнес-тренеров, а именно: С.Андерсона и Р.Совик, хатха-йога  активизирует развитие гибкости и поддерживает здоровье суставов [3], [4], [6].

Все вышеизложенное дало нам возможность сформулировать гипотезу исследования: хатха-йога, вероятно, эффективная методика для развития гибкости, что окажется прогрессивным для освоения спортивных стилей плавания у детей 4-х классов МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №2».

По мнению ученых и тренеров В.Платонова, С.Фесенко, А.Викулова, И.Бутина, гибкость – одно из важных физических качеств, необходимое для успешного освоения спортивных стилей плавания [6]. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. Гибкость зависит от возраста. У детей она значительно лучше, чем у взрослых. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с раннего возраста. У детей и подростков 9-14 лет это качество развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Таким образом, опираясь на утверждения ученых, тренеров мы выяснили, что гибкость является важным физическим качеством для успешного освоения спортивных стилей  плавания.

Подвижность в суставах имеет большое значение в обучении плаванию. Известно, что Хатха-йога делает ударение на развитие гибкости и поддержание здоровья суставов. Основатели и последователи практики йоги утверждают, что хатха-йога – направление йоги, включающее в себя асаны. Асаны (йогические упражнения)  – различные позиции (позы), направленные на укрепление, раскрытие тела, улучшение гибкости и чувства равновесия. Из насчитывающихся 84 000 асан (поз) йоги около 90%  направлены на развитие гибкости того или иного отдела опорно-двигательного аппарата. Практики йоги утверждают что: по сравнению с другими методами развития гибкости упражнения йоги имеют ряд преимуществ. Во-первых, асаны   активно вовлекают в работу нервные окончания, что, по признанию современной медицины, является важным фактором здоровья. Во-вторых, они оказывают воздействие на все органы и системы организма, не вызывая от них оттока крови, а, напротив, улучшая ее циркуляцию [4].

Таким образом, асаны (позы) хатха - йоги  предположительно  могут  быть использованы  для развития гибкости.

      Однако, проводя дальнейшее изучение воздействия йоги, в частности на духовное развитие личности, автор исследовательского проекта пришла к неожиданным для себя выводам, ставящим под сомнение целесообразность и безопасность подобных экспериментов. Так, по мнению профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Дворкина,  йога – это не физические упражнения, это часть религиозной системы, которая применима только в индуизме. И нет абсолютно никаких доказательств, что физические упражнения йоги для здоровья полезны. Но обратные доказательства есть. Он  высказывается о том, что  у людей, которые несколько лет занимались йогой, всегда проблемы с суставами, позвоночником, поясницей. Потому что это совершенно противоестественно и неполезно для человека так неестественно выращивать свои суставы. И в долгосрочной перспективе никакого улучшения это не принесет, наоборот, ухудшения [11][12].  Слово «йога» этимологически  восходит к санскритскому yuj, что означает «сопряжение», «единство»  человека с безличным Абсолютным  Единым индуизма и восточных религий [8]. Следовательно, йога не является простым и невинным методом расслабления, это не способ избавления от стресса и не метод телесного благополучия, как это преподносится, но это этап индуистского погружения, связанный  с  теорией переселения душ и с божествами [10]. Практики йоги: Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами  констатируют,что йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных  трансперсональных  состояний сознания,  оценивающихся традицией как состояние реализации религиозной прагматики учения – «освобождение» [8], [9]. Не существует нерелигиозных видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги и готовит тело, как бы настраивает его, на последующие мистические переживания. Предположение, что можно использовать хатха-йогу для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить на практике неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основан на мистических откровениях йогов [10]. В последние годы йога стала очень популярным и широко распространённым  явлением как  в крупных  так и в малых  городах.  Многие фитнес и йога-клубы предлагают помимо йоги для взрослых также детскую йогу.  Но что кроется за столь массовой популяризацией этой практики и какие последствия это окажет на формирующуюся личность ребенка  остается только предполагать.

      В свою очередь,  автор статьи  категорически  против практической  части   исследования и  внедрения  практик  йоги в  на уроках физической  культуры. Несмотря  на «кажущуюся» , на первый взгляд, эффективность, призывает коллег быть осмотрительными  при выборе средств  и методов  работы с детьми, в частности для тренировки физических качеств. Цель дальнейшего исследования: определить безопасные и эффективные варианты средств  тренировки гибкости для успешного освоения стилей плавания.                       Таким образом,  можно сделать вывод: духовный компонент  развития личности ребенка является основополагающим. При выборе  методов, средств  направленных на формирование культуры здоровья  личности ребенка следует строго следовать главному  принципу педагогики: не навреди!  

Список использованной литературы:

1. Аптер М. Теория  реверсивности и человеческая  психика // Вопросы психологии, 1987, № 1. – С. 162 – 168.

2. Баханов К. Организация  личностно-ориентированного обучения. – Х.: Изд.гр. «Образование», 2008. – 159 с.

3. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. – М.: Наука, 2007. – 160 с.

4. Инновационные  технологии образования в начальной школе / Авторы сост. В.П. Телячук, О.В. Лесина. – Х.: Изд.гр. «Образование»:, 2007. – 240 с.

5. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. – К.: Изд-во «А.С.К.», 2003. – 192 с.

6. Советова Е.В. Оздоровительные технологи в школе / Е.В.Советова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

7. Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. – 218 с.

8. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даосская йога / Свами Шивананда. Концентрация и жизнь. Бишкек. 1993. – 591 с.

9. Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. –441 с.

10. Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод  Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. – 504 с.

11. Дворкин А.Л. Сектовединие. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования.- Нижний Новгород. 2012. -  813 с.

12. http://sueverie.net/joga-rasschitana-na-to-chtoby-umeret-eshhyo-pri-zhizni.html

Глазова Марина Александровна

Эл.адрес:glazovama@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»

laquo;О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»...

ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ЗАКОН О МЕРАХ ПО СОДЕЙСТВИЮ ФИЗИЧЕСКОМУ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ, ПСИХИЧЕСКОМУ, ДУХОВНОМУ И НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ИМ ВРЕДА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГ...

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Спортивно-оздоровительный туризм как средство духовного и физического развития личности...

"Воздействие уроков русского языка и литературы на духовное и нравственное развитие учащихся".

Статья в методическом журнале для учителей-словесников "Литература" в разделе "Учитель об учителе" - о воздействии уроков литературы и русского языка на духовное и нравственное раз...

«Физическое развитие дошкольников посредствам йоги и стретчинга»

Основной стратегической задачей современного дошкольного образования является создание таких условий, в которых дети с раннего возраста могли бы активно развиваться в соответствии с собственными желан...