Психологическая подготовка прыгунов батутистов.
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Завьялова Наталья Валерьевна

 

Занятия прыжками на батуте воспитывают у спортсменов силу воли, выдержки, настойчивости, смелости, решительности, уверенности в своих силах, чувства долга и ответственности, патриотизма и коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_podgotovka_prygunov_battistov_referat.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение        3

Психологическая подготовка прыгунов – батутистов        4

Заключение        9

Список используемой литературы        10

Введение

Актуальность исследования. Непрерывно растущие результаты в современном спорте, поражающие даже специалистов своей фантастичностью, до предела обострили конкуренцию тренеров и спортсменов в борьбе за победу. Тренеры упорно ищут новые приемы, методы тренировки, вовлекая в этот процесс специалистов смежных, и весьма отдаленных от спорта, на первый взгляд. Врачи физиологи, биохимики, инженеры, специалисты по статистике помогают сегодня тренерам и спортсменам в борьбе за первенство на мировой арене.

Естественно, что тренеры, работающие в детско-юношеском спорте, активно участвуют в этом процессе поиска новых, эффективных путей тренировки стремясь использовать этап подготовки детей, подростков и юношей с максимальной выгодой для достижения высоких результатов в юношеском возрасте и максимальных результатов во взрослом возрасте.

Цель работы – раскрыть психологическую подготовку прыгунов –батутистов. 

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Психологическая подготовка прыгунов – батутистов

Занятия прыжками на батуте воспитывают у спортсменов силу воли, выдержки, настойчивости, смелости, решительности, уверенности в своих силах, чувства долга и ответственности, патриотизма и коллективизма.

Эффективность воспитания этих качеств зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в тренировочном процессе осуществляется взаимосвязь физического, психологического и нравственного воспитания спортсменов. Учебно-тренировочный процесс построен на повышении сложности и интенсивности тренировочных занятий, приобретении спортсменами специальных знаний о психофизиологических свойствах личности, строении организма и биомеханики движений человека. В процессе детальной подготовки к длительному насыщенному разнообразными соревнованиями сезону и, непосредственно, в проводимых тренером занятиях по технике и тактике прыжков, спортсмены приобретают необходимые профессиональные знания, умения и навыки для увеличения разнообразия индивидуальных.

Это говорит о том, что залогом успешного выступления прыгунов на батуте в соревнованиях являетсяих  высокая спортивная подготовка  (реализующаяся в основном в спортивных тренировках), включающая все стороны подготовки спортсменов к длительному спортивному сезону (теоретическая, техническая, тактическая, морально-волевая и психологическая).

Таким образом, спортивная подготовка — это сложный специализированный процесс, направленный на формирование, развитие и совершенствование необходимых физических, психофизических и психофизиологических качеств игроков, оказывающий разностороннее воздействие на спортсменов [1].

Основной задачей тренера-преподавателя при подготовке к спортивному сезону является постепенное подведение прыгунов к оптимальной физической, технической, тактической и психической готовности. На этом этапе психологическая подготовка заключается в формировании установки на соревновательную деятельность и создании условий для адаптации прыгунов к экстремальным условиям этой деятельности. Это связано с определенными особенностями и условиями проведения соревнований, а также индивидуальными психическими особенностями личности каждого спортсмена.

Психологическая подготовка обеспечивает формирование психического состояния, способствующего, с одной стороны, оптимальному использованию физической и технической подготовленности спортсмена,  а с другой — способности противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т. д.).

Интенсивные тренировочные занятия, плотный календарь соревнований, характеризуются такими высокими физическими и психическими нагрузками, которые доводят нервно-эмоциональное напряжение до пределов индивидуальных возможностей спортсмена. Наиболее эффективными в спортивной деятельности являются средства психической реабилитации для восстановления затраченной нервной энергии. Здесь важно снизить уровень нервно-психической напряженности, снять состояние психической угнетенности, значительным образом влияющих на ускорение процессов восстановления в различных органах и системах организма.

Эффективность использования психологических средств восстановления отражается в объективной оценке результатов психологических воздействий на спортсменов в процессе психологической реабилитации. Для формирования психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды требуется формировать психологическую подготовку спортсменов за счет совершенствования мотивации спортивной тренировки, создания оптимальных условий для проведения тренировочного процесса. Использование в спортивной подготовке психологических средств восстановления позволяет снизить уровень нервно-психического напряжения, снять состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и тем самым оказать влияние на ускорение процессов восстановления в различных системах организма спортсмена.

Психологическая подготовка включает общую (круглогодичную) подготовку прыгунов, психическую подготовку к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов. На регулярно проводимых тренером-преподавателем учебно-тренировочных занятиях, в процессе спортивной подготовки, развиваются и совершенствуются физические, психофизические и нравственные качества личности, способствующие формированию психической устойчивости прыгунов. Использование во время спортивной подготовки современной методики тренировки, эффективного использования педагогических и психологических средств восстановления позволяет определить профессиональный уровень психолого-педагогического мастерства тренера-преподавателя, наличие у него системы знаний и навыков, позволяющих успешно организовать учебно-тренировочный процесс.

Эффективность деятельности тренера-преподавателя, его профессионализм, заключается в правильной организации учебно-тренировочного процесса, включающего все стороны спортивной подготовки прыгунов, в том числе, воспитательную и культурно-массовую работу. В его обязанности входит:

-          совместное, с администрацией спортивной школы, создание условий для проведения круглогодичных тренировочных занятий, привитие занимающимся любви к избранному виду спорта, интереса к регулярным занятиям избранным видом спорта и стремления к росту спортивного мастерства;

-          обеспечение общей и специальной физической подготовки занимающихся в группе спортивного совершенствования, сдачи ими контрольных нормативов и тестов по ОФП и СФП;

-          организация в рационально построенном тренировочном процессе систематической воспитательной работы для формирования таких важных качеств, как трудолюбие и дисциплинированность, честность и порядочность, доброжелательность и принципиальность, товарищество и взаимовыручка, способность рационально организовать свой труд и вносить в него элементы творчества, чувство ответственности за результаты своего труда и коллективизм;

-          привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, принципов морали, любви и преданности своему виду спорта;

-          укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими правил личной гигиены, включающей в себя рациональный устойчивый режим спортсмена, уход за телом, гигиену одежду и обуви, а также контроль общественной гигиены, гигиены тренировки и четкая организация врачебного контроля;

-          систематическое участие и проведение контрольных тренировок, а также участие в календарных соревнованиях;

-          пропаганда и популяризация прыжков на батуте.

Главная задача тренера-преподавателя в подготовительном периоде годичного цикла заключается в подготовке прыгунов - батутистов к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях. Основой для развития и совершенствования физических и психофизических качеств занимающихся является оптимальная физическая подготовка прыгунов, подразделяющаяся на общую и специальную подготовку.

Поэтому, подготовительный период является базовым тренировочным циклом, в котором учебно-тренировочные занятия направлены на обеспечение общей и специальной физической подготовки игроков и повышение их спортивной работоспособности. Специальная физическая подготовка (СФП) обеспечивается только на базе общей физической подготовки (ОФП). Ее задача состоит в совершенствовании специальных качеств спортсмена, направленных на формирование умений и закрепление ранее полученных навыков. Освоенные двигательные действия при применении на тренировочных занятиях специальных физических упражнений являются эффективным средством укрепления здоровья и восстановления умственных, психических и физических сил спортсмена и могут в дальнейшем использоваться в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями.

При оптимизации спортивной тренировки, состоящей в постепенном увеличении физической и психофизической нагрузки, возрастает роль тренера в психологической подготовке прыгунов. Во время проведения тренировочных занятий происходит предварительный отбор в состав команды и воспитание их волевых качеств, обеспечивающих преодоление трудностей в борьбе с утомлением в соответствии с возрастающими физическими и психоэмоциональными нагрузками. С этой целью для повышения качества психологической подготовки прыгунов тренер-преподаватель во время тренировки применяет индивидуальные средства подготовки, направленные на развитие смелости и решительности в единоборстве с соперником.

Особое внимание нужно уделять совершенствованию технического и тактического мастерства прыгунов, сохранению и улучшению спортивной формы и устранению имеющихся недостатков в освоеных упражнениях, а также дальнейшему совершенствованию волевой и психологической подготовки прыгунов - батутистов.



Заключение

В результате анализа теоретических предпосылок исследования выявлено, что эффективность психической подготовки прыгунов - батутистов в значительной мере зависит от уровня их технической подготовленности и умения противостоять раздражителям (неуверенности в себе, умения куппировать предстартовую лихорадку и т.п.)

Список используемой литературы

1. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – с. 288.

2. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст]. /Г. Д. Горбунов.- 2-е изд., перераб. и доп. М. «Издательство Советский спорт». 2006г. – с. 294.

3. Горбунов Г. Д. Основные задачи практической психологии в современном спорте // Психология и современный спорт. — М., 1982. С. 120-128.

4. Горская Г. Б. Основы индивидуализации психологической
подготовки спортсмена: Учеб.-метод. разраб./Под ред. А.Г. Барабанова. - Краснодар: КГИФК,1983.- с.136.

5. Гиссен Л. Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. – М.:ФиС, 1990. – 192 с.

6. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учебник / Е.П.Ильин. - изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – с. 385.

7. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте [Текст]/ А.Ц. Пуни. – Л.: Изд-во ГДОИФК, 1977. – с. 23.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ"

Презентация для демонстрации на педагогическом совете и методическом объединении...

Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике

Психологическая подготовка к ЕГЭ по физике...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...