«Применение игровых технологий в системе ОДОД»
методическая разработка по физкультуре

Основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Это лучший из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senina_n_seminar.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сенина Н.А., педагог ОДОД Лицей №369

Добрый день! Уважаемые коллеги!

Тема нашего семинара сегодня «Применение игровых технологий в системе ОДОД». Что подразумевает термин «технология»? Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. А что выступает главным «инструментом» педагога? – это его психологическое взаимодействие с ребенком. А взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В своей практике я использую личностно-ориентированный подход взаимодействия с детьми.

Основным принципом личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей. Основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Это лучший из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Моё выступление посвящено  использованию подвижных игр в обучении младших школьников. В современной начальной школе умственная деятельность по-прежнему относится к числу самых трудных для детей. Учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей огромную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей. Таким образом, в режиме дня современного школьника соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано, резко преобладает статическое напряжение. В первой половине дня, традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка, поэтому нам, педагогам ДОД, необходимо делать занятия более активными, творческими, динамичными. 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии решают ряд задач:

- дидактические (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.)

При организации и проведении подвижных игр я учитываю направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая и направляющая роль при проведении игр принадлежит именно мне, а значит во многом зависит воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры именно от меня.

Используя игру, я преследую следующие цели:

1. Укрепить здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию.

2. Содействовать овладению необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.

3. Воспитать у занимающихся необходимые морально-волевые качества.

4. Прививать детям организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми.

Как педагогу, мне необходимо определить основные воспитательно-образовательные задачи, которые намечаю при проведении той или иной игры (например, совершенствование навыков бросания и ловли мяча, метания в цель; закрепление навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой; воспитание у играющих смелости, согласованности действий, коллективизма.).

Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Перед игрой я объясняю детям ее содержание и задачи, а также правила проведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески осознать ее, при этом значительно возрастает заинтересованность детей, увеличивается воспитательное воздействие игры.

Выбор игры прежде всего зависит от задачи, поставленной перед занятием. Определяя ее, необходимо учитывать подготовленность, количество участников и условия проведения игры.

Подвижные игры для детей являются основным средством физического воспитания. Обеспечивая быструю смену ситуаций, игра соответствует возрастным особенностям соотношения возбудительно-тормозных процессов в центральной нервной системе, что делает её особенно привлекательной для ребёнка. Вот почему ребёнок в игре может проводить длительное время, а монотонная, хотя и гораздо менее интенсивная работа довольно быстро вызывает у него утомление.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. На своих занятиях, я использую, по предметной области: физкультурные, спортивные, военно-прикладные, народные игры; по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, воспитательные, развивающие, коммуникативные игры. по игровой методике: Сюжетные Ролевые Имитационные. по игровой среде: Без предметов, с предметами.

Игры с активным компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Именно в игре, испытывая себя в сравнении с другими играющими, ребёнок проявляет свои максимальные физические возможности, а при специфическом повторении тренирует их.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности.

Сейчас хочу поделись немного своим опытом с вами.

Мы слушали, сидели,

Что спины занемели.

Пришла пора нам потянуться,

Соседу мило улыбнуться.

Вам предлагаю, не на шутку,

Размять все мышцы, за минутку.

Есть добровольцы, отзовись!

За мячиком скорей тянись! (Раздача мячей)

Вот незаметно, посмотри,

Команды получилось три!

Теперь, старайтесь, не стесняйтесь,

К самомассажу приобщайтесь!

Смотрю, кто лучше, кто дружней,

Ну, что начнём-ка, не робей! (Самомассаж МК)

Ай-да ёжик, познакомься,

крепко за него возьмёмся

Покатаем, вот те раз,

Вдруг, пустился ёжик в пляс!

Повторять за мною дружно!

Ведь размяться всем нам нужно!

Круговым движением,

Снимем напряжение!

(подвести итог какая команда отличилась)

Так же в игровой форме мы можем и собрать инвентарь. Сейчас я задаю вопросы, у кого есть ответ, мячик вверх! Какого цвета мячей в коробке будет больше, та команда – победитель!

- какое сегодня время года?

- сколько пальцев на руке?

- 2+2?

- What is your name?

- Вам понравился мастер-класс?

И т.д. это могут быть любые вопросы, для любой направленности занятия, дети могут не с места отдавать мячи, а выбегать, тут дело вашей фантазии.

В нашей игре победила команда ….

 

Игры – незаменимое средство, поскольку они не сковывают волю, свободу, детки чувствуют в них раскованными. В результате проведения подвижных игр на занятиях у ребят формируется позитивное отношение к занятиям.

Мне кажется, что подвижные игры сегодня являются реальным форматом усовершенствования занятий спортивной направленности в ОДОД в начальной школе. От умения взрослого «преподнести» игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику игры возможность раскрыть свои лучшие качества, зависит не только результат конкретной игры, но и в целом эффективность реализации программы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по применению игровой технологии Мозартика

 В кабинет психолога обращаются классные руководители, воспитатели с жалобами на поведение ребенка: ребенок  агрессивен, нервничает, проявляет вспышки гнева. Я использую «волшебную палочку» - игру «Ту...

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Применение игровых технологий при решении занимательных задач на уроках математики

Основная цель работы – активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность...

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Игровые технологии на занятиях ОДОД

В своей педагогической практике я использую технологии, построенные на принципах здоровьесберегающей педагогики: коммуникативные, исследовательские, игровые и др....

«Применение игровых технологий для формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся в системе СПО»

Аннотация : Игровые технологии как форма альтернативных технологий обучения в системе среднего профессионального образования имеет все предпосылки для успешного формирования и развития профессион...