Доклад «Роль занятий школьной секции ОФП на силовую и скоростно - силовую подготовленность старшеклассников»
учебно-методический материал по физкультуре (10 класс) на тему

Бударин Денис Георгиевич

В процессе гармоничного физического развития юношей особое место занимает силовая подготовка. В отечественной литературе физической подготовке юношей уделялось внимание многими исследователями. По их мнению, организация силовых и скоростно-силовых тренировок является важным звеном в системе воспитания юношей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Тимашевск
Краснодарский край.

Доклад

«Роль занятий школьной секции ОФП на силовую и
скоростно - силовую подготовленность
старшеклассников»

учителя физической культуры
МБОУ казачьей СОШ № 16

Бударина

Дениса Георгиевича.

2016 - 2017 учебного года.

«РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ ОФП НА СИЛОВУЮ И СКОРОСТНО- СИЛОВУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Актуальность темы. В процессе гармоничного физического развития юношей особое место занимает силовая подготовка. В отечественной литературе физической подготовке юношей уделялось внимание многими исследователями. По их мнению, организация силовых и скоростно-силовых тренировок является важным звеном в системе воспитания юношей.

Известно, что мышечная сила является основой физического развития человека и имеет исключительно важное прикладное значение. Тем не менее, нередко в повседневной деятельности, а также во время срочной службы в армии, молодые люди оказываются неспособными преодолевать трудности, связанные с проявлением силовых напряжений. Причина этого кроется в системе физического воспитания школьников и учащейся молодёжи, где не достаточно широко применяются упражнения с дозированными отягощениями.

Гипотеза. Предполагалось, что регулярные занятия в школьной секции ОФП окажут положительное влияние на воспитание силовых и скоростно-силовых способностей юношей 15-16-летнего возраста.

Объект исследования - динамика некоторых двигательных качеств юношей, занимающихся физическими упражнениями в школьной секции ОФП и юношей, не занимающихся в спортивных секциях.

Предмет исследования - силовые и скоростно-силовые способности юношей старших классов общеобразовательной школы.

Целью настоящего исследования являлось выявлении роли регулярных занятий в школьной секции ОФП на уровень проявления силовых и скоростно-силовых качеств юношей-десятиклассников.

Научная новизна. В результате проведенного исследования были получены новые данные об эффективности занятий в группе ОФП при

воспитании отдельных физических качеств юношей 15-16- летнего возраста.

Практическая значимость работы заключается в возможности учета наших рекомендаций преподавателями физической культуры при планировании воспитания физических способностей учащихся общеобразовательных школ, занимающихся в секции ОФП.

Задачи исследования.

Для достижения поставленной в нашей работе цели предстояло решить следующие задачи:

1.        Выяснить мнение специалистов по вопросу влияния занятий в секции ОФП на воспитание силовых и скоростно-силовых качеств.

2.        Определить уровень физической подготовленности юношей, занимающихся в школьной секции ОФП и в спортивных секциях.

3.        Экспериментально проверить эффективность тренировки старшеклассников в секции ОФП, направленной на воспитание физических способностей.

Методы исследования

При решении поставленных в работе задач нами были использованы следующие методы исследования:

1.        Анализ специальной литературы.

2.        Педагогическое тестирование.

3.        Педагогический эксперимент.

Анализ специальной литературы проводился по вопросам:

-сила как физическое качество человека;

-методы воспитания силовых и скоростно-силовых качеств;

-упражнения для воспитания силовых и скоростно-силовых качеств;

-характеристика физических способностей старшеклассников и влияние физических упражнений на их развитие

Всего было изучено 51 литературный источник, затрагивающий проблему нашего исследования. Анализ научно-методической литературы помог выдвинуть гипотезу, сформулировать цель, определить задачи и выбрать методы исследования.

Педагогическое тестирование. Для оценки уровня физической подготовленности юношей были использованы тесты из «Комплексной программы по Физическому воспитанию» и других источников, которые, по мнению ряда специалистов, являются надёжными и информированными:

1 .Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз).

2.        Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз).

3.        Сгибание и разгибание туловища из положения лёжа (кол-во

раз).

4.        Кистевая динамометрия ведущей руки (кг).

5.        Становая динамометрия (кг).

6.        Прыжок в длину с места см).

7.        Прыжок вверх с места по В.М. Абалакову (см).

Педагогический эксперимент. В начале педагогического

эксперимента испытуемые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Юноши, вошедшие в контрольную группу, организованно занималась физическими упражнениями только на уроках физкультуры (по комплексной школьной программе). Экспериментальная группа дополнительно два раза в неделю занималась в школьной секции ОФП по разработанной нами программе. В этих занятиях использовались упражнений из атлетической гимнастики, элементы легкой атлетики и спортивных игр.

По окончании педагогического эксперимента по той же методике было проведено итоговое тестирование юношей обеих групп. Полученные данные были зафиксированы и сравнивались с результатами первичного тестирования. На основании анализа этих данных были сделаны соответствующие выводы об эффективности дополнительных занятий в секции ОФП и разработаны практические рекомендации.

Организация исследования

В эксперименте принимали участие юноши 15-16 летнего возраста (10,11 классы). Все были отнесены к основной медицинской группе и имели примерно среднюю физическую подготовленность. Материальная база школы располагала всем необходимым оборудованием и инвентарем для проведения полноценных уроков физической культуры и секционных занятий по ОФП

Количество испытуемых 6 человек. Их распределили на две группы по 3 человек в каждой. Юноши из 11 класса образовали контрольную группу.

Экспериментальная группа была составлена из юношей 10 класса, которые регулярно (два раза в неделю по 90 минут) посещали занятия секции ОФП в после учебное время.

Так как целью педагогического эксперимента являлось изучение влияния упражнений, применяемых в секции ОФП на воспитание силы и скоростно-силовых качеств, то на основании специальной литературы была предложена программа и разработаны комплексы упражнений, согласно которым осуществлялся тренировочный процесс в этой секции. Нагрузку планировали, исходя из уровня исходной подготовленности юношей с учетом переносимости физических нагрузок на предыдущих занятиях. На начальном этапе комплексы строили с учетом общей физической подготовленности юношей.

Тесты в контрольной группе выполняли во время уроков физкультуры. В экспериментальной - на секционных занятиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для определения уровня физической подготовленности юношей, участвующих в эксперименте, было проведено исходное тестирование в контрольной и экспериментальной группах.

На основании вышеизложенного можно считать группы одинаковыми по исследуемым качествам, а это позволяет нам использовать их в педагогическом эксперименте в качестве контрольной и экспериментальной.

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование юношей. Юноши, занимающиеся по экспериментальной программе, показали лучшие результаты в большинстве тестов, по сравнению с юношами, занимающимися физическими упражнениями лишь на уроках физкультуры в школе.

На основании анализа результатов можно утверждать, что выдвинутая нами в начале исследования рабочая гипотеза подтвердилась. Регулярные занятия в школьной секции ОФП оказали положительное воздействие на воспитание силовых и скоростно-силовых способностей юношей 10 класса.

В результате проведенного педагогического эксперимента убедительно показано, что дополнительные два занятия в неделю, проводимые в организованном порядке и направленные на общую физическую подготовку, оказали положительное воздействие на силовые и скоростно-силовые способности десятиклассников. Следовательно, рабочая гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, получила свое полное подтверждение.

ВЫВОДЫ

1.        Анализ научной и научно-методической литературы показал, что проблема физической подготовки старшеклассников в условиях общеобразовательной школы окончательно не решена.

2.        Результаты тестирования силовых и скоростно-силовых способностей юношей десятых классов соответствуют средним показателям комплексной программы по физическому воспитанию школьников . Следует также отметить, что на начальном этапе исследования в обеих группах уровень развития силовых способностей был примерно одинаков, что свидетельствовало об однородности групп.

Применение двух организованных занятий в неделю по программе группы ОФП показала свою эффективность

4.        В становой силе и результате прыжка в длину с места различия между группами по истечении педагогического эксперимента не выявлены. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.        Для воспитания силовых и скоростно-силовых способностей юношам старших классов необходимо регулярно (не менее двух раз в неделю) заниматься и систематически использовать специальные упражнения, направленные на развитие этих качеств.

2.        При регулярных занятиях, направленных на воспитание физических

способностей, следует вести дневник самоконтроля для регистрации

субъективных (самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных

показателей (величина нагрузки, вес, ЧСС, окружности и др.). Это

позволит оперативно получать информацию о динамике уровня

проявления двигательных качеств, и при необходимости вводить

коррекцию в тренировочный процесс.

При занятиях физическими упражнениями необходимо соблюдать основные дидактические принципы.