Самоанализ урока физической культуры по волейболу
методическая разработка по физкультуре (7 класс) на тему

Зайцев Юрий Иванович

Самоанализ урока физической культуры по волейболу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Уваровщинская сош» в селе  Калаис

Тамбовская область Кирсановский район.

Самоанализ урока по физической культуре по волейболу.

      Учитель: Зайцев Ю. И.

     Дата: 16.12.16г.

      Класс: 7 к

    Тема урока:  Техника верхней и нижней передачи индивидуально и в парах.

     Цель урока:  Сформировать у учащихся знания и навыки игры в волейбол.

Задачи урока:

 1. Совершенствовать технику верхней и нижней передачи в волейболе.

2. Совершенствование техники нижней и верхней подач и техники приемов мяча в волейболе.

3. Повторение элементов техники выполнения нападающего удара.

4. Совершенствовать  взаимодействие игроков на площадке в процессе игры в волейбол.

      Тип урока: Комбинированный (совершенствование ЗУН).

      Методы ведения урока: индивидуальный, фронтальный, групповой.

      Средства: ОРУ, СПУ, ТСО.

      Формы контроля: Корректировка техники исполнения отдельных элементов   передачи; подачи и нападающего удара.

     Анализируемые компоненты  урока

      Урок  по теме « Волейбол»  является началом изучения нового материала, последующие темы будут продолжением, например: «Совершенствование технических и тактических действий в волейболе».

Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого обучающегося.

Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока,  сделан акцент на то, как поставленные задачи  взаимосвязаны с изученным ранее материалом.

      Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития и обученности  учащихся элементам техники игры в волейбол.

При выполнении разминки ребята выполняли бег на выносливость, специальные прыжковые упражнения и упражнения по офп, силовые упр. с баскетбольными мячами.

      При выполнении первой задачи обучающиеся совершенствовали навыки передачи мяча сверху и снизу индивидуально и в парах.

 После усвоения техники верхней и нижней передачи перешли к разучиванию техники нападающего удара со второй передачи партнеру у сетки. Далее совершенствовалась техника подачи мяча снизу и сверху.

Таким образом учащиеся совершенствовали все элементы технических действий игры в волейбол. После этого было сформировано две равноценные команды  для двухсторонней игры в волейбол.

      На протяжении всего урока руководствовалась основными дидактическими принципами: принципом сознательности - интерес к занятиям обучающихся, принципом активности – организация взаимопомощи и взаимообучения и достаточным оптимальным количеством повторений. Применение индивидуального метода при показе упражнений позволило учащимся почувствовать себя в роли учителя.

      Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа. Контроль  за выполнением заданий на протяжении всего урока. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между  частями урока.

      Реализация воспитательного влияния личности учителя была обеспечена за счет: демократичности, повышенного интереса ребят к показу учителя, исправление неточностей при выполнении упражнений, проявление внимания к каждому обучающемуся, справедливой оценке. Это все способствовало также к созданию благоприятного психологического климата на уроке, старательности обучающихся  и хорошему качеству выполнения заданий.

      Стиль общения с учащимися доверительный, построен на взаимном уважении. Учающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.

      Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Задачи этого урока работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут  использованы в учебной игре по волейболу. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне.

      В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Удалось приучить детей к дисциплине и организованности, привить навыки культурного поведения, взаимопомощи и коллективизма: они научились слушать и слышать учителя, работать над развитием и формированием правильной осанки.

Краткая психолого-педагогическая  характеристика  класса.

Особенности учащихся  при планировании урока.

      В классе по списку 14 человек. Присутствовало 12 (из них 9 мальчиков, 3 девочки). При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах. В процессе урока наблюдалась мотивация ученика на занятие: учащиеся  любят волейбол, хорошо освоили технические и тактические действия. При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.

Триединая дидактическая цель урока

Цель урока показать значимость занятий волейболом для оздоровительного эффекта организма; показать возможность использования полученных знаний по теме в дальнейшем; прививать навыки технических приемов; показать практическое применение знаний, умений в игре; сформировать привычку к систематическим занятиям спортом; формирование навыков работы в команде.

Цель урока поставлена четко и правильно, в соответствие со сложностью решаемых задач и возрастными возможностями учащихся.                                                      

  • Обучающая - совершенствовать четкость выполнения упражнений.
  • Оздоровительная - формировать правильную осанку, умение контролировать свой организм при помощи измерения пульса;
  • Развивающая- развивать координационные (точность воспроизведения движений, ритма, скорости и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционные (гибкость) способности;
  • Воспитательная - воспитывать дисциплинированность, чувства коллективизма. Содействовать развитию психических процессов (внимание, представлений, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности. Формировать эстетическое наслаждение от выполненной работы.      

Оценка успешности достижения цели урока

      Успешную оценку достижения цели урока дало сотрудничество учителя и учащихся. Используемые формы, методы и средства способствуют реализации поставленных задач урока и способствуют оптимизации учебного процесса. В процессе занятия постоянно стимулируется интерес к содержанию урока, создается установка быть внимательными..

      Задание   учащиеся выполнили на  хорошо и отлично.

Соблюдение и требование к уроку

      К работе учителя: наличие конспекта и его содержание в соответствии с календарным планированием. Своевременная подготовка места занятия (инвентарь, оборудование, санитарно- гигиенические условия). Выполнение учебно-воспитательной работы, воспитание морально-волевых качеств, достаточная моторная и общая плотность на уроке. Использование тсо. Объективность выставления оценок. По отношению к обучающимся доброжелательный тон в общении, умение показать упражнение, четкость  команд, обеспечение безопасности на уроке.        

      К работе  учащихся:  своевременная подготовка к началу урока, наличие  спортивной формы. Соблюдение правил  поведения  на  уроке. При самостоятельной работе, активность учащихся при выполнении упражнений в разных частях урока, хорошая техника и культура движений, умение самостоятельно выполнять упражнения и задания, соблюдение правил гигиены, бережливое отношение к инвентарю и оборудованию, знание правил поведения по данному разделу программы.

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока?

    Соблюдаю временной режим на уроке подготовительной части -12 мин., основной части – 28мин., заключительной – 4 мин.

     Все компоненты урока соответствуют задачам. На освоение нового материала затрачиваю 20мин., на  закрепление старого – 14, на подготовку к освоению материала – 6 мин, на восстановление - 1-2 и на проведение тактических действий -1-2 мин.

     Подготовительная часть активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение должной разминки, включающей в себя подготовку основных групп мышц к предстоящей нагрузке.

В основной части урока использую показ, демонстрацию приемов мяча сверху, снизу.

    В заданиях использовался фронтальный метод организации обучения.

      В заключительной части провожу упражнения на восстановление дыхания.

      Время использовано рационально, класс активно выполнял задачи, обеспечена логическая связь между частями урока.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся

      Организован контроль усвоения знания, умений, навыков по принципу отталкивания, подскоки, передачи, как  надо действовать, указывая на ошибки.

Психологическая атмосфера на уроке  и общения обучающихся  и учителя?

     На уроке создана атмосфера развития индивидуальных способностей, высокая степень общей активности учеников; дифференцированность нагрузки на обучающихся  с учетом их индивидуально-психологических  и физиологических особенностей развития с разным уровнем их физического  развития. Стиль общения с обучающимися доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах и в командах во время учебной игры в волейбол.

Хронометраж урока ФК. Общая и моторная плотность урока.

Хронометраж применяется для определения общей (пед.) и моторной (двиг.) плотности урока, характеризующих его эффективность. Наблюдать рекомендуется за активным и дисциплиниров. учеником со среднем уровнем физ.развития и подготовленности. Данные наблюдения и хронометраж фиксируются в заранее подготовленном протоколе.

Протокол

хронометража урока по ФК

1. Школа….

2. Класс…..

3. Дата ……

4. ФИО проводящего урок…………

5. ФИО анализирующего урок………..

6. ФИО наблюдаемого……..

7. Задачи урока…….......

Сод.-е и вид деят.

Время . деят.оконч

 

Анализируемые

показатели

 

Примечание

Выполн. Двиг. действ.

Слуш. объясн. учителя

Отдых

Простой по вине учителя

Построение и т.д.

1,35´´

 

1,35´´

 

 

 

Разновидности ходьбы

2,30´´

55´´

 

 

 

 

Разновидности бега

1,30´´

 

 

 

 

И т.д.

Общая плотность = пед.оправданное время ÷ время урока×100%

Моторная плотность = время двиг.действий ÷ время урока × 100%

Каждый учитель должен стремиться, чтобы показатель общей плотности = 100% .

Моторная плотность находится в прямой зависимости от типа урока. На уроках соверш. и закреп. ранее изуч. материала она должна составлять 70-80%, а на вводных уроках, уроках изучения нового материала желательно, чтобы этот показатель не опускался ниже 50%.

Пульсометрия Методика применения метода пульсометрии.До начала урока необходимо определить из состава класса учащихся (желательно Мальчика и девочку), за которыми будет вестись наблюдение. Для контроля выбирается только основная медицинская группа: Необходимо выяснить, были ли эти ученики на предыдущих уроках физкультуры, нет ли у них на сегодняшний день каких-либо противопоказаний для физкультурных занятий и т. п. Далее в состоянии покоя, например, сидя на гимнастической скамейке, проводим подсчет ЧСС за 1 минуту. Данные величины ЧСС, например, \ мальчика 78 уд/мин, у девочки 90 уд/мин, являются исходными показателями для сравнения со всеми последующими замерами Величины ЧСС. При этом следует помнить, что все последующие и меры ЧСС проводятся только в положении сидя.

Замеры частоты сердечных сокращений в подготовительной, «основной и заключительной частях урока:

до начала выполнения упражнений;

сразу после выполненных упражнений;

во время отдыха после выполненных упражнений;

но время прослушивания учащимися объяснений учителя и т. д.

Последние три замера ЧСС проводятся на последних минутах урока и сразу после его окончания, когда учитель уже дал команду Об окончании урока, а также через 3 и 5 мин после звонка с урока.

На основании полученных величин ЧСС рисуется пульсовая кривая (пульсограмма). Вертикальная линия указывает на количество сердечных сокращений в минуту, горизонтальная — время урока в минутах.

ЧссА

http://konspekta.net/infopediasu/baza9/2302924533064.files/image004.jpg

I г I

5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Необходимо помнить, что величина ЧСС в подготовительной части урока постепенно повышается и может превысить исходную (в данном случае 78 и 90 уд/мин) на 50-70%.


 

В основной части урока, в зависимости от раздела программы (т. е. вида спорта), задач урока, выбранных методов организации занятий и т. п., величина ЧСС может превышать исходную на 100-130%. Превышение величины ЧСС у конкретного ученика свыше 180 ударов в минуту требует частичного снижения нагрузки или полного прекращения занятий для этого школьника.

В заключительной части урока величина ЧСС должна постепенно снижаться и может достичь исходной величины. Физиологической нормой считаются такие показатели, когда величина Ч< С на последней минуте урока не превышает исходную более Чем на 15—20%, а на 5-й минуте после урока приближается к исходной. Превышение указанных показателей может свидетельствовать о том, что:

 

• величина физических нагрузок не соответствовала уровню подготовленности учащихся;

• учитель не провел заключительную часть урока;

• не выполнен комплекс упражнений восстановительного характера в конце урока;

• упражнения, используемые в заключительной части урока, выполнены формально и не принесли должного эффекта;

• учитель по тем или иным причинам игнорирует индивидуальные возрастно-половые особенности развития детского организма и др.

При анализе урока желательно определить истинные причины превышения показателей ЧСС и выработать пути их снижения.

Кроме вышеизложенного, индивидуализация дозирования физических нагрузок на уроках физической культуры и здоровья Предполагает использование учителем визуальных признаков ^Томления, что позволит своевременно корректировать двигательную деятельность отдельных учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока физической культуры по теме Баскетбол 5 класс

Урок по теме "Баскетбол" является началом изучения нового  материала. Цель:Передача и ловля мяча двумя руками от груди  и совершенствование ведения мяча....

Самоанализ урока физической культуры

Самоанализ учителя физической культуры Тищенко А.М....

Открытый урок физической культуры. Тема: Волейбол: физическая и техническая подготовка, подводящие упражнения.

Задачи урока: Развитие основных физических навыков.Развитие координации движений.Развитие игровых навыков в волейболе.Развитие физических и технических возможностей волейболистов.    ...

самоанализ урока физической культуры

цель, задачи урока, тема урока, таблицы уровня ФП, средства решения задач, ожидаемый результат, проблема, самооценивание......

Самоанализ урока физической культуры

Самоанализ предоставлен в виде презентации. Данную презентацию можно использовать как опорный конспект для анализа урока физкультуры....

учебно-методический материал Самоанализ урока физической культуры по теме "Подвижные игры в 3 классе"

Использование национальных игр, нестандартного оборудования приводит к росту мотивации учащихся для самостоятельных занятий физическими упражнениями, интересу к предмету «физическая культура» что, без...