Аннотация к рабочей программе
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Писаренко Наталья Николаевна

Данная разработка поможет правельно составить рабочую программу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Физическая культура».

1-11 классы

  1. Рабочая программа составлена на основе федеральной программы В.И. Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 8 – 11 классов.- М.: Просвещение, 2010 г. Рабочая программа 5-9 классов составлена на основе федеральной программы по ФГОС, В.И. Лях,– М.: Просвещение, 2012г.

  1. Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану ОУ на изучение физической культуры по УМК  в 8-11   классах  отводится 3 ч в неделю. Программа рассчитана на 105 ч (35 учебные недели).

  1. Цель изучения дисциплины
  • развитие основных качеств и способностей, расширение функциональных возможностей организма, укрепление здоровья;
  • воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

В соответствии с этой целью ставятся

задачи:

  • на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
  • формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии  физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
  • углубленное представление об основных видах спорта;
  • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • содействие развитию психических процессов и обучению психической саморегуляции.        
  1. Предпочтительные формы контроля

В курсе физической культуры  проводится:

Виды контроля:                                                                      Формы контроля:

  • вводный                                                                         фронтальный опрос, тесты
  • текущий                                                                   индивидуальный опрос, тесты
  • промежуточный                                                       фронтальный опрос, тесты
  • итоговый                                                                 выполнение тестов;

                     

                                         

  1. Основные образовательные технологии 

В процессе изучения дисциплины  используются:

  • Проблемно-диагностическая
  • Технология оценивания образовательных достижений.
  • Технология дифференциации по уровню развития способностей.
  • Учебно-игровая.
  • Тестовые задания.

Типология учебных задач и ситуаций, направленных на формирование УУД

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить над предметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

• ситуация-проблема;

• ситуация-иллюстрация;

• ситуация-оценка;

• ситуация-тренинг.

Особенности реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

 Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

• урок-исследование, урок-лаборатория, урок—творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок—защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

• учебный эксперимент;

• домашнее задание исследовательского характера.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

• факультативные занятия;

• ученическое научно-исследовательское общество;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

                        Требования к результатам освоения дисциплины

Результатами освоения программы «Физическая культура»  являются личностные, метапредметные и предметные результаты, которые прописаны в рабочей программе.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

 Система планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся в ходе обучения.

В соответствии с ФГОС ООП система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития.

 В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникатив-ной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

 практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

 развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Критерии и нормы оценки результатов 

  В рабочих программах прописаны нормы и критерии оценок по каждой параллели.    Оценивание происходит по 5-бальной системе.

Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре

        Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

        Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

        Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

        Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

        Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

        Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

1. Знания

        При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

        С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

         Оценка «5»

           Оценка «4»

            Оценка «3»

            Оценка «2»

За ответ, в котором:

За тот же ответ, если:

За ответ, в котором:

За непонимание и:

Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

Не знание материала программы.

2. Техника владения двигательными умениями и навыками

        Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.

         Оценка «5»

           Оценка «4»

            Оценка «3»

         Оценка «2»

За выполнение, в котором:

За тоже выполнение, если:

За выполнение, в котором:

За выполнение, в котором:

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив.

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

         Оценка «5»

           Оценка «4»

            Оценка «3»

         Оценка «2»

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

- контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Учащийся:

- организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

- допускает незначительные ошибки в подборе средств;

- контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов.

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

4. Уровень физической подготовленности учащихся

         Оценка «5»

           Оценка «4»

            Оценка «3»

         Оценка «2»

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени.

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному  приросту.

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

                                                                               

        При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.

        Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

        Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность

  1. Календарно-тематическое планирование  представлено в рабочей программе.
  2. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Рабочая программа  сформирована  в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
  •  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10»;
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки РФ от 03 июня 2008 года № 164; от 31 августа 2009 года № 320; от 19 октября 2009 года № 427, от 10 ноября 2011 года № 2643; от 24 января 2012 года № 39; от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции  приказов Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01февраля 2012года, №74);
  •  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  •  Приказ министерства образования Ставропольского края от 07 июня 2012  г. № 537-пр «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ставропольского края»;

       5. Используемая литература

        Литература и средства обучения 10-11 кл.

  1. Журнал «Физическая культура в школе».
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы. Авторы Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Рабочая программа 5-7 классов составлена на основе федеральной программы по ФГОС, В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012г.

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий  Г.А. Прикладная физическая подготовка 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Лях В.И. Методика физического воспитания 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества по физической культуре 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  6. Учебник физической культуры В.И. Лях 10-11 класс. – М.: Просвещение 2010г

Основная литература 8-9 кл.

  1. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Рабочая программа учащихся 5–9-х классов по ФГОС. Лях В.И. – М.: Просвещение, 2012.

  1. Лях В.И. Учебник Физическая культура 8-9 класс» - М.: «Просвещение», 2008г.
  1. Рабочая программа по физической культуре
  1. Олимпийский учебник. – М.: «Советский спорт», 2009
  1. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества по физической культуре. – М.: «Дрофа», 2010.
  1. Лях В.И. Физическое воспитание учащихся. 8-9 класс. – М.: «Просвещение», 2008.
  1. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. – М.: «Просвещение», 2008.
  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движения на уроках физической культуры в школе. – М.: «Владос», 2009

Дополнительная литература для обучающихся

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

 Литература 5-7 кл.

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Баль А.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию. – М., 2009.
  4. Журнал «Физическая культура в школе»
  5. Учебник физической культуры В.И. Лях 5-7 класс. – М.: Просвещение 2010г.
  6. Учебник «Физическая культура»М.Я Виленский, 5-7 класс. – М.: Просвещение 2012г.

6. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Стенка гимнастическая

2. Бревно гимнастическое низкое

3. Козёл гимнастический

4. Конь гимнастический

5. Перекладина гимнастическая

6. Канат для лазания с механизмом крепления

7. Мост гимнастический подкидной

8. Скамейка гимнастическая жёсткая

9. Брусья гимнастические

10. Маты гимнастические

11. Мячи набивные (1-2 кг)

12. Мячи теннисные

13. Скакалки гимнастические

14. Палки гимнастические

15. Обручи гимнастические

16. Секундомер

17. Планка для прыжков в высоту

18. Стойки для прыжков в высоту

19. Измерительная рулетка

20. Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой

21. Мячи баскетбольные

22. Мячи волейбольные

23. Мячи футбольные

24. Сетка для переноски и хранения мячей

25. Жилетки игровые

26. Стойки волейбольные

27. Сетки волейбольные

28. Туристический комплект на 10 человек

29. Тренажеры